Четверг, 28.11.2024, 00:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Служебный контракт: понятие, стороны, содержание, срок действия

Служебный контракт - это соглашение, заключенное между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим, о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ч. 1 ст. 23 Закона № 79-ФЗ). Он заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность государственной гражданской службы (ч. 1 ст. 26 Закона № 79-ФЗ).

В тех случаях, когда поступление на гражданскую службу осуществляется по конкурсу, акт государственного органа о назначении на должность издается в соответствии с решением конкурсной комиссии. Это следует из совокупности ч. 1 ст. 26 Закона № 79-ФЗ, абз. 1 п. 21, п. 22, абз. 1 п. 23 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 (далее - Положение о конкурсе).

Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ утверждена Указом Президента РФ от 16.02.2005 № 159 в соответствии с ч. 8 ст. 24 Закона № 79-ФЗ.

Представитель нанимателя как сторона служебного контракта обязывается выполнять ряд установленных условий, а именно (ч. 2 ст. 23 Закона № 79-ФЗ):

•     предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность ее прохождения, а также предоставить такому гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы;

•     обеспечить прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Законом № 79-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе;

•     своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание;

•     предоставить гражданскому служащему государственные социальные гарантии.

Согласно ч. 6 ст. 26 Закона № 79-ФЗ при заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

Поступающий на гражданскую службу при заключении служебного контракта представителю нанимателя представляет (ч. 2 ст. 26 Закона № 79-ФЗ):

1)   заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы. Данное заявление обычно пишется на имя руководителя государственного органа в произвольной форме. Наименование должности указывается согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574, или реестру должностей государственной гражданской службы субъекта РФ (ч. 1, 2 ст. 10 Закона № 79-ФЗ, п. 3 Указа Президента РФ от 31.12.2005 № 1574);

2)   собственноручно заполненную и подписанную анкету. Форма анкеты, подлежащей представлению в государственный орган поступающим на государственную гражданскую службу, утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р;

3)    паспорт гражданина РФ;

4)   трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5)   страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, кроме случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6)   свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;

7)    документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8)    документ об образовании и о квалификации;

9)    документы, содержащие сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах поступающего на гражданскую службу, а также членов его семьи - супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 20 Закона № 79-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; далее - Закон № 273-ФЗ). Эти документы представляются в кадровую службу федерального государственного органа (п. 7 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559; далее - Положение № 559).

Для представления перечисленных сведений применяется форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (п. 2 Указа Президента РФ от 23.06.2014 № 460). При оформлении данного документа следует руководствоваться Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 году (за отчетный 2015 год), которые утверждены Минтрудом России;

10)   сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.2 Закона № 79-ФЗ. К ним относятся сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет, на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, в течение трех календарных лет, предшествующих году поступления на службу, размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать. Такие сведения представляются по форме, которая устанавливается Правительством РФ. Данные выводы следуют из п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 20.2, п. 10 ч. 2 ст. 26 Закона № 79-ФЗ. В настоящее время соответствующая форма не утверждена.

В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, определенных Законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, может предусматриваться необходимость предъявить при заключении служебного контракта иные документы (ч. 3 ст. 26 Закона № 79-ФЗ).

Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ или самим контрактом. Такой вывод следует из ч. 5 ст. 26 Закона № 79-ФЗ.

Форма и содержание служебного контракта определены ст. 24 Закона № 79- ФЗ и Указом Президента РФ от 16.02.2005 № 159.

В служебном контракте указываются следующие сведения (ч. 2 ст. 24 Закона № 79-ФЗ, примерная форма служебного контракта, утвержденная Указом Президента РФ от 16.02.2005 № 159):

•      фамилия, имя, отчество гражданина (гражданского служащего), а также паспортные данные, домашний адрес и номер телефона лица, поступающего на гражданскую службу;

•      наименование госоргана (представителя нанимателя). Необходимо указать наименование должности, фамилию, имя, отчество руководителя госоргана (аппарата госоргана) или лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо их представителя;

•      документ (вид, дата, номер), в силу которого представитель нанимателя наделен правом назначения на должности государственной гражданской службы РФ;

•      акт госоргана о назначении лица на должность государственной гражданской службы РФ (вид, дата, номер), на основании которого заключается служебный контракт. Например, заключение служебного контракта с лицом, назначаемым на должность федеральной государственной гражданской службы Правительством РФ, осуществляется на основании постановления (распоряжения) данного органа (п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.04.2006 № 230).

Перечень существенных (обязательных) условий, включаемых в служебный контракт, предусмотрен ч. 3 ст. 24 Закона № 79-ФЗ. Такими условиями являются:

1)   наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2)    дата начала исполнения должностных обязанностей (число, месяц, год);

3)    права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

Одна группа прав и обязанностей гражданского служащего обусловлена

его статусом и предусмотрена ст. ст. 14, 15 Закона № 79-ФЗ и другими положениями данного Закона, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом в письменной форме

представителя нанимателя за две недели.

Гражданский служащий должен:

•       исполнять обязанности, предусмотренные ст. 15 Закона № 79-ФЗ;

•       соблюдать ограничения, связанные с гражданской службой (ст. 16 Закона № 79-ФЗ);

•       выполнять обязательства и требования к служебному поведению гражданского служащего (ст. 18 Закона № 79-ФЗ; Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885);

•       не нарушать запреты, установленные ст. 17 Закона № 79-ФЗ.

Другая часть прав и обязанностей гражданского служащего непосредственно связана с замещаемой им должностью. Это отражается в служебном контракте и должностном регламенте гражданского служащего, что следует из положений п. 3 ч. 3 ст. 24 и ст. 47 Закона № 79-ФЗ;

4)     виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5)      права и обязанности представителя нанимателя.

Права и обязанности представителя нанимателя установлены п. п. 7, 8 примерной формы служебного контракта.

Представитель нанимателя имеет право:

а)  требовать от гражданского служащего исполнения должностных служебных обязанностей, возложенных на него служебным контрактом, должностным регламентом гражданского служащего, а также соблюдения служебного распорядка государственного органа;

6)     поощрять гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей;

в)  привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им должностного проступка;

г)  реализовать другие права, предусмотренные Законом № 79-ФЗ и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе.

Представитель нанимателя обязан:

а)  обеспечить гражданскому служащему организационно-технические условия для исполнения должностных обязанностей (оборудование служебного места средствами связи, оргтехникой, обеспечение доступа к информационным системам);

б)  предоставить гражданскому служащему государственные гарантии, установленные Законом № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, служебным контрактом;

в)  соблюдать законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе, положения нормативных правовых актов государственного органа и условия служебного контракта;

г)  исполнять другие обязанности, предусмотренные Законом № 79-ФЗ и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе.

Права и обязанности представителя нанимателя, специфичные для данного служебного контракта, могут быть связаны с дополнительными правами и обязанностями гражданского служащего;

1)   условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность во вредных и (или) опасных условиях;

2)   режим служебного времени и времени отдыха (если он отличается от служебного распорядка государственного органа);

3)    условия оплаты труда (размер должностного оклада, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью профессиональной служебной деятельности);

4)   виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

5)        нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация (п. 10 ч. 3 ст. 24 Закона № 79-ФЗ).

Стороны могут включать в служебный контракт и дополнительные условия. Например, в силу п. 1 ч. 4 ст. 24 Закона № 79-ФЗ в служебном контракте может быть предусмотрено условие об испытании, которое устанавливается в соответствии со ст. 27 указанного Закона.

К дополнительным условиям служебного контракта может относиться требование о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений (п. 2 ч. 4 ст. 24 Закона № 79-ФЗ). Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется положениями ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1.

В служебном контракте может отражаться обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не меньше срока, установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучение, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета (п. 3 ч. 4 ст. 24 Закона № 79-ФЗ). Типовые формы договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, Правила заключения и расторжения таких договоров утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 № 1076. Кроме того, Указом Президента РФ от 21.12.2009 № 1456 утверждено Положение о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином РФ с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы.

Форма и содержание типового договора на обучение утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 469.

По отдельным должностям государственной гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 14 ст. 50 Закона № 79-ФЗ). Такие показатели должны быть отражены в срочном служебном контракте гражданского служащего (п. 4 ч. 4 ст. 24 Закона № 79-ФЗ).

В служебном контракте, заключенном на определенный срок, обязательно должны быть указаны срок действия контракта и причины, послужившие основанием для заключения срочного контракта (ч. 6 ст. 24 Закона № 79-ФЗ).

В служебном контракте также могут предусматриваться и другие дополнительные условия, не ухудшающие положение гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Законом № 79-ФЗ, иными законами и нормативными правовыми актами (п. 5 ч. 4 ст. 24 Закона № 79-ФЗ).

Служебный контракт заключается в письменной форме (ч. 8 ст. 24 Закона № 79-ФЗ). Она обязательна как при поступлении на гражданскую службу впервые, так и при переводе гражданского служащего на другую должность гражданской службы, если после прекращения прежнего служебного контракта государственно-служебные отношения с ним продолжаются. Служебный контракт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Такие правила установлены в ч. 8 ст. 24 Закона № 79-ФЗ.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5 ст. 24 Закона № 79-ФЗ). Внесение изменений и дополнений в контракт оформляется в форме дополнительного соглашения, которое подписывается обеими сторонами. Данное соглашение является неотъемлемой частью служебного контракта. Такой порядок соответствует, в частности, положениям примерной формы служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 16.02.2005 № 159.

На государственной гражданской службе представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим либо служебный контракт на неопределенный срок (без ограничения срока), либо срочный служебный контракт (на определенный срок). Основание - ст. 25 Закона № 79-ФЗ.

Срочный служебный контракт заключается, когда отношения, связанные с гражданской службой, нельзя установить на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом № 79-ФЗ и иными федеральными законами. Это следует из ч. 3 ст. 25 Закона № 79-ФЗ.

Перечень случаев, в которых заключается срочный служебный контракт, приведен в ч. 4 ст. 25 Закона № 79-ФЗ. Данный перечень не является исчерпывающим. Законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи, когда заключается такой служебный контракт (п. 8 ч. 4 ст. 25 Закона № 79-ФЗ).

Срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет, если Законом № 79-ФЗ не установлен иной срок (ч. 2 ст. 25 данного Закона).

Отметим, что с 1 января 2017 г. срочные служебные контракты, заключенные на эту дату в соответствии с п. 6.1 ч. 4 ст. 25 Закона № 79-ФЗ с гражданскими служащими в возрасте до 65 лет, должны считаться заключенными на неопределенный срок. Это следует из п. 4 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 23.05.2016 № 143-ФЗ.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет (ч. 1 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ).

Служебный контракт с достигшим этого возраста гражданским служащим прекращается, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. Исключение составляют случаи, когда гражданскому служащему в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ срок гражданской службы продлевается сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе. Данные выводы следуют из п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона № 79-ФЗ.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (02.05.2017)
Просмотров: 293 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%