Административный процесс как юридическое явление не может существовать вне правовых норм. Это означает, что административно-процессуальная деятельность нуждается в правовой регламентации. И административно-процедурное производство, и административно-юрисдикционное производство как основные разновидности административного процесса имеют определенную нормативную базу, хотя она еще явно недостаточна, развивается неравномерно и требует дальнейшего совершенствования.
В сфере административно-процедурного производства в последние годы в Российской Федерации принят ряд федеральных законов, содержащих административно-правовые нормы, касающиеся порядка разрешения бесспорных индивидуальных дел. Речь идет, например, о федеральных законах «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Отдельные административно-процессуальные нормы содержатся в Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в федеральных законах «Об общественных объединениях», «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; в различных федеральных кодексах — Земельном, Водном, Лесном, Градостроительном и т. д.
К этому нужно добавить значительное количество административно-процессуальных норм, содержащихся в таких подзаконных нормативных актах, как постановления Правительства РФ. Здесь следует назвать постановления Правительства РФ, которыми утверждены положения о лицензировании отдельных видов деятельности, правила совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
19 января 2005 г. Правительство РФ утвердило Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, который установил общие правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами. На базе Типового регламента органы исполнительной власти приняли большое число регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.
Несмотря на довольно значительный массив нормативных актов, содержащих нормы административно-процедурного характера, в целом регулирование административно-процедурного производства все еще фрагментарно, неполно, в нем отсутствуют единые процессуальные нормы-принципы, правила, устанавливающие порядок разрешения и оформления индивидуальных административных дел бесспорного характера. Между тем установление общих процедурных правил принятия административно-правовых актов, совершения распорядительных действий по реализации контрольно-надзорных, регистрационных, координационных полномочий могло бы создать существенные гарантии от административных злоупотреблений в названных сферах деятельности. Об этом свидетельствует весь мировой опыт. На основе этой правовой аксиомы в Российской Федерации ведется работа (хотя и с перерывами) по подготовке федерального закона «Об административных процедурах». Основная его цель — сформулировать единые процессуальные принципы и правила построения взаимоотношений между государственными органами и гражданами на всех стадиях разрешения индивидуального административного дела бесспорного характера.
По сравнению с нормативной базой административно-процедурной деятельности нормативная база административно-юрисдикционной деятельности в целом наиболее разработана. В первую очередь это касается такой разновидности административной юрисдикции, как производство по делам об административных правонарушениях. В КоАП РФ имеется специальный процессуальный раздел (содержит более 80 статей), в котором довольно детально урегулированы вопросы производства по делам об административных правонарушениях применительно ко всем стадиям производства — возбуждение дела об административном правонарушении; рассмотрение дела; пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Все процессуальные нормы этого раздела направлены на усиление гарантий законности производства по делам об административных правонарушениях с тем, чтобы были обеспечены такие основополагающие принципы, как всесторонность, полнота и объективность выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения, законность и справедливость принимаемых решений.
Нормативной базой такой разновидности административно-юрисдикционного производства, как дисциплинарное производство, являются федеральные законы «О государственной гражданской службе», «О воинской обязанности и военной службе», где закреплены виды и порядок наложения дисциплинарных взысканий к гражданским государственным служащим и военнослужащим.
Важное значение для правового регулирования дисциплинарного производства имеют уставы о дисциплине в ряде областей государственного управления (например, безопасность, транспорт, оборона).
Самостоятельный блок регулирования административно-юрисдикционной деятельности составляет совокупность нормативных актов, регламентирующих производство по жалобам. В зависимости от юридических процедур разрешения все жалобы делятся на два типа: рассматриваемые в административном или в судебном порядке. Эти два типа жалоб имеют разную правовую регламентацию. Административный порядок рассмотрения жалоб урегулирован Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан».
Отдельные нормы, касающиеся административного порядка рассмотрения жалоб, содержатся также в указах Президента РФ, Регламенте Правительства РФ, ведомственных нормативных актах. В ряде субъектов Федерации приняты законы об обращениях и жалобах граждан.
Что касается судебного порядка рассмотрения жалоб граждан на решения, действия (бездействие) органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных должностных лиц, то здесь следует назвать принятый в марте 2015 г. Кодекс административного судопроизводства РФ. КАС РФ, рассматривая жалобу как форму судебного контроля за администрацией, по существу, ставит вопрос об административной юстиции в России. В мировой системе существует много моделей административной юстиции, базирующихся на разных доктринах права. Однако во всех модификациях института административной юстиции есть одна общая черта — это способ разрешения публично-правового спора, в котором гражданину гарантируется положение равноправной стороны в процессе.
В силу особенностей публично-правовых споров есть обоснованная логика в том, что их рассмотрение обеспечивается самостоятельной системой процессуальных норм. Процессуальные нормы КАС РФ отражают специфику разбирательства в суде публично-правовых споров, закрепляя принципы административного судопроизводства.
|