Среда, 27.11.2024, 23:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Информационные массивы международных организаций

Необходимость обмена криминальной информацией между государствами СНГ привела к подписанию в 1992 г. Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью созданию Межгосударственный информационный банк (МИБ). Держателем централизованных оперативно-справочной и дактилоскопической картотек, автоматизированного банка данных, криминалистических и иных учетов, а также архивной информации является МВД России.

Учету в Межгосударственном информационном банке подлежат три группы объектов:

лица следующих категорий:

— осужденные, которые в соответствии с нормативными актами сторон подлежат учету в МИБ;

— скрывшиеся от следствия и суда, уклоняющиеся от отбытия наказания, уплаты алиментов или разыскиваемые по искам предприятий, организаций и граждан; пропавшие без вести;

— неизвестные больные и дети; уголовные авторитеты, организаторы преступных групп; преступники-гастролеры;

— привлекавшиеся к ответственности за совершение половых преступлений с особой жестокостью;

— привлекавшиеся к уголовной ответственности за хищение культурных, исторических ценностей, антиквариата, а также изготовление, транспортировку, сбыт и хищение наркотиков в крупных размерах;

— судимые за тяжкие преступления и имеющие характерные отличительные признаки; неопознанные трупы;

предметы преступного посягательства, утраченные, изъятые и бесхозяйные вещи:

— нарезное огнестрельное оружие;

— автомобили и бронетехника;

— антиквариат;

— номерные вещи;

— номерные ценные бумаги и документы, имеющие государственное обращение;

нераскрытые преступления:

— убийства и причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом;

— половые преступления, совершенные с особой жестокостью;

— разбои, совершенные с применением огнестрельного оружия;

— мошенничества в крупных размерах, фальшивомонетничество, подделка денег и ценных бумаг;

— хищения огнестрельного оружия, крупных партий взрывчатых веществ, боеприпасов, наркотиков, отравляющих веществ, радиоактивных материалов и редкоземельных металлов;

— кражи автотранспорта и бронетехники, а также из металлических хранилищ, из квартир, совершенных характерным способом, антиквариата, культурных и исторических ценностей;

— деяния, связанные с финансовыми, биржевыми и валютными аферами;

— связанные с похищением людей;

— вымогательства, связанные с насилием.

Основные положения Соглашения предусматривают:

— обмен оперативно-разыскной, справочной, криминалистической и иной информацией, касающейся любых преступлений, как совершенных, так и подготавливаемых к совершению на территории стран СНГ в составе организованной группы;

— предоставление информации о конкретных фактах и событиях, осуществленных как физическими лицами, так и юридическими лицами, причастными к организованной преступности;

— сообщение сведений о структуре, персональном составе, сфере деятельности, об организации управления, о структурных и внешних связях криминальных группировок, носящих международный характер;

— информирование об имевших место или о предполагаемых контактах между преступными группами, действующими на территории СНГ;

— сообщение заинтересованным сторонам о формах и методах преступной деятельности организованных групп, включая и отмывание средств, полученных в результате такой деятельности.

Интерпол - международная организация уголовной полиции, созданная в 1923 г. и насчитывающая около 190 членов. Ими фактически являются, с согласия соответствующих правительств, полицейские органы входящих в него государств. Интерпол изначально создавался как организация, цель которой — борьба с международной преступностью. Информационное обеспечение сотрудничества взаимодействующих органов с правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола, Генеральным секретариатом осуществляют Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России, а также территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола в МВД России, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ.

Учеты Интерпола, как правило, касаются конвенционных преступлений, т.е. преступлений, общественная опасность которых констатируется соответствующими международными конвенциями - терроризма, незаконного оборота наркотиков, фальшивомонетничества, хищений культурных ценностей и др.

На учет ставится информация, которая затрагивает интересы двух и более государств:

— о лицах, совершивших опасные преступления за рубежом;

— о преступлениях, связанных с международными преступными организациями;

— о лицах, совершивших преступление и скрывшихся за границей, и т.д.

Информационное обеспечение сотрудничества по каналам Интерпола осуществляется в отношении уголовно-наказуемых деяний, за исключением преступлений политического, военного, религиозного или расового характера.

Через НЦБ Интерпола государств-членов этой международной организации возможно пользование:

— алфавитной картотекой лиц, имеющих судимость, подозреваемых в совершении преступлений (через НЦБ поступают сведения об их подозрительном поведении, связях, перемещении);

— картотекой данных о внешности преступников;

— картотекой документов и наименований;

— картотекой преступлений, состоящей из нескольких разделов, каждый из которых соответствует виду преступления либо его видовой группе (в сведениях о преступлениях обязательно фиксируется способ их совершения);

— дактилоскопической картотекой;

— фототекой наиболее опасных преступников;

— картотекой лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов;

— картотекой похищенных автомашин, произведений искусства, культурных ценностей и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий;

— справочной картотекой ручного нарезного огнестрельного оружия.[1]

Начиная с 1990 г., Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола в России и его филиалы осуществляли информационное сопровождение при расследовании более 50 тыс. уголовных дел и 38 тыс. дел оперативного учета, что привело к аресту и экстрадиции в Россию более 150 человек, установлению местонахождения около 200 пропавших без вести лиц, обнаружению более 19 тыс. похищенных автомашин, обнаружению за рубежом и возвращению в Россию 180 похищенных предметов искусства, в том числе около 50 особо ценных. Ежегодно по всему миру задерживается 5—7 тыс. лиц, разыскиваемых по каналам Интерпола.

В НЦБ Интерпола эксплуатируется автоматизированная система «Автопоиск-НЦБ», содержащая информацию о похищенных автомототранспортных средства, которая была создана с целью автоматизации обмена информацией между федеральными базами данных Российской Федерации и международным банком данных Генерального секретариата. НЦБ Интерпола направляет поступающие сведения о разыскиваемых автомашинах для постановки на централизованный учет в АИПС «Автопоиск» ГИАЦ. Сведения о похищенных на территории Российской Федерации автомашинах также передаются НЦБ Интерпола для постановки на учет в международный банк данных Генерального секретариата.

Правоохранительные органы России с помощью Интерпола могут получить также ряд дополнительных сведений о собственности, находящейся на территории государств-членов организации, в частности данные о банковской информации, налогах, недвижимости, транспортных средствах, деятельности фирм.

В настоящее время в Интерполе функционирует автоматическая система поиска необходимой информации (ASF). Массив документов в ASF пополняется ежедневно.

Представители 15 стран — членов Европейского Союза (ЕС) 26 июля 1995 г. подписали Конвенцию о создании Европейского полицейского ведомства — Европола (Europol).

Европейская полицейская организация — правоохранительное агентство Европейского союза, предназначенное для оказания информационной поддержки и практического содействия правоохранительным органам стран — членов ЕС в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом и другими тяжкими формами преступности международного характера.

Первые шаги в направлении полицейской кооперации в Европе предпринимались еще в 1970-е г., в дальнейшем власти европейских стран пришли к необходимости формализовать сотрудничество, и в 1991 г. на саммите в Люксембурге канцлер ФРГ Гельмут Коль предложил создать общеевропейскую полицейскую структуру по образцу американского ФБР.

Идея обрела воплощение после подписания в 1992 г. Маастрихтского договора о создании Европейского союза. На основании его статьи о совместной борьбе с терроризмом, наркотиками и «другими опасными трансграничными преступлениями» и разрабатывалась Конвенция о Европоле, подписанная в 1995 г. и вступившая в силу 1 октября 1998 г. после ратификации всеми странами ЕС. При этом еще до формального одобрения Конвенции в Гааге был организован Европейский полицейский офис (European Police Office), ставший затем штаб-квартирой Европола, а в Страсбурге приступило к практической работе подразделение по борьбе с наркотиками (Europol Drug Unit), занимавшееся также противодействием терроризму, нелегальной миграции и др. В полном объеме выполнять свои функции Европол начал в июле 1999 г.

Европол имеет договоры о сотрудничестве с такими международными организациями и странами, как Всемирная таможенная организация (WCO), Европейский центр контроля за наркотиками и наркоманией (EMCCDA), Европейский центральный банк, Европейская Комиссия, Евроюст, Болгария, Интерпол, Исландия, Канада, Колумбия, Норвегия, Россия, Румыния, США, Турция, Швейцария.

Участники Соглашения взаимодействуют в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений против жизни и здоровья человека; связанных с терроризмом и его финансированием; с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; с незаконным оборотом культурных ценностей; с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих веществ, ядерных и радиоактивных материалов; в отношении имущества, включая мошенничество, хищение и незаконный оборот автотранспортных средств; связанных с легализацией (отмыванием) доходов; с незаконной миграцией, торговлей людьми и проституцией и т.п.

Для достижения поставленных задач осуществляется обмен информацией, представляющей взаимный интерес, и служащей совершенствованию деятельности правоохранительных органов:

— о формах, методах и средствах совершения преступлений;

— о мерах организационно-правового характера по совершенствованию основных направлений правоохранительной деятельности, о современных методах проведения полицейских расследований преступлений и криминалистических экспертиз, о передовых формах и методах подготовки кадров (в том числе экспертных) и т.п.

Также осуществляется обмен информацией, о новых видах наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном обороте, о технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств и психотропных веществ, о новых формах и методах противодействия преступности и т.д.

В Европоле действует единая распределенная электронная система учета криминальных сведений. Постановке на криминалистический учет Европола подлежат:

— лица (подозреваемые в совершении преступлений; совершившие преступления; являющиеся соучастниками преступлений; осужденные; подозреваемые в причастности к членству в преступной организации; любые лица, которые могут быть допрошены при расследовании преступлений; потерпевшие от преступлений; потенциальные потерпевшие, если имеются конкретные факты, свидетельствующие о том, что они могут стать таковыми; близкое окружение потерпевших, в том числе сослуживцы; любые иные лица, потенциально имеющие возможность предоставить какую-либо информацию о преступлении);

— преступления (совершенные и готовящиеся);

— средства, используемые при совершении преступлений.

В 2003 г. на саммите «Россия—ЕС» подписано Соглашение о сотрудничестве, в котором определены российские компетентные органы, ответственные за его реализацию. Соглашением предусматривается обмен стратегической и технической информацией о состоянии и развитии преступности, новых формах противодействия ей, методах проведения полицейских расследований и криминалистических экспертиз, каналах перевода денежных средств, полученных преступным путем и др.

В 2004 г. в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), в функции которого входят организация и осуществление сотрудничества компетентных органов РФ (МВД России, ФСБ России, ФТС России, Росфинмониторинг и т.д.) с Европолом, а также выработка мер, направленных на совершенствование взаимодействия.

Сотрудничество России с Европолом дает российским правоохранительным органам определенные возможности в деле борьбы с преступностью:

— доступ к базам данных Европола;

— возможность обмена персональными данными по конкретным уголовным делам со странами ЕС. Преимуществом такого обмена станет сокращение сроков обработки информации;

— проведение совместных мероприятий по предотвращению деятельности транснациональных преступных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков, изготовлением фальшивых евро и другими опасными видами преступной деятельности;

— доступ российских правоохранительных органов к аналитическим проектам по противодействию различным видам преступлений, осуществляемым Европолом с самого начала своей деятельности, и к результатам их разработки;

— присоединение России в качестве наблюдателя к проекту «КАРИН» («CARIN - Camden Assets Recovery Inter-Agency Network»). В сентябре 2004 г. создана международная сеть по обмену информацией с целью изъятия и конфискации преступных активов. Участие в проекте позволяет запрашивать у стран-партнеров информацию об активах и недвижимости физических и юридических лиц в случаях, если у правоохранительных органов имеются подозрения в причастности их к легализации преступно нажитых средств. «CARIN» объединяет шесть международных организаций (группа «Эгмонт», Евроюст, Европол, Интерпол, OLAF (Европейская организация по борьбе с мошенничеством), Управление служб внутреннего надзора ООН) и 35 стран, среди которых Австралия, Канада, Хорватия, Лихтенштейн, Монако, Норвегия, Россия, США, ЮАР, а также практически все страны — члены ЕС.

Сотрудничество МВД России с зарубежными коллегами по борьбе с преступностью убеждает в необходимости расширения и укрепления правовой базы, в первую очередь, с государствами «ближнего зарубежья». При этом, могут быть использованы документы, принятые в рамках ООН, с целью развития межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью и унификации его международноправового урегулирования, в частности, типовые договоры о взаимной правовой и информационной помощи в борьбе с международной преступностью.

 

[1] К примеру, при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, НЦБ Интерпола осуществляют проверку огнестрельного оружия иностранного производства, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ по «Системе отслеживания оружия и взрывчатых веществ» (IWETS) Г енерального секретариата Интерпола.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (29.04.2017)
Просмотров: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%