Экспертно-криминалистическим учетом является система хранения и поиска экспертно-криминалистической информации об объектах учета, используемая для решения задач оперативно-разыскной деятельности и расследования уголовных дел.
Экспертно-криминалистические учеты органов внутренних дел занимают особое место в ряду специфических информационных ресурсов правоохранительных органов, предназначенных для раскрытия и расследования преступлений.
Экспертно-криминалистические учеты в органах внутренних дел ведутся:
— в Экспертно-криминалистическом центре МВД России (федеральные учеты);
— в ЭКЦ, определенных как базовые по федеральному округу, по тяжким и особо тяжким преступлениям, совершенным на территории субъектов федерального округа (межрегиональные учеты);
— в экспертно-криминалистическом центре МВД России, ГУВД, УВД по субъектам РФ, по преступлениям, совершенным на территории соответствующего субъекта РФ, включая территории обслуживания УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах, либо на территории нескольких субъектов РФ, определяемых МВД России (региональные учеты);
— в территориальных структурных подразделениях ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД по экспертно-криминалистическому обеспечению городского, районного отдела внутренних дел, в ЭКП ОВД на закрытых территориях и режимных объектах по преступлениям, совершенным на территории обслуживания соответствующего органа внутренних дел (местные учеты).
К учетам, ведущимся в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел относятся:
— учет следов рук;
— учет следов подошв обуви;
— учет следов орудий взлома;
— учет следов протекторов шин транспортных средств;
— учет данных ДНК биологических объектов;
— учет микрообъектов (микроволокон, частиц лакокрасочных покрытий, полимеров и металла);
— учет самодельных взрывных устройств;
— учет самодельного огнестрельного оружия;
— учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий;
— учет контрольных пуль и гильз утраченного, служебного, гражданского оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия;
— учет поддельных денежных билетов, бланков ценных бумаг и бланков документов;
— учет поддельных монет;
— учет субъективных портретов разыскиваемых лиц;
— учет фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц;
— краниологический учет (учет черепов неопознанных трупов).
Основной формой ведения экспертно-криминалистических учетов является картотека, состоящая из информационных карт установленной формы, содержащих индивидуальную экспертнокриминалистическую информацию об объектах учета. Также предусмотрено приобщение к информационным картам натурных объектов.
Направление натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, в ЭКП на исследование, проверку и постановку на учет осуществляется органами предварительного расследования, либо по их поручению сотрудниками оперативного подразделения.
Постановка на учет и хранение натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Ведение экспертно-криминалистических учетов может быть автоматизировано с использованием технических средств и автоматизированных информационных систем, прошедших апробацию и рекомендованных к использованию ЭКЦ МВД России.
Хранение информационных массивов учетов организуется в специально оборудованных служебных помещениях, оснащенных средствами охранной сигнализации, пожаротушения и ограничения доступа, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России, а применительно к натурным объектам — в соответствии с правилами хранения отдельных видов вещественных доказательств, в условиях, исключающих их хищение, утрату или порчу, а также несанкционированный доступ к ним.
Сроки и порядок хранения объектов, помещенных в экспертнокриминалистические учеты, определяются (если это не оговорено особо) нормативными правовыми актами МВД России.
Учет следов рук (дактилоскопический учет) — предназначен для установления лиц, оставивших следы рук на месте происшествия, а также фактов принадлежности следов рук, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу.
Учет ведется на федеральном (по тяжким и особо тяжким преступлениям), региональном и местном уровнях.
Учет следов рук состоит:
— из картотек фотоснимков следов рук, изъятых с нераскрытых мест преступлений (следотек);
— и дактилоскопических карт лиц, находящихся в оперативной разработке или представляющих оперативный интерес (дактилокартотек).
Следотеки формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-1», на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов рук в масштабе 1:1.
Информационные карты группируются по двум разделам:
Первый раздел содержит фотоснимки следов рук с установленным типом и видом папиллярного узора, систематизированных по выбранной дактилоскопической классификации. При этом допускается создание подразделов по времени, способу совершения преступления и другим признакам, облегчающим проверку дактилокарт по картотеке;
Второй раздел содержит фотоснимки следов пальцев рук с неустановленным типом и видом папиллярного узора, а также ладоней.
По первому разделу картотеки проверяются следы рук, подлежащие помещению в данный раздел, а также направляемые с целью проверки дактилокарты лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Следы рук, также проверяются по массивам дактилокарт соответствующего ОВД.
Проверке по второму разделу подлежат дактилокарты лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений.
Следы рук, изъятые при обследовании места происшествия, вместе с отпечатками пальцев рук потерпевших и материально ответственных лиц, предоставляются в ЭКП с постановлением о назначении экспертизы, но не позднее 10 дней с момента их обнаружения.
Следы рук пригодные для идентификации и не принадлежащие потерпевшим и материально-ответственным лицам, сравниваются с отпечатками пальцев рук массива дактилокартотеки и следами первого раздела следотеки. Если при этом будет установлено совпадение (тождество) со следами, ранее помещенными в следотеку или отпечатками рук, находящимися в дактилокартотеке, то ЭКП информирует об этом следователя (лицо производящее дознание) и начальника аппарата уголовного розыска ОВД, на территории которого совершено преступление.
При отрицательном результате проверки следов по учетам, поступившие следы фотографируются в масштабе 1:1 по правилам детальной съемки, размещаются на оборотной стороне информационной карты, регистрируются в журнале и помещаются в соответствующий раздел следотеки.
Сотрудник ЭКП, после регистрации и помещения ИК с фотоснимками следов рук в следотеки, направляет их дубликаты в срок до трех суток в ЭКП МВД, ГУВД, УВД, которым они подчинен, один оформленный дубликат каждой ИК для постановки на региональный учет и один оформленный дубликат — на федеральный учет.
Фотоснимки следов рук изымаются из следотеки и уничтожаются в случаях:
— если установлено лицо, оставившее следы;
— по истечении срока давности привлечения к уголовной ответственности за данное преступление.
Допускается ведение учета в виде электронных баз данных. Ведение учета осуществляется на основе программно-технических комплексов автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем (АДИС). Ведение автоматизированного учета следов рук осуществляемся сотрудниками, прошедшими соответствующую подготовку по работе на АДИС. К работе допускаются только эксперты, аттестованные на право самостоятельного производства дактилоскопических экспертиз.
Говоря о последовательности действий сотрудников ЭКП, то можно сказать, что это целый процесс. Если же представить данный процесс схематично, то это будет выглядеть следующим образом:
Учеты следов подошв обуви, орудий взлома (следы отжима, перекуса и иные трасологические следы с достаточной степенью отображения индивидуальных особенностей следообразующих инструментов), протекторов шин транспортных средств — предназначены для установления следообразующего объекта (обуви, орудия взлома, транспортного средства), оставившего след на месте преступления, а также фактов использования одного и того же объекта при совершении разных преступлений.
Учеты ведутся на региональном и местном уровнях.
Картотеки учетов трасологических следов формируются из информационных карт установленного образца «Форма ИК-1», на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов в масштабе:
— для следов подошв обуви, оставленных всей подошвой — 1:2;
— оставленных участком подошвы — 1:1;
— для следов орудий взлома — 3:1;
— для следов протекторов шин транспортных средств (при необходимости делается несколько фотоснимков по правилам линейной панорамной фотосъемки) — 1:5.
Объекты снимаются с учета и уничтожаются:
— следы подошв обуви — по истечении двух лет;
— следы орудий взлома и протекторов шин — по истечении трех
лет.
Допускается формирование и ведение учетов в виде электронных баз данных.
Объекты, изъятые у лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в течение 10 суток представляются в ЭКП для проверки по следотекам. Проверка осуществляется в течение 15 суток.
Установление различия со следами ранее помещенными на учет на местном уровне
На месте происшествия спе- . циалист обнаруживает, фиксирует и изымает следы
Лицо, уполномоченное осуществлять розыскные меры по делу, направляет полученные следы в ЭКП на экспертизу или исследование
Следы пригодны для идентификации
I
Поверка следов по имеющимся массивам соответственно первоначально на местном уровне, далее если не выявлены совпадения на вышестоящих уровнях
Установление совпадения со следами ранее помещенными на учет на местном уровне
Результат проверки сообщается инициатору проверки и постановки на учет
I
Если это требуется, то осуществляется дополнение ИК, по которой было выявлено совпадение
I
Информирование вышестоящие уровни
I
регистрация и помещение ИК
4
оформление дубликатов ИК, направление для проверки и помещения на региональный и федеральный учет
Поверка следов по имеющимся массивам (на региональном уровне), на федеральном уровне подлежат проверки только следы рук по тяжким и особо тяжким преступлениям
4
Сообщается результат проверки инициатору запроса
Рис. 9.2. Алгоритм действий сотрудника ЭКП при работе с учетом слов рук
Учет данных ДНК (ДНК-профилей) биологических объектов — предназначен для установления лиц, оставивших биологические следы (понимаются кровь, сперма, слюна, волосы, фрагменты тканей тела и иной биологический материал человека) на месте происшествия, фактов принадлежности биологических следов, изъятых по
нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу, а также для установления личности неопознанных трупов.
Учет ведется (при наличии в органе внутренних дел соответствующих специалистов и материально-технической базы) на региональном и федеральном уровнях по преступлениям, предусмотренным ст. 105, 111 и гл. 18 УК РФ.
Региональные учеты формируются в ЭКЦ при МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, по преступлениям, совершенным на территории соответствующего субъекта РФ, включая территории обслуживания УВД (ОВД) на транспорте, закрытых территориях и режимных объектах. Региональные учеты могут формироваться по преступлениям, совершенным на территории нескольких субъектов РФ. В этом случае перечень ЭКЦ, формирующих учеты, и обслуживаемых ими органов внутренних дел определяется МВД России.
Федеральный учет формируется в ЭКЦ МВД России на основании данных региональных учетов по преступлениям, совершенным на всей территории РФ.
Для организации хранения натурных объектов необходимо:
— помещение, позволяющее обеспечить ограниченный доступ месту хранения проб ДНК;
— низкотемпературный холодильник (— 20°С) объемом от 300 л;
— пластиковые микроцентрифужные пробирки с крышками для хранения ДНК;
— штативы с крышками для микроцентрифужных пробирок;
— влаго— и холодоустойчивый маркер.
Получение образцов трупного материала осуществляется в 10дневный срок с момента обнаружения трупа. До завершения всех разыскных мероприятий по установлению личности, указанные образцы хранятся в медицинских учреждениях соответствующего профиля.
Направление трупного материала неопознанного трупа в ЭКП для получения ДНК-профиля и его постановки на учет производится по истечении двухмесячного срока с момента его обнаружения в случае, если установить его личность иными способами не представилось возможным.
В случае установления личности неопознанного трупа, образцы подлежат захоронению в установленном порядке.
Учет данных ДНК состоит из двух разделов:
— первый раздел содержит данные ДНК биологических следов, изъятых с мест происшествий (неизвестных лиц);
— второй раздел содержит данные ДНК образцов трупной ткани неопознанных трупов.
Учет данных ДНК ведется в виде картотеки данных ДНК, формируемой из информационных карт установленного образца «Форма ИК-2», а также электронной базы данных.
По первому разделу картотеки проверяются:
данные ДНК биологических следов, изъятых с мест происшествий;
данные ДНК неопознанных трупов;
данные ДНК подозреваемых (обвиняемых) лиц, установленные при производстве экспертизы (при наличии поручения лица, назначившего экспертизу). В этих случаях эксперт, проводивший экспертное исследование, заполняет информационную карту установленного образца «Форма ИК-2».
Проверка данных ДНК подозреваемого (проверяемого) лица осуществляется по региональному учету без постановки на учет, после чего ИК-2 возвращаются инициатору запроса вместе с результатами проверки.
Проверке по второму разделу (данные ДНК образцов трупной ткани неопознанных трупов) подлежат данные ДНК предполагаемых биологических родителей или детей лиц, пропавших без вести.
Выделенные из биологических объектов и из образцов трупной ткани, и неизрасходованные в процессе экспертного исследования пробы ДНК, хранятся в натурном виде в специально оборудованном хранилище ЭКЦ. Снимаются с учета по истечении 15 лет с момента постановки на учет или в связи с установлением личности неопознанного трупа.
Учет микрообъектов (микроволокон, частиц лакокрасочного покрытия, полимеров и металла) — предназначен для установления составляющего объекта-предмета, в состав которого они входили, т.е. для установления фактов однородности происхождения микрообъектов, обнаруженных на местах происшествий и изъятых в качестве образцов у подозреваемых в совершении преступления лиц.
Картотеки представляют собой систематизированное собрание сведений о микрообъектах, изъятых с мест происшествий, связанных с совершением тяжких преступлений и содержащих информацию о внешнем облике преступников, использованных орудиях и предметах, обстоятельствах совершения преступления.
Учет ведется на региональном уровне по тяжким и особо тяжким преступлениям, они создаются в физико-химических лабораториях ЭКП. Данный учет, по решению руководства регионального ЭКЦ, может вестись и по другим преступлениям.
Картотека учета микрообъектов формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-9» с фотоснимками, спектрограммами, иными сведениями о строении, составе и локализации микрообъектов. К информационной карте прилагаются образцы микрообъектов.
На оборотной стороне информационной карты указывается сведения об объекте: природа, цвет (в поле зрения микроскопа или по каталогам, атласам цветов), основные признаки (морфология, форма, размер, строение) и другие особенности, существенные для дела.
Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения, отвечающий за ведение данного учета, должен иметь право самостоятельного производства экспертиз материалов, веществ и изделий по экспертной специальности 25.3. «Исследование волокон и волокнистых материалов», а также по одной или нескольким следующим специальностям: 25.4. «Исследование лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий», 25.6. «Исследование металлов и сплавов», 25.9. «Исследование стекла и керамики», 25.10. «Исследование полимерных материалов и резины». Для эффективного использования учета микрообъектов в штате ЭКЦ должно быть не менее двух таких специалистов.
Срок хранения объектов в учетах ЭКП определяется сроками давности по уголовным делам, по которым они изъяты, либо степенью устойчивости идентификационных признаков объектов. Срок хранения объектов в зависимости от вида преступления составляет: 2 года с момента постановки на учет — по преступлениям небольшой тяжести; 6 лет — преступлениям средней тяжести; 10 лет — тяжким преступлениям; 15 лет — особо тяжким преступлениям, если иное не определено лицом (органом), направившим объект для постановки на учет.
По истечении срока хранения объекты направляются инициатору постановки объекта на учет, информационные карты помещаются в архив ЭКП.
Учет самодельных взрывных устройств (СВУ) — предназначен для установления единого источника происхождения самодельных взрывных устройств (их основных элементов и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям их изготовления.
Учет ведется на федеральном и региональном уровнях.
Постановке на данный учет подлежат самодельные (полностью или частично) взрывные устройства (их элементы, остатки после взрыва).
Картотеки учета СВУ формируются из информационных карт установленного образца «Форма ИК-3».
При этом к информационной карте приобщаются схемы конструкции взрывного устройства и его основных элементов, расснаряженные (охолощенные) натурные образцы СВУ (или его остатки после взрыва), не содержащие радиоэлектроники (нарегиональном уровне).
Расснаряжению (охолошению. т.е. удалению из самодельных взрывных устройств зарядов взрывчатых веществ») подвергаются только ранее обезвреженные СВУ. Расснаряжение необезвреженных СВУ (с неизвлеченными из заряда средствами взрывания) категорически запрещается. Расснаряжение (охолошение) СВУ допускается только после проведения диагностики — определения степени потенциальной опасности СВУ и самой возможности последующего рас- снаряжения (охолошения).
В случаях использования в СВУ радиоэлектронных исполнительных механизмов, СВУ или его остатки после взрыва в натурном виде направляются в ЭКЦ МВД России (на федеральный уровень).
Приобщение натурных образцов, содержащих взрывчатые вещества или взрывоопасные элементы, не допускается.
Срок хранения информационных карт и элементов СВУ в учетах составляет не менее 15 лет.
Допускается формирование картотеки учета в виде электронной базы данных и направление в ЭКЦ МВД России электронных копий информационных карт на СВУ.
Учет самодельного огнестрельного оружия — предназначен для установления единого источника происхождения самодельного огнестрельного оружия (его отдельных частей и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям его изготовления.
Учет ведется на федеральном и региональном уровнях. При этом на федеральном уровне ведется только картотека учета.
Постановке на данный учет подлежит огнестрельное оружие калибра не более 14,5 мм с наиболее выраженными признаками и достаточной степенью отображения индивидуальных особенностей станочного оборудования, инструментов и селективной сборки:
— изготовленное полностью самодельным способом (за исключением дульнозарядного оружия);
— переделанное самодельным способом из огнестрельного оружия (за исключением обрезов длинноствольного огнестрельного оружия);
— переделанное самодельным способом из газового, сигнального, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, а также устройств промышленного производства;
— собранное из частей и деталей оружия, не прошедших полный цикл технологической обработки (заготовок, полуфабрикатов).
Картотека самодельного огнестрельного оружия формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-4». К информационным картам регионального учета могут приобщаться натурные объекты.
После производства экспертного исследования, по результатам которого огнестрельное оружие отнесено к одной из категорий, оружие ставится на региональный учет и помещается в соответствующую информационно-справочную коллекцию. Один экземпляр информационной карты на оружие направляется в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет.
Срок хранения информационных карт на учете и самодельного огнестрельного оружия в информационно-справочной коллекции ЭКП — не менее шести лет.
По истечении сроков хранения огнестрельное оружие возвращается органу расследования или уничтожается.
Формирование и ведение картотеки дополнительно может осуществляться в виде электронной базы данных. При этом в ЭКЦ МВД России также дополнительно могут направляться электронные копии информационных карт на самодельное оружие.
Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий — предназначен для установления конкретного экземпляра огнестрельного оружия, применявшегося при совершении преступления, фактов применения одного и того же неустановленного экземпляра оружия при совершении нескольких преступлений.
Учет ведется на федеральном и региональном уровнях.
Постановке на учет подлежат пули, гильзы и патроны калибра не более 14,5 мм со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий.
Региональные пулегильзотеки комплектуются объектами, изымаемыми из соответствующего массива федеральной пулегильзотеки, а также изъятыми с мест происшествий, если установлено, что по одному преступлению имеется не менее 3 экземпляров пуль, гильз или патронов, стреляных в одном и том же экземпляре оружия.
Картотека учета формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-10», к которым приобщаются соответствующие объекты.
Объекты перед постановкой на учет проверяются по массиву пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий, а при постановке на федеральный учет — дополнительно по массиву контрольных пуль и гильз утраченного боевого, служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия.
После проверки по региональному учету объекты направляются с письмом произвольной формы и информационной картой «Форма ИК-10» в федеральную пулегильзотеку.
Пули, гильзы и патроны состоят на учете федеральной пулегиль- зотеки 3 года с момента совершения преступления, после чего направляются для помещения в региональные пулегильзотеки, где хранятся до установления использованного оружия, но не более 15 лет с момента совершения преступления.
Изъятое, найденное, добровольно сданное огнестрельное оружие с нарезным стволом, а также самодельно изготовленное, переделанное, в том числе гладкоствольное оружие, приспособленное под патроны для нарезного оружия (вкладыши) подлежит обязательному исследованию и экспериментальному отстрелу в ЭКП.
После исследования и экспериментального отстрела, экспериментальные пули и гильзы проверяются по массиву региональной пулегиль- зотеки, после чего направляются в федеральную пулегильзотеку.
Экспериментальные пули и гильзы, стрелянные в выявленном огнестрельном оружии, проверяются по соответствующим массивам федеральной пулегильзотеки и хранятся в ЭКЦ МВД России в течение пяти лет, после чего в установленном порядке уничтожаются.
Учет контрольных пуль и гильз утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия — предназначен для установления фактов использования утраченного (утерянное и похищенное оружие) служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия при совершении преступлений и обеспечения его розыска.
Учет ведется на федеральном уровне.
Картотека учета формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-5», к которым приобщаются соответствующие объекты.
Постановке на учет подлежат пули и гильзы утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия калибра не более 14,5 мм:
— изготовленного на предприятиях по производству оружия и предназначенного для реализации на территории РФ;
— прошедшего переделку или ремонт, если они затрагивают ударно-спусковой механизм, патронник или канал ствола;
— ввезенного предприятиями-поставщиками из-за границы и предназначенного для оборота на территории РФ;
— приобретенного гражданином России за границей;
— хранящегося и используемого предприятиями, организациями и учреждениями;
— передаваемого или продаваемого предприятиями, организациями и учреждениями;
— принадлежащего гражданам России, в том числе наградного и оставляемого сотрудникам государственных военизированных организаций, уходящим на пенсию;
— находящегося на вооружении государственных военизированных организаций.
Контрольные пули и гильзы, стрелянные в утраченном оружии, проверяются при постановке на учет по массиву пуль, гильз и патронов, изъятых с мест происшествий.
Объекты данного учета хранятся до обнаружения утраченного оружия, после чего помещаются в архив, где хранятся в течение одного года, а затем в установленном порядке уничтожаются.
Учет поддельных денежных билетов, бланков ценных бумаг и бланков документов, а также учет поддельных монет. Данные учеты предназначены для установления единого источника происхождения (изготовителя) поддельных денег, бланков ценных бумаг и бланков документов по способу (технологии) их изготовления.
Учеты ведутся на федеральном и региональном уровнях.
Проверке и постановке на учет подлежат:
— полностью поддельные деньги (денежные билеты (банкноты), металлические деньги (монеты), в том числе валюта иностранных государств, бланки ценных бумаг и бланки документов (проверке и постановке на учет подлежат поддельные бланки документов федерального значения, за исключением изготовленных способом рисования).
— подлинные, но частично измененные (с целью увеличения номинала, расслоенные и склеенные, с одной удаленной стороной, имеющие повреждения бумаги, следы травления и т.д.) деньги и ценные бумаги.
Картотеки учетов формируются из информационных карт установленного образца «Форма ИК-1», к которым приобщаются натурные объекты. На оборотной стороне информационных карт размещаются фотографии или копии лицевой и оборотной сторон объектов, выполненные в масштабе:
— для денежных билетов — 1:1;
— для ценных бумаг и бланков документов — 1:1 или 1:2;
— для монет — 3:1.
Объекты учета систематизируются по наименованию, достоинству (номиналу), способу (технологии) их изготовления, единому источнику происхождения.
При поступлении на экспертное исследование в ЭКП одного объекта и отрицательном результате его проверки по региональному учету, данный объект направляется для проверки и постановки на федеральный учет.
При поступлении на экспертное исследование в ЭКП двух и более объектов с единым источником происхождения и отрицательном результате их проверки по региональному учету, один объект ставится на региональный учет, один объект с информационной картой направляется для проверки и постановки на федеральный учет, а остальные объекты возвращаются инициатору в установленном порядке.
При установлении совпадения поступившего объекта с объектами, ранее поставленными на федеральный учет, информационная карта помещается в картотеку, а объект в установленном порядке возвращается инициатору.
При отрицательном результате проверки объект учета помещается в соответствующий массив, а информационная карта — в картотеку федерального учета.
Объекты снимаются с учета по истечении срока давности по соответствующему преступлению, исчисляемого с момента их изъятия из официального оборота.
Допускается формирование и ведение картотеки учета в виде электронной базы данных.
Учет субъективных портретов разыскиваемых лиц — предназначен для установления личности разыскиваемых лиц (в том числе преступников, скрывшихся с места преступления), а также фактов совершения нескольких преступлений одним лицом.
Учет ведется на региональном и местном уровнях.
Картотека учета субъективных портретов формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-6».
Информационные карты на субъективный портрет составляются в электронном виде (при наличии программных и технических средств) с последующим получением копии на бумажном носителе (формат А4) или заполняются на типографском бланке.
Постановке на учет подлежат субъективные портреты, изготовленные с помощью компьютерных программ, а также иных (неавтоматизированных) способов. При этом на информационные карты помещаются изображения лиц, выполненные в масштабе, при котором расстояние между центрами зрачков глаз составляет 20 мм.
Каждому очевидцу после изготовления субъективного портрета предъявляются все субъективные портреты, изготовленные в ЭКП в текущем году, а по конкретному виду преступления — не менее чем за три года.
В срок не более 10 суток с момента установления лица, на которое изготовлен субъективный портрет, инициатор направляет в ЭКП соответствующую информацию и по возможности фотографию лица, выполненную по правилам сигналитической съемки (анфас, расстояние между центрами зрачков глаз — 20 мм).
Объекты учета (электронная, бумажная копии) хранятся в картотеке не менее трех лет, после чего снимаются с учета, бумажная копия помещается в архив.
Учет фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц (фонотека). Фонотека предназначена для установления неизвестных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и фактов совершения нескольких преступлений одним лицом по особенностям русской речи говорящего на фонограммах.
Учет ведется на региональном уровне по ст. 207 УК РФ (угроза совершения акта терроризма), а также по тяжким и особо тяжким преступлениям в экспертно-криминалистических центрах МВД России, ГУВД, УВД субъекте РФ по преступлениям, совершенным на территории соответствующих субъектов РФ, включая территории обслуживания УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах, либо на территории нескольких субъектов РФ, определяемых МВД России.
Для формирования, ведения и использования систем фоноучета необходимы следующие условия:
— система фоноучета развертывается только на базе действующей фоноскопической лаборатории, штат которой должен составлять не менее двух экспертов (специалиста в области акустического анализа речи и специалиста в области исследования лингвистических признаков речи), оснащенной аппаратно-программным комплексом, рекомендованным к практическому использованию ЭКЦ МВД России, в состав которого входит программное обеспечение «Учет-Ф»;
— система фоноучета должна располагаться в отдельном помещении, характеристики которого соответствует санитарным нормам и требованиям нормативных правовых актов МВД России;
— наличие специалистов, прошедших предварительную стажировку и подготовку к работе с системой фоноучета. Из-за возможной трудоемкости обработки потока заданий целесообразно в составе сотрудников ЭКП иметь несколько специалистов, обслуживающих систему фоноучета;
— соответствие фонограмм и материалов, представленных для проверки или постановки в систему фоноучета, требованиям качества фонограмм для постановки или проверки в системе фоноучета и полноты предоставленной информации для заполнения информационной карты по соответствующей форме.
Фонотека содержит фонограммы речи неизвестных лиц либо анонимные сообщения и состоит из двух разделов:
— звукозаписей устной речи типовых по качеству и длительности фонограмм (первый раздел);
— звукозаписей устной речи для нетиповых фонограмм (второй раздел).
Все фонограммы, поступающие на проверку и постановку на учет, проверяются по обоим разделам фонотеки.
Фонотеки формируются и ведутся в виде электронных баз данных. При этом после проверки и постановки объектов на учет, представленные звуковые носители речи (голоса) возвращаются инициатору в установленном порядке.
Картотека фонотеки формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-7», к которым приобщаются фонограммы. На оборотной стороне информационных карт указывается необходимая дополнительная информация.
Длительность фонограммы речи, ставящейся на учет, — не менее 8 сек.
На проверку предоставляются оригиналы фонограмм устной речи на магнитной ленте или иных носителях звуковой информации, с текстами содержания разговоров с указанием фраз, произнесенных данным объектом, и перечисленными сведениями об условиях звукозаписи:
— модель и фирма-изготовитель цифрового регистратора;
— тип магнитофона;
— скорость движения звуконосителя при записи;
— номера кассет или катушек;
— даты сеансов записи, их длительность и сведения о способах получения записи (звонки в организации, по личным телефонам и т.п.);
— характеристики условий записи;
— вид телефонной связи (внутригородская, междугородняя, международная, сотовая и т.д.).
Пригодность фонограмм к обработке в системе определяется специалистом — экспертом-фоноскопистом. В ходе прослушивания определяется также наличие шумов и искажений, вносимых отдельными звеньями тракта звукозаписи. Проверяется соответствие речевой информации письменным текстам, приложенным к заданию.
В типовых фонограммах, обрабатываемых в системе фоноучета, речь должна быть зафиксирована в момент, когда объект находится в нейтральном психофизическом состоянии без ярко выраженных положительных или отрицательных эмоций и преднамеренных искажений. Непредставительным является читаемый или заученный текст, а также речь не на русском языке.
Для нетиповых фонограмм объектов допускается низкое качество и короткая длительность.
Фонограммы речи подразделяются по группам: мужских, женских и детских.
При обработке фонограмм речи в системе фоноучета для каждого объекта заполняется электронная учетная карта произвольной формы, в которую заносятся регистрационные данные, иная информация и сведения, по которым может быть осуществлен учет и поиск объектов.
Снятие с учета объектов осуществляется:
— по истечении 5 лет с момента постановки на учет — применительно к мужским и женским голосам;
— по истечении 1 года с момента постановки на учет — применительно к детским голосам.
Снятые с фоноучета информационные карты, к которым приобщаются электронные карты (включающие учетную информацию и речевые файлы) фонотеки, зафиксированные на выделенных для каждого объекта фонотеки CD/DVD дисках, помещаются в архив фоноучета.
Краниологический учет (черепов неопознанных трупов) —
предназначен для установления личности неопознанных трупов по их черепам.
Учет ведется на региональном уровне, формируется в ЭКЦ при МВД России, ГУВД, УВД субъектов РФ (при наличии в органе внутренних дел соответствующих специалистов), по черепам неопознанных трупов, обнаруженных на территории соответствующего субъекта РФ, включая территории обслуживания УВД (ОВД) на транспорте, закрытых территориях и режимных объектах.
Краниологический учет используется для:
— установления личности по черепам неопознанных трупов;
— уточнения некоторых реквизитов опознавательных карт на конкретный неопознанный труп (возраста, расового типа, окружности головы, состояния зубного аппарата, признаков внешности, наличия признаков перенесенных заболеваний, прижизненных повреждений, аномалий развития черепа и т.п.);
— осуществления научно-исследовательской деятельности по идентификации личности по черепам неопознанных трупов и для повышения профессионального уровня экспертов при выполнении реконструкции лица по черепу и/или производстве идентификационных исследований.
Направление черепа на исследование и его постановка на учет может осуществляться одновременно, если ведение краниологического учета осуществляется в том же ЭКП, в который череп направляется на исследование.
Органы (лица), в производстве которых находятся материалы по установлению личности неопознанных трупов, организуют получение и направление обработанных препаратов черепа в соответствующее ЭКП для реконструкции прижизненного облика и постановки его на учет, а также проверки по данному учету без вести пропавших граждан и иных разыскиваемых лиц.
После проведенного экспертного исследования, черепа неопознанных трупов помещаются в специальное оборудованное хранилище оснащенное приточно-вытяжной вентиляцией. Для этого их маркируют, нанося порядковый номер не менее чем в двух местах, а именно на боковой или задней поверхности свода черепа и на боковой поверхности нижней челюсти, и помещают в картонную коробку, на которую также наносят маркировку.
Картотека учета формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-8». На лицевой стороне карты указываются общие регистрационные сведения об объекте учета и месте его обнаружения.
На оборотной стороне карты размещаются сведения, не предусмотренные реквизитами карты, но имеющие идентификационную значимость, а также дополнительные сведения (особенности черепа, давность наступления смерти и т.п.). Вверху оборота ставится порядковый номер черепа.
При этом к информационной карте приобщаются натурные объекты — черепа неопознанных трупов, фрагменты костей черепа, зубные протезы, мосты, коронки, представленные на исследование вместе с черепом.
Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения, отвечающий за ведение экспертно-криминалистического учета, должен иметь право самостоятельного производства медикокриминалистических экспертиз по экспертной специальности 13.2. «Восстановление прижизненного облика и установление личности трупа по черепу». Для эффективного использования учета, в штате ЭКЦ должно быть не менее двух таких специалистов.
Для обеспечения контроля состояния учета не реже чем один раз в год производится сверка по наличию объектов в коллекции и соответствию им учетных карт.
Допускается формирование и ведение картотеки учета в виде электронной базы данных.
Черепа неопознанных трупов, приобщенные к информационным картам, хранятся в натурном виде в специально оборудованном хранилище ЭКЦ.
Снятие черепа с краниологического учета осуществляется в связи с установлением личности неопознанного трупа, наличием официальной информации о прекращении производства по делу или по истечении 15 лет с момента постановки объекта на учет. Изъятие натурных объектов из массивов учетов до истечения установленных сроков хранения осуществляется на основании письменного требования органа или лица, осуществляющего производство по уголовному или разыскному делу. В некоторых случаях (установление личности, наличие редких особенностей и т.п.) череп, по согласованию с инициатором, может быть оставлен в коллекции ЭКЦ.
|