Производство по делам об административных правонарушениях является разновидностью процессуальной деятельности юрисдикционного характера. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях, обжалованию и исполнению решений по делам об административных правонарушенииях.
Суть производства по делам об административных правонарушениях определяют его задачи, которые конкретизируются применительно к каждому делу и направлены на реализацию в целом охранительной, предупредительной и воспитательной функций законодательства об административных правонарушениях.
К основным задачам производства по делу об административном правонарушении относятся: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в соответствии с законодательством; обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление законности.
Производство по делам об административных правонарушениях характеризуется множественностью субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, роль которых на различных стадиях данного производства неодинакова: одни органы и их должностные лица вправе осуществлять юрисдикционные процессуальные действия лишь на стадии возбуждения производства по делу, в частности составлять протокол об административном правонарушении, проводить административное расследование, направлять материалы дела для рассмотрения, но отнюдь не рассматривать их по существу; другие рассматривают и принимают постановления; третьи выполняют функции только кассационной и надзорной инстанций.
Принятие решения при производстве по делу об административном правонарушении, как правило, осуществляется единолично судьями, должностными лицами. Вместе с тем в ряде случаев производство по делу ведется коллегиальным органом и решение принимается большинством голосов. Отсутствие необходимого кворума препятствует признанию данного решения правомерным. Речь идет, например, о заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних, административных комиссий. В зависимости от коллегиального или единоличного рассмотрения дела выделяются производство коллегиальное и единоличное.
Одной из особенностей производства по делу об административном правонарушении является процессуальное оформление всех действий и решений, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях. В зависимости от основного назначения процессуальные документы подразделяются на две группы: документы, призванные удостоверить ход и результаты процессуальных действий органов (их должностных лиц), осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, и документы, фиксирующие событие. К первой группе относятся протоколы о возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении; о мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Вторую группу составляют постановления и определения, выносимые по результатам рассмотрения.
Производство по делам об административных правонарушениях характеризуется стадийностью (возбуждение дела, рассмотрение и принятие решения, обжалование, исполнение принятого решения). В зависимости от объема и сложности процессуальных действий на каждой стадии производства по делу об административном правонарушении выделяются обычное и упрощенное (усеченное) производства. При обычном производстве процессуальные действия выполняются с обязательным соблюдением всех его стадий. При упрощенном производстве привлечение к административной ответственности осуществляется одномоментно в рамках сокращенного варианта юрисдикционной деятельности. Должностное лицо, обнаружившее нарушение, самостоятельно принимает решение о назначении административного наказания и исполняет решение немедленно или разъясняет порядок исполнения назначенного наказания. Как правило, при упрощенном производстве протокол не составляется. В этом случае выдается постановление — квитанция установленного образца, в которой указываются дата ее выдачи, должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание, сведения о лице, привлеченном к административной ответственности, статья, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, время и место совершения административного правонарушения, сумма взыскиваемого административного штрафа. Упрощенное производство допускается только тогда, когда лицо, привлекаемое к ответственности, не оспаривает налагаемое на него наказание.
Обязательным условием при производстве по делам об административных правонарушениях является соблюдение установленных законодательством процессуальных сроков. Под процессуальным сроком понимается определенный промежуток времени, когда должны совершаться те или иные процессуальные действия и решения. Выделяются сроки применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (доставления и административного задержания, временного запрета деятельности); сроки на стадиях производства по делу об административных правонарушениях: составления протокола и его направления для рассмотрения; административного расследования; рассмотрения дела; обжалования постановления по делу, рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении; исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях; обращения к исполнению, отсрочки и рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания; давностные сроки исполнения постановления о назначении административного наказания.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях предусматривает одно из существенных правил: производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии определенных обстоятельств. В числе таких обстоятельств в КоАП РФ указываются: отсутствие события и состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, необходимого для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действие лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении установлена возможность компенсации понесенных расходов. Указанные издержки состоят: 1) из сумм, выплачиваемых свидетелям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам; 2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств. Решение об издержках по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных кделу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. Решение об издержках отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу.
Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на началах законности, компетентности, экономичности; доступности, состязательности, использования национального языка, ответственности должностных лиц, ведущих производство.
Законность в производстве по делу об административном правонарушении выражается в том, что производство ведется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу; применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. Законность в производстве по делам об административных правонарушениях предполагает соблюдение требований закона формального характера: сроков назначения, формы и реквизитов протокола и постановления по делу об административном правонарушении; порядка и сроков исполнения постановлений и др.
Производство по делу об административном правонарушении на началах состязательности (ст. 123 Конституции РФ) означает, что в деле участвуют лица, отстаивающие свою правоту путем представления доказательств, высказывания своих мнений и соображений, в результате чего создаются благоприятные условия для выяснения всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств и вынесения обоснованного решения.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Наряду с русским языком производство может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке или на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.
Соблюдение требований законности в производстве по делам об административных правонарушениях обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.
|