Рассмотрение дела об административном правонарушении как самостоятельная стадия производства представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятие решения по делу. На данном этапе в полной мере применительно к каждому делу реализуются задачи производства, способствующие укреплению законности, предупреждению правонарушений, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции РФ, федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, а также уважения прав и свобод других граждан и добросовестного выполнения своих юридических обязанностей, ответственности перед обществом.
Непременным условием законного и обоснованного рассмотрения дел об административных правонарушениях является предварительная подготовка к их разбирательству.
В процессе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должны решить вопрос о том, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела. Необходимость разрешения данного вопроса обусловлена тем, что в производстве по делам об административных правонарушениях очень часто одни органы возбуждают производство, другие рассматривают и принимают решения, третьи выполняют функции только кассационной и надзорной инстанций. Если судья, орган (должностное лицо) установит, что поступившее дело относится к его компетенции, то дело принимается к рассмотрению; если дело не относится к его компетенции, материалы дела направляются по подведомственности. В случаях, когда имеет место двойная подведомственность, дело рассматривает тот орган (должностное лицо), к которому оно поступило.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении решается вопрос о том, насколько правильно составлен протокол и оформлены другие материалы дела об административном правонарушении. Ненадлежащее оформление протокола и иных материалов дела свидетельствует о недостаточно полном исследовании события правонарушения и сведений о лице, его совершившем. В этом случае протокол не может быть принят к рассмотрению и, как правило, с замечаниями возвращается тому, кто его составил (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ).
На стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении изучается вопрос об обстоятельствах, исключающих производство по делу. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу. В качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица, состоящие в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела. Например, судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если кто- либо из этих лиц является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя.
При подготовке к рассмотрению дела выясняется, были ли заявлены ходатайства и отводы. Ходатайство на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении является одной из гарантий всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. Это могут быть ходатайства о допуске к участию в деле, о направлении дела по подведомственности, об исследовании дополнительных доказательств, о гражданском иске и мерах его обеспечения. Правом заявления ходатайств при подготовке дела к рассмотрению пользуются: лицо, в отношении которого ведется дело, защитник, законный представитель физического или юридического лица, потерпевший, эксперт. Ходатайства заявляются как в письменном виде, так и устно. В последнем случае содержание ходатайства заносится в протокол. Получив ходатайство, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны рассмотреть его немедленно. О результатах рассмотрения ходатайства сообщается лицу, его заявившему (ст. 24.4 КоАП РФ).
Основанием для отвода судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, является наличие родственных связей с лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, потерпевшим, их законными представителями, защитниками или представителями. Возможность рассмотрения дела исключается также, если судья, член коллегиального органа, должностное лицо лично, прямо или косвенно заинтересованы в разрешении дела. В таком случае должен быть заявлен самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.
При наличии обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить им отвод. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. При отклонении отвода рассмотрение дела продолжается, а при удовлетворении — отведенные судья, член коллегиального органа, должностное лицо заменяются другими и рассмотрение дела начинается сначала.
В обязательном порядке на стадии подготовки к рассмотрению дела об административных правонарушениях решается вопрос о назначении времени и места рассмотрения дела. Как правило, время для разбирательства определяется таким образом, чтобы обеспечить явку всех вызываемых лиц, а также способствовать созданию наиболее благоприятных условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
По общему правилу, установленному КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Тем не менее по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.33 (невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, субъектами которых являются несовершеннолетние), 5.34 (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах), рассматриваются по месту жительства правонарушителя.
В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства.
Дела об административных правонарушениях, связанных с неповиновением распоряжению сотрудника правоохранительного органа (ст. 19.3 КоАП РФ), нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ), организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекшей нарушение общественного порядка (ст. 20.22 КоАП РФ), рассматриваются по месту выявления административного правонарушения.
Дела об административных правонарушениях в области дорожного движения и дорожной безопасности (гл. 12 КоАП РФ), совершенные с использованием транспортного средства и зафиксированные с
применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, рассматриваются по месту нахождения органа, в который поступили материалы.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о вызове лиц в качестве представителей, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста, прокурора, защитника и др. С несовершеннолетним свидетелем, не достигшим возраста 14 лет, вызывается педагог, психолог (ст. 25.6 КоАП РФ). Лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший во всех случаях подлежат вызову (ст. 25.1, 25.2 КоАП РФ). Обязательному вызову подлежит законный представитель несовершеннолетнего (ст. 25.3 КоАП РФ). Эксперт вызывается в случаях, когда по обстоятельствам дела была назначена экспертиза (ст. 25.9 КоАП РФ). Специалист вызывается в тех случаях, когда необходимы специальные познания по вопросам, не требующим проведения экспертизы (ст. 25.8 КоАП РФ).
В случае необходимости разрешается вопрос об отложении рассмотрения дела. Отложение рассмотрения дела возможно: 1) при поступлении заявления о самоотводе или об отводе судьи, если его отвод препятствует рассмотрению дела; 2) при отводе специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; 3) если требуются явка лица, участвующего в рассмотрении дела, дополнительные материалы по делу или назначение экспертизы (и. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).
При подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению разрешается вопрос: есть ли основание для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Определение о возвращении протокола об административном правонарушении выносится в том случае, если допущенные при составлении протокола нарушения носят существенный характер. К существенным следует относить те нарушения, которые привели к ограничению или стеснению гарантированных законом прав участников процесса или иным путем повлияли или могли повлиять на всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств дела. Например, административное расследование произведено лицом, не уполномоченным на то законом либо подлежащим отводу; лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, не предоставлен переводчик.
Закон обязывает судью, должностное лицо, членов коллегиального органа изучить круг вопросов, с которыми связывается прекращение начатого производства по делу об административном правонарушении. Если будет установлено хотя бы одно из таких обстоятельств, то отпадает необходимость разрешать вопросы, связанные с назначением рассмотрения дела об административном правонарушении. В этом случае выносится постановление о прекращении производства по делу.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении может быть разрешен вопрос о приводе. Основанием вынесения определения о приводе является неявка без уважительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, что препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
К числу значимых юридических условий при рассмотрении дела об административном правонарушении относится соблюдение сроков. Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении — 15 дней.
Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Днем получения следует считать дату регистрации протокола и других материалов об административном правонарушении.
Пятидневный срок установлен для рассмотрения ряда дел об административных правонарушениях, связанных с посягательством на права граждан. Продление данного срока не допускается.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.
Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Рассмотрение дела об административном правонарушении по существу. Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении по существу означает выяснение обстоятельств, с которыми связываются такие правовые последствия, как привлечение лица к административной ответственности и назначение административного наказания. Выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является обязанностью органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении. При рассмотрении дела об административном правонарушении по существу подлежат выяснению: было ли совершено административное правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; причинен ли имущественный ущерб, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предполагает совершение ряда процессуальных действий.
Во-первых, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела.
Проверка явки участников, их полномочий осуществляется путем проверки представленных документов: удостоверений личности, доверенностей, документов, удостоверяющих полномочия законных представителей, а также представителей общественных организаций. Например, полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Выяснение того, кто из участников производства не явился и какова причина неявки, осуществляется путем опроса. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.
Во-вторых, разъясняются права и обязанности лицам, участвующим в рассмотрении дела, с тем чтобы они с самого начала имели возможность активно проявлять себя в процессе. Например, переводчику разъясняется, что перевод должен касаться объяснений, показаний, заявлений, ходатайств, задаваемых вопросов и ответов, высказанных мнений и пожеланий лица, не владеющего языком, на котором осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При разъяснении обязанностей не лишне указать на возможные последствия несоблюдения обязанностей. Разъяснения даются в доступной форме, четко и ясно. Формальный подход к разъяснению прав и обязанностей может привести к тому, что лица, которым оно адресовано, окажутся в неведении относительно своих процессуальных прав и обязанностей.
В-третьих, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Ходатайства лиц, участвующих в производстве, занимают весьма важное место в деле. Это ходатайства: об отводе лиц, участвующих в деле; о рассмотрении дела в отсутствие одного из участников производства по делу; об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола и других материалов дела лицу, составившему протокол; об оказании помощи в собирании доказательств; о привлечении дополнительных свидетелей; о назначении экспертизы; о прекращении или о приостановлении дела; и др.
В-четвертых, выносится определение об отложении рассмотрения дела. Отложение рассмотрения дела представляет собой процессуальные действия судьи, должностного лица по переносу разбирательства дела по существу на другое назначенное время. Его осуществление возможно в любой части рассмотрения дела об административном правонарушении, если имеются к этому основания. Законом предусмотрены случаи, обязывающие судью, должностное лицо отложить рассмотрение дела. К ним относятся: 1) поступление заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу (ст. 29.3 КоАП РФ); 2) отвод специалиста, эксперта или переводчика, если отвод препятствует рассмотрению дела по существу (ст. 25.12 КоАП РФ); 3) необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела (и. 5 ст. 25.3 КоАП РФ);
4) истребование дополнительных материалов по делу (ст. 26.10 КоАП РФ) или назначение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ); 5) необходимость привода лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела (ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ); 6) передача дела на рассмотрение по подведомственности (ст. 29.5 КоАП РФ). Во всех случаях отложение оформляется определением, в котором указываются мотивы отложения, время рассмотрения и те действия, которые должны быть выполнены до нового рассмотрения. О новом рассмотрении дела об административном правонарушении присутствующие извещаются под расписку, а отсутствующим направляются повестки- извещения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении КоАП РФ установлена определенная последовательность процессуальных действий, направленная на реализацию принципов производства:
оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. После оглашения судья, должностное лицо, председательствующий коллегиального органа выясняют у лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, понятно ли ему содержание данных документов;
заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, пояснения специалиста и заключение эксперта, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. По окончании объяснений каждому из лиц, участвующих в деле, их представителям задаются вопросы;
в случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
На стадии рассмотрения возможно соединение и выделение дел об административных правонарушениях. Так, в одном производстве могут быть соединены дела о нарушениях, за совершение которых привлекается к ответственности одно и то же лицо или привлекаются к ответственности несколько лиц в соучастии. Выделение дела о нарушении таможенных правил допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела. Соединение и выделение дел производится по постановлению должностного лица, судьи, на рассмотрении которых находится дело об административном правонарушении.
Если в ходе рассмотрения первоначальная квалификация действий лица, привлекаемого к ответственности по двум и более статьям, не подтверждается в какой-либо части, выносится мотивированное постановление о прекращении производства по делу в отношении вменяемого состава административного правонарушения.
После исследования и проверки всех доказательств, собранных и представленных участниками производства по делу об административном правонарушении, судья, должностное лицо, рассматривающие дело, спрашивают у лиц, участвующих в деле, и их представителей, не желают ли они чем-либо дополнить материалы дела. Участники могут высказать свои мнения по поводу юридической оценки, обоснованности привлечения к административной ответственности, квалификации административного правонарушения, меры наказания, по всем другим вопросам, подлежащим разрешению при назначении наказания. Ограничение во времени при высказывании мнений законом не предусмотрено. Однако судья, должностное лицо вправе останавливать прения, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. В свою очередь, участники прений при несогласии с замечаниями судьи, должностного лица вправе заявить свои возражения, требуя занесения их в протокол. Если в прениях участвует потерпевший, то он вправе изложить свое мнение по поводу доказанности обстоятельств, которые должны быть отражены в постановлении. При всех условиях право последнего высказывания всегда принадлежит лицу, привлекаемому к административной ответственности, и его защитнику.
Одним из важных процессуальных документов является протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол служит источником информации для судьи вышестоящего суда, должностного лица вышестоящего органа, поэтому его содержание, порядок составления и форма должны точно соответствовать требованиям закона.
Как вытекает из содержания ч. 1 ст. 29.8 КоАП РФ, обязательность составления протокола предусмотрена лишь в том случае, если дело находится в производстве коллегиального органа. При рассмотрении дела уполномоченным должностным лицом протокол не ведется. КоАП РФ не предусматривает ведение протокола и при назначении административного наказания судьей[1], за исключением дел, рассматриваемых на основании норм АПК РФ.
В литературе высказывается обоснованное мнение о том, что при рассмотрении любых дел об административных правонарушениях ведение протокола необходимо. Это будет дополнительной гарантией защиты прав лиц, участвующих в деле, поскольку не совсем ясно, как можно без составления протокола проследить порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Практика свидетельствует о том, что нередко материалы рассматриваются без участия лиц, привлекаемых к административной ответственности; в материалах отсутствуют данные о вызове свидетелей и потерпевших; нарушаются сроки рассмотрения; не отражается судьба вещественных доказательств, возможные отводы и самоотводы, возражения лица, привлекаемого к административной ответственности, либо его представителя или защитника.
Составление протокола в коллегиальном органе возлагается на секретаря. При составлении протокола следует избегать исправлений, дописок, подчисток, сокращения слов, зачеркиваний. Если возникла необходимость внесения исправлений, как правило, это делается в заключительной части протокола с указанием страниц, к которым они относятся. Ответственность за полное и объективное отражение в протоколе всего хода разбирательства дела возлагается на председательствующего коллегиального органа. Сроки окончательного оформления протокола заседания законом не предусмотрены, но они должны быть максимально сжатыми. Протокол считается оформленным с момента подписания председательствующим и секретарем коллегиального органа. Отсутствие необходимых подписей в протоколе лишает его юридической значимости и приводит к недействительности.
Вынесение решения по делу об административном правонарушении. Результатом рассмотрения по делу об административном правонарушении является принятие правового акта, имеющего государственновластный характер и облекаемого в форму постановления. В соответствии с КоАП РФ предусмотрены следующие виды постановлений: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу.
Постановление о назначении административного наказания выносится в том случае, если материалами дела доказана виновность лица в совершении административного правонарушения, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, а также при отсутствии оснований для освобождения от административной ответственности. Определение меры наказания осуществляется в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях с учетом принципа индивидуализации (учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность).
Значимость постановления о назначении административного наказания обусловлена тем, что оно занимает особое место среди актов, издаваемых в процессе производства. Именно в постановлении реализуется решение судьи, коллегиального органа, должностного лица о применении меры наказания. Постановление о назначении административного наказания порождает правовые обязанности к его исполнению как для правонарушителя, так и для государственных органов. Наконец, назначение административного наказания позволяет считать лицо, совершившее административное правонарушение, привлеченным к административной ответственности.
Постановление о прекращении производства по делу выносится в случаях, если: 1) имеется хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по делу; 2) совершенное правонарушение характеризуется малозначительностью и судья, коллегиальный орган (должностное лицо) приняли решение ограничиться объявлением устного замечания; 3) установлено, что в нарушении содержатся признаки преступления и материалы дела переданы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.
При вынесении постановления судья, коллегиальный орган (должностное лицо), рассматривающие дело об административном правонарушении, руководствуются материальными и процессуальными нормами, которыми предусматривается административная ответственность, требованиями, вытекающими из задач и принципов законодательства об административных правонарушениях.
Постановление, принятое по делу об административном правонарушении, не может быть признано законным, если коллегиальный орган, должностное лицо, судья не применили закон, подлежащий применению. Неприменение надлежащего закона относится к тем случаям, когда в постановлении не сделана ссылка на норму материального права и дело было разрешено в противоречии с законом.
Постановление не может быть признано законным и в том случае, если была сделана ссылка на нормативный подзаконный акт, официально не опубликованный и не зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ, так как нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат обязательной регистрации и официальному опубликованию.
Законность постановления предполагает, что оно должно быть принято компетентным органом и в порядке, установленном для данного органа: коллегиально или на основе единоначалия. При коллегиальном порядке постановление по делу об административном правонарушении может считаться принятым лишь в том случае, если соблюдено требование кворума.
Постановление не может быть признано законным, если оно принято с нарушением процессуальных сроков.
Под обоснованностью решения об административном правонарушении следует понимать соответствие существующей реальности выводов коллегиального органа, должностного лица, судьи об обстоятельствах дела. Решение по делу об административном правонарушении обоснованно, если в нем все имеющие значение для дела обстоятельства всесторонне и полно выяснены в ходе заседания и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела.
Постановление должно быть доступным для всеобщего восприятия. Поэтому КоАП РФ требует, чтобы оно было составлено четко и понятно. В постановлении по делу об административном правонарушении отражаются сведения, изложенные в определенной последовательности, что является необходимым условием правильности принятого решения. Как вытекает из смысла и содержания ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, структура постановления состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.
Вводная часть должна содержать: номер постановления, дату его вынесения, наименование населенного пункта, на территории которого находится орган; наименование органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело (фамилия, имя, отчество лица, привлекаемого к административной ответственности, полное наименование организации). При этом могут быть указаны иные сведения, например идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено постановление за нарушение в области налогообложения, данные об инвалидности лица, наличии у него государственных наград, почетных, воинских и других званий.
Описательная часть постановления представляет собой обоснование решения, которое судья, должностное лицо, коллегиальный орган принимают по рассматриваемому делу об административном правонарушении. В постановлении излагаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Важнейшим компонентом описательной части постановления является анализ и оценка доказательств, исследованных при рассмотрении дела. В постановлении должны получить оценку все доказательства.
Суждения относительно квалификации административного правонарушения должны быть мотивированы. Не соглашаясь с возражениями, объяснениями лица, привлекаемого к ответственности, судья либо должностное лицо не должны голословно их отвергать, а обязаны опровергнуть имеющимися доказательствами. По логике и праву, если доводы лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не опровергнуты материалами дела, постановление подлежит отмене.
В описательной части постановления должны быть учтены при назначении наказания обстоятельства, характеризующие степень общественной опасности административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. При рассмотрении может быть сделан вывод о необходимости освобождения от административного наказания. В этом случае постановление должно также содержать мотивировку принятого решения.
Резолютивная часть постановления представляет собой логический и юридический вывод из описательной части, в котором четко фиксируются решения по рассматриваемому делу об административном правонарушении: фамилия, имя, отчество физического лица, наименование организации; постановление о признании лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, виновным; соответствующая статья КоАП РФ, по которой данное лицо признано виновным; вид и размер административного наказания (основного и дополнительного).
При назначении административного штрафа может быть указано наименование счета организации, привлекаемой к ответственности, с которой следует взыскивать административный штраф. Это не противоречит закону и ускоряет исполнение вступившего в законную силу решения.
Если лицо до вынесения постановления было задержано в порядке меры пресечения, срок административного задержания засчитывается в срок административного наказания.
В резолютивной части постановления должны также содержаться решение о возмещении имущественного вреда, сроки и порядок его возмещения, если данный вопрос рассматривался одновременно с назначением административного наказания.
В постановлении отражается правовая судьба изъятых документов и вещей, находившихся при физическом лице, изъятых документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу, а также вещей, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или изъятия (в зависимости от правового режима имущества). В частности: 1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством России; 2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению; 3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с российским законодательством передаются заинтересованным лицам; 4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он неизвестен, направляются в Администрацию Президента РФ.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В резолютивной части постановления указывается, куда можно обжаловать решение, каким образом, а также срок обжалования.
При коллегиальном рассмотрении дела постановление по делу об административном правонарушении принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Отсутствие кворума влечет недействительность принятого
постановления.
Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается объявлением постановления. Значение данного процессуального действия определяется тем, что именно с этого момента происходит исчисление срока, установленного для обжалования постановления, а также начинает течь срок давности исполнения постановления о наложении наказания. Поэтому объявление постановления по делу и вручение копии осуществляются в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством. По общему правилу постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в день получения протокола об административном правонарушении, а также дел об административном правонарушении, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам. В случае если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле. Несоблюдение данного правила лишает участников производства по делу возможности использовать право на обжалование постановления. Копии постановления должны быть направлены заинтересованным лицам в течение трех дней со дня его вынесения. Несоблюдение этого срока или ненаправление постановления является основанием для восстановления пропущенного срока на подачу жалобы.
Объявление постановления по делу об административном правонарушении влечет правовые последствия. Они связываются с вступлением постановления в законную силу. Постановление коллегиального органа, должностного лица, судьи вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, а если оно было обжаловано или опротестовано, то лишь при условии, что жалоба или протест оставлены без удовлетворения; с момента вступления в законную силу постановление не может быть обжаловано или опротестовано; вступление постановления в законную силу означает возможность принудительной реализации принятого решения уполномоченным коллегиальным органом, должностным лицом, судьей;
постановление по делу об административном правонарушении обязательно для всех должностных лиц и граждан и подлежит исполнению.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение. Согласно ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносятся определения: 1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
Законодатель предъявляет определенные требования к содержанию определения по делу об административном правонарушении. Определение, как и постановление, состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части указываются данные о судье, должностном лице, составе коллегиального органа, вынесших определение; сведения о лице, которое подало ходатайство, содержание заявления, ходатайства. В описательной части указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела, и ссылка на нормы КоАП РФ, излагается мнение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. В резолютивной части содержатся выводы по разрешаемому вопросу. Например, при возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела из-за неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении, должно быть указано, в чем выразилась неполнота представленных материалов.
Определение по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, имеет те же правовые последствия, что и постановление. Это означает, что с момента вступления в законную силу оно обладает свойствами исполнимости.
Определение по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Оно подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим определение.
По КоАП РФ орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административных правонарушениях, обязан устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений, и направлять предложения в соответствующие организации и должностным лицам по их устранению. Указанные организации и лица обязаны в течение месяца со дня поступления предложения сообщить органу, должностному лицу, внесшим предложение, о принятых мерах. Внесение предложений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, является средством укрепления законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, устранения недостатков в работе коммерческих и некоммерческих организаций. Оно осуществляется в форме представления. Представление по своему содержанию имеет силу частного определения, которое выносится судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Будучи разновидностью определения по делу об административном правонарушении, представление также не может быть обжаловано.
[1] Учитывая, что КоАП РФ не содержат запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24 марта 2005 г. № 5 рекомендовал в необходимых случаях ведение такого протокола.
|