Предметом криминалистического исследования замков, пломб и других запирающих устройств является установление фактических данных, связанных с идентификацией следообразующего орудия, которым оставлены следы при взломе замков и вскрытии пломб, определение состояния запирающих устройств и механизма образования следов. Этим крайне важным для расследования вопросам посвящены труды ученых-криминалистов: С. И. Поташника (Криминалистическая экспертиза замков. М., 1969); Е. И. Зуева (Экспертное исследование железнодорожных пломб. М., 1980); А. И. Железнякова, Н. И. Нестерова (Криминалистическое исследование замков: учеб. пособие. Волгоград, 1993) и др.
Замок — это запирающее устройство, предназначенное для охраны и контроля различных объектов от проникновения в них посторонних лиц. В настоящее время промышленностью выпускается большое количество самых разнообразных систем, видов и конструкций замков, однако в замках имеется и много общего, что позволяет классифицировать их по различным основаниям. Для криминалистических целей имеет значение классификация по следующим трем основаниям: способу крепления к объекту; назначению; устройству механизма.
По способу крепления к объектам замки подразделяются на постоянные и съемные. Постоянным считается замок, который при отпирании не отделяется от короба, так как его корпус привинчен, приварен или иным способом прикреплен к объекту. Постоянные замки в свою очередь подразделяются на врезные и прирезные (накладные). Если корпус помещается в специально вырезанном для него гнезде, то замок относится к врезным. Если корпус прикреплен к поверхности двери (двери крышки), замок считается прирезным. Съемные замки при отпирании отделяются от объекта. Эти замки часто назы
ваются навесными, поскольку для запирания они навешиваются на петли, кольца или иные приспособления, прикрепленные к объектам.
По назначению, в зависимости от объектов, для запирания которых они предназначены, замки подразделяются на замки общего назначения — это дверные и мебельные, и специальные — предназначенные для запирания различных специальных объектов: металлических шкафов, сейфов, дверей автомобилей и т.д. В каждом же конкретном случае замки следует именовать в зависимости от их конкретного назначения: сейфовый замок, замок для системы зажигания автомобиля и т.д.
По системе запирающего механизма замки подразделяются на пружинные, сувальдные и цилиндровые, замки с шифруемой системой и винтовые замки. В пружинных замках засов удерживается в запертом положении только силой пружины. Ключ к пружинному замку состоит из головки, стержня и бородки, как правило, не имеющей уступов (поскольку бородка ключа воздействует только на одну деталь механизма — ригель). В основном, навесные пружинные замки — самозапирающиеся (рис. 3.15).
Рис. 3.15. Устройство навесной
пружинный замок: 1 — дно кор-
пуса замка; 2 — засов; 3 — запи-
рающая головка засова; 4 — запи-
раемый вырез дужки; 5 — запира-
емый конец дужки; 6 — дужка
замка; 7— ось крепления дужки; 8
— пружина; 9 — скважина для
ключа.
Сувальдные замки (рис. 3.16) — это замки, в которых положение засова фиксируется сувальдами (деталью в виде металлической пластины с выемками в центре, образующими окна). Одно окно предназначено для надевания на ригельную стойку, другие — для ее передвижения. Ключ к сувальдному замку состоит из стержня и бородки, которая может располагаться либо с одной стороны, либо с обеих. На бородке ключа несколько уступов, один из которых предназначен для передвижения засова, другие — для поднятия сувальд. Основной секрет замка такого типа — в сувальдах: чем больше сувальд и чем
больше они различаются (по толщине и высоте от скважины) тем выше степень секретности запирающего механизма, сувальды могут располагаться по одну и обе стороны от засова — тем выше степень секретности замка.
Рис. 3.16. Устройство врезного
дверного замка с сувальдным
механизмом: А — запорная
планка; Б — замок: 1 — ролик
защелки (каток); 2 — пружина;
3 — вилка; 4 — упорная план-
ка; 5 — регулировочный винт;
6 — регулировочная планка
(гайка винта); 7 — пружина
сувальды: 8 — ось сувальд; 9
— сувальда; 10 —стойка засо-
ва; 11 — засов; 12 — основа-
ние корпуса; 13 — лицевая
планка; В — ключ.
1
Рис. 3.17. Устройство цилиндрового механизма: А — механизм в запертом положении; Б — механизм в отпертом положении; 1 — корпус; 2 — цилиндр; 3— скважина для ключа 4 — штифт цилиндра; 5— гнездо цилиндра; 6 — штифт корпуса; 7 — пружина корпуса; 8 — крышка корпуса;
9 — гнездо корпуса; 10 — ключ
Цилиндровые замки — это замки, в которых перемещение засова осуществляется посредством цилиндрового механизма (рис. 3.17).
Характерной особенностью этих замков является то, что ключ замка непосредственно с засовом не контактирует. Эту роль выполняет поводок или хвостовик цилиндрового механизма. Простой цилиндровый механизм состоит из цилиндра и патрона первый вложен во второй. В патроне располагаются пружины и штифты, в цилиндре — только штифты. Все штифты цилиндра различны по высоте и на участке «зазора» между цилиндром и патроном контактируют друг с другом. В некоторых замках (например, системы «Аблой») функции штифтов выполняют специальные пластины. Фиксированное положение цилиндра в патроне обеспечивается штифтами патрона.
Ключ к цилиндровому замку на стержне имеет зубья, которые воздействуют на штифты цилиндра, а штифты цилиндра — на штифты патрона. Образуемый «зазор» между патроном и цилиндром позволяет поворачивать ключем цилиндр, вместе с которым и движется хвостовик, воздействующий на ригель. Штифты патрона не могут полностью войти в гнезда цилиндра, так как штифты цилиндра приподнимаются ими лишь до определенного предела, пока этому не воспрепятствует изгиб или сужение скважины для ключа.
Разновидностью цилиндровых замков являются замки системы «Аблой» (рис. 3.18), запирающий механизм которых состоит в перемещении основных и дополнительных шайб в патроне, имеющием на
Рис. 3.18. Устройство цилиндрового механизма замка «Аблой»:
1 — основной диск (шайба); 2 — широкий вырез в корпусе; 3 — выступ на основном диске; 4 — дополнительный диск (шайба); 5 — корпус; 6 — поводок; 7 — стопорный штифт; 8 — углубление на основном диске; 9 — углубление на дополнительном диске; 10 — узкий вырез в корпусе; 11 — плоскость распила при разборке замка; 12 -ограничительная втулка;
13 — ключ; 14 — корпус блока цилиндрового механизма замка
Широкий вырез служит для фиксации в патроне в строго определенном положении дополнительных шайб и перемещения в нем выступов основных шайб при их повороте. Узкий вырез предназначен для помещения в нем стопорного штифта. Отпирание замка состоит в повороте ключа на 90° вправо, при котором каждый уступ стержня ключа, взаимодействуя с определенными основными шайбами, поворачивает каждую из них на строго определенный угол. Выемки на основных шайбах совмещаются с узким вырезом в стенке патрона и выемками на дополнительных шайбах, образуя продольное углубление по всей длине цилиндра. Стопорный штифт западает в это углубление, освобождая патрон от фиксации в гнезде корпуса замка. Часть выступов на основных шайбах упирается в грань широкого выреза в стенке патрона и при дальнейшем повороте ключа на 180°, воздействуя на патрон поворачивает его. В комплект каждого изготовленного на предприятии замка обычно входит три-четыре ключа, предназначенные для этого замка.
Подобранным является ключ, предназначенный для отпирания одного конкретного замка, но используемый для отпирания другого замка. В отношении этого другого он и будет являться «подобранным». При этом никаким конструктивным изменениям ключ предварительно не подвергался. Поддельным считается тот ключ, который' не входит в комплект данного либо другого замка, а изготовлен для отпирания конкретного замка с преступными целями. В следственной практике известны случаи отпирания замков с помощью отмычек и случайными предметами. Под отмычками в криминалистике понимают специальные инструменты, изготавливаемые преступниками для отпирания не какого-то конкретного замка, а группы замков определенного типа.
Случайные предметы — различные предметы, непосредственно не предназначенные для отпирания замков, но используемые в этих целях (шило, гвоздь, хвостовик, игла и т.д.).
Для отпирания замка путем отжима ригеля характерно воздействие на головку ригеля снаружи замка посторонним предметом, в результате чего ригель вдвигается в короб. Путем отжима ригеля чаще всего отпираются постоянные самозапирающиеся замки. При этом большую сложность иногда представляет не сам отжим ригеля, а образование зазора между лицевой и запорной планками, в который вводится предмет (отвертка, шило, клинок ножа и т.д.) для перемещения ригеля. Поэтому преступники для этих целей предварительно производят отжим двери, либо отрывают дверную планку, прикрывающую зазор между лицевой и запорной планками.
В практике известны случаи использования для вырывания дужки специальных механизмов в виде своеобразных винтовых домкратов. Производственным дефектом некоторых навесных контрольных замков является то, что свободный конец дужки у них входит в короб на незначительное расстояние и преступники, введя в зазор между верхней гранью короба и дополнительной крышкой металлический предмет, резко нажимая на грань короба, освобождают свободный конец дужки замка.
Разрушение замков производится самыми различными способами:
— рассверливанием определенных деталей, в частности, у цилиндровых замков высверливают часть цилиндра и патрона по линии совпадения их гнезд. При этом высверливаются и штифты, а их оставшиеся части стопорятся в патроне и цилиндре, не мешая свободному повороту цилиндра;
— полное или частичное разрушение с отделением прирезного замка путем нанесения удара по предмету, вставленному в замочную скважину или непосредственно по цилиндру замка;
— разрушение замка с использованием различных взрывчатых веществ,
— вырезание части поверхности двери с последующим отделением крышки замка и передвижением ригеля.
Иногда при преодолении замка как запирающего устройства преступники могут одновременно использовать несколько способов отпирания и взлома, проводимых в различной последовательности.
Для успешного выявления того или иного способа взлома при осмотре мест происшествий, связанных с отпиранием и взломом замков, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
Тщательно осмотреть места взлома, обнаружить и выявить все без исключения следы, которые в той или иной мере могут характеризовать как сам механизм взлома и технические средства, использованные при этом, так и профессиональные навыки преступника, а иногда способствовать и установлению самого преступника. Следы орудий, примененных для отпирания и взлома замков, как правило, носят множественный характер и образуются различными орудиями не только на деталях замка, но и на дверях, дверной коробке, приспособлениях, на которые навешен замок. Поэтому их также необходимо тщательно осматривать. Более того, часто следы именно на этих объектах, а не на замке, обычно лучше всего отображают признаки, характеризующие форму, размеры и особенности примененного орудия взлома.
Осматривая место взлома, необходимо обращать внимание на наличие или отсутствие таких объектов, как опилки, стружки, а также их местоположение. Данные обстоятельства имеют большое значение, так как позволяют судить о месте взлома, его способе, направлении. К тому же такие объекты, как стружки, являются ценным материалом для идентификации орудий взлома.
Независимо от способа отпирания замка или его взлома, при осмотре места происшествия всегда необходимо принять меры к обнаружению и изъятию следов рук преступника как на самом замке, на полотне двери, и на стенках откоса дверного проема.
На месте происшествия также может быть обнаружен ряд признаков, характеризующих конкретный способ отпирания замка. При отпирании замка поддельными ключами и отмычками следы их воздействия могут оставаться на краях замочной скважины в виде царапин, сдвигов металла, погнутости стойки для ключа. Кроме того, детали запирающего механизма, могут оказаться в промежуточном положении, о чем во врезных (прирезных) сувальдных замках будет свидетельствовать незначительное выступание головки ригеля из короба. Что касается навесных замков, то в них такое положение деталей можно обнаружить лишь при лабораторном исследовании. А данное обстоятельство обуславливает следующее правило осмотра замков, заключающееся в том, что какое бы то ни было экспериментальное запирание и отпирание замка при осмотре его на месте происшествия недопустимо. При отпирании замков с помощью «уисти- ти» или специальных трубок, следы этих инструментов обычно остаются на ключе от замка и иногда на краях замочной скважины. При отжиме ригеля следы орудия отжима остаются на головке засова, запорной и лицевой планках. Но для отпирания таким способом преступнику приходится предварительно увеличить зазор между створками двери, либо между дверью и дверной коробкой, что достигается или путем отжима двери, или отрыванием планки, прикрывающей зазор а также срезанием материала двери и коробки на линии засова. Данные повреждения также должны быть тщательно осмотрены.
Прежде чем изъять обнаруженные следы, они должны быть зафиксированы в комплексе и по отдельности, в том числе в протоколе по следующей схеме:
место нахождения замка (навешен на пробой, укреплен в двери, лежит на полу и т.д.); если замок лежит на полу или земле, то измерить расстояние до двух постоянных ориентиров;
тип замка (врезной, навесной, прирезной);
форма замка и его частей (прямоугольная, полуовальная и т.д.);
размеры замка и его частей;
материалы, использованные в конструкции (по цвету);
имеющиеся на замке маркировочные обозначения, заводские номера;
описание следов воздействия, обнаруженных на наружной поверхности замка (расположение, форма, размеры и т.п.);
наличие на поверхности замка следов рук;
наличие на замке посторонних частиц (краски, частиц металла);
положение и состояние засова (отперт, заперт, находится в промежуточном состоянии);
способы и средства фиксации, изъятия;
характер упаковки и надписи, сделанные на ней.
Изъятые замки должны быть направлены на трасологическую экспертизу для решения следующих вопросов:
— пригоден ли замок для запирания? Если нет, то в чем причина его неисправности?
— отпирался и может ли отпираться замок данным ключом (отмычкой, предметом)?
— возможно ли отпирание данного контрольного замка без нарушения в нем контрольного вкладыша?
— при каком положении запирающего механизма (запертом, отпертом) образованы повреждения на замке?
— каким способом отперт или взломан представленный замок?
— как влияет имеющееся повреждение на охранные свойства замка?
— орудием какого вида (типа) оставлены следы на замке?
— оставлены ли повреждения на замке представленным орудием (инструментом, предметом)?
— одним ли способом, одним ли орудием отперты (взломаны) два и более замков?
Пломба — контрольно-запирающее устройство, используемое для удостоверения (подтверждения):
а) сохранности товарно-материальных ценностей, находящихся в железнодорожных вагонах, автофургонах, контейнерах, складских помещениях, хранилищах, магазинах и отдельных упаковках (ящиках, картонных коробках и т.п.), а также денежных средств — в инкассаторских сумках;
для предупреждения недопустимого нарушения работы водомерных агрегатов, электрических счетчиков и различных механизмов с гарантированными сроками эксплуатации.
Пломбы по материалу могут быть:
металлические (из свинца, жести, сплавов);
пластмассовые (из полихлорвиниловых масс);
комбинированные (изготовленные из металла и пластмассы), в них могут быть металлические, пластмассовые или картонные вкладыши.
Заготовки свинцовых пломб (из натрокалициевого баббита) имеют вид цилиндров высотой 8—9 мм и диаметром 16 мм (большие пломбы), а также высотой 5 мм и диаметром 10 мм (малые пломбы).
Стиснутая пломбировочными тисками заготовка пломбы прочно зажимает продетую через нее проволоку (бечеву).
проволока: одножильная и двужильная;
бечева: из натурального или синтетического волокна;
лента металлическая.
В стенки камеры полиэтиленовой пломбы запрессована армиро- вочная скоба — дюралюминиевая пластина шириной 4—5 мм. При сжатии она закрепляет проволоку в навешанной пломбе в неподвижном положении.
Для опломбирования крытых вагонов и вагонов-ледников используются полиэтиленовые пломбы с лепестком. Диаметр заготовок таких пломб — 16,5 мм, высота цилиндрической части — 7 мм.
На контактных поверхностях навешанных свинцовых и полиэтиленовых пломб имеются рельефные оттиски с буквенными и цифровыми обозначениями железной дороги, станции-грузоотправителя и т.д.
По строению тела пломбы могут быть:
— с двумя входными и одним выходным каналами (три окна);
— с двумя сквозными параллельными каналами (четыре окна).
По конструкции пломбы могут быть:
— пломбы (металлические и пластмассовые) обыкновенные;
— комбинированные пломбы для опломбирования отдельных предметов (шерстяных изделий, изделий из золота, мехов и т.д.). Они состоят из жестяных стаканчиков диаметром 7—8 мм + бечева + фибровый фкладыш;
— пластинчатые пломбы состоят из двух круглых жестяных пластин, соединенных перемычкой. Толщина пластин 0,2—0,3 мм, диаметр 12—14 мм, ширина перемычки — 5 мм. На контактных поверхностях пластины цифровые обозначения номера пломбировочных тисков;
— пломбы-трубки представляют собой отрезки алюминиевых трубок, внутри которых зажата пломбировочная проволока или бечева. Корпус пломбы (например, пломбы ВАЗа) представляет собой отрезок алюминиевой трубки длиной 9,7—10 мм, наружным диаметром 6 мм, внутренним — 3,8 мм, толщиной стенок 1,1 мм. Для опломбирования используется проволока диаметром 0,6 мм или шпагат льняных волокон, полированный: проволока применяется для опломбирования капотов и багажников, шпагат — для опломбирования дверей. Содержание оттисков состоит из букв и цифр, например: «ВАЗ 53 А» на лицевой стороне и «КБШ» — на оборотной.
При несоблюдении правил опломбирования на пломбах могут быть обнаружены следующие нарушения (которые могли возникнуть и случайно):
неравномерность толщины навешанной пломбы;
сдвоенность отображений матриц на навешанной пломбе;
нечеткость и неполнота отображений буквенных и цифровых обозначений на пломбе.
использование нестандартной проволоки(бечевы) для навешивания пломб (диаметр не равен 0,7 мм);
недостаточное закрепление проволоки или бечевы в пломбе.
несоответствие размера петли проволоки (или бечевы) правилам опломбирования (свободные концы проволоки должны выходить из навешанной пломбы на 15—25 мм, общая длина проволоки или бечевы должна равняться 360—380 мм).
На наружной поверхности пломб могут быть обнаружены следующие признаки вскрытия и повторного навешивания пломб:
наличие на контактных поверхностях отображений рабочих частей инструментов, которыми производился повторный обжим пломбы;
вздутия на контактных поверхностях пломбы;
воронкообразность окон выводных каналов и камер пломб;
некоторое расширение окон каналов пломбы, значительное различие в длине концов пломбировочной проволоки, образовывавших ранее петлю, и вытянутость их торцевых окончаний;
неразборчивые буквенные, цифровые и иные обозначения на пломбе;
кольцевой уступ по краям контактных поверхностей пломбы.
Признаки вскрытия пломбы на внутренней поверхности пломбы
устанавливаются только при экспертном исследовании.
Закрутка — это не только контрольный знак, но и своего рода запирающее устройство, так как без применения специального инструмента снять закрутку невозможно. Для закруток применяется отоженная проволока длиной 250—260 мм, диаметром 4—6 мм, которая накладывается «закрутником» (пластиной шириной 35—40 мм с 2—4 отверстиями в средней части, расстояние между отверстиями 35—40 мм). Для снятия закрутка чаще всего перекусывается.
При исследовании закруток наиболее их повторного скручивания, на что могут указывать следующие признаки: неплотное прилегание витков; неравномерность крутки (на одном участке шаг скрутки больше, на другом — меньше); крутка вокруг одного конца; изгибы от первоначальной и повторной крутки; искажение направленности и формы рельефных трасс на поверхности, образующихся в результате протяжки проволоки через фильеру; трещины, надрывы и другие дефекты. Также решаются задачи принадлежности закруток одному источнику происхождения (относимость к одной партии, мотку проволоки), а также установления группового или индивидуального тождества принадлежностей для снятия закруток.
В последние десятилетия для обеспечения большей сохранности грузов при их перевозке железнодорожным и иными видами транспорта все более широко применяются запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ). ЗПУ предназначены для запирания и одновременного пломбирования всех типов железнодорожных грузовых вагонов и контейнеров, подлежащих пломбированию по действующим Правилам перевозок грузов на железнодорожном транспорте, для контроля и предотвращения несанкционированного доступа к перевозимому грузу через запираемые устройства (двери, люки и др.) вагонов и контейнеров. Согласно терминологии, содержащейся в ГОСТ Р 51912-2002 «Устройства пломбировочные. Классификация» запорнопломбировочными устройствами называются пломбировочные устройства, выполняющие функции индикации вмешательства и обеспечивающие, в установленных пределах, сдерживание от несанкционированного (криминального) проникновения путем взлома. Запорно-пломбировочные устройства классифицируются по нескольким основаниям: по уровню механической защиты (виды); по уровню защиты от подмены и подделки (группы); по устойчивости к криминальному «неразрушающему» вскрытию (подгруппы); по конструктивным признакам (типы). Существует три вида ЗПУ, различающиеся уровнями механической защиты: усиленное силовое пломбировочное устройство (ПУ), силовое ПУ, нормальное ПУ. Усиленным силовым ПУ называется конструкция, обладающая индикаторной способностью и устойчивое к силовой нагрузке свыше 20 кН (2000 кГс). Оно предназначено для использования, в основном, на транспортных средствах дальнего следования и грузовых контейнерах, а также для защиты объектов при длительном хранении. Силовым ПУ называется конструкция, обладающая индикаторной способностью и устойчивое к силовой нагрузке свыше 10 кН (1000 кГс), но не более 20 кН (2000 кГс). Его остальные характеристики и область использования те же, что и усиленных силовых ПУ, но стоимость изделия может быть существенно ниже. Нормальное ПУ также обладает индикаторной способностью и устойчиво к силовым от 1,0 до 10 кН (100—1000 кГс). Эти конструкции предназначены для запирания и одновременного пломбирования кузовов транспортных средств, контейнеров, емкостей, помещений, счетчиков и т.д. Некоторые из них имеют строго регламентируемые усилия разрыва, что позволяет использовать ЗПУ для пломбирования автоматически раскрываемых спасательных средств. Дополнительным признаком ЗПУ является то, что любое из них не может быть снято вручную без применения специальных съемников либо клещей-кусачек. По уровню защиты от подмены и подделки ЗПУ подразделяются на две группы: стойкие и нормальной стойкости. Принадлежность к той или другой группе определяется количеством идентификационных признаков, которые, в основном, вносятся в конструкцию ЗПУ в процессе его изготовления. К внешним идентификационным признакам ЗПУ относятся форма и размеры элементов ЗПУ, окраска, вид и содержание маркировки, логотипы, голографические изображения, штриховой код и другие специальные знаки, их форма, размеры, цвет, рельефность и место расположения на ЗПУ. Внутренними идентификационными признаками являются вид материала и покрытий, наличие специальных защитных конструктивных элементов и деталей. Уровень защиты ЗПУ от подмены и подделки определяется количеством, уникальностью и сложностью идентификационных признаков. При этом сами признаки могут выявляться приборами либо визуально при установке, снятии или в процессе экспертных исследований. Усиленные силовые ПУ всегда попадают в группу стойкие и обязаны иметь не менее двух идентификационных признаков, выявляемых приборами и свыше шести — выявляемых визуально. Силовые и нормальные ЗПУ относятся группе нормальной стойкости и должны содержать хотя бы один признак, выявляемый приборами и свыше шести, выявляемых визуально. Устойчивость ЗПУ к неразрушающему криминальному вскрытию оценивается временем, необходимым для вскрытия замкнутого устройства манипуляциями с использованием типового или специального инструмента. При этом допускается использование специальных средств, таких как химические реактивы, термическое воздействие и др., в том числе с частичным разрушением конструкции с целью создания условий для криминального размыкания ЗПУ, маскировки его следов и повторного навешивания. По устойчивости к неразрушающему криминальному вскрытию усиленные силовые ЗПУ относятся к подгруппе наивысшей устойчивости. При проведении испытаний на соответствие этому нормативу ЗПУ должно обеспечивать механическую защиту объекта от 60 до 100 минут. Силовые и нормальные ЗПУ попадают в подгруппу устойчивые и для них соответствующий норматив составляет от 30 до 60 минут.
Внешний вид ЗПУ отличается большим разнообразием, однако все они могут быть сведены к трем типам, различающимся по внешним конструктивным признакам: тросовые, стержневые и замковые. Основной элемент тросовых ЗПУ выполнен в виде отрезка троса, продеваемого в отверстия запорных элементов защищаемого объекта. Для замыкания этого типа ЗПУ на свободный конец троса надевается зажим с механизмом невозвратной фиксации: кулачковым, винтовым. При этом, образованная тросом затягивающаяся петля фиксирует запорные элементы (рис. 3.19, 3.20).
Дверная
Закрутка
акмелование изделия
Рисунок 1
Схема наложения закрутки „Темп
Рис. 3.19. Общий вид и схема наложения тросового ЗПУ «Темп» на двери (1 — корпус закрутки, 2 — трос)
на двери крытого вагона
Рис. 3.20. Запорно-пломбировочное устройство «Клещ-60СЦ»
Основной силовой элемент конструкции стержневых ЗПУ выполнен в виде прямого или изогнутого стержня, который продевается в отверстия запорных элементов. Свободный конец стержня имеет фигурную часть в виде разнообразных проточек, «храповых насечек» и т.п., что позволяет зафиксировать на нем корпус с зажимным механизмом.
Замковые ЗПУ выполнены в виде одноразовых навесных замков, дужка которых пропускается в отверстия запорных элементов защищаемого объекта. В корпусе ЗПУ имеется одноразовое фиксирующее устройство, которое приводится в действие при навешивании.
ЗПУ обладают рядом преимуществ перед традиционным пломбированием с помощью закруток и пломб: обеспечивают надежную защиту от умышленного внесения малозаметных, устранимых или поддающихся маскировке изменений перед установкой на подвижной состав с целью создания условий для несанкционированного размыкания и повторной установки; благодаря своей конструкции и нанесенной на ЗПУ информации, исключают возможность изготовления дубликатов или имитаторов любой из составных частей ЗПУ, непосредственно у вагона или контейнера, с целью создания условий для несанкционированного размыкания или маскировки его следов; устойчивость ЗПУ к размыканию без разрушения составляющих его элементов и возможности его повторной установки составляет не менее 60 минут; конструкции ЗПУ и их составных элементов выдерживают усилие разрушения не менее 2.000 кгс (для вагонов) и 1.200 кгс (для контейнеров); при приложении указанных усилий к ЗПУ с гибким блокирующим элементом
Экспертное исследование позволяет решить следующие вопросы:
— имеются ли на представленных пломбах какие-либо повреждения?
— не являются ли они следствием нарушения порядка опломбирования?
— каков способ вскрытия и последующего повторного навешивания пломбы (ЗПУ)?
— имеются ли на пломбе (ЗПУ) следы постороннего механического воздействия?
— каково содержание маркировочного обозначения на представленном на исследование ЗПУ?
— оставлены ли оттиски на контактных поверхностях пломбы матрицами плашек данных пломбировочных тисков?
— оставлены ли оттиски на контактных поверхностях нескольких пломб плашками одних и тех же пломбировочных тисков?
— оставлены ли следы-повреждения на представленной пломбе (ЗПУ) конкретным орудием?
Каждый из этих вопросов может быть детализирован в зависимости от условий преступления.
|