Регистрация — акт официального признания законности совершаемых действий, влекущих юридические последствия, а также единственное доказательство существования зарегистрированного права.
Участниками «регистрационных отношений» могут быть, с одной стороны, уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, с другой — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения различных организационно-правовых форм, предприятия, учреждения и иные юридические лица.
Широкий спектр общественных отношений, складывающихся в регистрационном производстве, обусловливает возможность выделения нескольких его разновидностей, которые при сохранении единства в главных и основных чертах тем не менее характеризуются своими особенностями, нашедшими отражение в действующем законодательстве.
К числу основных разновидностей регистрационного производства относятся:
государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти[1];
государственная регистрация общественных объединений;
государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
регистрация граждан Российской Федерации и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства на территории Российской Федерации;
миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Процессуальные особенности каждого вида регистрационных производств обусловлены спецификой объекта регистрации. Коротко рассмотрим каждый из названных видов.
Государственная регистрация общественных объединений и политических партий. В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые общественные объединения могут функционировать без их государственной регистрации (кроме политических партий), но в таком случае они не приобретают прав юридического лица. Чтобы можно было говорить о полной правовой дееспособности общественного объединения, оно должно пройти процедуру государственной регистрации.
Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом порядка государственной регистрации общественных объединений, предусмотренного Федеральным законом «Об общественных объединениях».
В настоящее время органом государственной регистрации общественных объединений является Министерство юстиции РФ и его территориальные органы.
Для государственной регистрации общественное объединение должно подать следующие документы:
заявление, подписанное уполномоченным лицом данного общественного объединения;
устав общественного объединения;
выписку из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания;
сведения об учредителях;
документ об уплате государственной пошлины; сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.
Если в уставы общественных объединений вносятся изменения или дополнения, то они подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самих общественных объединений. Внесенные изменения приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.
Орган государственной регистрации общественного объединения в течение 30 дней с даты подачи заявления обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в ней и выдать заявителю письменный мотивированный отказ.
Если принято решение о государственной регистрации общественного объединения, то это решение со всеми необходимыми документами направляется в орган, осуществляющий функцию по ведению Единого государственного реестра юридических лиц (это органы Федеральной налоговой службы).
Органы ФНС России в срок не более пяти дней с момента получения решения о государственной регистрации обязаны внести общественное объединение в Единый государственный реестр юридических лиц и сообщить об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации.
Не позднее трех дней с момента получения информации о внесении общественного объединения в Единый государственный реестр юридических лиц орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения (Министерство юстиции РФ или его территориальный орган), выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
В Федеральном законе «Об общественных объединениях» (ст. 23) дается исчерпывающий перечень оснований, по которым общественному объединению может быть отказано в государственной регистрации. Эти основания сводятся к следующему:
устав общественного объединения противоречит Конституции РФ и законодательству Российской Федерации;
не предъявлен полный перечень учредительных документов или они оформлены в ненадлежащем порядке;
ранее зарегистрировано общественное объединение с тем же наименованием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
в предъявленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация;
наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Не допускается отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания.
Отказ в регистрации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Институт государственной регистрации распространяется на все виды общественных объединений, однако с разной степенью обязательности. Если для общественных объединений неполитического характера государственная регистрация может быть альтернативной, то для политических партий она является обязательной.
Обязательность государственной регистрации политических партий закреплена в Федеральном законе «О политических партиях». В ст. 15 этого Закона говорится о том, что политическая партия и ее региональные объединения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, только с момента государственной регистрации. Как и в ситуациях с государственной регистрацией других общественных объединений, органом государственной регистрации партий является Министерство юстиции РФ (и его территориальные органы).
В Федеральном законе «О политических партиях» определяется набор документов, которые должны быть представлены органу государственной регистрации. Здесь важно подчеркнуть обязательность представления политической партией своей программы, заверенной уполномоченными лицами партии. Тем не менее программа политической партии представляется исключительно для сведения федерального регистрирующего органа (ч. 3 ст. 20). Любые ошибки, неточности в программе политической партии не могут служить основанием для отказа в ее государственной регистрации, если только ее цели или действия не направлены на изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание расовой, социальной, национальной розни.
Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, должны быть представлены в федеральный орган государственной регистрации не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии.
Государственная регистрация региональных отделений политической партии возможна только после государственной регистрации самой политической партии. При этом не менее чем в половине субъектов РФ государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии (ч. 4 ст. 15). В случае если политическая партия в течение месяца со дня истечения указанного срока не представит в федеральный орган государственной регистрации копии свидетельств о государственной регистрации ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ, запись о государственной регистрации политической партии исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.
За государственную регистрацию политических партий и ее региональных объединений взимается в установленном Законом порядке государственная пошлина.
Приведенный в Законе «О политических партиях» перечень оснований для отказа в государственной регистрации политических партий и их региональных объединений расширительному толкованию не подлежит.
Решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения сообщается заявителю в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных на регистрацию документов.
Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» под государственной регистрацией понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, являются собственники этого имущества, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, — с другой.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Датой государственной регистрации прав считается день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Единый государственный реестр прав на недвижимость). Сведения в этом Реестре являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются за плату по запросам любых лиц по их письменным заявлениям. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются органом, на который возложена функция нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Единый государственный реестр прав на недвижимость содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Данный вид государственной регистрации отнесен к компетенции органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), находящейся в ведении Министерства экономического развития РФ.
Государственная регистрация прав на недвижимость проводится в течение 18 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом. Сокращения сроков регистрации прав на недвижимость (с одного месяца до 18 дней) удалось добиться благодаря развитию системы электронных услуг и созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Регистрирующий орган, рассмотрев представленные документы, принимает одно из двух решений:
при отсутствии оснований для отказа в регистрации вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр прав на недвижимость, совершает надпись на правоустанавливающих документах и выдает удостоверение о произведенной государственной регистрации прав;
отказывает в регистрации прав.
В Законе исчерпывающим образом определены основания для отказа в государственной регистрации прав. Так, в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации;
с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
представленные на государственную регистрацию документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет право, ограниченное определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
При возникновении у регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним сомнений о наличии оснований для государственной регистрации он обязан принять необходимые меры для получения дополнительных сведений. Регистратор прав обязан немедленно известить об этом заявителя, который вправе предоставить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации прав.
Принимая решение об отказе в государственной регистрации прав, регистрирующий орган обязан сообщить об этом заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявлений. В сообщении должны быть указаны причины отказа.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд.
От государственной регистрации прав на недвижимое имущество следует отличать специальную регистрацию (учет) отдельных объектов движимого имущества. Речь, например, может идти о регистрации транспортных средств, которая предусмотрена Федеральным законом «О безопасности дорожного движения».
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя или прекращении ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.
Правовой основой регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются ГК РФ и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ».
В названном Федеральном законе определены принципы ведения государственных реестров (Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), их содержание, сроки и место государственной регистрации, перечень документов, необходимых для государственной регистрации, и порядок их представления в государственный регистрирующий орган, а также особенности регистрации отдельных видов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется органами Федеральной налоговой службы, находящейся в ведении Министерства финансов РФ.
Государственная регистрация производится в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю либо его представителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.
Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков. Предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется за плату, если иное не установлено федеральным законом. Размер платы определяется Правительством РФ.
Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.
Законом установлены основания, когда допускается отказ в государственной регистрации. Исчерпывающий перечень этих оснований указан в ст. 23 данного Закона. Причем закреплено правило о том, что в решении об отказе в государственной регистрации должны быть указаны основания отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения.
Решение об отказе в государственной регистрации как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей может быть обжаловано в судебном порядке.
Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правовую базу данного вида регистрационного производства в первую очередь составляет ст. 27 Конституции РФ, ч. 1 которой гласит: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства».
В соответствии с Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» обязательность регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства вводится с целью обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Непосредственно в Законе определены такие понятия, как «место пребывания» и «место жительства».
Местом пребывания является место, где гражданин пребывает временно. Это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, а также другое подобное учреждение.
Место жительства — это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — Правила).
В соответствии с названными Правилами российские граждане, прибывшие на срок свыше 90 дней для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны до истечения указанного срока обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета необходимых документов для регистрации.
Перечень документов установлен и. 9 указанных Правил.
Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставившие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращения граждан обязаны передать полученные документы в органы регистрационного учета.
В свою очередь, органы регистрационного учета не позднее трех рабочих дней со дня получения ими от лица, ответственного за прием и передачу необходимых для регистрации документов, регистрируют граждан по месту их пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Органами регистрационного учета в городах, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно- территориальных образованиях, являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.
Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется в срок, определенный по взаимному соглашению:
с собственниками жилых помещений;
нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного и муниципального жилого фонда;
правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.
При регистрации несовершеннолетних детей по месту пребывания их родителей согласия вышеназванных лиц не требуется.
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.
Что касается регистрации граждан по месту жительства, то суть ее такова: гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета необходимых документов, и представить им эти документы. Перечень документов, необходимых для регистрации по месту жительства, тот же, что и для регистрации по месту пребывания.
Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в виде электронного документа, а также копии необходимых документов в электронном виде могут быть представлены через государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в трехдневный срок со дня поступления к ним документов и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
В Правилах закреплены особенности регистрации некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства. К таким категориям граждан относятся, например, военнослужащие; граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением; граждане, представители коренного малочисленного народа Российской Федерации, ведущего кочевой образ жизни; вынужденные переселенцы (ст. 23—27 Правил).
Специальный раздел Правил (разд. V) посвящен основаниям и порядку снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства проводится органами регистрационного учета в случае:
изменения места жительства на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;
осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу решения суда;
смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законом порядке;
выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;
обнаружения несоответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда.
Органы регистрационного учета на основании полученных документов в трехдневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах этих граждан производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
Регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и их учет по месту пребывания. Одной из форм государственного регулирования миграционных процессов является миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации», специально посвящен регулированию отношений, возникающих при учете перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию России, передвижением по ее территории при выборе и изменении места пребывания или места жительства либо выездом из Российской Федерации.
Миграционный учет направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов России в сфере миграции.
В соответствии с названным Федеральным законом миграционный учет включает: регистрацию по месту жительства; учет по месту пребывания; ведение государственной информационной системы миграционного учета.
Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Миграционный учет (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) имеет уведомительный характер. Разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен, например: в пограничной зоне; в закрытых административно-территориальных образованиях; в закрытых военных городках; на территориях, в организациях или объектах, для въезда на которые иностранным гражданам в соответствии с федеральным законом требуется специальное разрешение; на территории, где указом Президента РФ введено чрезвычайное или военное положение; в зонах экологического бедствия, проведения контртеррористической операции; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения массовых заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; в период мобилизации и в военное время.
Чтобы получить регистрацию по месту жительства, иностранный гражданин должен подать заявление в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин указал в качестве своего места жительства.
При подаче заявления должны быть предъявлены следующие документы: документ, удостоверяющий личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве (для лиц постоянно или временно проживающих в Российской Федерации); вид на жительство или разрешение на временное проживание; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
При подаче иностранным гражданином заявления о государственной регистрации по месту жительства и предъявлении необходимых документов орган миграционного учета в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.
Органами миграционного учета, осуществляющими регистрацию по месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства, являются органы Федеральной миграционной службы, находящейся в ведении Правительства РФ.
В случае если иностранный гражданин, законно находясь на территории Российской Федерации, меняет место своего пребывания, он обязан встать на учет в новом месте своего пребывания. Для постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства такая обязанность наступает по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, а для временно проживающих или временно пребывающих в Российскую Федерацию — по истечении трех рабочих дней.
Если иностранный гражданин или и лицо без гражданства находятся в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, в больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания, а также в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, то обязанность уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина возлагается на администрацию названного учреждения. Такое уведомление должно быть направлено в течение одних суток с момента прибытия иностранного гражданина в место пребывания.
Основные позиции порядка постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания определены ст. 20—22 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Более детально процедурные вопросы регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и их учета по месту пребывания урегулированы постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
[1] О государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти см. § 5 гл. 8 настоящего учебника.
|