В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные служащие равны перед законом и в полной мере пользуются всеми правами и свободами, которые гарантируются им как гражданам. Вместе с тем для служебной деятельности им предоставляются соответствующие права, которые закреплены в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ)
Термины «правовое положение», «правовой статус» широко употребляются в законодательстве и в юридической литературе. Чаще всего, ученые не проводят каких-либо различий между терминами «правовое положение» и «правовой статус», понимая под ними совокупность прав, свобод и обязанностей того или иного субъекта (личности, государственного органа и т.д.).
Правовой статус служащего - это совокупность его профессиональных (служебных) прав, обязанностей, а также гарантий реализации этих прав.
Основные права гражданского служащего закреплены в статье 14 Федерального закона № 79-ФЗ.
Условно, права государственного служащего можно подразделить на 2 группы:
1 группа - (основные) права, связанные с практическим осуществлением госслужащими своих полномочий (деятельность служащего как внутри госоргана, так и за его пределами), такие как:
- получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;
- доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в госорганы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.
Такие права, на наш взгляд, не нужно закреплять в законах о государственной службе. Эти права уже закреплены в других нормативно-правовых актах, причем гораздо более детально. Фактически, действующие законы о государственной службе направлены на регулирование лишь внутриорганизационных, аппаратных отношений. Они не регламентируют процесс реализации государственными служащими своих полномочий.
2 группа - (внутриорганизационные, трудовые, вспомогательные, должностные) права служащего которые имеют целью обеспечения выполнения служащим его должностных полномочий. К ним относятся:
- право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий;
- ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его должностные права и обязанности; ознакомление с отзывами о его проф. служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и др. документов и материалов; защиту сведений о гражданском служащем;
- отдых (статьи 45, 46 Федерального закона № 79-ФЗ), оплату труда (статьи 50, 51 Федерального закона № 79-ФЗ);
- должностной рост на конкурсной основе;
- дополнительное профессиональное образование;
- членство в профсоюзе;
- рассмотрение индивидуальных служебных споров; проведение по его заявлению служебной проверки; защиту своих прав и законных интересов на
гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
- медицинское страхование; государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
- государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Обязанности государственных гражданских служащих
Универсальные обязанности государственных гражданских служащих закреплены в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации (Статья 21. Основные права и обязанности работника) и Федеральном законе № 79-ФЗ.
Обязанности определенных категорий государственных служащих установлены в положениях о государственном органе, в дисциплинарных уставах и положениях о дисциплине, в типовых правилах внутреннего распорядка. Обязанности по конкретной должности должны быть четко сформулированы в правилах внутреннего распорядка соответствующего государственного органа, в служебных контрактах и должностных регламентах.
Основные обязанности гражданского служащего
В соответствии с частью 1, 1.1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Г ражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Кроме того, частями 2, 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что:
Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.
Статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) установлена обязанность государственных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. А именно, государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного служащего.
Невыполнение государственным служащим должностной (служебной) обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Г осударственный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.06.2015 № 523 «Об утверждении Стандарта антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Волгоградской области, замещающего должность государственной гражданской службы Волгоградской области в органе исполнительной власти Волгоградской области» был принят стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Волгоградской области, замещающего должность государственной гражданской службы Волгоградской области в органе исполнительной власти Волгоградской области, а именно, совокупность установленных правил, выраженных в виде единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции.
Постановлением Губернатора Волгоградской области 28.10.2015 № 965 была утверждена Программа противодействия коррупции в Волгоградской области на 2016-2018 годы.
Кроме того, на территории Волгоградской области действуют нормативноправовые акты, устанавливающие обязанности для государственных гражданских служащих Волгоградской области, например:
Постановление Губернатора Волгоградской области от 18.12.2014 № 254 «О некоторых вопросах представления отдельными категориями лиц сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с Положениями «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области, и лицами, замещающими государственные должности Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Волгоградской области, и государственными гражданскими служащими Волгоградской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «О представлении лицами, поступающими на работу на должность руководителя государственного учреждения Волгоградской области, а также руководителями государственных учреждений Волгоградской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»);
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 05.03.2011 № 168 «Об утверждении Порядка уведомления государственными гражданскими служащими Волгоградской области, замещающими должности государственной гражданской службы Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области, представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе»;
Постановление Губернатора Волгоградской области от 06.11.2015 № 993 «О некоторых вопросах приема, хранения, определения стоимости и реализации (выкупа) подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями Губернатором Волгоградской области, лицами, замещающими государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области».
|