Ротация - это назначение гражданского служащего в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти либо его территориальном органе на иную должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация (п. 2.2 Рекомендаций).
Ее цель - повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции (ч. 1 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ).
Порядок проведения ротации на федеральной государственной гражданской службе регламентирован:
• Законом № 58-ФЗ;
• Законом № 79-ФЗ;
• Рекомендациями Минтруда России от 30.04.2013 «Методические рекомендации - 3.0. Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (далее - Рекомендации).
Важно отметить так же, что ротация не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания (п. 2.3 Рекомендаций).
В территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль или надзор, ротация является обязательной для должностей категории «руководители», обязанности которых связаны с выполнением контрольных или надзорных функций (ч. 2 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ, абз. 1 п. 2.5 Рекомендаций).
Перечни указанных должностей утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, если эти органы находятся в подчинении Президента РФ или Правительства РФ.
Если территориальный орган федерального органа исполнительной власти находится в ведении федерального министерства, перечни утверждаются руководителем федерального органа по согласованию с федеральным министром (ч. 2.1 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ, п. 3.3 Рекомендаций).
Ротация в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти возможна и по иным должностям гражданской службы, помимо предусмотренных ч. 2 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ. Обязательным условием проведения ротации в данном случае является то, что перечни таких должностей должны быть утверждены нормативным актом Президента РФ или Правительства РФ. Указанные перечни формируются на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ (абз. 2 п. 2.5 Рекомендаций).
В федеральных органах исполнительной власти ротация может проводиться по должностям, перечень которых формируется на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти и утверждается Президентом РФ или Правительством РФ (п. п. 1, 2 ч. 2.2 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ).
Ротация в других федеральных государственных органах возможна по утвержденным Президентом РФ перечням должностей, которые формируются на основе предложений руководителей этих органов в порядке, установленном Президентом РФ (п. 3 ч. 2.2 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ).
Ротация проводится по плану, который утверждается руководителем соответствующего федерального государственного органа (в случаях, указанных в ч. 3 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ, необходимо согласование с федеральным министром) (ч. 3 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ). Проект плана готовится кадровой службой федерального органа исполнительной власти на основании перечня должностей (п. 5.1 Рекомендаций). Пример составления проекта плана приведен в Рекомендациях. Утвердить план ротации необходимо не позднее чем за год до наступления периода ротации (п. 5.3 Рекомендаций).
Период ротации определяется предельным сроком замещения должности, на которую гражданский служащий был назначен в порядке ротации. Согласно законодательству этот срок составляет от трех до пяти лет (ч. 6 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ, п. 4.1 Рекомендаций).
Перечень должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация, и план ее проведения утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ (ч. 10 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ).
При проведении ротации гражданского служащего необходимо учитывать, в частности, следующее (п. 2.2 Рекомендаций):
• уровень его квалификации;
• его профессиональное образование;
• стаж государственной службы или стаж работы (службы) по специальности.
Ротация проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы. При этом учитываются уровень квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы. Такие выводы следуют из ч. 5 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ.
Назначение на должность в ходе ротации не должно создавать конфликта интересов (абз. 8 п. 5.10 Рекомендаций). Следует избегать назначения служащего на должность, которую он ранее замещал (абз. 9 п. 5.10 Рекомендаций).
Государственный служащий может быть назначен на иную должность в порядке ротации только с его согласия (ч. 7 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ).
Гражданский служащий вправе отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в п. п. 1, 2 ч. 8 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ (ч. 8 ст. 60.1 данного Закона).
При отказе от замещения должности по указанным причинам гражданскому служащему предлагается иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. Это должно быть сделано в письменной форме не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта. Если иная должность гражданской службы данному служащему не предоставлена (например, при отсутствии подходящей вакантной должности) или он отказывается от ее замещения, то служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ. Такие выводы следуют из ч. 9 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ.
|