Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти:
— по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
— по установлению местонахождения лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск;
— по идентификации неопознанных трупов и установлению личности лиц, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;
— по предупреждению и выявлению административных правонарушений, а также для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
Централизованные учеты органов внутренних дел Российской Федерации формируются и ведутся на федеральном уровне в Главном информационно-аналитическом центре МВД России (ГИАЦ) и на региональном уровне в информационных центрах МВД России, ГУВД, УВД по субъектам РФ (ИЦ), а также в информационных центрах управлений по федеральным округам на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (УВДТ).
В настоящий момент существуют следующие виды централизованных учетов, которые включают в себя также и две системы учета данных о преступлениях (правонарушениях) и лицах их совершивших:
— учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (пофамильный учет — оперативносправочный);
— дактилоскопический учет (оперативно-справочный);
— учет лиц, объявленных в федеральный розыск (разыскной);
— учет разыскиваемых транспортных средств (разыскной);
— учет утраченного и выявленного оружия и иного вооружения
(разыскной);
— учет похищенных и изъятых номерных вещей и документов (разыскной);
— учет похищенных предметов, имеющих культурную ценность (разыскной);
— учет лиц, пропавших без вести, лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, а также неопознанных трупов (криминалистический);
— система (учет) данных о преступлениях и лицах, подозреваемых, обвиняемых в их совершении;
— система (учет) данных о правонарушениях (преступлениях), совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также о правонарушениях (преступлениях), совершенных в отношении их.
Централизованные учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам:
По функциональному — все виды этих учетов подразделяются на три группы: оперативно-справочные, разыскные и криминалистические.
Оперативно-справочные учеты отличаются большими объемами массивов при относительно кратком (справочном) описании объектов учета. Основное их назначение — проверка наличия установочных сведений об объекте и его местонахождении на момент запроса.
Розыскные учеты содержат гораздо больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной, функцию сравнения не только установочных данных, но и сходных внешних описаний.
Криминалистические учеты предназначены для диагностических и идентификационных целей по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные неизвестны или скрываются.
Формирование централизованных учетов по объектовому признаку подразделяет их также на три группы:
— учеты лиц;
— учеты преступлений (правонарушений);
— учеты предметов.
Исходя из представленной классификации централизованные учеты можно распределить следующим образом.
Оперативно-справочн ые:
а) учеты лиц:
— пофамильный учет осужденных и реабилитированных;
— дактилоскопический учет осужденных;
— учет иностранных граждан (ИГ) и лиц без гражданства (ЛБГ), совершивших преступления и правонарушения.
б) учеты преступлений и правонарушений:
— преступления с участием иностранцев;
— административные правонарушения иностранцев;
— дорожно-транспортные происшествия с участием иностранцев.
Разыскные:
а) учет лиц:
— объявленных в федеральный и местный розыск.
б) учеты похищенных и изъятых предметов:
— утраченного и выявленного огнестрельного оружия;
— похищенного и бесхозного автотранспорта;
— предметов культурных ценностей (антиквариата);
— номерных вещей и документов общегосударственного обращения.
Криминалистические:
а) учеты лиц:
— особо опасных преступников;
— без вести пропавших, неизвестных больных и детей;
— неопознанных трупов граждан.
б) учет преступлений (по обстоятельствам и способу совершения, так называемые — с «окраской»):
— международная направленность;
— профессионализм и организованность исполнения;
— особая жестокость;
— серийность;
— в отношении детей;
— в отношении государственных деятелей и депутатов;
— в отношении сотрудников правоохранительных органов.
Перечисленные виды централизованных учетов составляют основу информационного обеспечения органов внутренних дел.
Оперативно-справочные учеты ведутся путем формирования и ведения автоматизированных банков данных криминалистической информации, а также пофамильных и дактилоскопических картотек в ГИАЦ (федеральный уровень) и ИЦ (региональный уровень) МВД России.
На данный момент существуют два вида оперативно-справочных учетов:
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение — это пофамильный (оперативно-справочный) учет, который предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о факте уголовного преследования, привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, совершении административного правонарушения и привлечении к административной ответственности за его совершение, установлении административного надзора.
Дактилоскопический учет — это оперативно-справочный учет предназначенный для идентификации лиц с помощью дактилоскопической информации и информационного обеспечения деятельности государственных органов по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений; по установлению личности лиц скрывающихся от органов следствия и дознания; установлению по неопознанным трупам личности человека и установлению личности лиц не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности; по предупреждению и выявлению административных правонарушений.
Объектами оперативно-справочных учетов являются:
1) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, объявленные в розыск;
2) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
3) иностранные граждане или лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории РФ;
4) иностранные граждане или лица без гражданства, подлежащие административному выдворению за пределы территории Российской Федерации либо депортации;
5) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или ЛБГ, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно.
Содержащая в оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ информация имеет ограниченный доступ.
К пофамильному учету имеют право обращения подразделения МВД, ФМС, МЧС, ФСИН, ФССП, ГФС, СВР, ФСБ, ФСО, ФНС, ФТС России и подразделения Минобороны России, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, суды (судьи), органы прокуратуры РФ.
К дактилоскопическому учету — суды, органы прокуратуры, следствия, дознания, органы, осуществляющие оперативноразыскную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях и подразделения ФМС России.
При исполнении запросов на проверку лиц по оперативносправочным учетам одновременно осуществляется проверка нахождения их в розыске (ГИАЦ — федеральный и межгосударственный розыск; ИЦ — федеральный, межгосударственный, а также местный розыск).
Запросы к оперативно-справочным учетам ГИАЦ и ИЦ, осуществляемые по телефону, выполняются только после указания пароля, установленного приказом начальника ГИАЦ, начальников МВД России, ГУВД, УВД. На запросы по телефону, выдается информация только о факте наличия или отсутствия объекта на учете («да» или «нет»).
Формирование и ведение автоматизированных централизованных криминалистических и разыскных учетов осуществляется ГИАЦ и ИЦ на базе интегрированного банка данных федерального уровня (ИБД-Ф) и интегрированного банка данных регионального уровня (ИБД-Р), а также автоматизированных информационных систем (АИС) и автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС).
Сейчас ведутся следующие виды разыскных и криминалистических учетов:
Учет лиц, объявленных в федеральный розыск — это разыскной учет, предназначенный для обеспечения мероприятий федерального розыска (лицо объявленное в федеральный розыск, одновременно считается объявленным и в межгосударственный розыск). Сроки проведения розыска и порядок объявления федерального розыска различных категорий лиц определяются правовыми актами, регламентирующими организацию разыскной деятельности правоохранительных органов.
В ИЦ и ГИАЦ МВД России данный учет осуществляется путем формирования и ведения баз данных ИБД-Р и ИБД-Ф (подсистема «ФР-Оповещение»).
Учет разыскиваемых транспортных средств — это разыскной учет, предназначенный для обеспечения розыска транспортных средств и содействия в раскрытии преступлений.
В ИЦ и ГИАЦ МВД России формирование и ведение данного учета осуществляется с использованием баз данных ИБД-Р и ИБД-Ф (подсистема «Автопоиск»).
Учет утраченного и выявленного оружия и иного вооружения — это разыскной учет, предназначенный для обеспечения розыска вооружения утраченного (похищенного, утерянного), выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного), имеющего индивидуальный номер, присвоенный предприятием-изготовителем или при регистрации его в подразделениях лицензионно-разрешительной системы, а также для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, совершенных с его применением.
В ГИАЦ и ИЦ МВД России учет оружия осуществляется путем формирования и ведения банка данных ИБД-Ф и ИБД-Р (подсистема «Оружие»).
Учет похищенных и изъятых номерных вещей и документов — это разыскной учет, осуществляемый в целях обеспечения розыска похищенных предметов, вещей и документов, имеющих индивидуальные номера, присвоенные изготовителем, а также установления их принадлежности.
Учет формируется в ИЦ и ГИАЦ МВД России путем ведения баз данных ИБД-Р и ИБД-Ф (подсистема «Номерные вещи»).
К номерным вещам и документам, подлежащих постановке на учет относятся: спорттовары, велосипеды, суда, средства связи, оргтехника, снегоходы, документы, драгоценные металлы, сельхозтехника, печати, жетоны, нагрудные знаки, музыкальные инструменты, государственный регистрационный знак ТС, ордена (наградные знаки и медали), оружие (пневматическое, холодное, метательное), полиграфическое оборудование и материалы, аудио-, фото— и видеотехника, часы, ценные бумаги, электротовары, ювелирные изделия, бытовая техника, инструмент (станки), оптические приборы, средства вычислительной техники, медтехника и прочее.
Учет похищенных предметов, имеющих культурную ценность — это разыскной учет, который ведется в целях обеспечения розыска похищенных предметов и документов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями.
В ИЦ и ГИАЦ МВД России учет осуществляется путем формирования и ведения базы данных ИБД-Ф и ИБД-Р (подсистема «Антиквариат»).
Учет лиц, пропавших без вести, лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, а также неопознанных трупов — это криминалистический учет, предназначенный для идентификации личности.
Учет формируется в ИЦ и ГИАЦ МВД России путем ведения баз данных ИБД-Р и ИБД-Ф (подсистема «Опознание»).
Действующие централизованные системы учета данных о преступлениях (правонарушениях) и лицах их совершивших состоят из:
— системы (учет) данных о преступлениях и лицах, подозреваемых, обвиняемых в их совершении;
— системы (учет) данных о правонарушениях (преступлениях), совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также о правонарушениях (преступлениях), совершенных в отношении их.
Обе системы (учет) данных в равной мере можно отнести к любому из видов централизованных учетов, как к криминалистическим и разыскным, так и к оперативно-справочным.
Система данных о преступлениях и лицах, подозреваемых, обвиняемых в их совершении — предназначена для информационного обеспечения оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, проводимых подразделениями органов внутренних дел и другими правоохранительными органами.
В ИЦ и ГИАЦ МВД России формирование системы данных осуществляется на базе ИБД-Р и ИБД-Ф (подсистема «АБД-Центр»).
Объектами учета системы данных являются:
— раскрытые или нераскрытые преступления;
— лица, подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений.
Система данных о правонарушениях (преступлениях), совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также о правонарушениях (преступлениях), совершенных в отношении их — ведется в целях обеспечения органов внутренних дел и других правоохранительных органов, в том числе органов Федеральной миграционной службы (в рамках исполнения административных регламентов), соответствующей информацией.
Формирование системы данных осуществляется путем ведения в ГИАЦ и ИЦ МВД России базы данных ИБД-Ф и ИБД-Р (подсистемы АИС «Криминал-И») на основании информации, представляемой в пределах своей компетенции подразделениями федеральных органов государственной власти и территориальными органами ФМС России.
В составе АИС «Криминал-И» функционируют подсистемы:
— «Административная практика» («Адмпрактика»);
— «Преступление»;
— «Наказание».
Подсистема «Адмпрактика» предназначена для обеспечения сотрудников федеральных органов государственной власти информацией об иностранных гражданах или ЛБГ, совершивших административные правонарушения на территории РФ, а также об иностранных гражданах или ЛБГ, в отношении которых принято решение о депортации.
Объектами подсистемы являются:
— административные правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, по которым возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан или ЛБГ;
— иностранные граждане или ЛБГ, в отношении которых принято решение о депортации.
Подсистема «Преступление» предназначена для обеспечения сотрудников федеральных органов государственной власти информацией о преступлениях (происшествиях), совершенных иностранными гражданами или ЛБГ на территории Российской Федерации, а также в отношении их.
Объектами подсистемы являются:
— зарегистрированные преступления (происшествия), совершенные иностранными гражданами или ЛБГ на территории Российской Федерации, а также в отношении их;
— иностранные граждане или ЛБГ, совершившие преступления на территории РФ;
— граждане Российской Федерации, совершившие преступления в отношении иностранных граждан или ЛБГ на территории РФ;
— сведения об иностранных гражданах, подозреваемых в причастности к террористической деятельности (по линии НЦБ Интерпола МВД России).
Подсистема «Наказание» предназначена для сбора, обработки, поиска и выдачи информации об иностранных гражданах или ЛБГ, обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, осужденных или отбывающих наказание на территории РФ.
Объектами подсистемы ИЦ и ГИАЦ МВД России являются иностранные граждане или ЛБГ, обвиняемые в совершении преступлений, подсудимые, осужденные или отбывающие наказание на территории РФ.
В каждом случае задержания иностранного гражданина или ЛБГ сведения о нем проверяются по централизованным учетам подсистемы «Криминал-И» с целью получения дополнительной информации о зарегистрированных правонарушениях и преступлениях.
На основании решения руководства подразделения в инициативном порядке в ИЦ могут вестись иные виды криминалистических и разыскных учетов.
Оформление учетных и корректирующих документов для постановки и внесения изменений в централизованные криминалистические и разыскные учеты ГИАЦ осуществляется, как правило, в электронном виде.
Допускается использование бумажных носителей. Записи в документах производятся на русском языке на печатной машинке или персональном компьютере. Как исключение (кроме отдельно оговоренных случаев), допускается заполнение документов шариковой ручкой с пастой синего или черного цвета, при этом установочные данные на объект учета должны записываться печатными буквами.
Обращение к централизованным криминалистическим и разыскным учетам осуществляется путем направления запросов в ИЦ, а при необходимости и в ГИАЦ.
Запросы на проверку информации по учетам ГИАЦ выполняются: пофамильный учет — 10 рабочих дней, дактилоскопический — 10 рабочих дней, все остальные — 5 рабочих дней с момента получения запросов. Запросы на проверку информации по учетам ИЦ выполняются: пофамильный учет — 10 рабочих дней, дактилоскопический — 5 рабочих дней, все остальные — 3 рабочих дня с момента получения запроса. Срочные запросы выполняются везде в течение суток.
Для обеспечения полноты и достоверности сведений, содержащихся в централизованных учетах в соответствии с графиком производится сверка учетов ГИАЦ с учетами ИЦ МВД России.
|