Четверг, 28.11.2024, 01:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие и состав служебных прав и служебных обязанностей

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные служащие равны перед законом и в полной мере пользуются всеми правами и свободами, которые гарантируются им как гражданам. Вместе с тем для служебной деятельности им предоставляются соответствующие права, которые закреплены в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ)

Термины «правовое положение», «правовой статус» широко употребляются в законодательстве и в юридической литературе. Чаще всего, ученые не проводят каких-либо различий между терминами «правовое положение» и «правовой статус», понимая под ними совокупность прав, свобод и обязанностей того или иного субъекта (личности, государственного органа и т.д.).

Правовой статус служащего - это совокупность его профессиональных (служебных) прав, обязанностей, а также гарантий реализации этих прав.

Основные права гражданского служащего закреплены в статье 14 Федерального закона № 79-ФЗ.

Условно, права государственного служащего можно подразделить на 2 группы:

1   группа - (основные) права, связанные с практическим осуществлением госслужащими своих полномочий (деятельность служащего как внутри госоргана, так и за его пределами), такие как:

-    получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

-   доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;

-   доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в госорганы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.

Такие права, на наш взгляд, не нужно закреплять в законах о государственной службе. Эти права уже закреплены в других нормативно-правовых актах, причем гораздо более детально. Фактически, действующие законы о государственной службе направлены на регулирование лишь внутриорганизационных, аппаратных отношений. Они не регламентируют процесс реализации государственными служащими своих полномочий.

2   группа - (внутриорганизационные, трудовые, вспомогательные, должностные) права служащего которые имеют целью обеспечения выполнения служащим его должностных полномочий. К ним относятся:

-     право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий;

-    ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его должностные права и обязанности; ознакомление с отзывами о его проф. служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и др. документов и материалов; защиту сведений о гражданском служащем;

-   отдых (статьи 45, 46 Федерального закона № 79-ФЗ), оплату труда (статьи 50, 51 Федерального закона № 79-ФЗ);

-     должностной рост на конкурсной основе;

-     дополнительное профессиональное образование;

-     членство в профсоюзе;

-    рассмотрение индивидуальных служебных споров; проведение по его заявлению служебной проверки; защиту своих прав и законных интересов на

гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

-    медицинское страхование; государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

-    государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Обязанности государственных гражданских служащих

Универсальные обязанности государственных гражданских служащих закреплены в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации (Статья 21. Основные права и обязанности работника) и Федеральном законе № 79-ФЗ.

Обязанности определенных категорий государственных служащих установлены в положениях о государственном органе, в дисциплинарных уставах и положениях о дисциплине, в типовых правилах внутреннего распорядка. Обязанности по конкретной должности должны быть четко сформулированы в правилах внутреннего распорядка соответствующего государственного органа, в служебных контрактах и должностных регламентах.

Основные обязанности гражданского служащего

В соответствии с частью 1, 1.1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан:

1)    соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2)   исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3)    исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4)   соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5)     соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6)    поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7)    не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8)    беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9)      представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10)   сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11)   соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12)   сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Г ражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Кроме того, частями 2, 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что:

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) установлена обязанность государственных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. А именно, государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного служащего.

Невыполнение государственным служащим должностной (служебной) обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Г осударственный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.06.2015 № 523 «Об утверждении Стандарта антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Волгоградской области, замещающего должность государственной гражданской службы Волгоградской области в органе исполнительной власти Волгоградской области» был принят стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Волгоградской области, замещающего должность государственной гражданской службы Волгоградской области в органе исполнительной власти Волгоградской области, а именно, совокупность установленных правил, выраженных в виде единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции.

Постановлением Губернатора Волгоградской области 28.10.2015 № 965 была утверждена Программа противодействия коррупции в Волгоградской области на 2016-2018 годы.

Кроме того, на территории Волгоградской области действуют нормативноправовые акты, устанавливающие обязанности для государственных гражданских служащих Волгоградской области, например:

Постановление Губернатора Волгоградской области от 18.12.2014 № 254 «О некоторых вопросах представления отдельными категориями лиц сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с Положениями «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области, и лицами, замещающими государственные должности Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Волгоградской области, и государственными гражданскими служащими Волгоградской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «О представлении лицами, поступающими на работу на должность руководителя государственного учреждения Волгоградской области, а также руководителями государственных учреждений Волгоградской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»);

Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 05.03.2011 № 168 «Об утверждении Порядка уведомления государственными гражданскими служащими Волгоградской области, замещающими должности государственной гражданской службы Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области, представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе»;

Постановление Губернатора Волгоградской области от 06.11.2015 № 993 «О некоторых вопросах приема, хранения, определения стоимости и реализации (выкупа) подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями Губернатором Волгоградской области, лицами, замещающими государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (02.05.2017)
Просмотров: 285 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%