Предметом криминалистического исследования изделий массового производства является установление фактических обстоятельств на основе специальных познаний механизма следообразования в процессе массового производства, отожествление конкретных механизмов по их следам на изготавливаемом изделии.
Изделия массового производства, как объекты трасологического исследования, представляют собой дискретную (единичную) продукцию, имеющую устойчивое внешнее строение материала, воспринявшего следы воздействия механизмов и технологических процессов. Такими объектами являются: обувь, пуговицы, гвозди, инструменты, автомобильные шины, бижутерия, изделия кабельной промышленности и др.
Массово же производимые объекты, не имеющие устойчивого внешнего строения, в число которых входят разнообразные материалы и вещества (бензины, краски, цементы, масла и др.), изготовленные по единой технологии из промышленного сырья, несущие только субстанциональную информацию (химический состав, структура, иные свойства), являются объектами криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий (КЭМВИ), изучаемыми методами физических и химических наук.
Криминалистически значимые признаки рассматриваемых объектов возникают на основе взаимодействия трех основных компонентов массового производства: производственных механизмов, технологических процессов и промышленных материалов.
Это не значит, что изделия массового производства, имеющие устойчивое внешнее строение, не могут быть объектами материало- ведческого исследования. В зависимости от задач, в случае необходимости таких исследований, изделия, как правило, подвергаются комплексному трасолого-материаловедческому исследованию. К идентификационным задачам, решаемым в рамках трасологического исследования, относится установление источника происхождения (места выпуска) изделия путем идентификации деталей производственных механизмов, с помощью которых это изделие было изготовлено. Другой, не менее важной, аналогичной по существу, задачей, возникающей при исследовании массовых изделий, является установление их общегрупповой принадлежности, когда один объект причинно связан с событием преступления, а другой такой же объект с лицом, подозреваемым в совершении этого преступления. Принадлежность этих изделий к одной группе в процессе трасологического исследования устанавливается путем идентификации деталей механизмов, которые применялись при их изготовлении. Различие в этих задачах состоит в том, что в первом случае устанавливается место, конкретный источник изготовления изделия и идентифицируемые средства имеются в наличии, а во втором — лишь факт изготовления двух или более объектов с помощью одних и тех же средств, т.е. единство источника происхождения объектов, хотя сам источник неизвестен.
Вопросы в каждом из этих случаев формулируют следующим образом:
— изготовлены ли изделия, изъятые у подозреваемого лица на определенном оборудовании (станке, автомате), либо с использованием конкретных его деталей (матрицы, пуансона, пресс-форм, и т.п.)?
— изготовлены ли несколько однородных изделий, часть из которых, обнаружена на месте происшествия, а другая часть изъята у подозреваемого лица, на одном и том же оборудовании (станке, механизме) или с использованием одних и тех же его деталей?
Диагностические задачи носят главным образом и могут быть сформулированы следующим образом:
— к какому типу (виду) изделий относится представленный объект, каково его целевое назначение?
— соответствует ли представленное изделие государственному стандарту (техническим условиям, лицензионным требованиям, фирменному знаку) для данного типа изделий, если нет, то каковы отличительные признаки этого изделия?
— каким способом (промышленным, кустарным), по какой технологии изготовлено изделие, какое оборудование, приспособления, детали были использованы при его изготовлении?
Основные процессы изготовления изделий массового производства. К ним относятся: формование (литье под давлением, вулканизация, прессование), штампование, прокат, волочение, экструзия, резание, шлифование. Следообразующими поверхностями механизмов являются: в процессах формования и штампования — поверхности матриц и пуансонов пресс-форм и штампов; в прокате — бочки валков и каландров; в волочении — очко волок; в экструзии — профильная щель фильеры экструзионных машин; в резании — режущая кромка резцов токарных, фрезерных, строгальных станков; в шлифовании — абразивы шлифовальных станков. Следовоспринимающей поверхностью изделий массового производства являются: металлы и сплавы, резина, пластмасса и другие полимерные материалы, стекло и керамика, дерево.
Сигналетические и функциональные признаки изделий массового производства представляют собой различного рода следы, образованные на протяжении всего периода производства, это:
— следы, отображающие внешнее строение частей (деталей) изготавливающих, обрабатывающих механизмов;
— следы, отображающие действие изготавливающих и обрабатывающих механизмов;
— следы, отображающие определенные действия, навыки оператора (настройка рабочих частей, обработка или доводка вручную);
— следы, отображающие особенности технологического процесса (отклонений в режимах выработки заготовки, изготовления и обработки самого изделия);
— следы сборки, комплектации составных и комплектных изделий;
— следы межоперационного перемещения;
— следы упаковки, транспортировки на склад и хранения.
Основную группу следов на изделиях массового производства
составляют следы, отображающие внешнее строение и действие изготавливающих и обрабатывающих механизмов. По механизму следообразования данные следы могут быть статическими и динамическими. Статические следы образуются в процессе: формования (способами литья, прессования, вулканизации), штампования, проката. Динамические следы образуются в процессе волочения, экструзии, резания и шлифования. Статические следы конформно отображают внешнее строение рабочей части механизма, контактирующей с изделием, т. е выступам на следообразующей поверхности соответствуют углубления на поверхности изделия и, наоборот, при этом происходит адекватное точечное отображение. При формовании и штамповании основными рабочими частями, образующими статические следы являются матрица, пуансон и выталкиватель, а также ограничительное кольцо (пресс-форма стеклянных изделий), литниковый канал (способ литья) и др. В процессе проката на изделиях статически отображается макро- и микрорельеф бочков валков в развертке на полный их оборот. Динамические следы преобразованно отображают форму и размеры отдельных точек следообразующй поверхности в виде трасс. Так в процессе волочения и экструзии на расходных (листы, ленты, пруты, проволока и др.) резиновых, пластмассовых и металлических изделиях образуются следы в виде трасс параллельных друг другу и продольной оси изделия. Динамические следы, образующиеся в процессе резания и шлифования, представляют собой трассы различной формы, ширины и глубины, чередующиеся между собой в определенном порядке. Например, следы обработки резцом могут быть в виде трасс параллельных друг другу и продольной оси изделия, в виде концентрических окружностей, перекрещивающихся линий. При шлифовании следы состоят из отдельных трасс-рисок, преобразованно отображающих форму и размеры режущих кромок зерен абразива. Чаще всего процесс изготовления изделий состоит из ряда операций с участием не одной, а нескольких деталей механизма, и каждая из них оставляет на изделии свои следы.
Результаты исследования изделий массового производства и следов производственных механизмов основываются на оценке установленных совпадений и различий вышеописанных признаков. Идентификационная значимость определяется их устойчивостью и специфичностью. Большое значение имеют данные о частоте встречаемости идентификационных признаков: чем выше частота встречаемости, тем больше вероятность появления подобных признаков у других объектов; чем реже встречаемость признака, тем уже круг объектов и ценнее его индивидуализирующее значение.
|