Среда, 27.11.2024, 23:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Исследование контрафактной продукции на оптических носителях информации

В последнее время возросло количество уголовных дел, возбуждаемых по факту обнаружения контрафактных аудиовизуальных произведений, записанных на оптических носителях информации (CD,

DVD дисках). Как показывает анализ правоохранительной деятельности в Российской Федерации доля контрафактных DVD и CD составляла около 65% при среднегодовом объеме производства аудиовидео-продукции более 442 млн единиц. Подобное положение препятствует развитию интеллектуального и культурного потенциала России, наносит ущерб ее международному авторитету, усиливает процессы криминализации общества. Существенное влияние на широкое распространение объектов контрафакции, произведение несанкционированных правообладателем копий, оказывают следующие причины:

независимость цифрового произведения по отношению к ЭНД;

себестоимость нелегального процесса воспроизведения контрафактных объектов во много раз ниже затрат на их разработку;

технологическая простота незаконного воспроизведения и распространения.

Поэтому использование только правовых и административных механизмов для борьбы с «контрафактами» далеко недостаточно. Сегодня на практике уже активно наряду с совершенствованием правовых механизмов используются технические и технологические средства защиты интеллектуальной собственности на ЭНД. К ним можно отнести такие защитные технологии как: полиграфические технологии, криптография, стеганография, специальные форматы представления данных, системы управления цифровыми правами и др.

Приведем краткую характеристику этих методов защиты. К стенографическим методам, применяемым для защиты интеллектуальной собственности на ЭНД, можно отнести «цифровые водяные знаки» «цифровые отпечатки пальцев», специальные вставки. Так, цифровые водяные знаки представляют собой специальные невидимые без применения специального инструментария предупреждающие знаки, используемые в сфере программных технологий для указания на то, что данный объект является интеллектуальной собственностью. Например, широко известные программные средства типа «Market Plus», которые используются для маркирования авторского права в бинарном изображении, применение которых позволяет сделать эти водяные знаки видимыми, по аналогии с ультрафиолетовой подсветкой обычных денежных знаков. Цифровые отпечатки пальцев представляют собой различные аппаратные средства, основанные на внесении специальных меток, играющих по существу роль ЭЦП. Они используются для доказательства права собственности при обнаружении подлога или плагиата, а также при отслеживании незаконного распространения цифровой интеллектуальной собственности (ЦИС). Технологически это реализуется при применении технологий Least Significant Bit или BPCS (Bit Plane Complicity Segmentation) , которые позволяют внедрить программируемый цифровой элемент, служащий для доказательства права ЦИС в один из битовых слоев (для LSB) или сегментов слоя (для BPCS) цифрового изображения или видеофрагмента. Следует отметить, что использование подобных методов возможно, при некоторой их адаптации к любому цифровому объекту интеллектуальной собственности с аудио-видео изображениями. Как и в случае «цифровых водяных знаков» при обычном просмотре так называемые, «цифровые отпечатки пальцев» невидимы и становятся заметны только при проведении послойного анализа цифрового изображения программным инструментарием, что позволяет выявить их в защищаемом объекте. Специальные вставки представляют собой заголовки, временные метки и другие описательные элементы. С их помощью осуществляется нумерация и персонализация данных предотвращающая возможность их «простого» дублирования. Попытка тиражирования приведет к повторению номеров, и, следовательно, к обнаружению подделок. Примером таких вставок могут быть как географические названия мест, как на цифровых картах, так и имена исполнителей цифровых фонограмм, встроенные в аудио-, видеофайл.

На практике для определения контрафактных экземпляров программного обеспечения, применяется широко известный в экспертной практике сравнительный метод, заключающийся в проведении непосредственного сличения предположительно контрафактных образцов или их машинных пошаговых распечаток (листинги) с образцами программ для ЭВМ, предоставленными правообладателями, или сами образцы компакт-дисков. При назначении экспертного исследования следователем должны назначаться как раздельные роды экспертиз, так и комплексная, включающая в себя следующие классы и роды судебных экспертиз:

судебная техническо-криминалистическая экспертиза документов (ТКЭД). Объектом исследования в этих случаях являются: полиграфическое оформление продукции. На разрешение экспертизы, как вариант, могут ставиться следующие вопросы: соответствуют ли полиграфическое оформление, представленных для исследования DVD-дисков, требованиям, предъявляемым к оформлению лицензионной видео продукции?

судебная патентно-правовая экспертиза определяет правообладателей и фиксирует нарушение его прав в соответствии с законом об авторском праве. В этом случае, объектами исследования являются: знаки охраны авторских прав, документация на продукцию, патенты и т.д.;

судебная компьютерно-техническая экспертиза, или ее родовых составляющих, которые непосредственно связаны с исследованием ЭНД, ЭД и ПО и установлением специальных меток, с помощью которых можно идентифицировать производителя.

В случае назначения других подвидов инженерно-технических экспертиз, экспертами должны быть исследованы качество видео-, аудиопродукции и т.д., например: судебная трасологическая экспертиза исследует признаки, присущие конкретному производству (следы производственных механизмов, маркировочные обозначения и т.д.; судебная бухгалтерско-экономическая экспертиза определяет сумму ущерба, который был нанесен правообладателю от производства контрафактной продукции, а также может ответить на вопросы по производству конкретных партий продукции, их стоимости и т.д. Заметим, что все ранее перечисленные экспертизы, должны проводится по паспортизированным методикам разработанными ГУ РФЦСЭ при Минюсте России и ЭКЦ МВД России и утвержденным межведомственной комиссией по проблемам экспертных исследований, что, безусловно, положительно скажется при рассмотрении дела в суде.

Отметим, что на окончательный вывод о контрафактности продукции влияет подтверждение или опровержения факта отсутствия согласия правообладателя на конкретный способ использования аудио-, видеопродукции, ее воспроизведение и распространение. Практически во всех случаях производства и распространения контрафактной продукции, ее экземпляры будут по тем или иным частным или групповым признакам, отличаться от легально изготовленных экземпляров. Именно эти различия и могут быть выявлены при применении паспортизированных экспертных методик в конкретных областях специальных знаний. Эти признаки в совокупности с другими доказательствами незаконного распространения и производства продукции будут служить доказательствами нарушения авторских и смежных прав.

В связи со стремительным развитием информационных технологий записи и их носителей, сегодня актуальным является проведение судебной компьютерно-технической экспертизы (СКТЭ), с помощью которой, как вариант, можно определить, в том числе и аппарат на котором был изготовлен оптический носитель — CD—DVD-диск с записью1, дать обоснованный ответы на поставленные вопросы: «На каком оборудовании изготавливались данные оптические носители? Когда? На какой фирме? т.д.»

Применительно к DVD существуют технические виды защиты, основанные, в том числе и на системах кодов[1] [2], позволяющих зашифровать полезный сигнал и которые не позволяют противоправно считывать информацию с данного вида носителей. К ним можно отнести системы: CPS (Copy Protection System) CSS (Content Scrambling System) DCPS (Digital Copy Protection System) и др. Принцип действия подобных систем защиты состоит, в том, что они связывают содержимое диска-объекта прав интеллектуальной собственности с уникальным номером диска, регистрационным номером. Технологически, все устройства воспроизведения компакт-дисков проверяют на соответствие этим ключам и при выявлении несоответствия, либо не могут дешифровать сигнал и воспроизвести запись, либо запись воспроизводится с недопустимыми искажениями. Наиболее распространена система CSS, в которой данные связанные с объектом интеллектуальной собственности зашифрованы с помощью технологий аналогичных ЭЦП — с применением открытого и закрытого ключа. Для проигрывания подобных дисков, необходимо число, которое указано в особой зоне DVD диска. У DVD-R эта зона является недоступной для записи, так что перенос ключа при копировании оказывается физически невозможен. Для защиты компакт-дисков применяются специальные технологические методы и устройства. Так Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) совместно с «Филипс

Консьюмер Электронике» разработала специальную систему идентификации места производства компакт-дисков — SID Code (Source Identification Code — код идентификации источника), которая позволяет идентифицировать производителей компакт-дисков. Однако, на сегодня данная система не является обязательной для всех производителей. Суть ее в следующем. Первая копия изготавливается на отшлифованном стеклянном диске, затем этот отпечаток переносится на отдельные пластмассовые заготовки (диски), на которые наносятся отражающие и защитные слои. SID-код наносится на первую копию и идентифицирует компанию, изготовившую матрицу. Он представляет собой уникальный четырехзначный код, внешне видимый на диске. Каждый изготовитель, занимающийся производством первых копий и тиражированием дисков, использует свой собственный код. Так как производство матрицы и ее тиражирование нередко происходит на разных заводах. В этих случаях на компакт диск наносятся два кода: код матрицы LBR (Laser Beam Recorder), определяющий завод, где изготавливается матрица, и код литьевой машины, с помощью которого можно установить, на каком заводе был изготовлен тираж диска.

При криминалистическом исследовании первичных признаков контрафактности успешно применяется т.н. «Индекс контрафактности», предложенный экспертами Российской антипиратской организации (РАПО), и представляющий собой перечисление различных элементов исследуемой продукции, обозначенных присвоенным им буквенным кодом, которые могут расцениваться как признаки контрафактности применительно к видеопродукции:

— отсутствие полиграфической упаковки;

— исследуемая полиграфическая упаковка имеет дизайн, отличный от оригинального дизайна полиграфической упаковки данной видеопрограммы;

— поддельная полиграфическая упаковка;

— отсутствие оригинальной защитной этикетки;

— наличие на полиграфической упаковке или кассете поддельной либо не соответствующей оригиналу голограммы;

— указание на полиграфической упаковке иного, чем в действительности, правообладателя;

— отсутствие на упаковке знака охраны авторских или смежных прав;

— несоответствие вида и способа упаковки упаковке оригинальной продукции;

— несоответствие имеющейся продукции оригинальной

— отсутствие специального тиснения на полиграфической упаковке;

— наличие на кассете двух и более фильмов;

— иные отличительные признаки, которые могут быть обнаружены при исследовании конкретного объекта.

Отличие оригиналов от нелегальных копий заключается не только в качестве записи, но также может определяться визуально по ряду внешних отличительных признаков футляров компакт-дисков, полиграфического исполнения вкладных буклетов и оформления самих компакт-дисков. Рассмотрим признаки отличия для компакт-диска:

футляр компакт-диска:

— некоторые фирменные компакт-диски имеют красочный картонный футляр, оформленный полиграфическим способом.

— некоторые фирменные компакт-диски имеют картонную коробку, выполненную полиграфическим способом.

— «пиратские» компакт-диски, как правило, имеют только стандартный пластмассовый футляр;

оформление вкладных буклетов компакт-дисков:

— подлинные компакт-диски имеют вкладные буклеты, которые представляют собой многостраничные, красочно оформленные миникнижки или книжки— «раскладушки».

— «пиратские» компакт-диски имеют вкладные буклеты простые, как правило, двухстраничные.

— некоторые поддельные компакт-диски имеют вкладные буклеты с внутренних сторон, не запечатаны, отсутствуют названия произведений и другая информация.

— полиграфическое оформление вкладных буклетов подлинных компакт-дисков характеризуется четкими контрастными иллюстрациями.

— полиграфическое оформление вкладных буклетов «пиратских» компакт-дисков характеризуется низким качеством, нечеткими иллюстрациями, непропечатками штрихов, упрощенными изображениями и точками-«марашками»;

оформление компакт-дисков:

— наличие на нерабочей поверхности диска изображения высокого качества, что свойственно только лицензионным продуктам;

— присутствие на нерабочей поверхности логотипа (товарного знака) производителя продукта;

— наличие стандартной картонной (пластиковой) упаковки, имеющей, как правило, качественное полиграфическое оформление, с элементами защиты от подделки в виде микропечати, голограммы;

— лицензионные компьютерные программы записываются не более одной на каждом диске (совершенно исключается запись на одном диске программ разных правообладателей, если это коммерческая версия);

наличие, помимо упаковки, приложения к диску в виде руководства пользователя и (или) лицензионного соглашения.

 

[1] В нестоящее время DVD носители имеют цифровые индексы, начиная с нуля, указывающие на регион, для которого он предназначен. Номер индекса отмечаются на пластиковом контейнере.

[2] Например, код Рида-Соломона для носителей на оптических дисках.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (29.04.2017)
Просмотров: 181 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%