Административно-процессуальная деятельность, как уже отмечалось, очень разнообразна, так как складывается из различных по своему содержанию действий. Однако вся она независимо от вида осуществляется в соответствии с обязательными правилами, в основе которых лежат принципы административного процесса. Нарушение этих принципов может влечь за собой отмену или изменение соответствующего управленческого решения.
В настоящее время нет единого нормативного акта, закрепляющего принципы административного процесса. Бесспорно, органы исполнительной власти в своей практической деятельности руководствуются прежде всего принципами реализации исполнительной власти, закрепленными в Конституции РФ. Однако помимо названных есть и специальные принципы, присущие именно процессуальной деятельности. Эти принципы содержатся в различных федеральных законах и отражают специфику конкретного вида деятельности. Например, в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплены следующие принципы лицензирования: обеспечение единства экономического пространства на территории России; установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации; установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за лицензирование, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; соблюдение законности при осуществлении лицензирования. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено девять принципов функционирования федеральной государственной службы. Среди них такие, как законность, приоритет прав человека и гражданина, единый подход к организации государственной службы, гласность и открытость государственной службы и др. В КоАП РФ (гл. 1, 24, 25) также закреплен ряд принципов производства по делам об административных правонарушениях: законность, презумпция невиновности, доступность языка, на котором ведется производство, открытое рассмотрение дел и др.
Все принципы административного процесса можно разделить на две группы: 1) основополагающие, присущие любому виду процессуальной деятельности, 2) специальные, характерные для определенных видов деятельности.
Основополагающие (общие) принципы. Важнейшим принципом административного процесса является принцип законности, закрепленный в ст. 15 Конституции РФ. Этот принцип означает, что все органы исполнительной власти и их должностные лица должны действовать в административном процессе в соответствии с законами и другими правовыми предписаниями. Решения, которые они принимают, должны соответствовать нормами права, быть обоснованными и содержать установленные реквизиты.
Принцип защиты прав и законных интересов личности в административном процессе вытекает из содержания ст. 2 Конституции РФ, которая провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства, а следовательно, его органов и должностных лиц. С этим принципом связан принцип защиты интересов государства, так как предназначение государственной управленческой деятельности — проведение государственной политики. Соответственно, при осуществлении административно-процессуальных действий органы государственной власти и должностные лица должны обеспечивать и государственно-публичные интересы.
Принцип процессуального равенства участников процесса означает, что стороны равны перед законом, им предоставлены в процессе равные взаимные права и на них возложены равные взаимные обязанности, что предполагает надлежащее использование этих прав и обязанностей сторонами административного процесса. Так, граждане и организации наделяются следующими процессуальными правами: требовать подтверждения о принятии жалобы или заявления, участвовать в устном разбирательстве дела, знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, обжаловать решения и т. д. Органы исполнительной власти, в свою очередь, обязаны давать участникам процесса возможность представлять свои объяснения, доказательства, своевременно и обоснованно рассматривать их жалобы и обращения. Реализация процессуальных прав участников процесса, с одной стороны, отвечает индивидуальным интересам, а с другой — способствует достижению цели процесса, т. е. соответствует общественным интересам.
Важное значение для административно-процессуальной деятельности имеет принцип компетентности, означающий, что каждый орган исполнительной власти и должностное лицо вправе совершать лишь те юридически значимые процессуальные действия, которые определены его полномочиями. При этом следует учитывать, что не у всех государственно-властных субъектов административно-процессуальных отношений полномочия одинаковы. Так, не все органы исполнительной власти наделены юрисдикционными полномочиями, так же как не все органы осуществляют процедурное производство. В связи с этим можно сказать, что принцип компетентности дополняется принципом подведомственности. Например, в разд. III КоАП РФ не только устанавливается круг органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, но также закрепляется, к компетенции какого конкретно государственного органа или должностного лица отнесено рассмотрение определенных дел об административных правонарушениях.
Одним из основополагающих принципов административного процесса является принцип ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса. Этот принцип вытекает из установленной законодательством юридической ответственности должностных лиц за исполнение служебных обязанностей. В процессе реализации своих полномочий они обязаны соблюдать законность, обеспечивать гражданам и организациям соблюдение их законных интересов, не допускать волокиты и бюрократизма. Жалобы граждан на незаконные действия должностных лиц могут служить основанием для применения к последним мер юридической ответственности.
Специальные принципы. Специальные принципы административного процесса производны от общих, но имеют специфическое юридическое значение. Среди них следует назвать принцип беспристрастности, который предполагает, что орган исполнительной власти или его должностное лицо не должны становиться на сторону какого- либо из участников, а также не должны находиться под влиянием предшествующего решения по тому же делу, независимо от того, по чьей инициативе возбужден процесс.
Еще один принцип — принцип доступности административного процесса, который предполагает, что каждый участник может беспрепятственно участвовать в процессе, совершать отдельные процессуальные действия на любой стадии процесса.
Как и другим процессам (гражданскому, уголовному), административному процессу присущ принцип свободной оценки доказательств. Это означает, что орган исполнительной власти или его должностное лицо оценивают доказательства по своему усмотрению, причем как каждое доказательство, так и все доказательства во взаимосвязи.
Принцип гласности административного процесса предполагает открытое рассмотрение административных дел, доступность для каждого, кто хочет, участия в слушании дела. Однако этот принцип присущ в большей степени юрисдикционным производствам. Что касается процедурных производств, то решение обычно принимается уполномоченным государственным органом (должностным лицом) без открытого рассмотрения.
Принцип достижения объективной истины предполагает тщательное изучение всех обстоятельств, всех необходимых доказательств, связанных с конкретным административным делом, с тем чтобы точно и полно было выяснено действительное положение вещей и на их основе принято законное и обоснованное решение.
Важное значение для административно-процессуальной деятельности имеют принципы экономичности и быстроты, что предполагает проведение процесса в максимально короткий срок и с наименьшими расходами. Действующим законодательством установлены достаточно сжатые сроки для разрешения индивидуальных администра
тивных дел. Так, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующий орган должен принять решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. В положениях о лицензировании конкретных видов деятельности могут быть установлены и более короткие сроки для принятия решения.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении должно быть вынесено в течение двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Но возможны и более короткие сроки. Дела об административных правонарушениях, за которые предусмотрено наказание в виде административного ареста, рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении.
Соблюдение принципов административного процесса в практической деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц — необходимое условие обеспечения законности при реализации исполнительной власти. В силу этого необходимо их более четкое определение и закрепление в нормах права.
|