Четверг, 28.11.2024, 00:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие и система государственной службы в РФ

Современное общество объединяет огромное количество государственных и негосударственных организаций. В самом общем смысле под службой следует понимать профессиональную деятельность определенной категории лиц по реализации различных полномочий государственной, общественной и других сферах.

Термин «государственная служба» имеет множество значений. На разных этапах развития нашего государства менялись представления о понятии и сущности государственной службы, ее принципах и «границах». Рассмотрим основные подходы, сформированные в отечественной юридической науке к определению понятия «государственная служба».

В дореволюционной России государственная служба рассматривалась в различных аспектах.

А. Д. Градовский подчеркивал связь государственной службы с такой категорией как государственная должность и определял государственную службу как «юридическое отношение, возникающее для данного лица, вследствие при-

7

нятия им определенной государственной должности» .

Н. Нелидов понимал под государственной службой действия, осуществлявшиеся работниками государственных органов посредством которых админи-

о

стративные структуры выполняли возложенные на них функции . В данном определении государственная служба понимается в функциональном смысле, как определенный вид деятельности.

Наиболее универсальное определение государственной службы было сформулировано известным российским государствоведом Н. М. Коркуновым9, который рассматривал государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности».

Один из основоположников науки советского административного права С. С. Студеникин определял государственную службу как «отношение того или иного лица к государству, в силу которого это лицо получает полномочия осуществлять в той или иной форме государственные функции»10. Данное определение государственной службы довольно близко по своей сути пониманию государственной службы в царской России.

Таким образом, можно говорить о том, что между публично-правовым пониманием государственной службы, сложившимся в дореволюционной России, и государственно-административным пониманием данного института, ко-

7 Градовский А. Д. Начала русского государственного права: В 2 томах. Том 1. О государственном устройстве - М.: Зерцало, 2006. С. 132.

8 Абезин Д.А., Михнева С. В. Правовое регулирование деятельности и правовое положение государственных и муниципальных служащих в российской федерации: региональный аспект. Волгоград, 2005. С. 9.

9 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1. СПб., 1892. С. 271.

10

Студеникин С.С. Советская государственная служба // Труды военно-юридической

академии: Вопросы

административного и военно-административного права. Вып. 7. М.: РИА ВЮА, 1948. С. 7.


 

торое сложилось в науке административного права в советский период нет существенных различий. Советские ученые-административисты, как и дореволюционные государствоведы определяли государственную службу как служение государству посредством практического осуществления государственных функций.

Принципиально иной подход сложился у представителей так называемой «наемно-трудовой» модели государственной службы, которая и преобладала (во всяком случае, с точки зрения правового регулирования государственно - служебных отношений) в советский период. По мнению А. Е. Пашерстника, государственная служба есть «трудовая деятельность в качестве сотрудника государственного учреждения или предприятия в области управления, организации и в других областях умственного труда, включая и соответствующие специальные функции»[1].

Следствием такого понимания государственной службы - как одного из видов трудовой деятельности - явилось отсутствие в СССР стройного и системного законодательства о государственной службе. Правовой статус государственных служащих устанавливался, за некоторыми исключениями, трудовым законодательством, которое практически не проводило различий между рабочими и служащими; отделить же государственных служащих от иных категорий служащих с правовой точки зрения в советский период было практически невозможно.

На наш взгляд, наиболее четкое и полное определение государственной службы сформулировал Г. В. Атаманчук. По его мнению «государственная служба - это практическое, профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством (путем) исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах»[2].

Законодательное определение государственной службы дано в ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которой, государственная служба - это профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности.

Данное понятие государственное службы является ключевым и системообразующим во всем государственно-служебном законодательстве РФ. Содержание определения позволяет в нем выделить ключевые моменты:

• деятельность определенно-конкретных лиц (граждан РФ);

• требует определенных профессиональных знаний, навыков и умений;

• обеспечивает исполнение должностных полномочий;

• осуществляется в государственных органах;

• в результате данной деятельности реализуются задачи и функции государственной власти;

• носит публичный характер.

Среди основных целей государственной службы можно выделить следующие:

• социальные (поддержка определенных социальных институтов государства - здравоохранения, благосостояния населения);

• экономические (финансирование затрат на государственную службу, государственная поддержка малого и среднего бизнеса);

• политико-административные (укрепление и обеспечение стабильности государственной власти);

• правовые (обеспечение законотворческой деятельности, претворение в жизнь законов и иных НПА);

• организационные (организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, повышения уровня профессионализма, совершенствование государственного аппарата).

Следует помнить, что главнейшей целью государственной службы является служение государству, обществу и народу.

Отличительной особенностью государственной службы является ее комплексный характер, который обусловлен сложной организацией системы государственной службы, подразделяющейся на виды и уровни.

Систему государственной службы образуют государственная гражданская служба Российской Федерации, военная служба и государственная служба иных видов.

Государственная гражданская служба Российской Федерации представляет собой двухуровную систему, в которую входят федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов РФ. Федеральная государственная гражданская служба осуществляется в федеральных государственных органах (как в центральном аппарате, так и в территориальных органах) на должностях федеральной государственной гражданской службы. Государственная гражданская служба субъектов РФ осуществляется в государственных органах субъектов РФ на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ.

К военной службе относится служба в Вооруженных Силах РФ; в других войсках, воинских или специальных формированиях (например, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях МЧС России, в создаваемых на военное время специальных формированиях); в органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации). Военная служба осуществляется на воинских должностях или не на воинских должностях (в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством). Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237) военнослужащим присваиваются воинские звания.

К государственной службе иных видов относится служба в: Прокуратуре Российской Федерации; Следственном комитете Российской Федерации; в Министерстве внутренних дел Российской Федерации; Федеральной службе исполнения наказаний РФ; Федеральной таможенной службе РФ; Государственной фельдъегерской службы РФ; Государственной противопожарной службе МЧС России. Государственная служба иных видов осуществляется в правоохранительных органах на должностях сотрудников органов внутренних дел, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета РФ, сотрудников ФСИН России и на иных должностях при замещении которых присваиваются специальные звания (классные чины для прокурорских работников). Таким образом, к государственной службе иных видов относится федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью.

Следует обратить внимание, в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. Например, как уже было отмечено, в штатном расписании различных подразделениях МЧС России предусмотрены должности федеральной государственной гражданской службы, воинские должности, должности федеральной государственной службы иных видов.

Военная служба, государственная служба иных видов и федеральная государственная гражданская служба отнесены к федеральной государственной службе, следовательно, правовое регулирование и организация этих видов государственной службы находятся в ведении РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.

 

[1] Пашерстник А. Е. К вопросу о советской государственной службе // Вопросы советского административного права. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 97-133.

[2] Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 109.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (02.05.2017)
Просмотров: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%