Современное общество объединяет огромное количество государственных и негосударственных организаций. В самом общем смысле под службой следует понимать профессиональную деятельность определенной категории лиц по реализации различных полномочий государственной, общественной и других сферах.
Термин «государственная служба» имеет множество значений. На разных этапах развития нашего государства менялись представления о понятии и сущности государственной службы, ее принципах и «границах». Рассмотрим основные подходы, сформированные в отечественной юридической науке к определению понятия «государственная служба».
В дореволюционной России государственная служба рассматривалась в различных аспектах.
А. Д. Градовский подчеркивал связь государственной службы с такой категорией как государственная должность и определял государственную службу как «юридическое отношение, возникающее для данного лица, вследствие при-
7
нятия им определенной государственной должности» .
Н. Нелидов понимал под государственной службой действия, осуществлявшиеся работниками государственных органов посредством которых админи-
о
стративные структуры выполняли возложенные на них функции . В данном определении государственная служба понимается в функциональном смысле, как определенный вид деятельности.
Наиболее универсальное определение государственной службы было сформулировано известным российским государствоведом Н. М. Коркуновым9, который рассматривал государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности».
Один из основоположников науки советского административного права С. С. Студеникин определял государственную службу как «отношение того или иного лица к государству, в силу которого это лицо получает полномочия осуществлять в той или иной форме государственные функции»10. Данное определение государственной службы довольно близко по своей сути пониманию государственной службы в царской России.
Таким образом, можно говорить о том, что между публично-правовым пониманием государственной службы, сложившимся в дореволюционной России, и государственно-административным пониманием данного института, ко-
7 Градовский А. Д. Начала русского государственного права: В 2 томах. Том 1. О государственном устройстве - М.: Зерцало, 2006. С. 132.
8 Абезин Д.А., Михнева С. В. Правовое регулирование деятельности и правовое положение государственных и муниципальных служащих в российской федерации: региональный аспект. Волгоград, 2005. С. 9.
9 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1. СПб., 1892. С. 271.
10
Студеникин С.С. Советская государственная служба // Труды военно-юридической
академии: Вопросы
административного и военно-административного права. Вып. 7. М.: РИА ВЮА, 1948. С. 7.
торое сложилось в науке административного права в советский период нет существенных различий. Советские ученые-административисты, как и дореволюционные государствоведы определяли государственную службу как служение государству посредством практического осуществления государственных функций.
Принципиально иной подход сложился у представителей так называемой «наемно-трудовой» модели государственной службы, которая и преобладала (во всяком случае, с точки зрения правового регулирования государственно - служебных отношений) в советский период. По мнению А. Е. Пашерстника, государственная служба есть «трудовая деятельность в качестве сотрудника государственного учреждения или предприятия в области управления, организации и в других областях умственного труда, включая и соответствующие специальные функции»[1].
Следствием такого понимания государственной службы - как одного из видов трудовой деятельности - явилось отсутствие в СССР стройного и системного законодательства о государственной службе. Правовой статус государственных служащих устанавливался, за некоторыми исключениями, трудовым законодательством, которое практически не проводило различий между рабочими и служащими; отделить же государственных служащих от иных категорий служащих с правовой точки зрения в советский период было практически невозможно.
На наш взгляд, наиболее четкое и полное определение государственной службы сформулировал Г. В. Атаманчук. По его мнению «государственная служба - это практическое, профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством (путем) исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах»[2].
Законодательное определение государственной службы дано в ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которой, государственная служба - это профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности.
Данное понятие государственное службы является ключевым и системообразующим во всем государственно-служебном законодательстве РФ. Содержание определения позволяет в нем выделить ключевые моменты:
• деятельность определенно-конкретных лиц (граждан РФ);
• требует определенных профессиональных знаний, навыков и умений;
• обеспечивает исполнение должностных полномочий;
• осуществляется в государственных органах;
• в результате данной деятельности реализуются задачи и функции государственной власти;
• носит публичный характер.
Среди основных целей государственной службы можно выделить следующие:
• социальные (поддержка определенных социальных институтов государства - здравоохранения, благосостояния населения);
• экономические (финансирование затрат на государственную службу, государственная поддержка малого и среднего бизнеса);
• политико-административные (укрепление и обеспечение стабильности государственной власти);
• правовые (обеспечение законотворческой деятельности, претворение в жизнь законов и иных НПА);
• организационные (организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, повышения уровня профессионализма, совершенствование государственного аппарата).
Следует помнить, что главнейшей целью государственной службы является служение государству, обществу и народу.
Отличительной особенностью государственной службы является ее комплексный характер, который обусловлен сложной организацией системы государственной службы, подразделяющейся на виды и уровни.
Систему государственной службы образуют государственная гражданская служба Российской Федерации, военная служба и государственная служба иных видов.
Государственная гражданская служба Российской Федерации представляет собой двухуровную систему, в которую входят федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов РФ. Федеральная государственная гражданская служба осуществляется в федеральных государственных органах (как в центральном аппарате, так и в территориальных органах) на должностях федеральной государственной гражданской службы. Государственная гражданская служба субъектов РФ осуществляется в государственных органах субъектов РФ на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ.
К военной службе относится служба в Вооруженных Силах РФ; в других войсках, воинских или специальных формированиях (например, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях МЧС России, в создаваемых на военное время специальных формированиях); в органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации). Военная служба осуществляется на воинских должностях или не на воинских должностях (в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством). Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237) военнослужащим присваиваются воинские звания.
К государственной службе иных видов относится служба в: Прокуратуре Российской Федерации; Следственном комитете Российской Федерации; в Министерстве внутренних дел Российской Федерации; Федеральной службе исполнения наказаний РФ; Федеральной таможенной службе РФ; Государственной фельдъегерской службы РФ; Государственной противопожарной службе МЧС России. Государственная служба иных видов осуществляется в правоохранительных органах на должностях сотрудников органов внутренних дел, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета РФ, сотрудников ФСИН России и на иных должностях при замещении которых присваиваются специальные звания (классные чины для прокурорских работников). Таким образом, к государственной службе иных видов относится федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью.
Следует обратить внимание, в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. Например, как уже было отмечено, в штатном расписании различных подразделениях МЧС России предусмотрены должности федеральной государственной гражданской службы, воинские должности, должности федеральной государственной службы иных видов.
Военная служба, государственная служба иных видов и федеральная государственная гражданская служба отнесены к федеральной государственной службе, следовательно, правовое регулирование и организация этих видов государственной службы находятся в ведении РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.
[1] Пашерстник А. Е. К вопросу о советской государственной службе // Вопросы советского административного права. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 97-133.
[2] Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 109.
|