Криминалистическое исследование письма — раздел криминалистического исследования документов, в рамках которого изучаются письменная речь и почерк как источники информации по делу.
Предмет криминалистического исследования письма составляют закономерности формирования письменной речи и почерка, отображения их свойств в рукописях, а также разработка методов и методик их экспертного исследования.
Объектом соответствующего раздела выступает письмо как средство запечатления мысли человека в виде системы условных обозначений. Оно возникло на базе звукового языка и является одной из форм языка. Благодаря письму люди смогли передавать свои мысли на расстоянии и сохранять их в течение времени.
Первоначальным способом письма являлась пиктография — рисуночное письмо. От латинского «pictus», означающего нарисованный, и «grafo» — писать. Информация содержалась в рисунках, отражающих предметы и действия. В последующем пиктография трансформируется в символическое — идеографическое письмо. От греческого «idea» — символ, для передачи мысли использовались графические знаки, каждый из которых обозначал отдельное слово, или его часть. В настоящее время данный вид письма применяется в китайском, японском и корейском языках. На следующем этапе развития формируется звуковое письмо, которое явилось наиболее удобным способом передачи мысли на расстоянии. Развитие звукового письма осуществлялось постепенно. Сначала появилось письмо «целыми словами» (каждое слово обозначало название конкретных понятий), затем силлабическое или слоговое письмо (от латинского «sillabe» — слог, условными графическими знаками обозначались слоги) и только потом сформировалось буквеннозвуковое письмо (конкретный графический знак соответствует конкретному звуку).
В письме как объекте криминалистического исследования выделяют две составные части: смысловую и графическую.
Смысловая часть, которая отражает характеристики мыслительного процесса автора рукописи, характеризуется стилем изложения, особенностями лексики и грамматики и именуется письменной речью.
Графическую часть, которая базируется на устойчивой системе движений и характеризуется индивидуальным комплексом (совокупностью) признаков, проявляющихся при написании графических знаков (букв, цифр, знаков препинания и т.п.), характерных для конкретного исполнителя, именуют почерком.
ПОЧЕРК — зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный функционально-динамический комплекс.
Почерк формируется постепенно. На начальной стадии обучения письму (элементное письмо) выполняются отдельные элементы букв, вырабатывается первоначальный технический навык, на последующих стадиях: буквенное письмо — учащийся выполняет целые буквы, улучшается технический навык и вырабатывается графический; связное письмо — на данном этапе вырабатывается умение соединять письменные знаки, улучшаются технический и графический навыки, закладываются основы орфографического навыка, однако движения еще характеризуются скованностью и замедленностью, что объясняется значительными мышечными усилиями и повышенным зрительным контролем; скорописное письмо — в процессе выполнения упражнений у обучаемого вырабатывается письменно-двигательный навык, координация движений возрастает, процесс письма ускоряется, зрительный контроль ослабевает.
Письменно — двигательный навык — умение человека фиксировать мысль с помощью специально приспособленной для этой цели системы движений, сформировавшееся в результате обучения письму.
Развитие письменно-двигательного навыка пишущего зависит от выработки условно-рефлекторных связей, называемых динамическим стереотипом, когда определенный раздражитель возбуждает деятельность одного из многих нервных центров, срабатывает система условно-рефлекторных связей и осуществляется автоматизированное движение. При последующих воздействиях того же раздражителя система срабатывает аналогично.
Динамический стереотип отдельной личности зависит от особенностей высшей нервной деятельности, а также строения и подвижности двигательного аппарата (руки в целом и ее составных частей), что и обусловливает индивидуальность почерка.
Индивидуальность почерка — это неповторимость отобразившегося в рукописи комплекса признаков, характеризующих письменно-двигательный навык конкретного лица. Благодаря этому свойству почерка возможна идентификация исполнителя рукописи.
Сформировавшийся почерк характеризуется устойчивым проявлением особенностей письменно-двигательного навыка, воспроизводящихся как в пределах одной рукописи, так и в рукописях, выполненных не одновременно (стереотипность), устойчивостью отображения признаков при различных условиях письма (сохраняемость), различным выражением признаков в почерке одного лица (вариаци- онность).
Стереотипность, сохраняемость и вариационность отображения признаков почерка определяют такое его свойство как относительная устойчивость.
Относительная устойчивость почерка — сохраняемость (с учетом изменений) комплекса признаков динамического стереотипа, выработанного конкретной личностью, позволяющего его индивидуализировать.
В основе устойчивости почерка лежит относительная прочность письменно-двигательного навыка. Навык как «заученное действие», предполагает устойчивость[1].
Относительная устойчивость почерка взаимосвязана с таким свойством почерка, как вариационность. Это свойство формируется в тех случаях, когда лицу приходится постоянно (а не эпизодически) выполнять рукописи в разных условиях с разными целевыми установками и т.д. Постоянное действие разных условий письма (или других отдельных факторов) формирует вариационность почерка, под которой понимают наличие в почерке одного и того же лица нескольких устойчивых способов написания одноименных букв, буквосочетаний или общей картины письма. Такое положение объясняется необходимостью движений приспосабливаться к нескольким условиям, разной обстановке. Поскольку они действуют постоянно, формируются соответствующие варианты письменно-двигательных навыков.
Поскольку письмо как объект криминалистического исследования содержит информацию о характеристиках автора и исполнителя, обладает свойствами индивидуальности и относительной устойчивости, в процессе его исследования возможно решение задач различного вида: идентификационных, диагностических и ситуационных.
Идентификационными являются задачи, направленные на установление исполнителя рукописи, либо на установление единого источника происхождения почеркового материала (решение вопроса, одним или разными лицами выполнены исследуемые тексты).
Диагностическими являются задачи, направленные на установление свойств лица, выполнившего рукописный текст (пол, возраст, патологические состояния и т.д.)
Ситуационными являются задачи, направленные на установление условий выполнения рукописного текста в тех или иных объективных условиях, которые могут повлиять на почерк (недостаточное освещение, непривычная поза и т.п.).
Признаки письма
Человек, обучаясь письму, вырабатывает навык, характеризующийся определенными отклонениями от норм правописания. В этом случае отклонения и являются криминалистически значимыми свойствами. Иногда точное соблюдение установленных правил является особенностью конкретного исполнителя рукописи.
ПРИЗНАКАМИ ПИСЬМА являются особенности речевого и письменно-двигательного навыков, которые отображаются в рукописи.
В зависимости от того, какие навыки (речевой или письменнодвигательный) характеризуют признаки, они подразделяются на признаки письменной речи и почерка.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ — система речевых навыков конкретного лица (автора), которая отражается в рукописи.
Признаками письменной речи являются зафиксированные в рукописи особенности речевых навыков, которые подразделяются на общие и частные. Общие в целом характеризуют свойства речевых навыков. Частные отражают специфические особенности письменной речи определенного человека, они заключаются в устойчивых проявлениях при применении языковых средств, в типичных речевых оборотах.
Общие признаки письменной речи включают в себя стиль изложения, особенности лексики и грамматики.
В русском языке принято выделять следующие стили изложения: официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический, разговорно-бытовой. Для официально-делового стиля характерно использование специализированных форм составления документов (заявление, рапорт, объяснение и т.п.), профессионализмов (кран-балка), фразеологизмов (юридическая техника). При использовании научного стиля применяется научная терминология из определенной отрасли, могут встречаться формулы, графики и т.п. Производственно-технический стиль характеризуется применением слов и фразеологизмов, используемых в ходе осуществления деятельности определенного рода, которыми обозначаются особенности технологии или названия деталей (оксидирование, выжимной подшипник). Публицистический стиль применяется при создании литературных произведений, в газетах, журналах и при публичных выступлениях. Разговорно-бытовой стиль один из самых распространенных, мысли излагаются фразами, употребляемыми большинством людей в повседневном общении. Индивидуальность стилю изложения придают и особенности построения предложений (простые и сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные), а также акцентирования на основных мыслях (подчеркивания) и применение сокращений.
Особенности лексики определяются объемом и специфичностью словаря автора. В зависимости от объема использования различных слов лексика бывает богатой, средней и бедной. Особенности словарного запаса выражаются в использовании:
диалектизмов (слова, характерные для местного диалекта или говора); профессионализмов (слова, употребляемые в рамках профессиональной деятельности конкретного рода);
арготизмов (слова, принятые в конкретной социальной группе, в том числе и жаргонные);
вульгаризмов (слова грубой разговорно-бытовой лексики); архаизмов (слова, устаревшие и вышедшие из повседневного употребления);
неологизмов (слова, не вошедшие в активный оборот);
варваризмов (слова иноязычные, для которых в русском языке есть синонимы);
экзотизмов (иноязычные слова, не имеющие аналогов в русском языке);
фразеологизмов (устойчивые словообразования).
Об уровне владения грамматическим навыком письма свидетельствует количество орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок. Высокий уровень развития грамматических навыков характеризуется наличием одной — двух негрубых орфографических или пунктуационных ошибок, в тексте объемом 5—6 страниц ученической тетради. Средний уровень развития грамматических навыков характеризуется наличием не более двух грубых орфографических и двух пунктуационных ошибок, и не более трех ошибок в выборе слов или построении предложений. Низкий уровень развития грамматических навыков характеризуется наличием 6—12 орфографических и пунктуационных ошибок, при шести и более ошибках в выборе слов и построении предложений.
Совокупность признаков, характеризующая развитие стилистического лексического и грамматического навыков, позволяет определить уровень владения письменной речью в целом. Высокому уровню свойственна логическая последовательность при изложении мыслей, аргументированность основных положений, четкость выражения мыслей, большой словарный запас. Для среднего уровня характерны: невысокая степень развития стилистических и лексических навыков, отсутствие последовательности и четкости выражения основной мысли, разговорно-бытовой стиль. Низкому уровню присущи неполнота раскрытия основной мысли, неаргументированность выдвинутых положений, отсутствие стройности изложения мыслей, бедный словарный запас, частые повторы слов и оборотов, разговорно-бытовой стиль, как правило, низкий уровень грамотности.
Изучение общих признаков письменной речи позволяет сузить круг лиц, могущих являться автором исследуемой рукописи.
Частные признаки письменной речи — устойчивые орфографические ошибки в одноименных словах, пунктуационные и синтаксические ошибки при составлении предложений.
Общие ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА — характеризуют почерк в целом, дают общее представление о нем как о системе движений, используемой при выполнении рукописи.
Все общие признаки разделяются на три группы:
характеризующие пространственную ориентацию движений;
характеризующие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка;
характеризующие движения по их траектории.
Первая группа общих признаков — топографические признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию движений. Она включает в себя десять характеристик.
Размещение самостоятельных фрагментов в документе, которыми являются заголовки, даты, обращения, подписи, резолюции — их расположение рассматривается относительно основного текста, срезов листа бумаги, а также относительно друг друга. Размещение заголовков и обращений может быть в начале текста, на некотором расстоянии от него, в центре листа бумаги, либо в его правом или левом углу. Даты и подписи располагаются под текстом, над текстом, справа, слева и т.п. При оформлении официальных документов существуют определенные правила размещения реквизитов, устойчивые отклонения от таких правил представляют наибольший интерес.
Характеристики полей. Полем называется отступ от левого или правого срезов листа бумаги до начала или окончания строк. Данный признак принимается во внимание, если есть устойчивый отступ от края листа. Поля бывают левосторонними или правосторонними, по размеру: малыми — не превышают 1 см; средними — от 1 до 3 см; большими — более 3 см (рис. 5.1—5.3).
Рис. 5.1. Размер поля — малый
Рис. 5.2. Размер поля — средний
Рис. 5.3. Размер поля — большой
Форма полей определяется видом геометрической фигуры, которую они образуют: прямоугольные, треугольные, трапециевидные. Конфигурация линии поля определяется по условной линии, соединяющей крайние начальные или заключительные точки строк. Она бывает прямой, извилистой, ломаной и дугообразной (рис. 5.4—5.8).
Рис. 5.4. Форма линии поля — прямолинейная
Рис. 5.7. Форма линии поля — дугообразная (выпуклая)
Рис. 5.8. Форма линии поля — дугообразная (вогнутая)
Наличие и размер красной строки. Красная строка образуется размещением начального движения в первой строке абзаца относительно крайних начальных точек предыдущих и последующих строк. Размер красной строки: большой — свыше 3 см; средний — от 2 до 3 см; малый — менее 2 см (рис. 5.9).
/л/ $е*ссбЪс<-
MliXieL-xe
(Л[вЖ>сим-<Х,
Ш1ссгилЛ<га/ Осилу-cimTi. •j- а/а/
■Л _cL щ KJC’JOSil/■&&
ШНЬЯ* £>**
СгЛхГАд/Л
айг
еГссс. / УУ
faectXXbXX&lZi
нюСи,<имА- K.-L&1M!*- 1л-£елъс.е^бЦе *juj,$rb-Q I ОлкМЛЯ A uMftj оолиое и*.
(iA/'
tf/Jux. *fC ^&AxCuXxc^.
trda_ k^^O'Z/ixpQ
(]ьиЛ<-&
Г"#
елсеО^К-Л-
ЬкА.
Рис. 5.9. Размер интервалов между строками — малый Размер интервалов между строками принимается во внимание при исследовании текстов, выполненных на нелинованной бумаге. Размер междустрочных интервалов определяется по высоте письменных знаков, которые могут быть «вписаны» между условными линиями нижних и верхних точек букв последовательно расположенных строк. Малый интервал равен высоте одной строчной буквы, средний — до двух букв, большой — более двух (рис. 5.10, 5.11).
Рис. 5.10. Размер интервалов между строками — средний
ns,**i ^ па/
'гу-у&6<сы., if/WW/a'
l*J- »/
UjboQiriA-uMJ
Л> или. k£>')*uO
ajp-щ
Рис. 5.11. Размер интервалов между строками — большой
Размер интервалов между словами измеряется шириной двухэлементных букв («н», «и», «п»). Малый размер меньше ширины одной двухэлементной буквы, средний — от одной до двух букв, большой — более двух букв.
Размещение линии письма относительно бланковой строки. Этот признак учитываться только при наличии линовки листа. Линии строки могут располагаться на линовке, выше или ниже ее.
Положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги. Этот признак не учитывается при выполнении рукописи на линованной бумаге. Положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги бывает горизонтальным, опускающимся и поднимающимся (рис. 5.12—5.14).
Рис. 5.12. Положение линии строки — горизонтальное
Рис. 5.13. Положение линии строки — опускающееся
Рис. 5.14. Положение линии строки — поднимающееся
Форма линии строки определяется по условной линии, соединяющей нижние точки строки. Форма линии строки определяется как: прямая, дуговая (выпуклая или вогнутая), извилистая, угловатая (ломаная или ступенчатая) (рис. 5.15—5.17).
Рис. 5.15. Форма линии строки — прямая
Рис. 5.17. Форма линии строки — извилистая
Рис. 5.16. Форма линии строки — дуговая (выпуклая)
Размещение движений при выполнении знаков препинания определяется относительно предшествующего слова, а также линии письма строки. Размер (расстояние между знаком препинания и предшествующим словом) считается большим, если превышает ширину двухэлементной буквы, средним — равен ширине буквы, малым — меньше ширины буквы. Расположение знаков препинания бывает на линии письма или бланковой строки, выше или ниже их.
Положение знака переноса слов определяется относительно предшествующего слова и относительно линии письма или линии строки. Размер интервала считается большим, если превышает ширину двухэлементной буквы, средним — в пределах ширины такой буквы, малым — меньше ширины буквы. Направление при выполнении знака переноса относительно линии письма или линовки бывает па- раллельным,поднимающимся или опускающимся.
Вторую группу общих признаков почерка составляют характеристики степени и характера сформированности письменнодвигательного навыка. Ими являются выработанность и сложность движений.
Выработанность — составной признак, показателями которого являются координированность и темп выполнения движений при письме.
Координация движений при письме — степень согласованности движений, характеризующаяся: формой знаков, точностью и правильностью соединения элементов в буквах и букв между собой, преобладающей протяженностью по вертикали и горизонтали, преобладающим направлением движений. Координация движений определяется как высокая, средняя и низкая. Для высокой координации характерны устойчивость формы, направления, протяженности движений по вертикали и горизонтали, наклона, размещения точек начала, окончания, соединения и пересечения движений. Для средней координации движений характерны неустойчивость формы, направления, размещения движений, иногда отсутствие равномерности в протяженности движений по горизонтали и вертикали. О низкой координации движений свидетельствуют неустойчивость формы и вида соединений, размещения точек начала и окончания движений, неустойчивый наклон, неравномерная протяженность движений по вертикали и горизонтали.
Темп письма — это скорость, с которой выполняются письменные знаки и соединительные элементы, он подразделяется на быстрый, средний и медленный. О быстром темпе свидетельствуют следующие признаки: упрощенное строение букв, высокая связность, острая форма начал и окончаний штрихов, уменьшение протяженности по вертикали, увеличение — по горизонтали. Для среднего темпа характерны: средняя связность и протяженность по вертикали и горизонтали, простое соединение букв. При медленном темпе присутствуют: низкая степень связности, извилистость прямолинейных и дуговых, угловатость округлых элементов, наличие тупых начал и окончаний, остановок движения пишущего прибора, а также неустойчивый размер, разгон и наклон.
В зависимости от уровня овладения письменно-двигательным навыком различаются маловыработанные, средневыработанные и высоковыработанные почерки.
тя 0'(%ньл.
L
LC
Маловыработанный почерк характеризуется низкой координацией и медленным или средним темпом, простым строением почерка (рис. 5.18).
Рис. 5.18. Маловыработанный почерк
™ ja „и g
:r 4srr J‘~»Z
ц dew. tfe* их>ллЛо« &ееикее
нс&грне-ии: u.a. мгопаЬ uamjuco-hg 7T tc~neidt£. ho-MeJLu
«О X&uxJ 1Ш. Sx>Iqj$c -уолЛ
&U(jcc6
<*- 34
'jJu^uiqlJ! @гс£клшо- нгщ, слабил?
rtWV 6 иах*»
В средневыработанном почерке темп и координация движений средние, строение почерка простое, связность средняя или большая (рис. 5.19).
Рис. 5.19. Средневыработанный почерк
Otlu&QJL' «jLZ&j&jjjuJL' JijOztLgb kjte&fOCbiMC 109$>Ыа/иещ @ £сйол( juu&o Q$oifvtfJu-cuit ллуглгя, и uz*&j&j&
^btpO^ubhce^ &С>>лл<£Л*мя. С9е^С1Ля}Ь*~8адл1г ‘z&jur&ztiA— 3q&&f € а)и*лг JcfCU*^j!£i€i/&£t<s3 £0эаЖ/.
&2pA£j frafudoju* ШМ&им at^Q./lo @&jXs е№и6ЬЫ JlvQj^Uf ij $ep2A0s bCLvtO&J рШ)<0Л#в e рролЖиЗ.
Jj 3*0лулфа&- '$&мы2 Icwi&u
JjjJdbX, р£яЛ%<г4> #эы>дм*я <j-Q*AU>~
(jQJUUtO, fb Q^OOwbUMJiy f j?aj£s и в
р^Щл xijSUJstwGXs *1Ои/£а>и*ч£0ииг рт*гл£?
k^UptpU ^OpfUJOcJ&r&bX' ,
&QU.OuOAJUU^ ЬОр&Ъ; до *4*#$***,
Я)виООНижхЛеы Кфсимрс&шъ)'
Высоковыработанный почерк характеризуется высокой координацией, быстрым темпом, различной степенью связности от малой до большой, простым строением почерка с элементами, как упрощения, так и усложнения (рис. 5.20).
Рис. 5.20. Высоковыработанный почерк
Сложность движений — определяется относительно норм прописи. По сложности почерк может быть простым, усложненным и упрощенным.
В почерке простого строения, система движений аналогична прописи, присутствуют четкость и разборчивость (рис. 21).
Рис. 5.21. Простое строение почерка, приближенное к прописи
В усложненном почерке наблюдаются неоднократные изменения направления движений, усложнение форм выполнения элементов письменных знаков, а также наличие дополнительных элементов (рис. 5.22).
Рис. 5.22. Усложненное строение почерка
“YT5-
■ф*
осу
\лг
0->&
oJU-OOl
"t
aAv .
Si
0А^°'лл*,у5 Ля
I рла.$о* ..
6. wyo
Q^uu. ( у
, v^4a V-OVA-O^ ^
OCsC.WVO'^'^ t
чу-4>
S tA.
й.чА^'ул^ 0-u_
Упрощенный почерк характеризуется отсутствием отдельных элементов письменных знаков, уменьшением количества движений и размера почерка, упрощением большинства письменных знаков по сравнению с прописью (рис. 5.23).
Рис. 5.23. Упрощенное строение почерка
Третью группу общих признаков почерка составляют характеристики, отражающие структуру движений по их траектории.
Структуру движений по траектории характеризуют: преобладающая форма, преобладающее направление движений, наклон, протяженность движений по вертикали (размер) и горизонтали (разгон), а также степень связанности и нажим.
Преобладающая форма движений определяется геометрической формой движений, которая бывает: прямолинейно-угловатая, дугообразно-петлевая, угловато-петлевая, округлая и т.п.
Преобладающее направление движений: левоокружное (против часовой стрелки), правоокружное (по часовой стрелке), в некоторых случаях — смешанное (количество левоокружных движений приблизительно равно количеству правоокружных движений).
Наклон почерка определяется углом наклона продольных осей письменных знаков относительно линии письма. Почерк бывает: с правым наклоном, левым наклоном и без наклона (продольные оси знаков перпендикулярны линии письма).
Преобладающая протяженность движений по вертикали (размер почерка) определяется высотой строчных элементов букв, размер может быть: большим (высота букв более 5 мм), средним (от 2 мм до 5 мм) и малым (высота буквы менее 2 мм). Наиболее распространен средний размер почерка.
Преобладающая протяженность движений по горизонтали (разгон почерка). Разгон определяется отношением ширины к высоте (размеру) букв. Малым по разгону (сжатым) является почерк, в котором расстояние между элементами письменных знаков и буквами меньше или равно V высоты письменного знака, средним, когда расстояние колеблется от V высоты до целой буквы, большим (размашистым) почерк считается, если интервал между элементами и буквами более высоты письменного знака.
Степень связности — определяется количеством знаков, выполненных без отрыва пишущего прибора. Почерк по степени связности делится на: сплошной — все письменные знаки выполняются непрерывными движениями; высокосвязный — непрерывными движениями выполняется от 6 и более букв; среднесвязный — непрерывными движениями выполняется от 4 до 5 букв; малосвязный — непрерывными движениями выполняется 2, 3 буквы; отрывистый — все знаки выполняются отдельными независимыми движениями.
Нажим почерка отражает специфичность распределения мышечных усилий и определяется, как правило, по ширине штрихов. При слабом нажиме ширина штрихов, выполненных приводящими движениями, превышает ширину штрихов, выполненных отводящими движениями, приблизительно в 2 раза; при среднем — ширина приводящих штрихов незначительно превышает ширину отводящих; при сильном — ширина штрихов примерно равна.
Частные признаки почерка — особенности системы движений используемой в процессе письма. Они отображаются в графических знаках, характеризуя степень их сложности, особенности формы, направления, непрерывности, протяженности, количества и последовательности движений, а также относительное размещение движений (точек начала, окончания, пресечения и т.п.).
Сложность движений при выполнении письменных знаков бывает простой, упрощенной и усложненной. При простой сложности написание, букв по конструкции приближено к нормам прописи. Упрощенное написание письменных знаков, может выражаться в использовании букв, выполненных по типу печатных, применении специально упрощенных конструкций, выполнении различных букв, имеющих аналогичные элементы, похожими движениями («и» как «н» и т.п.), совмещении заключительной и начальной частей последовательно выполняемых букв. Усложненное написание осуществляется за счет усложнения конструкций знаков, многократного изменения направления, а также повторения движений.
Форма движений при выполнении письменных знаков и их элементов определяется на основе сходства с геометрическими фигурами. Форма движений может быть прямолинейной, угловатой, треугольной, дуговой, петлевой, овальной, завитковой.
Направление движений при выполнении и соединении букв и их элементов, определяется в зависимости от вида элементов. Криволинейные элементы (овалы, полуовалы, дуги) могут выполняться правоокружными или левоокружными движениями. Прямолинейные элементы выполняются слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, справа сверху вниз, слева направо вниз, справа налево вверх, слева направо вверх.
Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов, определяется как: абсолютная и относительная. Абсолютная выражается в необычных размерах какой-либо буквы или элемента. Относительная — характеризует соотношение размеров элементов букв относительно друг друга или письменного знака в целом по отношению к другим буквам (увеличена или уменьшена).
Вид связи (соединения) движений при выполнении письменных знаков и их элементов, бывает слитный (соединение осуществляется без отрыва пишущего прибора от материала письма), или интервальный (соединение отсутствует).
Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов — определяется относительно количества движений, необходимых для выполнения буквы или ее элемента, предусмотренных нормами прописи. Оно бывает увеличенным или уменьшенным.
Последовательность движений при выполнении элементов определяются очередностью написания элементов.
Относительное размещение движений при выполнении письменных знаков и их элементов определяется расположением точек: начала и окончания, соединения, пересечения относительно лини письма, вертикальных осей букв и других элементов.
Анализ признаков письменной речи и почерка необходимо осуществлять с учетом естественных и умышленных изменений, которые могут иметь место в исследуемых рукописях.
Естественные изменения признаков почерка являются следствием влияния внешней обстановки, физического и психического состояния пишущего, а также старения организма и тому подобных причин. Необычная поза, пишущий прибор или материал письма вызывают изменение общих признаков почерка.
Усталость, болезнь, необычное психическое состояние, алкогольное, токсическое или наркотическое опьянение приводят к снижению уровня координации движений, в результате чего снижается степень выработанности и связности почерка, изменяется привычная форма знаков и штрихов, присутствуют признаки сильного нажима, неравномерность наклона, размера и разгона, изменяются топографические признаки (форма и направление строк, форма и размер полей и др.) и некоторые частные признаки почерка.
Навыки, сформированные в процессе выработки почерка, особенности размещения текста и индивидуальный комплекс признаков письма остаются относительно неизменными до наступления возрастных изменений, либо изменений, связанных с болезнью. У пожилых лиц замедляется темп, снижается координация движений и вари- ационность при выполнении письменных знаков, присутствует тенденция к упрощениям. Степень выработанности, связности и равномерности почерка понижается, наблюдается увеличение размера почерка, в штрихах букв проявляется равномерная волнистость. Невзирая на возможность изменения признаков почерка в результате воздействия указанных выше факторов, в большинстве случаев индивидуальный комплекс признаков, характеризующий исполнителя рукописи, сохраняется, что позволяет его идентифицировать.
Умышленное изменение почерка зачастую выражается в маскировке признаков письменной речи и почерка. Изменению при маскировке письменной речи подвергаются стиль изложения, лексические и грамматические признаки. Авторы рукописей, как правило, пытаются казаться малограмотными с ограниченным запасом слов, намеренно включают в рукопись жаргонные и нецензурные слова, орфографические ошибки, ошибочную архитектонику. Возможно использование выражений, характерных для лиц другой профессии, национальной принадлежности.
Умышленное изменение почерка встречается достаточно часто, к нему прибегают при изготовлении фиктивных накладных, счетов- фактур, анонимных писем и т.п.
Основными способами изменения почерка являются: скорописная маскировка; перемена привычной пишущей руки; подражание печатному или чертежному шрифтам; подражание почерку другого лица.
Скорописная маскировка осуществляется за счет изменения наклона, уменьшения или увеличения размера или разгона, упрощенного или вычурного написания письменных знаков. При этом в рукописи отображаются признаки снижения выработанности почерка, связность движений уменьшается, округлая форма движений изменяется на угловатую, присутствует извилистость в штрихах.
О перемене привычной пишущей руки свидетельствуют: низкая выработанность почерка (присутствуют признаки замедленности темпа и значительного снижения уровня координации движений); наличие зеркальности (присутствуют зеркально отображенные буквы или их элементы); значительное изменение общих признаков почерка, многие частные признаки характерные для написания привычной рукой сохраняются, что позволяет решать идентификационные задачи.
При подражании печатному или чертежному шрифтам в рукописи наряду с печатными письменными знаками могут присутствовать элементы скорописи (с признаками характерными для конкретного исполнителя). В печатных знаках изучаются: последовательность движений; соотношения протяженности движений по вертикали и горизонтали; относительное размещение точек начала, пересечения и окончания движений.
Подражание почерку другого лица возможно по памяти (исполнитель ранее видел или изучал почерк конкретного лица) и путем перерисовки графической картины букв и соединительных элементов с имеющегося образца почерка. Для подражания по памяти характерно то, что достигается лишь незначительное внешнее сходство, поскольку запомнить весь комплекс признаков невозможно. Частные признаки в подавляющем большинстве будут различаться с признаками оригинального почерка, при этом в подделанном по памяти почерке будет содержаться много признаков почерка лица, осуществлявшего имитирование. При перерисовке графической картины исполнитель срисовывает графику письменных знаков с образца подлинного почерка, при этом отсутствует автоматизм и имеет место повышенный зрительный контроль, что обусловливает наличие признаков замедленности темпа выполнения, дорисовок и поправок в штрихах.
[1] Павлов И. П. Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга. Физиология нервной системы. Т. IV. М., 1952. С. 34.
|