Согласно основным постулатам теории права под принципом следует понимать исходное начало, руководящую идею какого-либо правового явления.
Значение принципов государственной службы заключается в том, что они отражают не только наиболее существенные стороны построения и функционирования государственной службы, но и определяют взаимоотношения самих государственных органов.
В настоящее время законодательно не закреплено понятие принципов государственной службы.
Среди ученых существуют различные мнения относительно определения не только принципов государственной службы, но и их классификации. Так, по мнению П. П. Сергуна, под принципами государственной службы следует понимать правовую категорию как основное, руководящее положение, закрепленное непосредственно или косвенно в нормах права, определяющее содержание государственно-служебных отношений, имеющее обязательный характер для участников этих отношений, способствующее осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом . А. В. Куракин полагает, что принципы государственной службы - это закрепленные нормативно основопо- [1] лагающие предписания, касающиеся организации и прохождения государственной службы, делающие государственно-служебные отношения стабильными, кроме этого, принципы государственной службы придают стабильность
14
правовому положению государственного служащего .
Среди подходов к классификации принципов государственной службы следует отметить последовательную позицию Ю. Н. Старилова[2] [3], который разделяет принципы государственной службы на конституционные и организационные. К конституционным принципам государственной службы могут быть отнесены: принцип законности; принцип приоритета и непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина; принцип равного доступа граждан к государственной службе и т.д.
К организационным принципам государственной службы следует отнести: принцип подконтрольности и подотчетности государственных служащих; принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; принцип профессионализма и компетентности государственных служащих и т.д.
Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в ст. 3 ФЗ «О системе государственной службе» от 27 мая 2003. Рассмотрим данные принципы.
Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы). Сущность единства системы государственной службы основывается на установлении принципов государственной службы, в первую очередь на принципе законности, так как именно он составляет единую организационно-правовую основу государственной службы.
2. Законность означает, что государственная служба организуется и функционирует в строгих рамках действующего законодательства. Принцип законности раскрывается в верховенстве Конституции РФ и соответствии принимаемых нормативно-правовых актов федеральному законодательству. Единство законности распространяется на всех государственных служащих, которые равны в использовании служебных прав. Ненадлежащее исполнение должностных обязанность влечет привлечение государственного служащего к ответственности, вплоть до уголовной.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
Осуществляя профессиональную деятельность, государственные служащие должны не только признавать права и свободы человека и гражданина, но и соблюдать и защищать их. На государственного служащего возложена обязанность обеспечения реализации гражданином принадлежащих ему прав и свобод.
Равный доступ граждан к государственной службе.
Исходное закрепление данного принципа содержится в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ, которое соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (вступил в силу 23 марта 1976 г.), в соответствии, с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Из этого следует, что при поступлении и прохождении государственной службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Указанный принцип реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные государственные должности государственной службы.
Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Государственная служба это целостный механизм, несмотря на разделение ее на виды и уровни. Для государственных служащих установлен единый правовой статус, при этом федеральное законодательство имеет приоритет в закреплении правовых основ государственной службы.
Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В тоже время государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию.
Профессионализм и компетентность государственных служащих
Деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных
органов и лиц, замещающих государственные должности является высококвалифицированной профессией. Государственному служащему необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий. При поступлении на государственную службу к кандидату предъявляются определенные требования, несоответствие которым влечет отказ в принятии на государственную службу. Компетентность означает наличие определенных прав и обязанностей, закрепленных в должностной инструкции государственного служащего.
Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Г осударственные служащие обязаны исполнять поручения только соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. Г осударственные служащие имеют право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Государственный служащий должен быть аполитичным и не должен быть связан в своей служебной деятельности решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.
Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы, которая обеспечивается посредством:
единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих;
учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу, что принципы государственной службы - это основополагающие нормативно-правовые начала организации и функционирования государственной службы, определяющие специфику, основное содержание и тенденции развития данного правового института. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Все принципы государственной службы взаимообусловлены. Соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов.
[1] Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел РФ: состояние и теория развития. - Саратов, 1998. С. 123.
[2] Куракин А. В. Административно-правовое регулирование принципов государственной гражданской службы РФ // Административное и муниципальное право. 2009. № 3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
[3] Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996. С. 79-82.
|