Специфика государственной гражданской службы как профессиональной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих в трудовых отношениях.
Регламентируя правовое положение государственных гражданских служащих, порядок поступления и прохождения государственной гражданской службы, государство вправе устанавливать в этой сфере особые правила (требования), что обусловлено целью обеспечения поддержания высокого уровня осуществления государственной гражданской службы, задачами и принципами ее организации и функционирования, особенностями профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности по должности государственной гражданской службы.
В связи с этим законодательно закрепляются определенные ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы.
Рассмотрим подробнее каждую из вышеприведенных категорий.
Ограничения, по своей сути это определенные рамки или уставленные границы в пределах выполнения определенных задач. Таким образом, ограничения устанавливаются для обеспечения задач в сфере государственной гражданской службы, связанных с осуществлением государственной гражданской службы, задачами и принципами ее организации и функционирования.
Можно выделить следующие ограничения, связанные с гражданской службой:
• признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
• осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;
• отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
• наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
• близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
• выхода из гражданства РФ;
• приобретения гражданства другого государства;
• наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;
• представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
• непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
• утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему;
• признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
По своей сущности запреты - государственно-властные веления, основная цель которых - предотвратить возможные нежелательные действия, которые могут причинить вред интересам граждан, государства и общества в целом.
Запреты необходимы именно для того, чтобы недостатки осуществляющей властные полномочия личности не превратились бы в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что при помощи правовых запретов ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь действия, являющиеся вредными для общества, необоснованно ущемляющие интересы граждан.
Можно выделить следующие группы запретов, связанные с прохождением гражданской службы:
1. Воспрепятствование незаконному обогащению государственных служащих посредством злоупотребления своими полномочиями.
2. Запреты, связанные с совмещением должностей.
4. Запреты, обусловленные недопустимостью использования государственным служащим своего должностного положения в интересах других государств.
3. Запреты, обусловленные недопустимостью использования государственным служащим своего должностного положения в интересах политических партий.
5. Запреты, направленные на обеспечение соблюдения государственным служащим правил публичного поведения и распространения служебной информации.
После увольнения запрещается:
1. Замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления ими входили в его должностные обязанности.
2. Разглашать или использовать в интересах организаций или физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Целесообразно в данном параграфе рассмотреть требования к служебному поведению. Таким образом, государственный гражданский служащий обязан:
• исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
• осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;
• не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и
гражданам;
• не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
• соблюдать ограничения для гражданских служащих;
• соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
• не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
• проявлять корректность в обращении с гражданами;
• проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ;
• учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп (конфессий);
• способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
• не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
• соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Таким образом, соблюдение ограничений и запретов достигается комплексом мер, осуществляемых в государственных органах, определяющую роль в организации играют руководители всех уровней и подразделения по вопросам государственной службы и кадров
|