Термин «государственный служащий» имеет длительную историю становления. В период царской России дворяне, находившиеся на службе у государя, получая за службу земельный надел с крестьянами, назывались «служилые люди». Их предназначение заключалось в несении военной и административной службы на пользу государству. Реформы Петра Первого внесли коррективы и вместо «служилых людей» в России появился правовой институт государственной службы и категория «чиновников». Чиновник служил государю и отечеству и был жалован чином, денежным содержанием в соответствии с Табелем о рангах 1722 года.
Кадровая политика советского периода долгое время не разделяла понятия «служащий» и «государственный служащий». С социально-политической точки зрения понятие «служащего» было тождественно понятию «рабочий».
Детальное законодательное определение госслужащего в России впервые было введено Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу). Позднее указанное понятие было уточнено в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ от 15 августа 2001 г. Согласно Концепции государственный служащий определялся, как гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, если иное не установлено федеральным законом, получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий установленные федеральными законами ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном (служебном) регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.
На современном этапе Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ разделяет понятие «государственный служащий», выделяя два вида: «федеральный государственный служащий» и «государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации».
Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Г осударственный гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В развитие данного понятия Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Можно дать и теоретическое определение понятия государственного служащего: государственный служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Рассмотрим признаки государственного служащего Российской Федерации, отмеченные в статьях и нормах федеральных законов:
1. Гражданство РФ (имеются исключения, предусмотренные международными договорами или федеральными законами. Так, военная служба осуществляется иностранными гражданами по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях).
2. Обеспечивает реализацию полномочий государственных органов во всех сферах жизни общества.
3. Нанимателем государственного служащего является государство (РФ либо субъект РФ).
4. Оплата труда государственного служащего осуществляется за счёт средств федерального или регионального бюджета.
5. Осуществляет деятельность на профессиональной основе на должностях: федеральной государственной гражданской службы; государственной гражданской службы субъекта РФ; воинских должностях; должностях федеральной государственной службы иных видов.
Существуют различные классификации госслужащих.
В зависимости от вида государственной службы выделяют:
• государственные гражданские служащие;
• военнослужащие;
• сотрудники правоохранительных органов.
По уровням государственной власти:
• федеральные государственные служащие (федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов);
• государственные гражданские служащие субъектов РФ.
По наличию статуса должностного лица:
• должностные лица;
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее:
• функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо;
• выполняющее организационно-распорядительные или административнохозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
• служащие, не являющиеся должностными лицами.
По объему должностных полномочий:
• должности, замещение которых связано с коррупционными рисками, т.е. исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационнораспорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.); управление государственным имуществом; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов.
• должности, замещение которых не связано с коррупционными рисками.
Классификация государственных служащих в зависимости от чинов и званий:
Г осударственные служащие, которым присваиваются:
• Классные чины юстиции
• Классные чины федеральной государственной гражданской службы
• Классные чины государственной гражданской службы субъекта РФ
• Воинские звания
• Специальные звания
• Классные чины прокурорского работника
Таким образом, видно, что в основе большинства классификаций государственных служащих лежат те же критерии, что и в разграничении видов государственной службы.
|