Среда, 27.11.2024, 21:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой способы воздействия принудительного характера, применяемые в целях пресечения административного правонарушения; установления личности нарушителя; составления протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте совершения; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.

Перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предусмотрен ст. 27.1 КоАП РФ.

Доставление лица к месту составления протокола об административном правонарушении в качестве меры обеспечения производства представляет собой препровождение физического лица в служебное помещение в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ).

Административное задержание. Сущность административного задержания заключается в кратковременном ограничении свободы физического лица. Поэтому оно применяется в исключительных случаях. Исключительный характер применения данной процессуальной меры определяется с учетом характера административного правонарушения, условий, места, времени, способа его совершения, а также с учетом личности правонарушителя, обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Как правило, основанием административного задержания лиц, совершивших административное правонарушение, является противодействие законным требованиям должностных лиц. Например, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию до рассмотрения дела об административном правонарушении по существу.

Привод как мера процессуального обеспечения применяется в отношении физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, законного представителя юридического лица, а также свидетеля в целях выполнения ими процессуальных действий, которые нельзя выполнить заочно. Привод производится органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении, в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ.

Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ) есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляемое в необходимых случаях с целью обнаружения орудий совершения либо непосредственных предметов административного правонарушения.

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя применяется такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ).

Суть изъятия вещей и документов, ареста товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.10, 27.14 КоАП РФ) заключается в запрете распоряжаться и пользоваться ими. Указанные меры могут применяться как к физическим, так и к юридическим лицам, если вещи или документы явились орудиями совершения или предметами административного правонарушения, имеют значение доказательств, обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортных средств, принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества.

При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается водительское удостоверение и выдается временное разрешение на право управления на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца. В случае если дело об административном правонарушении не рассмотрено в течение двух месяцев, срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, продлевается судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении, на срок не более одного месяца при каждом обращении. При подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида продлевается судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу до вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов.

Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. В случае отчуждения или сокрытия товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, лицо, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, или хранитель подлежит ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценку стоимости изъятых вещей и других ценностей (ст. 27.11 КоАП РФ) следует рассматривать как часть действий, связанных с изъятием вещей и документов. Изъятые вещи подлежат оценке в случае, если: 1) нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей; 2) изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию или уничтожение; 3) изъятые из оборота этиловый спирт, алкогольная продукция подлежат направлению на переработку или уничтожению.

В настоящее время действующим КоАП РФ не исключается применение такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как арест доставленного в российский порт судна, явившегося орудием совершения административного правонарушения (ст. 27.141 КоАП РФ). Порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных и арестованных судов устанавливается Правительством РФ. Судно, явившееся орудием совершения административного правонарушения, подлежит незамедлительному освобождению после внесения залога.

Залог за арестованное судно (российское или иностранное) в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях состоит во внесении физическим или юридическим лицом, судовладельцем, страховщиком или компетентным органом государства флага судна денежных средств в суд, избравший данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Размер залога за арестованное судно определяется с учетом административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или с учетом определяемых на основании заключения эксперта стоимости судна и других орудий совершения административного правонарушения (ст. 27.18 КоАП РФ).

Отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения производятся в отношении лиц, управляющих транспортными средствами (водителей /судоводителей).

Поводами отстранения лица от управления транспортным средством являются: во-первых, достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения; во-вторых, совершение указанным лицом следующих административных правонарушений:

управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца (ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ);

управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ);

управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством (ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ);

управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе автопоезда) (ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ).

Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования либо несогласии указанного лица с его результатами, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Водители — участники дорожно-транспортного происшествия, в результате которого имеются пострадавшие и причинен значительный материальный ущерб, подлежат обязательному направлению на освидетельствование в медицинское учреждение.

По смыслу ст. 27.13 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством за совершение нарушений в области дорожного движения и дорожной безопасности может сопровождаться задержанием транспортного средства, запрещением его эксплуатации и использования.

Суть задержания транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку.

В случае если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено в близлежащее место, где не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, с последующей блокировкой.

При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных ст. 8.23, 9.3, ч. 2 ст. 12.1, ст. 12.4, ч. 2—6 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Суть временного запрета деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Правовые гарантии применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется при соблюдении следующих общих принципов и гарантий, предусмотренных Конституцией РФ, КоАП РФ и другими федеральными законами.

Во-первых, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются только в связи с административным правонарушением в том случае, если есть достаточные данные полагать, что без их применения цели производства по делу не будут достигнуты.

Во-вторых, лицо, привлекаемое к административной ответственности, может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутаты, судьи, прокуроры и иные лица), устанавливаются Конституцией РФ.

В-третьих, в качестве правовой гарантии предусматривается составление протокола о применении соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол является процессуальным документом, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена мера обеспечения производства. Иные данные указываются в зависимости от вида применяемой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (см., например, ст. 27.7-27.10, 22.12, 27.16 КоАП РФ).

К протоколу о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении прилагаются также материалы, полученные с использованием фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, а в случае ареста товаров, транспортных средств и иных вещей дополнительно к протоколу прилагается опись арестованных товаров, транспортных средств и иных вещей. К протоколу об отстранении от управления транспортным средством и медицинском освидетельствовании на состояние опьянения прилагается акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, а также лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, владельцем вещей, подвергнутых досмотру, лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя. В случае отказа лиц, в отношении которых ведется производство по делу, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается под расписку лицам, в отношении которых составлен протокол. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, о временном запрете деятельности вручается соответственно законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

В-четвертых, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется уполномоченными на то органом или должностным лицом в пределах их компетенции в соответствии со ст. 27.2, 27.3 и 28.3 КоАП РФ.

В-пятых, при применении мер производства по делам об административных правонарушениях не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая отметка в протоколе об административном задержании. По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или лица, их заменяющие.

Лица, подвергнутые административному задержанию, содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ, либо в специально отведенных для этого помещениях. Указанные помещения должны соответствовать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых в специализированных учреждениях.

Проведение изъятия товаров, транспортных средств, документов и иных предметов в ночное время не допускается, кроме случаев изъятия при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, а также случаев, не терпящих отлагательства. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время и за нарушения в области налогового законодательства. Не подлежат изъятию товары, транспортные средства, документы и иные предметы, не имеющие отношения к делу об административном правонарушении, за исключением предметов или орудий совершения административного правонарушения, запрещенных к обращению.

Применение мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях осуществляется, как правило, с привлечением понятых. При этом личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Однако личному досмотру должно предшествовать предложение уполномоченных работников лицу, в отношении которого имеются данные о совершении правонарушения, предъявить документы или вещи, являющиеся орудием или предметом правонарушения. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть произведены без понятых. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется также в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. И только в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца.

В-шестых, в качестве правовой гарантии следует рассматривать и установленные процессуальные сроки доставления, административного задержания. В частности, доставление должно быть произведено в возможно короткий срок. Административное задержание по общему правилу не может превышать трех часов с момента доставления. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью, законодательными актами России могут быть установлены иные сроки административного задержания. Так, лица, нарушившие режим Государственной границы РФ, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также совершившие правонарушение на континентальном шельфе Российской Федерации, для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения могут быть задержаны на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Срок задержания транспортного средства исчисляется с момента составления протокола об административном правонарушении. Указанный срок исчисляется в часах с момента помещения транспортного средства на специализированную стоянку.

В-седьмых, необоснованное и незаконное применение мер административного принуждения следует рассматривать как грубое нарушение прав и свобод гражданина. Действующим законодательством предусмотрена возможность обжалования необоснованного и незаконного применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган (должностному лицу), прокурору или в суд. Вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо), судья, рассматривающий жалобу, проверяют законность и обоснованность действий, которые были осуществлены уполномоченными должностными лицами. В случае отмены решения о применении мер процессуального обеспечения лицу, в отношении которого они были применены, должны быть принесены официальные извинения и сняты все другие правоограничения. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.04.2017)
Просмотров: 147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%