Среда, 27.11.2024, 21:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие и основные черты административной юрисдикции. Административно-правовой спор

Административная юрисдикция в современном понимании тесно связана с деятельностью органов исполнительной власти и судов по рассмотрению дел, возникающих из спорных административных правоотношений, и применению мер административного принуждения.

Административная юрисдикция как процессуально-правовая категория служит в конечном счете целям правоохраны, обеспечения стабильного правопорядка во всех сферах жизни и деятельности общества и государства. Своим основным назначением она имеет прежде всего правовую защиту административно-правовых норм и отношений. Одновременно в рамках административно-юрисдикционной деятельности практически осуществляется защита и многих других правовых отношений (избирательных, земельных, экологических и др.). Сравнение административного процесса с административно- юрисдикционным процессом позволяет установить, что последний не только регулируется административно-процессуальными нормами, но и является при этом частью административного процесса.

Особенности административно-юрисдикционной деятельности проявляются прежде всего в том, какой из субъектов уполномочен на ее осуществление и по какому предмету. Внесудебную административно-юрисдикционную деятельность в случаях, предусмотренных законом, осуществляют органы исполнительной власти и специально создаваемые юрисдикционные органы, судебную — органы правосудия. Каждый из субъектов административно-юрисдикционной деятельности действует в рамках предоставленных ему полномочий, при этом процессуальный порядок осуществления такой деятельности различается. Кроме того, органы правосудия, рассматривая дела, возникающие из административных правоотношений, являются контрольной инстанцией по отношению к органам исполнительной власти, осуществляющим административно-юрисдикционную деятельность. С учетом различных точек зрения на проблемы административной юрисдикции можно сформулировать следующие выводы:

под административно-юрисдикционной деятельностью следует понимать урегулированную административно-процессуальными нормами процессуальную деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по рассмотрению и разрешению административных споров, в ходе которой дается правовая оценка поведения субъектов спорного правоотношения;

субъектами, осуществляющими административно-юрисдикционную деятельность, могут быть органы исполнительной власти, специально созданные административно-юрисдикционные органы (например, административные комиссии) и суды (мировые судьи);

субъекты административно-юрисдикционной деятельности наделены полномочиями по назначению и применению мер административного принуждения.

Таким образом, под административной юрисдикцией понимается нормативно урегулированная деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по рассмотрению и разрешению в установленной законом административно-процессуальной форме административно-правовых споров, вытекающих из административных правоотношений, и применению мер административного принуждения.

Административное правоотношение спорного (конфликтного) типа складывается как правоохранительное и вертикальное, в нем статус спорящих сторон различен. Обе стороны обладают административной правосубъектностью, но властный субъект уполномочен на принятие таких односторонних решений в отношении «безвластного» субъекта, которые имеют предметный характер и связаны с материальными, организационными, финансовыми и иными социальными благами. Так, должностное лицо государственного органа может отказать гражданину в выдаче запрошенного документа или принятии решения в пользу обратившегося. Такой отказ может быть легитимным, а может быть незаконным, т. е. нарушать субъективные права гражданина. Если переговоры гражданина с руководителем указанного органа не устранили возникших разногласий, то очевидно, что процедурное правоотношение «должностное лицо — гражданин», предметом которого являлась позитивная реализация властным субъектом элемента присущей ему компетенции в отсутствие административного принуждения или спора, трансформировалось в конфликтное — юрисдикционное, в котором гражданин предполагает, что представитель органа власти, реализуя властные полномочия, нарушает (либо не соблюдает) его права.

Порядок внесудебного рассмотрения дел, возникающих из административных правоотношений, достаточно детализирован в разнообразных актах. Например, общие положения о полномочиях административных органов и порядке осуществления ими досудебных юрисдикционных действий, связанных с административными правонарушениями, изложены в КоАП РФ.

Административно-правовые споры можно классифицировать по ряду оснований:

по статусу инициатора спора. Им может быть как властный субъект, так и лицо, не наделенное властными полномочиями. Спор по инициативе властного субъекта возникает в случае выявления факта объективно неправомерного поведения невластного субъекта либо при наличии необходимости применения к нему мер административного принуждения. Спор по инициативе лица, не наделенного властными полномочиями, возникает в случае появления у этого лица субъективного мнения или предположения о нарушении его права или охраняемого законом интереса актом или деянием властного субъекта;

по субъекту разрешения спора. Существуют споры, рассматриваемые органами исполнительной власти; специально созданными органами административной юрисдикции; судами, уполномоченными разрешать по существу административные споры (органами административной юстиции);

по способу инициации спора. Спор может быть инициирован, например, составлением процессуального документа по факту совершения административного правонарушения; подачей жалобы; подачей заявления (в том числе при рассмотрении дела в порядке судебного нормоконтроля);

по основанию инициации спора. Основанием может быть, например, совершение лицом административного правонарушения; подача жалобы на действие (бездействие) или на решение властного субъекта; подача заявления о признании не соответствующим закону правового (в том числе и нормативного) акта властного субъекта.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.04.2017)
Просмотров: 259 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%