Задачами производства по делу об административном правонарушении являются полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Для того чтобы эти задачи были достигнуты, необходимо предварительное условие: должно быть установлено, что произошло в действительности, кто и при каких обстоятельствах совершил административное правонарушение. Сам процесс познания существенных обстоятельств дела приобретает характер деятельности по собиранию, проверке и оценке доказательств.
В производстве по делу об административном правонарушении с одной стороны выступает правонарушитель, а с другой — государство в лице субъектов, осуществляющих юрисдикционные полномочия. Каждая из сторон имеет права и обязанности по доказыванию.
Право доказывания есть возможность представления доказательств, участия в их исследовании как должностными лицами, так и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Бремя доказывания виновности физического и юридического лица в производстве по делу об административном правонарушении лежит на органе (должностном лице), что прямо вытекает из смысла и содержания презумпции невиновности: лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (ч. 3 ст. 1.5 «Презумпция невиновности» КоАП РФ).
Вместе с тем положения этой статьи не распространяются на административные правонарушения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами видеозаписи, фото- и киносъемки.
Предмет доказывания по делу об административном правонарушении — это совокупность фактических обстоятельств дела, установление которых необходимо для его правильного разрешения. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Под событием административного правонарушения понимются предусмотренное КоАП РФ деяние (действие или бездействие) и наступившие последствия (для материальных составов), а также причинная связь между ними. Поэтому событие следует отличать от юридического состава административного правонарушения.
Кроме факта события административного правонарушения необходимо установить время, способ, место, имеющие значение для дела. Так, установление времени совершения административного правонарушения имеет значение для характеристики возраста правонарушителя, определения действия закона во времени и пространстве, определения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении. Время и место совершения административного правонарушения могут быть обязательными признаками, если они прямо указаны в законе. Способ совершения административного правонарушения, т. е. содержание и последовательность действий для достижения противоправного результата, также является обязательным признаком многих составов. Если способ не влияет на квалификацию административного правонарушения, он может иметь ориентирующее значение при выборе административного наказания. К другим обстоятельствам совершения административного правонарушения относятся степень общественной опасности, а также обстоятельства, характерные для отдельных составов, например крайняя необходимость.
В ходе производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; доказывается виновность лица в совершении административного правонарушения. Закон подразумевает выяснение таких вопросов, как фамилия, имя, отчество, место, год рождения, принадлежность к гражданству; социальное положение в обществе (образование, род занятий, отношение к военной службе и др.); состояние здоровья, образ жизни. Если будет установлено, кто совершил общественно опасное деяние, то далее решается вопрос о наличии и характере вины этого лица, цели и мотивах его противоправного поведения. Отсутствие вины является обстоятельством, исключающим производство по делу, что влечет за собой прекращение дела об административном правонарушении.
Кодекс обязывает по каждому делу установить обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность. Все они должны быть доказаны независимо от того, ходатайствует ли кто-либо об их выяснении.
Доказывание характера и размера причиненного административным правонарушением ущерба необходимо во многих случаях для правильной квалификации деяния, обеспечения интересов потерпевших. Характер ущерба может быть различным (имущественный, моральный, физический).
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, подлежат доказыванию только тогда, когда в этом возникает необходимость. Так, если во время разбирательства не будет установлено событие административного правонарушения, то дело об административном правонарушении должно быть прекращено (ст. 28.9 КоАП РФ).
Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию и имеющих значение для правильного разрешения дела, не является исчерпывающим. Так, подлежат выявлению причины и условия совершения административного правонарушения. Этот элемент не является обязательным, поскольку не влияет на судьбу лица, привлекаемого к ответственности, но необходим для профилактики правонарушений.
Доказательства. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательства могут быть получены лишь предусмотренным законом способом, чаще всего в результате контрольно-надзорных мероприятий, например проверок, осмотров помещения, изъятия вещей. При этом должны быть соблюдены все процессуальные требования получения доказательств и правильного оформления. Так, изъятие вещей, явившихся орудием совершения или предметами административного правонарушения, документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, обнаруженных при производстве осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там товаров, транспортных средств и иного имущества, осуществляется должностными лицами в присутствии двух понятых. Получение доказательства должно осуществляться только правомочным должностным лицом. Например, должностное лицо, подлежащее отводу, не вправе проводить никаких процессуальных действий по делу (ст. 29.3 КоАП РФ).
Каждое доказательство должно обладать свойствами допустимости и относимости. Допустимость доказательства — это пригодность для использования при установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствие требованиям закона относительно источников, порядка обнаружения, закрепления и исследования доказательств. Основополагающим элементом допустимости выступает законность источника. Перечень источников фактических данных сформулирован в ст. 28.1 КоАП РФ. Не могут быть доказательствами фактические данные, полученные из анонимных сообщений. В качестве свидетеля не может выступать должностное лицо, которому стали известны какие-либо сведения при выполнении должностных полномочий (например, должностное лицо, которое обнаружило административное правонарушение и составило протокол, — в данном случае доказательством будет выступать протокол этого должностного лица).
Доказательство будет относимым, если в нем содержатся сведения о любых фактах, имеющих какое-либо значение для дела. Определение относимости доказательств происходит в процессе доказывания. Множественность доказательств позволяет их группировать по различным основаниям:
по источнику доказательства могут быть: а) личные (объяснения правонарушителя, показания свидетеля); б) предметные (вещественные доказательства, письменные документы). Между этими доказательствами имеются весьма существенные различия. Информация, содержащаяся в личных доказательствах, предварительно воспринята сознанием человека и переработана им. Поэтому личные доказательства всегда имеют субъективный характер. Предметные доказательства объективны и не зависят от индивидуальных особенностей;
в зависимости от способа формирования доказательства могут быть: а) первоначальные, полученные из первоисточника (например, показания свидетеля, который был очевидцем дорожно-транспортного нарушения); б) производные, которые получены на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья («из вторых рук»), а также, например, копии документов;
по характеру связи между доказательствами и фактом, подлежащим установлению, доказательства могут быть: а) прямые, которые однозначно подтверждают или опровергают существование любого из обстоятельств, подлежащих доказыванию (зафиксированное надлежащим техническим средством грубое превышение скорости водителем). Прямое доказательство никаких альтернатив не допускает, оно однозначно в толковании, и все вопросы сводятся только к оценке его достоверности. Достоверным является доказательство, истинность которого не вызывает сомнений; б) косвенные, устанавливающие промежуточные факты, а через связь этих фактов может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания. Оно может варьироваться в очень широких пределах. Наиболее значимыми являются те, которые устанавливают факт возможности какого-либо события, явления или какой-то способности конкретного лица (нарушенная координация движения при употреблении алкогольных напитков).
Остановимся подробнее на характеристике видов доказательств.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, обладают особенностями, обусловленными его процессуальным положением, обеспечением его права на защиту. Оно более чем кто-либо лично заинтересовано в исходе дела об административном правонарушении. В показаниях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, могут содержаться ошибки, обусловленные особенностями восприятия и изложения дела. Заведомая заинтересованность лица в исходе дела, а также возможность ошибочных показаний обязывают к особо тщательной проверке и оценке этого вида доказательств. Общее заявление о своей невиновности само по себе не является оправдательным доказательством. Но в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, сформулирован принцип презумпции невиновности: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. С этим связана обязанность органов (должностных лиц), судьи тщательно проверить все доводы. Особенности объяснений лица, привлекаемого
к ответственности, не дают оснований рассматривать их заранее как какой-то особо надежный или, наоборот, сомнительный источник доказательств.
Показания потерпевшего представляют собой сообщение гражданином, которому административным правонарушением причинен вред, известных ему сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, по которому он признан потерпевшим, сделанное им в установленном законом порядке. Потерпевший, как правило, является лицом, заинтересованным в исходе дела, что во многом влияет на его показания. На объективности объяснений потерпевшего может сказаться обида и другие субъективные факторы. Поэтому в показаниях потерпевшего, как и в показаниях лица, в отношении которого ведется производство по делу, могут содержаться ошибки, обусловленные характером человека, особенностями восприятия, запоминания и воспроизведения имеющих значение для дела обстоятельств. В то же время этот вид доказательств во многих случаях содержит ценную информацию, способствующую установлению фактических обстоятельств дела.
Объяснения свидетеля — это сообщение лицом известных ему сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, сделанное во время опроса в качестве свидетеля в установленном законом порядке. Показания свидетелей являются наиболее распространенным видом доказательств. Круг свидетелей по делам об административных правонарушениях широкий. Однако не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
а) адвокат лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, — об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника и представителя (ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);
б) священнослужитель — о сведениях, полученных им на исповеди (ст. 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»); в) супруг и близкие родственники лица, привлекаемого к административной ответственности, если они не изъявили желания давать объяснения. Свидетель может давать объяснения только по тем фактам, о которых он был лично осведомлен. Однако это не исключает обязанности правдиво изложить сведения, ставшие ему известными от других лиц, которых он может указать. Предположения, догадки по поводу тех или иных обстоятельств дела, возможного развития событий и т. п. доказательствами не являются. Возможность ошибок в показаниях свидетелей, как и возможность дачи ими ложных показаний, должна учитываться, и показания свидетелей следует подвергать тщательной проверке.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Экспертиза, взятие проб и образцов, показания специальных средств. Экспертиза является распространенным источником доказательств в производстве по делу об административном правонарушении. В зависимости от того, какой орган назначает проведение экспертизы и с какой целью она проводится, следует выделять судебную и несудебную (ведомственную) экспертизу. Судебная экспертиза в административном судопроизводстве назначается только судьей и проводится в установленном законом порядке. Органы ведомственной (несудебной) экспертизы находятся при соответствующих органах исполнительной власти. Ведомственная экспертиза назначается для разрешения специальных вопросов, предусмотренных положением о конкретном виде экспертизы, и проводится в пределах и в порядке, закрепленном положением. Например, к числу ведомственных экспертиз относятся аудиторские, товарные, строительные, экологические и другие экспертизы.
Экспертиза назначается тогда, когда возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, и представляет собой процессуальное действие, состоящее из проведения исследования и дачи заключения в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Закон не определяет понятие «специальное познание». К специальным познаниям следует относить те, которыми обладают лица, имеющие достаточно узкую специальную подготовку или специализированный опыт в определенной отрасли науки, техники, производства. Определение о назначении экспертизы должно быть мотивированным. В определении должны быть поставлены вопросы перед экспертом и дан перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с определением лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе заявлять отвод эксперту, просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Заключение эксперта представляет собой письменный документ, отражающий ход и результаты исследований. В нем указывается, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, даются обоснованные ответы на поставленные вопросы, делаются выводы. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Однако, если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об обстоятельствах в свое заключение.
Заключение эксперта, как и любое иное доказательство, может проверяться и оцениваться путем сопоставления его с другими доказательствами. Немотивированность заключения служит основанием его отклонения. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности повторная экспертиза может быть поручена другому эксперту или другой комиссии экспертов. Нарушение процессуального порядка производства экспертизы лишает заключение эксперта юридической силы. Экспертиза в большинстве случаев поручается одному лицу, но возможно проведение комиссионной и комплексной экспертизы.
Комиссионная экспертиза назначается при сложности вопросов, исследуемых экспертами, часто при сомнительности уже полученного экспертного заключения. При производстве комиссионной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.
Комплексная экспертиза представляет собой проведение экспертного исследования несколькими экспертами различной специальности для выяснения смежных (пограничных) для разных отраслей знаний вопросов, которые не могут быть разрешены экспертами одной специальности.
Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. Взятие проб и образцов проводится тогда, когда необходимо экспертным путем установить свойства предметов, явившихся орудием или предметом совершения административного правонарушения. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. По общему правилу процессуальная форма взятия проб и образцов предусматривает составление протокола. Требования к его составлению определяются в ст. 27.10 КоАП РФ.
В качестве источника доказательства в действующем КоАП РФ указываются показания специальных технических средств. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы. Показания специальных приборов имеют юридическую силу тогда, когда они утверждены в установленном порядке в качестве средств измерения. Обязательными требованиями, предъявляемыми к средствам измерения, выступают: а) наличие соответствующего сертификата; б) проведение метрологической поверки.
Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении, который составляется уполномоченным на это должностным лицом.
Вещественные доказательства, документы. Сущность вещественного доказательства в отличие от личных доказательств состоит в непосредственном материальном отображении, запечатлении следов административного правонарушения.
Вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении являются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе сохранившие на себе его следы.
Действующее законодательство об административных правонарушениях закрепляет процессуальные аспекты вещественных доказательств. В частности, установлено, что вещественные доказательства должны быть описаны в протоколе об административном правонарушении, протоколах осмотра, в случае необходимости сфотографированы и приобщены к делу особым постановлением, выносимым лицами, производящими административное расследование, или определением судьи (ст. 26.6 КоАП РФ).
Как видно, процессуальная форма вещественных доказательств включает в себя три момента: 1) должен быть процессуально оформлен факт обнаружения или получения предмета уполномоченным должностным лицом; 2) вещественное доказательство должно быть осмотрено и подробно описано и, если есть необходимость, сфотографировано. Осмотр вещественного доказательства чаще всего производится при осуществлении изъятия орудия и предмета совершения административного правонарушения; 3) необходима точная процессуальная фиксация приобщения предмета к делу в качестве вещественного доказательства (она тем более нужна в связи с тем, что такие предметы нередко представляют определенную ценность).
Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела. Вещественные доказательства могут быть возвращены их владельцам еще до разрешения дела, если это возможно без ущерба для производства по делу. Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, если они не могут быть возвращены владельцу, сдаются в соответствующие учреждения для использования по назначению.
Документы признаются доказательствами, если изложенные или удостоверенные в них сведения имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Они могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации. Иными словами, понятие документа как разновидности доказательств определяют две группы вещественных доказательств.
К первой группе относятся документы, сведения в которых изложены или удостоверены организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами. Сущность излагающих (фиксирующих) документов заключается в том, что в них сообщаются сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела (характеристики, протоколы собраний, письма, заявления, объяснения граждан). К числу удостоверяющих документов относятся такие, которые официально подтверждают те или иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Например, удостоверяющими являются документы, по которым устанавливается личность, подтверждается наличие прав и обязанностей: паспорт, лицензия, свидетельство о праве собственности, договоры. При необходимости по поводу содержания документа могут быть сделаны запросы выдавшим его органам. Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты (печать, подписи и т. д.). В отношении бухгалтерских документов разработаны специальные способы их проверки (например, камеральная и выездная налоговая проверка). Если возникают сомнения в подлинности документов, они подлежат тщательной проверке и исследованию. В этих целях может быть проведена экспертиза.
Ко второй группе доказательств следует относить протоколы, которыми удостоверяются обстоятельства и факты, установленные при осмотре помещений, административного задержания, при взятии проб и образцов и т. д., а также протокол об административном правонарушении. Данная группа доказательств характеризуется особым способом их получения: они могут быть получены только путем совершения процессуальных действий. Сведения, содержащиеся в протоколе, должны быть закреплены в порядке, предусмотренном КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным на совершение процессуального действия. В частности, основные атрибуты формы протокола об административном задержании определены в ст. 27.4 КоАП РФ; протокола об административном правонарушении — в ст. 28.2 КоАП РФ.
Протоколы, которыми удостоверяются обстоятельства и факты, установленные в ходе процессуальных действий, являются самостоятельным видом доказательств. Эти доказательства содержат данные, непосредственно воспринятые уполномоченным на то должностным лицом, обнаруженные и наблюдавшиеся им самим. Если в протоколе фиксируются сведения, полученные от других лиц (объяснения потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого составлен протокол), то они относятся к соответствующему виду доказательств (объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей).
Наиболее распространенными являются письменные документы (печатные или рукописные). Однако в связи с научно-техническим прогрессом и созданием новых средств фиксации информации все большее распространение получает неписьменная документация: фото-, киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных, иные носители информации.
Любой документ может стать вещественным доказательством. Это бывает тогда, когда он приобретает какой-либо из признаков вещественного доказательства, предусмотренных ст. 26.6 КоАП РФ. На практике часто бывает трудно разграничить документ и вещественное доказательство. Их различие состоит в том, что доказательственное значение документа определяется его содержанием, а доказательственное значение вещественного доказательства — его физическими признаками. Например, лицензия на осуществление конкретного вида деятельности является официальным документом. Однако в случае ее подделки — это вещественное доказательство.
Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение об их судьбе по окончании рассмотрения дела.
Собирание доказательств представляет собой довольно сложный процесс. Оно осуществляется путем совершения определенных процессуальных действий. Предусматриваются различные способы собирания доказательств, а именно: а) направление запросов; б) поручение совершить отдельные действия; в) истребование сведений.
Согласно ст. 26.9 КоАП РФ поручения и запросы оформляются в свободной форме. Однако как в запросе, так и в поручении, очевидно, должны содержаться основные обстоятельства дела и иные сведения, необходимые для выполнения процессуальных действий, а также должно быть указано, какое именно процессуальное действие следует выполнить (опрос, изъятие, взятие проб или образцов, привод лица, привлекаемого к административной ответственности, для дачи объяснений). В зависимости от сложности дела об административном правонарушении к запросу или поручению могут быть приложены копии или подлинники протоколов опросов, осмотров и других процессуальных документов, необходимых для их надлежащего выполнения.
Направление запросов и поручений о совершении отдельных действий является правом должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. КоАП РФ устанавливает весьма жесткие сроки для исполнения поручений и запросов — не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса. Несоблюдение установленных сроков выполнения поручений и запросов либо формальный подход к их исполнению могут повлечь нарушение сроков рассмотрения дела об административном правонарушении, что, в свою очередь, может стать основанием для отмены постановления.
Следует различать поручения и запросы по делу об административном правонарушении и истребование сведений. Истребование сведений в качестве способа собирания и проверки доказательств как процессуальное действие является правом судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; осуществляется только на основании определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
В определении должны быть указаны лицо, которому оно адресуется, номер дела об административном правонарушении, какие конкретные документы истребуются либо относительно каких обстоятельств дела должны быть представлены документы. Документы должны представляться в подлиннике. Определение направляется по почте либо вручается непосредственно лицу, которому оно адресовано. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение. Данное правило является дополнительной гарантией того, чтобы собирание доказательств и их проверка не были разорваны во времени. Лишь при строгом соблюдении требований, предусмотренных КоАП РФ, возможно исследовать всесторонне, полно и объективно все обстоятельства дела и избежать ошибок, ведущих к принятию незаконного решения.
В порядке, предусмотренном гл. 291 КоАП РФ, должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, при необходимости производства процессуальных действий на территории иностранного государства может быть направлен запрос о правовой помощи соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации или на началах взаимности. Не исключается и вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории России.
Проверка каждого отдельного доказательства производится путем сопоставления его с другими доказательствами, обнаружения противоречий между ними, выяснения их причин.
Процесс доказывания завершается в конечном счете оценкой доказательств, на основании которой происходит разрешение дела. Оценка доказательств как мыслительная деятельность протекает по своим логическим и психологическим законам. Вместе с тем существует основное правило и одновременно принцип административного процесса: судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. При этом не только сила доказательств, но и их достоверность и достаточность также определяются путем свободной оценки, без каких-либо заранее установленных правил. Никто не может повлиять на оценочную деятельность субъектов.
Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими запроса о правовой помощи по делам об административных правонарушениях или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении административного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на началах взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Оценка доказательств по внутреннему убеждению предусматривает соблюдение следующих требований: внутреннее убеждение субъекта должно быть обоснованным; при оценке доказательств субъект должен руководствоваться законом, а также своим правосознанием.
Обоснованность внутреннего убеждения заключается в том, что доказательства должны базироваться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Это означает, что внутреннее убеждение, будучи категорией субъективной, имеет объективный характер. Требование обоснованности обязывает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в постановлении по делу мотивировать свой вывод ссылками на объективно существующие материалы дела, а не на свое субъективное видение.
Несмотря на то что в действующем КоАП РФ не акцентируется внимание на роли правосознания для правильного понимания целей и задач производства по делу об административном правонарушении, подобного рода категория должна предполагаться в качестве дополнительного, нравственного ориентира при толковании норм закона и его применении.
|