Среда, 27.11.2024, 21:29
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Стадии устного консультирования

Общепризнано, что можно выделить следующие стадии консультирования: интервьюирование и собственно консультирование.

Так, в книге «Адвокат: навыки профессионального мастерства» отмечается, что консультирование как вид оказания юридической помощи позволяет выделить два относительно самостоятельных этапа в работе адвоката: уяснение сущности вопроса, с которым обращается доверитель (интервьюирование), и собственно консультация. Разница в целях интервьюирования и консультирования определяет особенности задач, а также этических, технологических и психологических аспектов этой деятельности. Цель интервьюирования — получить от доверителя наиболее полную информацию, имеющую правовое значение для разрешения его проблемы. Цели консультации:

дать доверителю исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу;

разъяснить доверителю все возможные варианты решения его проблемы;

показать возможные правовые и неправовые последствия каждого варианта решения;

помочь доверителю выбрать наиболее приемлемый для него вариант решения;

подсказать доверителю пути реализации избранного варианта решения, определив стратегию и тактику юридических действий в интересах доверителя1.

Блохина выделяет следующие этапы консультирования2:

Первый этап — подготовительный;

Второй этап — общение с клиентом.

Второй этап консультирования предполагает наличие трех самостоятельных ступеней в общении юриста и клиента, а именно:

встреча юриста с клиентом;

передача юристом информации клиенту;

завершение консультирования.

Третий этап — анализ и оценка консультирования.

А. Байков уточняет, что передача юристом информации клиенту включает следующие действия3:

разъяснение вариантов;

помощь в выборе решения;

определение порядка реализации.

Л. А. Воскобитова, ориентируясь уже на адвокатскую практику, в работе «Консультирование как вид деятельности адвоката» указывает, что само консультирование можно разделить на ряд технологических этапов.

Подготовка к консультированию предполагает анализ фактов, сообщенных клиентом, и нормативной базы, необходимой в решении его проблем. Этим адвокат занимается чаще всего в отсутствие клиента. Однако не исключены и ситуации, когда консультация необходима сразу. В любом случае адвокат не может избежать этого этапа и должен, не стесняясь присутствия клиента, уточнить законы, проверить, правильно ли он помнит то или иное положение.

Встреча с клиентом для дачи консультации имеет важное значение для правильного выбора методов проведения консультации. В процессе интервьюирования адвокат уже получил достаточное представление о типе клиента. Чтобы превратить его в своего «сотрудника» и тем самым обеспечить эффективность консультации, [1] [2] [3] адвокату следует сразу же попытаться определить и четко обозначить цели встречи и назвать те задачи, которые он собирается решить. Если предложения адвоката чем-то не устраивают клиента, есть возможность обсудить эти разногласия и уточнить цели и задачи встречи.

Разъяснение клиенту возможных вариантов решения его проблемы и анализ возможных последствий каждого из них. Как правило, на этом этапе клиент пассивен и слушает монолог адвоката. Но это не означает, что ему нечего сказать или не о чем спросить. Поэтому очень важно и эту часть консультаций вести в диалоговой форме, время от времени задавая вопросы клиенту, прибегая к таким выражениям, как: «Если это Вас заинтересует...»; «Один из возможных вариантов...»; «Вероятнее всего...» и т. п.

Помощь клиенту в выборе оптимального решения может стать завершающим этапом консультации. Как правило, этим заканчивается разовая консультация. Очень важно к этому этапу добиться активного участия клиента в выборе решения, потому что в позиции адвоката всегда остается опасность предложить клиенту вариант, оптимальный с точки зрения адвоката, но не отвечающий истинным желаниям клиента. Поэтому выбор решения должен быть выбором самого клиента. Задача адвоката на этом этапе — помочь сделать выбор, и для этого у адвоката есть два средства: разъяснение правовых положений и прогноз возможных результатов. Необходимо подвести клиента к осознанному выбору. Если решение будет воспринято им как собственное, он сможет более последовательно и настойчиво претворять его в жизнь или содействовать в этом адвокату, представляющему его интересы.

Определение стратегии и тактики реализации принятого решения становится завершающим этапом для длящейся работы с клиентом, когда адвокат вступает в дело и берется представлять далее интересы клиента. В таких случаях, выбрав само решение, адвокат продолжает обсуждение и предлагает клиенту возможные варианты действий. Например, если клиент решил обратиться с иском в суд, можно обсудить с ним, когда целесообразно подать исковое заявление, к кому из судей пойти на прием, какие документы представить вместе с иском, а какие оставить до судебного разбирательства, и т. п.[4]

Еще одним вариантом определения стадий консультирования является следующая модель. Она в полной мере отвечает требованиям универсальности (воспроизводит при моделировании любой вид юридического консультирования), типичности (отражает динамику большинства консультаций), специфичности (учитывает специфику юридической деятельности)1.

Данная модель включает следующий набор стадий.

Первая стадия — взаимное оценивание. Вводный этап, во время которого адвокат начинает строить отношения доверия и взаимопонимания с клиентом. Этот этап может быть и очень коротким, особенно в случае предварительного знакомства с клиентом. Несмотря на то что некоторые консультанты стараются сделать его как можно короче, полагая, что лучше сразу перейти к обстоятельствам дела, большинство специалистов считают, что несколько минут, потраченных для общения на нейтральные темы, лишь помогают клиенту освоиться и почувствовать себя увереннее, наладить отношения и улучшить качество последующей информации. Эта стадия консультирования необходима еще и потому, что может помочь:

получить информацию об индивидуальном развитии клиента, его интеллектуальных особенностях (памяти, внимании), психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям, предсказать его действия, поступки, поведение в различных ситуациях;

предварительно подобрать адекватные прогнозируемой ситуации консультирования психологические приемы и индивидуализированные психологические средства, способствующие нейтрализации психологических барьеров в общении (ингибиторов);

произвести хорошее впечатление на клиента, продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в его проблеме;

укрепить первоначальный психологический контакт путем своеобразного «запуска» специфического механизма, обозначенного авторами рассматриваемой модели консультирования как «совмещение оценочных эталонов»2.

Вторая стадия — стимулирование речевого потока консультируемого. Цель этой стадии — оказать помощь консультируемому в воспроизведении события в форме свободного повествования. Несмотря на то что, с точки зрения специалистов, свободный рассказ редко бывает полным, он, как правило, достаточно точен, поскольку проясняет [5] [6] представление клиента о собственной проблеме без навязывания точки зрения адвоката. Помимо этого, возможность говорить свободно помогает клиенту расслабиться, выразить свои чувства, а консультанту — проявить уважение к нему как к личности. Понимание консультантом чувств клиента поможет в будущем отделить субъективные образы клиента от реальной действительности.

Хотя на этом этапе главная задача консультанта — больше слушать и меньше говорить, в процессе этой стадии решаются и другие задачи:

в еще большей степени нейтрализуются потенциальные либо проявившиеся морально-психологические барьеры общения;

полноценно развиваются качественные компоненты коммуникативного контакта, особенно взаимопонимание, доверие, актуализирующие информационные возможности консультируемого;

формируется коммуникативный контакт на основе срабатывания второго феномена, обозначенного в цитируемой работе как «обмен доверительностью». Этот эффект основан на психологической закономерности, согласно которой на своеобразную «презентацию» определенных морально-психологических проявлений одним из партнеров следует адекватный ответ другого — внимательность за внимательность, уважение за уважение, чуткость за чуткость и т. д.1

Третья стадия — определение точки отсчета и детальная хронология событий. После представления клиентом общей картины произошедшего события она позволяет углубиться в детали. Чтобы свести к минимуму путаницу в хронологии, динамика этой стадии исходит из предположения, что консультант должен вновь перечислить всю цепь событий по версии клиента в хронологическом порядке. Правда, для этого адвокату необходимо сначала определить тот момент, с которого должен начинаться отсчет времени. И хотя точка отсчета уже бывает ясной из общей картины событий, описанной клиентом, однако хронологически определить начальную точку бывает затруднительно. Основанием этого являются пропуски в хронологии и хронологическая путаница.

Пропуски в хронологии появляются по двум прямо противоположным причинам: либо затрагивают лично клиента, а потому сознательно или бессознательно пропускаются, либо отбрасываются как несущественные или не имеющие отношения к делу.

Следующей возможной причиной появления хронологических пропусков является подробно описанный в литературе эффект «кон- [7] курирования» в сознании клиента двух разных тем, о каждой из которых он одинаково желает сообщить адвокату, а потому может хаотично перескакивать от темы к теме, нарушая тем самым хронологическую последовательность.

Ошибка, связанная с хронологической путаницей, проявляется, как правило, в двух случаях: либо клиент описывает события, но при этом не уверен, что правильно воспроизводит их последовательность, либо он искажает из-за проблем с памятью реальную последовательность событий, полагая, что одно из них произошло раньше другого1.

Четвертая стадия — шлифовка информационного материала. Этот этап предполагает анализ фактических обстоятельств дела, сообщенных клиентом; документов, им представленных; нормативной базы и судебной практики, необходимой в решении его проблемы. Несмотря на то что этим адвокат занимается, как правило, в отсутствие клиента, не исключены ситуации, когда консультация необходима клиенту сразу. Но даже в этом случае консультант не может миновать этот этап и должен, не стесняясь присутствия клиента, проверить, правильно ли он помнит те или иные нормы права. Этим правилом не следует пренебрегать даже тогда, когда адвокат специализируется в соответствующей отрасли законодательства, поскольку законодательство постоянно меняется. В этом случае поспешная консультация может привести к ошибке и, соответственно, к ущемлению интересов клиента2.

Пятая стадия — выбор оптимального решения и путей его реализации. Необходима для выявления альтернативных действий и предсказания их вероятных правовых последствий. Клиент должен принимать решение только после получения им консультации по всем вопросам, имеющим отношение к делу. Несмотря на то что вопрос о заверениях и гарантиях в отношении результата урегулирован Кодексом профессиональной этики, многие адвокаты предпочитают полностью избегать обсуждения с клиентом перспективы исхода дела. В случаях, когда клиент все же настаивает на обсуждении этого вопроса, консультанты, как правило, ограничиваются следующими фразами: «У этого дела хорошие судебные перспективы»; «Это дело столкнется с процессуальными сложностями» и т. п. Объяснением этого может быть не столько неопытность части консультантов в предсказании вероятностного прогноза, сколько то, что во время [8] [9] представления интересов клиента могут возникнуть новые обстоятельства; наряду с правовыми последствиями клиента могут поджидать и неправовые, которые ему также предстоит пережить, например, из-за несовершенства отечественного правосудия и механизма исполнения судебных решений и др.

Опытные адвокаты, как правило, не принимают за клиента решения, касающиеся того или иного варианта ведения дела. Они лишь предлагают клиенту несколько вариантов, разъясняют последствия положительного и отрицательного течения дела по каждому из них и предлагают сделать выбор, по какому пути им предпочтительнее идти. В этом случае ответственность за избранный путь перекладывается с юриста на клиента, хотя ответственность за правильность консультации, за разъяснение норм действующего законодательства полностью лежит на адвокате1.

В сущности, указанные этапы охватывают весь процесс консультирования. Однако необходимо рассмотреть данный вид юридической помощи применительно к деятельности именно адвокатов, вследствие чего нужно исследовать их в свете специфики адвокатской практики с учетом имеющихся в отношении нее законодательных и этических требований (например, необходимость заключения с доверителем соглашения). В связи с этим каждая стадия может состоять из определенного набора действий, осуществляемых адвокатом, но при этом некоторые действия будут носить обязательный характер, а другие — факультативный (необязательный).

Итак, на практике консультирование, осуществляемое адвокатом, состоит из трех стадий:

подготовка к консультации;

интервьюирование;

собственно консультирование.

Процесс оказания адвокатом консультационной помощи включает следующие действия адвоката:

приветствие, знакомство, представление адвоката;

выяснение сути правовой проблемы, за разрешением которой доверитель обратился к адвокату;

характеристика видов юридической помощи, которая может быть оказана адвокатом, и ее объема;

определение размера гонорара за оказание консультационной помощи; [10]

заключение соглашения об оказании юридической помощи;

разъяснение статуса адвоката и сущности адвокатской тайны;

проведение беседы с доверителем;

ознакомление с представленными доверителем документами;

уточнение информации, полученной от доверителя;

обобщение информации, полученной от доверителя;

уточнение вопросов, ответы на которые интересуют доверителя;

правовая оценка представленной информации и подготовка консультации;

предоставление консультации доверителю;

уточнение правильности понимания консультации доверителем.

Такие действия, как приветствие, знакомство, представление адвоката, выяснение сути правовой проблемы, за разрешением которой доверитель обратился к адвокату, характеристика видов юридической помощи, которая может быть оказана адвокатом, и ее объема, определение размера гонорара за оказание консультационной помощи и заключение соглашения об оказании юридической помощи, относятся к стадии подготовки консультации.

Такие действия, как разъяснение статуса адвоката и сущности адвокатской тайны, проведение беседы с доверителем, ознакомление с представленными доверителем документами, уточнение информации, полученной от доверителя, обобщение информации, полученной от доверителя, и уточнение вопросов, ответы на которые интересуют доверителя, относятся к стадии интервьюирования.

Такие действия, как правовая оценка представленной информации и подготовка консультации, предоставление консультации доверителю и уточнение правильности понимания консультации доверителем, относятся к стадии собственно консультирования.

Приветствие, знакомство, представление адвоката. Эти действия обязательны как минимум потому, что вежливость является непременным этическим требованием к деятельности адвоката. Согласно ст. 8 Кодекса этики адвокат должен уважать честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, и придерживаться манеры поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению.

Не будет преувеличением сказать, что оптимальный вариант — проведение консультации по предварительной договоренности между адвокатом и обращающимися к нему гражданами. Благодаря предварительной договоренности можно точно определить, относится ли вопрос, за разъяснением которого граждане обращаются к адвокату, к сфере его профессиональной специализации. Кроме того, адвокат, зная, с каким вопросом к нему будут обращаться, может соответствующим образом подготовиться к проведению консультации — в частности, ознакомиться с новыми, недавно опубликованными материалами судебной практики по данной тематике.

Если же такая предварительная договоренность отсутствовала и адвокат впервые видит и слышит граждан, обращающихся к нему за консультацией, то ему необходимо представиться и попросить, в свою очередь, представиться обратившихся граждан.

Возможно уточнение того, каким образом обратившиеся граждане узнали о данном адвокате, особенно в том случае, когда они обратились за консультацией к конкретному адвокату, а не в адвокатское образование. Зная, какую помощь он оказывал лицам, рекомендовавшим обратиться к нему, адвокат сможет правильно понять, какой объем помощи ждут от него и, что немаловажно, на каких финансовых условиях.

В случае необходимости (в первую очередь при соответствующем прямом вопросе обратившихся лиц) адвокат должен указать, членом какой адвокатской палаты он состоит, к какому адвокатскому образованию относится, какова его специализация, каковы общий стаж его юридической деятельности и стаж непосредственно его адвокатской практики, а также каков опыт разрешения дел по интересующей доверителя категории. Эта информация создает у обратившихся граждан правильное представление об официальном статусе адвоката, что способствует соответствующему восприятию гражданами информации, сообщаемой адвокатом как официальным лицом, наделенным определенными полномочиями по оказанию помощи.

Вне всякого сомнения, адвокат должен быть вежливым не только при встрече и знакомстве, но и в дальнейшем по ходу консультационной беседы. Адвокат обязан сохранять спокойствие и невозмутимость, а также быть корректным и по возможности вежливым вне зависимости от того, как складывается консультационная встреча, и вне зависимости от личных качеств доверителя.

Выяснение сути правовой проблемы, за разрешением которой доверитель обратился к адвокату. По общему правилу после знакомства адвокат предлагает консультируемым гражданам изложить суть правовой проблемы, за помощью в разрешении которой они обратились к нему.

Это действие является ключевым для определения возможности оказания требуемой помощи. Оно важно в контексте того, что в случае если адвокат по тем или иным объективным причинам не может проконсультировать обратившихся граждан (и первой такой возможной объективной причиной является то, что данный вопрос находится за пределами специализации адвоката), то консультационная встреча может быть закончена уже в этот момент.

Желательно, чтобы адвокат направил граждан, которым не может оказать консультационную помощь, к кому-либо из своих коллег, специализация которых позволит им эффективно помочь этим гражданам.

Если предмет обращения выходит за рамки специализации адвоката, но в целом он готов проконсультировать по данному вопросу, адвокат определяет, какое время понадобится ему для подготовки консультации.

Кроме того, выяснение сути правовой проблемы необходимо адвокату для того, чтобы определить объем информации (законодательной и судебной), с которой ему нужно ознакомиться к моменту проведения консультационной встречи.

Характеристика видов юридической помощи, которая может быть оказана адвокатом, и ее объема. Если по имеющейся у обратившихся граждан правовой проблеме адвокат может оказать консультационную помощь, необходимо дать характеристику видов юридической помощи, которая может быть оказана адвокатом, и ее объема. Данное действие нацелено на то, чтобы обратившиеся граждане представляли, какие виды юридической помощи они могут получить от адвоката; вследствие этого его можно рассматривать как обязательное. Адвокат должен разъяснить, что он может оказать сугубо консультационную помощь путем проведения устной или письменной консультации, либо в развитие этой консультации он может оказать далее и иную помощь — прежде всего в виде подготовки документов правового характера, представительства в органах государственной власти, представительства в органах местного самоуправления, судебного представительства — но это будет уже иной, отдельный от консультирования вид помощи. Также в соответствующих случаях нужно разъяснить различие между устной и письменной консультациями. Подобное разъяснение поможет гражданам лучше сориентироваться в том, какой вид помощи им необходим в данный момент, и адвокат приступит к консультированию, полностью представляя, какой объем помощи ожидают получить обратившиеся к нему лица.

Кроме того, доверители смогут определиться с тем, какая помощь адвоката может понадобиться им в дальнейшем.

Адвокату важно также уточнить ориентировочные размеры оплаты вознаграждения за юридическую помощь, чтобы обращающиеся граждане заранее определились с размерами своих расходов.

Определение размера гонорара за оказание консультационной помощи. Разрешение гонорарных вопросов является, бесспорно, одним из важнейших аспектов консультирования (в первую очередь — для доверителя), а потому это — обязательное действие адвоката при консультировании (разумеется, за исключением случаев оказания бесплатной юридической помощи). Выяснив суть правовой проблемы, за разрешением которой обратились заинтересованные граждане, и увидев, что ожидаемая от него помощь может быть оказана, адвокат должен именно на этой стадии обозначить размер гонорара за оказание консультации, чтобы она могла состояться только в том случае, если размер гонорара устраивает обращающихся граждан.

В любом случае размер гонорара должен быть определен и согласован сторонами — адвокатом и лицом (лицами), обращающимся за юридической помощью, — до начала стадии интервьюирования. Согласно ст. 25 Закона об адвокатуре вознаграждение адвоката является одним из существенных условий соглашения об оказании юридической помощи; следовательно, консультационная юридическая помощь адвоката, как и иная оказываемая адвокатами юридическая помощь, по общему правилу является возмездной.

Адвокат вправе устанавливать размер гонорара за оказание помощи индивидуально в каждом конкретном случае, основываясь на положениях Кодекса этики. В соответствии с п. 2 ст. 16 Кодекса этики гонорар определяется соглашением сторон и может учитывать объем и сложность работы, продолжительность времени, необходимого для ее выполнения, опыт и квалификацию адвоката, сроки, степень срочности выполнения работы и иные обстоятельства. Следовательно, адвокат с учетом данной рекомендации, принимая во внимание указанные обстоятельства, вправе в каждом конкретном случае устанавливать определенный размер оплаты своей консультационной помощи. При этом желательно разъяснить обратившимся лицам, что они вправе выбрать любого адвоката любой формы адвокатского образования, где необходимая юридическая помощь может быть оказана им на взаимоприемлемых условиях.

У каждого адвоката обычно имеется своя личная выработанная практикой шкала тарифов за консультирование. Однако в некоторых коллективных адвокатских образованиях (коллегиях адвокатов и адвокатских бюро) утверждены тарифы оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами этих образований, в том числе и консультационной. В таком случае данные тарифы обязательны для всех адвокатов этих коллегий и бюро.

Кроме того, в некоторых регионах органами адвокатских палат этих субъектов РФ предусматривается минимальный размер оплаты наиболее распространенных видов юридической помощи, оказываемой адвокатами (эта мера направлена на защиту интересов адвокатов, а также на защиту интересов их доверителей — в случае взыскания с противника расходов на юридическую помощь). В этих регионах все адвокаты, являющиеся членами адвокатской палаты данного региона, обязаны руководствоваться установленным размером оплаты консультирования.

Бесспорно, гонорар за консультационную помощь адвоката должен устанавливаться в виде единой платы за предоставление рекомендации или комплекса рекомендаций по устранению всей имеющейся у обратившегося лица правовой проблемы, но не в виде отдельной платы за ответ на каждый конкретный вопрос обратившегося лица.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что все сказанное относится непосредственно к определению размера гонорара, но не к получению этого гонорара: каждый адвокат решает для себя сам, когда ему должен быть выплачен гонорар — в начале консультационной встречи (при заключении соглашения об оказании юридической помощи) или по ее завершении.

Однако непременной обязанностью каждого адвоката является соблюдение финансовой дисциплины при получении гонорара. Консультация адвоката, являющегося членом коллегии адвокатов, партнером адвокатского бюро или членом юридической консультации, должна быть оплачена наличным расчетом в кассу соответствующего адвокатского образования или безналичным — на счет этого адвокатского образования, и только консультация адвоката, являющегося учредителем адвокатского кабинета, может быть оплачена либо на счет этого адвоката, либо наличными средствами непосредственно адвокату.

Заключение соглашения об оказании юридической помощи. Консультирование, являясь видом юридической помощи, оказываемой адвокатом, и таким образом составляя часть адвокатской деятельности, должно в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона об адвокатуре осуществляться на основании соглашения между адвокатом и доверителем. Соответственно, лица, обратившиеся к адвокату за оказанием консультационной помощи, являются по отношению к нему доверителями как лица, заключившие с адвокатом соглашение об оказании юридической помощи, вне зависимости от того, нуждаются ли они в юридической помощи сами или обращаются за помощью в интересах каких-либо иных лиц (физических или юридических); исключение составляют случаи, когда к адвокату официально обращается руководитель или представитель юридического лица. Такое положение полностью отвечает определению доверителя, данному в Кодексе этики.

Необходимо подчеркнуть, что при оказании адвокатом консультационной помощи соглашение в силу императивного правила п. 1 ст. 25 Закона об адвокатуре должно быть оформлено между адвокатом и доверителем обязательно, несмотря на то что оказание помощи данному доверителю может быть весьма незначительным по времени и единовременным по факту работы адвоката.

Можно рассмотреть некоторые особенности заключения соглашения в контексте формулирования существенных условий этого соглашения. Как и при оказании любых других видов юридической помощи, требуется указать данные об адвокате (фамилия, имя, отчество), его номер в реестре адвокатов соответствующего субъекта РФ, адвокатском образовании, в рамках которого адвокат осуществляет профессиональную деятельность (в данном случае — по консультированию обративших лиц), адвокатской палате, членом которой адвокат является.

Вместе с тем исключительно важное значение имеет правильно сформулированный предмет соглашения об оказании консультирования как вида юридической помощи. Целесообразно при заключении соглашения указывать, в отношении какой проблемы доверителю требуется консультационная помощь адвоката, на какие вопросы хочет получить ответы доверитель, в каком объеме должна быть предоставлена помощь, в какой форме (устной или письменной) и в какой срок (в отношении письменных консультаций, но иногда и в отношении устных консультаций) она должна быть оказана.

Кроме того, если речь идет об оказании исключительно консультационной помощи, то необходимо специально это отметить, чтобы доверитель не ожидал, что на основании данного соглашения адвокат впоследствии будет оказывать ему и иную юридическую помощь, например, готовить документы правового характера или осуществлять судебное представительство. Все это имеет значение как мера во избежание возникновения недопонимания между адвокатом и доверителем.

Размер вознаграждения (гонорара) адвоката также является существенным условием соглашения. Как было указано ранее, размер вознаграждения адвоката по общему правилу должен определяться с учетом положения Кодекса этики, согласно которому гонорар определяется соглашением сторон и может учитывать объем и сложность работы, продолжительность времени, необходимого для ее выполнения, опыт и квалификацию адвоката, сроки, степень срочности выполнения работы и иные обстоятельства.

Наконец, условие об ответственности адвоката определяется общими положениями действующего законодательства Российской Федерации, здесь отсутствует какая-либо специфика, связанная с оказанием консультационной помощи.

В связи с рассмотрением вопросов оформления соглашения об оказании юридической помощи можно также отметить, что именно с момента заключения такого соглашения лицо, обращающееся к адвокату за юридической помощью, становится доверителем со всеми исходящими из этого статуса обязанностями адвоката по оказанию доверителю квалифицированной юридической помощи. Следовательно, соглашение целесообразно заключать только на той стадии общения адвоката с лицом, обратившимся к нему за оказанием юридической помощи, когда адвокат становится уверенным в том, что сможет оказать требуемую помощь, т. е. непосредственно перед беседой с консультируемым доверителем.

Возможно заключение соглашения не перед беседой с обратившимся за помощью лицом, а по окончании этой беседы, т. е. непосредственно перед предоставлением адвокатом консультации. Справедливо замечание о том, что определять предмет соглашения, стоимость юридической помощи целесообразнее после, а не в начале интервью1.

Однако не будет нарушением закона и оформление соглашения по окончании консультирования, т. е. по факту оказания консультационной помощи. Главное — безусловное соблюдение адвокатом требования закона о том, что письменное соглашение об оказании [11] юридической помощи при консультировании должно быть обязательно оформлено.

Разъяснение статуса адвоката и сущности адвокатской тайны. Данные действия, в отличие от предыдущих действий, охарактеризованных выше, не являются обязательными, поскольку многие российские граждане имеют представление о том, какова деятельность адвокатов, а разъяснение адвокатского статуса и сущности гарантий адвокатской тайны может и не понадобиться.

Вместе с тем нередко бывают ситуации, когда доверитель, понимая, что ради своих собственных интересов он должен рассказать адвокату определенную информацию, тем не менее не решается ее поведать, особенно если эти сведения касаются самого гражданина и (или) носят неблаговидный характер. Видя подобное затруднение, адвокат может сообщить, что все сведения, которые будут ему сообщены, в чем бы они ни заключались и кого бы они ни касались, с момента их сообщения будут составлять адвокатскую тайну и потому ни в коем случае не подлежат разглашению адвокатом. Кроме того, в некоторых случаях важно разъяснить сущность свидетельского иммунитета адвоката, чтобы граждане узнали о том, что адвокат не может быть допрошен о содержании настоящей консультационной беседы. Это предупреждение нужно для того, чтобы обратившиеся граждане доверяли адвокату, зная, что сообщенная ими ему информация не станет известной кому-либо, кроме него.

Подобное разъяснение может оказаться необходимым и в начале встречи, и в ходе непосредственной беседы адвоката с доверителем, если становится очевидно, что последний затрудняется с изложением определенных фактов.

Важно подчеркнуть, что разъяснять суть адвокатской тайны необходимо не законодательными положениями и теоретическими дефинициями, а простым и доступным языком, чтобы обратившимся гражданам стала понятна суть института адвокатской тайны.

Во многих случаях такое разъяснение весьма положительно действует на доверителей, помогая им рассказать адвокату о всех обстоятельствах сложной правовой ситуации, за помощью в разрешении которой они к нему обратились.

При этом важно специально дополнительно проинформировать обратившихся граждан о том, что после проведения консультации адвокат не сможет когда-либо оказывать помощь их противникам (оппонентам), поскольку обязан действовать строго в интересах своих доверителей.

7. Проведение беседы с доверителем. Очень важный момент начала консультирования — это определение порядка проведения консультации. Организуя консультацию, следует также точно определить, сколько времени может потратить на нее юрист (у него могут быть и другие дела, запланированные на этот день) и каким временем располагает клиент; достаточно ли этого времени для спокойного и всестороннего обсуждения всех необходимых вопросов. Справедливо замечание о том, что, проявляя уважение к своему доверителю, целесообразно уже в начале беседы оговорить, каким временем адвокат и его доверитель располагают для совместной ра- боты1.

Учитывая характер клиента, следует сразу оговорить и порядок обсуждения имеющихся вопросов. Короче говоря, установление порядка обсуждения позволяет юристу провести консультирование более организованно, не тратя время на ненужные повторы, не отвлекаясь на споры и обсуждение посторонних предметов. Если порядок консультирования заранее оговорен с клиентом, юрист имеет возможность прервать отвлеченные рассуждения и в любой момент напомнить клиенту о необходимости придерживаться установленного гра- фика2.

Целесообразно отметить справедливое замечание С. Н. Гаврилова о том, что иногда информация, которая на первый взгляд не имеет какого-либо значения для дела, при более тщательном анализе может помочь дать правильную консультацию. Вместе с тем, если доверитель «увлекается», например говоря вообще о несправедливости жизни и законов и т. п., необходимо тактично направлять беседу в нужное русло3.

Следует отметить, что адвокат должен умело управлять ходом консультационной беседы, в первую очередь — ходом собственно беседы с доверителем (как наиболее продолжительного из всех действий, в совокупности составляющих консультирование). В связи с этим он, бесспорно, имеет моральное право управлять ходом консультационной беседы ради интересов как данного консультируемого им в настоящий момент доверителя, так и ради интересов других своих доверителей. [12] [13] [14]

Одним из способов управления является постановка вопросов, в том числе уточняющих и направляющих. Однако постановка вопросов является отдельным действием, осуществляемым адвокатом при оказании консультационной помощи, и несет в себе особенности, которые будут рассмотрены далее.

При проведении устных консультаций важно принимать во внимание некоторые этические и психологические особенности общения с гражданами, которые могут отрицательно влиять на эффективность беседы.

В частности, иногда граждане сознательно или неосознанно скрывают от адвоката некоторые обстоятельства (чаще всего, конечно, неблагоприятно их характеризующие) либо, напротив, сообщают заведомо ложные или не соответствующие действительности сведения. Как было отмечено выше, согласно п. 7 ст. 10 Кодекса этики при исполнении поручения адвокат должен исходить из презумпции достоверности документов и информации, представленных доверителем, и не проводить их дополнительной проверки. Если адвокату становится понятно, что граждане поступают таким образом, ему следует предупредить их о том, что совершение подобных действий приведет к отсутствию у него достоверной информации в полном объеме, а это, в свою очередь, не позволит ему дать им правильную и полномасштабную (исчерпывающую) консультацию. Данное разъяснение важно для того, чтобы у обратившихся граждан было правильное понимание зависимости квалифицированной юридической помощи от предоставляемой ими информации.

Иногда некоторым обратившимся гражданам подобное предупреждение следует сделать в самом начале беседы.

Важно отметить, что адвокату важно с первой же минуты знакомства и общения с гражданином составить своеобразный психологический экспресс-портрет консультируемого гражданина. Фактически это — первое впечатление о человеке, с которым адвокату предстоит работать. Такой экспресс-портрет должен давать максимально возможное представление о личности доверителя и включать общую оценку уровня его интеллекта, эмоциональности, культуры, социального опыта общения, и особенно стиля общения (в плане многословности или малоразговорчивости доверителя). Конечно, первое впечатление, лежащее в основе экспресс-портрета, не может быть полностью верным и даже может оказаться ошибочным, однако это единственная основа для его построения, а для адвоката это единственная возможность подготовиться к встрече.

На основании психологического экспресс-портрета адвокат определяет стиль общения с обратившимся гражданином. В частности, проведение консультационной беседы возможно двумя способами.

Первый способ заключается в том, что адвокат в начале беседы выслушивает монолог доверителя с изложением фактических обстоятельств той правовой проблемы, за разрешением которой он обратился к адвокату.

Сразу же необходимо отметить, что важно не мешать гражданину изложить подготовленный (составленный, обдуманный, выверенный) им монолог. Прерывать данный монолог вопросами адвокату целесообразно только в том случае, когда необходимо сразу же уточнить обстоятельства, являющиеся принципиальными для восприятия дальнейшего повествования. Непосредственно задавать по ходу повествования целесообразно лишь те вопросы, ответы на которые будут иметь принципиальный характер для восприятия дальнейшего повествования доверителя. Например, если к адвокату обращается гражданин по наследственному вопросу и обозначает себя просто наследником, адвокат обязательно должен уточнить, является ли данный гражданин наследником по закону или наследником по завещанию — по понятным причинам это принципиально для восприятия дальнейшего повествования этого гражданина.

Вопросы, ответы на которые не носят такого принципиального характера, адвокату целесообразно фиксировать, и, если доверитель не сообщил соответствующие сведения в течение своего повествования, задавать их доверителю только по окончании его монолога. Нарушение этой рекомендации чревато тем, что в противном случае адвокат рискует навязать доверителю собственное представление об имевших место событиях, упустить возможность уловить какие-либо нюансы в рассказе доверителя, которые в дальнейшем окажутся чрезвычайно важными для дела1.

В рамках монолога адвокат может задавать подобные вопросы только в случае, когда доверитель явно отклоняется от основной темы своего обращения. В таком случае данные вопросы будут способом управления ходом консультационной беседы в целях наиболее эффективного оказания юридической помощи.

Второй способ должен применяться тогда, когда обратившимся гражданам трудно выступить с единым монологом с изложением фак- [15] тических обстоятельств проблемы. При данном способе адвокат, поняв суть проблемы (например, определив отрасль законодательства, в рамках которой эта проблема возникла), должен далее формулировать вопросы, ориентируясь на свой опыт в оказании помощи по подобной категории дел. При этом важно, чтобы адвокат переходил к формулированию вопросов тактично, не вызывая у доверителя чувства психологического дискомфорта — поскольку именно адвокат обязан заботиться о комфортной психологической обстановке во время проведения консультационной беседы.

Иногда граждане обращаются к адвокату за получением ответов на конкретные вопросы, и в такой ситуации они сами задают ряд вопросов, ожидая от адвоката формулирования конкретных ответов на них.

Ознакомление с представленными доверителем документами. Ознакомление с имеющимися у доверителя и представленными им на обозрение адвоката документами — существеннейшая часть интервьюирования, вследствие чего это действие является обязательным (при представлении доверителем адвокату документов). Этот вывод обусловлен тем, что часто только на основании документов адвокат может составить по-настоящему верное представление об обстоятельствах, составляющих проблему доверителя. Если же доверитель не может изложить юридические детали своей проблемы, то адвокат может ознакомиться с ними и составить о них представление исключительно на основании документов.

Соответственно, если доверитель при обращении к адвокату за консультационной помощью готов представить ему документы, иллюстрирующие содержание правовой проблемы, необходимость которой стала причиной обращения к адвокату, адвокат обязан ознакомиться с этими документами.

Можно отметить несколько методик ознакомления адвоката с документами, представленными консультируемым им доверителем:

ознакомление с документами до проведения устной беседы с доверителем;

ознакомление с документами одновременно с проведением устной беседы с доверителем;

ознакомление с документами после проведения устной беседы с доверителем.

Каждый из предлагаемых вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки, поэтому адвокат сам должен выбрать наиболее подходящий вариант в зависимости от того, насколько содержательны документы, представленные ему доверителем для ознакомления. По общему правилу адвокат знакомится с документами в любом случае после выяснения сути правовой проблемы, за разрешением которой обратился к нему доверитель. Целесообразно в этот момент составить представление о наборе имеющихся документов и определиться с вариантом ознакомления с ними. Если содержание этих документов полностью или практически полностью раскрывает все обстоятельства, составляющие имеющуюся у доверителя правовую проблему, предпочтительно ознакомиться с ними до проведения устной беседы; в рамках этой беседы доверитель дополнит содержащуюся в них информацию сведениями, которые посчитает необходимыми; благодаря такой методике адвокату не придется столкнуться с неверным пересказом доверителем содержания этих документов.

Если документы в целом охватывают проблему, но их содержание не даст адвокату полного представления о ней, желательно знакомиться с этими документами одновременно с проведением устной беседы с доверителем или по окончании беседы, с тем чтобы подкорректировать сложившееся представление об обстоятельствах проблемы.

Если же представленные документы носят отрывочный характер, то целесообразно знакомиться с ними только после того, как в рамках устной беседы доверитель изложит все обстоятельства, документы смогут лишь дополнить необходимые штрихи к его рассказу.

Уточнение информации, полученной от доверителя. В любом случае вопросы адвоката и по содержанию, и по форме должны подтверждать его заинтересованность в нахождении путей разрешения правовой проблемы, имеющейся у граждан. Соблюдение этого требования будет способствовать укреплению доверительного отношения обратившихся граждан к адвокату.

О. Блохина отмечает, что в процессе общения также рекомендуется задавать клиенту контрольные и ориентационные вопросы.

Контрольные вопросы необходимо задавать, чтобы выяснить, слушает ли вас клиент, понимает или просто поддакивает. Это вопросы типа: «Что Вы об этом думаете?», «Считаете ли Вы так же, как и я?», «Вам понятно, что я говорю?» и т. п.

Ориентационные вопросы адвокат задает, чтобы установить, продолжает ли клиент придерживаться ранее высказанного мнения или изменил свою позицию. Например: «Есть ли у Вас еще вопросы?» и т. п.[16]

При этом важно использовать весь возможный арсенал вопросов. В книге «Защита по уголовному делу»[17] применительно к допросу свидетелей приводится следующая классификация вопросов:

контрольные — ставятся с целью определения объективных условий восприятия свидетелем имеющих значение для дела обстоятельств, отношения свидетеля к воспринятым обстоятельствам, лицам и их действиям;

уточняющие и дополняющие — служат углублению содержания сообщаемого свидетелем;

направляющие — призваны ограничивать мыслительную деятельность допрашиваемого относительно строго определенных обстоятельств, объектов, лиц;

напоминающие — используются в качестве стимулирующих припоминание забытых обстоятельств;

вводные — способствуют выяснению личности свидетеля, его взаимоотношений с различными лицами;

переходные — выполняют роль мостов между предыдущими и важными последующими вопросами.

При всем том, что приведенная классификация вопросов была сформулирована авторами указанного издания применительно к допросу свидетелей по уголовному делу, она является настолько многогранной, что адвокат, проводящий консультационную беседу, вполне может взять их за основу.

Действенным способом управления ходом беседы является также установление определенной продолжительности беседы на стадии договоренности о консультационной встрече. На протяжении этого установленного периода времени адвокат занимается только проведением консультации для данного доверителя, однако доверитель не вправе злоупотреблять временем адвоката и должен за отведенное ему время полностью изложить необходимые фактические обстоятельства, ответить на вопросы адвоката и получить консультацию.

По общему правилу после изложения фактического материала адвокату необходимо задать консультируемым гражданам уточняющие и дополняющие вопросы, носящие сугубо правовую направленность, для того чтобы уточнить существенные юридические аспекты проблемы.

Как было отмечено выше, желательно, чтобы адвокат эти вопросы, обязательно возникающие по ходу монолога граждан, последовательно фиксировал, чтобы задавать их в совокупности по окончании монолога, не перебивая повествование граждан. Исключения из этого правила возможны только в отношении вопросов, носящих принципиальный характер для всей консультации.

Разумеется, ответы консультируемых граждан на вопросы адвоката с большой долей вероятности могут повлечь возникновение у него новых вопросов. В отличие от начала беседы (монолога граждан) ее продолжение характеризуется управляющей ролью адвоката, поскольку именно он определяет, какие сведения ему еще необходимы для дачи консультации. В то же время адвокат должен воздерживаться от расширительного толкования проблемы, выражающегося в выяснении обстоятельств, весьма косвенно связанных с обозначенной гражданами проблемой, или даже вообще с ней не связанных. Для адвоката на данной стадии главное — получить сведения, необходимые для подготовки и предоставления ожидаемой от него консультации, но ни в коем случае не выяснять подробности жизни доверителей, о которых они, возможно, готовы рассказать ему.

Обобщение информации, полученной от доверителя. После изложения консультируемыми лицами фактических обстоятельств правовой проблемы, за помощью в разрешении которой они обратились к адвокату, после постановки адвокатом вопросов о дополнительных обстоятельствах, имеющих, по его мнению, значение для консультации, и получения ответов на них адвокат должен обобщить всю совокупность полученной информации. Это действие часто называется резюмированием и носит обязательный характер, т. е. обобщить полученную информацию адвокат должен обязательно, чтобы избежать недопонимания между ним и доверителем по поводу оценки тех или иных сведений. Данное обобщение (резюмирование) представляет основанный на информации, полученной в ходе собеседования с доверителем, подробный, изложенный в хронологической последовательности пересказ адвокатом событий, составляющих юридические проблемы доверителя1, т. е. пересказ адвокатом обратившимся гражданам сообщенных ему ими сведений. Следует отметить, что адвокат на данной стадии вправе пересказать только те обстоятельства, которые он считает юридически значимыми для консультации. Соответственно, он вправе пересказывать события, используя юридические [18] формулировки, в необходимых случаях по просьбе граждан разъясняя их значение.

После обобщения целесообразно уточнить у граждан, есть ли у них дополнительные сведения, с тем чтобы подытожить имеющуюся информацию. Важно, чтобы заинтересованные лица понимали, что консультация будет предоставлена им на основании именно той информации, которую они сами сообщили адвокату.

Необходимость обобщения полученной от граждан информации и, соответственно, обязательность этого действия в рамках консультирования обусловлены еще таким важным фактическим обстоятельством, как широко распространенное неверное понимание (и применение) известных юридических терминов.

Для иллюстрирования подобной ситуации можно привести следующие весьма часто встречающиеся примеры:

сводные братья и сестры: вопреки определению сводных братьев и сестер как детей супругов от их предыдущих браков широко распространено неверное применение этого термина в отношении неполнородных братьев и сестер (единокровных детей одного отца от разных матерей) или единоутробных (детей одной матери от разных отцов);

мачехи (и отчимы): вопреки определению мачехи как женщины, состоящей в зарегистрированном браке с отцом человека, широко распространено неверное мнение, что мачехой можно называть ту жену отца, которая занималась воспитанием его детей;

дедушки и бабушки: вопреки определению родственных отношений дедушкой доверитель может называть не только родного деда, но и мужа бабушки (и, следовательно, бабушкой доверитель может называть не только родную бабушку, но и жену деда);

приватизация жилья: вопреки определению приватизации как одного из первоначальных оснований приобретения права собственности (по конкретно определенному документу — договору передачи) широко распространено неверное восприятие приватизации как любого основания возникновения права собственности граждан на их жилище (включая приобретение жилья по гражданско-правовым сделкам, в результате выплаты пая в жилищных и жилищно-строительных кооперативах).

Адвокат обязательно должен уточнить, правильно ли обратившиеся к нему граждане понимают юридические термины, поскольку неверное их толкование ведет к неверному изложению. Например, обозначение гражданином сына его умершего отца от предыдущего брака как сводного брата создаст у адвоката неправильное представление, что этот человек не является наследником умершего отца консультируемого доверителя, ведь адвокат воспринял его как пасынка умершего отца доверителя. Обозначение приобретения права собственности на квартиру в «кооперативном» доме в результате выплаты паевого взноса как приватизации может создать у адвоката неправильное представление в отношении имущественных прав супруга владельца жилья.

Приведенные примеры показывают, насколько важно, чтобы адвокат уточнял интересующие его сведения, сообщаемые ему консультируемыми гражданами. Это необходимо для предоставления этим гражданам максимально верной консультации.

Уточнение вопросов, разрешение которых необходимо доверителю. Выслушав граждан, уточнив объем и содержание фактических сведений, которые они считают необходимым сообщить ему, адвокат должен уточнить также вопросы, за разрешением которых граждане к нему обратились. Это является настоятельной необходимостью, поскольку на данной стадии консультирования, зная фактические обстоятельства и суть проблемы, адвокату нужно переходить к оказанию непосредственной консультационной помощи, и эта помощь должна быть как раз той, в которой нуждаются граждане.

Таким образом, итогом данной стадии встречи должно быть уточнение перечня вопросов, на которые обратившиеся граждане хотели бы получить от адвоката квалифицированные ответы. После этого окончательно формулируется правовая проблема, за разрешением которой граждане обратились к адвокату.

Важно отметить, что даже если адвокат уверен, что правильно понимает, за разрешением каких вопросов обратились к нему консультируемые граждане, все равно обязательно следует уточнить эти вопросы во избежание недоразумений.

Бывают ситуации, когда адвокат, выслушав повествование о фактических обстоятельствах дела и ответы на свои вопросы, видит в ситуации не только те аспекты правовой проблемы, по поводу которых обращаются доверители, но и иные грани проблемы, которые сами доверители не видят. Адвокат должен в рамках текущей консультационной беседы обрисовать доверителю все видимые ему грани проблемы, чтобы у доверителя возникло полное представление о ней, и дать рекомендации по ее преодолению полностью (а не по устранению отдельных ее частей, видимых самому доверителю). Иной подход адвоката, т. е. обособление этих вопросов в качестве отдельной консультации, противоречил бы принципам адвокатской этики.

С другой стороны, бывают ситуации, когда адвокат, выслушав повествование о фактических обстоятельствах дела и ответы на свои вопросы, видит в ситуации не только те проблемы, за разрешением которых к нему обратились, но и иные проблемы, которые, возможно, пока явно неизвестны обратившимся гражданам, но уже проявились либо проявятся в будущем. Необходимо подчеркнуть, что адвокат должен обозначить доверителю эти неявные, невидимые им проблемы и при необходимости дать в отношении них советы и рекомендации в порядке отдельной консультации.

Правовая оценка представленной информации и подготовка консультации. Правовая оценка представленной информации и непосредственно следующая за ней подготовка консультации при каждом конкретном обращении за консультационной помощью может быть совершенно различной по продолжительности. В большинстве случаев она занимает минимальное время либо вообще отсутствует, если проблема, за разрешением которой обратились граждане, находится в сфере непосредственной специализации адвоката и ее правовое регулирование ему хорошо известно. В таком случае адвокат без дополнительной подготовки может проконсультировать обратившихся граждан, причем консультация будет квалифицированной — правильной, полной и всесторонней. В этом заключаются существенные плюсы специализации адвокатов в отдельных отраслях права.

Вместе с тем иногда нужно некоторое время на обдумывание фактических сведений в свете определенных норм права, а также актов судебной практики. В частности, иногда требуется дополнительное время для сопоставления норм различных правовых актов, особенно если некоторые из них претерпевали существенные изменения, учесть порядок вступления изменений законодательства в силу. Кроме того, решения Конституционного Суда РФ, а также публикуемая практика Верховного Суда РФ часто содержат положения, решительно изменяющие ранее сложившуюся практику рассмотрения судами тех или иных категорий судебных дел, и это адвокату также нужно принимать во внимание.

В случае если адвокат считает необходимым отложить консультацию, он должен точно обозначить, когда и в какой форме консультация будет предоставлена. При этом адвокат обязательно должен учитывать срочность ожидаемой от него помощи и руководствоваться требованием удобства доверителей. Последнее может выражаться в

том, что при проведении устной консультации адвокат может изложить свои рекомендации в телефонной беседе, с тем чтобы не назначать новую встречу, если это создает неудобства для доверителей.

Предоставление консультации доверителю. После получения всей фактической информации и оценки ее в контексте правовых норм адвокат переходит к собственно консультированию. Как уже неоднократно отмечалось, заинтересованные лица обращаются к адвокату за разрешением имеющихся у них правовых проблем. Соответственно, задача адвоката при консультировании состоит в том, чтобы изложить доверителю все имеющиеся, по его мнению, варианты разрешения данной правовой проблемы, указав в отношении каждого варианта все его положительные и отрицательные стороны. Получив консультационную помощь, доверители должны иметь представление о том, какими законными способами они могут преодолеть имеющуюся у них проблему, зная при этом все возможные положительные и отрицательные последствия каждого из них.

Адвокату строго не рекомендуется советовать доверителю какой- либо конкретный вариант или способ решения проблемы, поскольку этот выбор на основании полученной консультации обратившиеся граждане должны делать сами.

Вместе с тем адвокат может указать, какой из предложенных вариантов является, по его мнению, наиболее эффективным.

Безусловно, при изложении консультации адвокат должен ссылаться на нормы права, относящиеся к разрешаемой проблеме. При необходимости (обозначенной самим доверителем) адвокат обязан более подробно разъяснять содержание и смысл норм права, на которых он основывает свою консультацию.

Уточнение правильности понимания консультации доверителем. Это чрезвычайно важное действие, являющееся обязательной частью консультационной помощи, оказываемой адвокатом, поскольку квалифицированность любой оказываемой адвокатом юридической помощи предполагает не только правильность всех рекомендаций адвоката с точки зрения закона, но и практическую применимость этих рекомендаций, а последнее невозможно без полного понимания их доверителем.

Важно убедиться в том, что доверителю понятна консультация. В случае возникновения у доверителя каких-либо вопросов адвокат должен ответить на них, это позволит убедиться, что консультация была правильно воспринята доверителем.

Справедливо отмечено, что, разъясняя правовые вопросы клиенту, юрист должен уметь вовлечь его в диалог, а в процессе беседы проверять, правильно ли клиент понимает его объяснения, выяснять, какие из предлагаемых вариантов решения он предпочитает и почему1. Степень восприятия доверителем предоставленной ему информации адвокат может оценить на основании вопросов, которые дополнительно задает доверитель, попросив уточнить или разъяснить отдельные положения консультации. Содержание этих вопросов, а также форма, в которой они сформулированы, покажут адвокату, понятна ли доверителю суть предоставленной ему консультации и не нуждается ли она в дополнительном разъяснении.

 

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.04.2017)
Просмотров: 377 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%