История органов прокуратуры берет свое начало с издания 12 января 1722 года Именного Высочайшего Указа Петра I Правительствующему Сенату: «Надлежит быть при Сенате Г енерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Г е- нерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
В настоящее время основное направление деятельности прокуратуры это борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства РФ.
Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Систему прокуратуры Российской Федерации возглавляет Г енеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Г енеральным прокурором РФ. В подчинении находятся прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Служба в органах и организациях прокуратуры является одним из видов федеральной государственной службы (ст. 40 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»).
Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований ФЗ «О прокуратуре РФ».
Служба в органах и организациях прокуратуры строится на принципах и условиях, установленных законодательством о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о прокуратуре. Непосредственно ФЗ «О прокуратуре» не регламентирует данные принципы.
В учебной литературе[1] [2] к принципам службы в органах прокуратуры относят:
• требование законности, выражающееся в соблюдении Конституции РФ, трудового и другого законодательства, регулирующего деятельность и прохождение службы прокурорскими работниками;
• равный доступ граждан к службе и единство требований к прохождению службы в органах прокуратуры с учетом профессиональной, моральной и возрастной пригодности, безупречности репутации;
• сочетание гласности и конфиденциальности при подборе, расстановке и использовании кадров органов прокуратуры и при осуществлении ими государственной службы;
• профессионализм и компетентность прокурорских работников, предполагающих высокую степень выполнения обязанностей по должности и достаточный объем знаний, умений и навыков для успешной реализации функциональных обязанностей;
• внепартийность службы;
• стабильность и ротацию кадров прокуратуры в сочетании с правом на продвижение по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации.
Применительно к служебно-правовым отношениям С.Н. Братановский отмечает следующие принципы:
- единство системы органов прокуратуры,
- централизация системы органов прокуратуры,
- независимость деятельности,
- законность деятельности,
23
- гласность .
Правовую основу службы в органах прокуратуру составляют следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 20.02.2013 № 80 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», от 02.11.2011 № 378 «Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора», Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденные приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 № 114, а также иные нормативно-правовые акты, в том числе и законодательство РФ о труде (Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ).
Прокуратура РФ занимает особое место в системе государственного устройства, являясь независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в Российской Федерации. В связи с этим, при поступлении на службу в органы прокуратуры к кандидатам предъявляются особые требования.
В соответствии со статьей 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» кандидатами для назначения на должность прокурорского работника могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
• имеет гражданство иностранного государства;
• признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
• лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
• имело или имеет судимость;
• имеет согласно медицинскому заключению заболевание, препятствующее поступлению на службу и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника;
• состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
• отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Профессиональный отбор кандидатов на замещение должностей прокурорских работников предполагает всестороннее изучение их личности и профессиональной пригодности, применительно как к общим требованиям, предъявляемым к прокурорским работникам, так и к конкретной должности. Общие требования к прокурорским работникам включают:
а) наличие высшего юридического образования;
б) соответствие состояния здоровья условиям службы и профессиональным обязанностям;
в) профессиональные и моральные качества, необходимые для работы в должности прокурорского работника;
г) способность выполнять надлежащим образом обязанности прокурорского работника.
Дополнительные требования предопределяются специфическими условиями выполнения обязанностей в связи с конкретным видом деятельности и занимаемой должностью.
Профессиональный отбор осуществляется по следующим критериям: медицинскому, психологическому и образовательному.
Медицинский критерий предполагает изучение общего состояния физического и психического здоровья кандидата (эти лица не должны состоять на учете в наркологическом, психиатрическом диспансерах, быть лишенными жизненно важных функций). При приеме на должность прокурорского работника в обязательном порядке проводится медицинское освидетельствование.
Психологический критерий включает в себя определенные психологические свойства и личностные качества кандидата, его мотивационную сферу. Перечень моральных качеств и психологических свойств личности, необходимых для помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора, содержится в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от
02.11.2011 № 378[3].
При проведении психологического обследования оценивается наличие следующих четырех основных блоков профессионально важных свойств и личностных качеств кандидата.
Морально-нравственные качества и мотивационные характеристики индивида (высокий уровень социальной адаптации, воспитания и культуры, развитое правосознание, социальная и служебная ответственность, честность, самостоятельность, принципиальность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, чуткость, скромность, нравственная чистота).
Развитые познавательные способности (интеллект, эрудиция, творческое мышление, интуиция, аналитические способности, проницательность, понимание сущности и государственной значимости прокурорской деятельности, умение оперативно воспринимать новые профессиональные знания, умения, навыки и адаптировать их к целям и задачам прокурорской деятельности).
Эмоционально-волевая устойчивость личности (высокая работоспособность, сила воли, уравновешенность, устойчивость к стрессу и психофизическим перегрузкам, самообладание и выносливость в ситуациях длительных и интенсивных физических и психических перегрузок).
Развитые коммуникативные способности (свободное владение вербальными и невербальными средствами общения; устной и письменной речью, вежливость, тактичность, уважительное отношение к людям, способность устанавливать и поддерживать служебные отношения, умение вести деловую беседу, в конфликтных ситуациях избирать и проводить правильную линию поведения с сохранением тактичности, независимости, требовательности и принци-
пиальности в любых ситуациях).
Образовательный критерий включает наличие юридических знаний, высокого уровня образованности, общей культуры, необходимых работнику для успешного выполнения служебных обязанностей.
Подтверждением наличия высшего юридического образования является диплом об окончании образовательной организации высшего образования, имеющей государственную аккредитацию и соответствующую лицензию на право ведения образовательной деятельности. Предпочтение отдается выпускникам ведущих федеральных государственных образовательных организаций юридического профиля или имеющих в своей структуре функционирующие в течение длительного времени юридические институты или факультеты.
Для определения профессиональных знаний кандидата на должность прокурорского работника в прокуратуре города проводится квалификационное тестирование.
Для определенных категорий работников органов прокуратуры законом установлены дополнительные требования по возрасту и стажу работы. Например, в соответствии с. 2 ст. 16.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» на должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 27 лет и имеющий стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах и организациях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
При приеме на службу в органы прокуратуры необходимо руководствоваться требованиями закона, содержащими ограничения, запреты и обязанности, распространяющиеся на прокурорского работника, как на государственного служащего, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (указанные в статьях 17, 18, 20, 20.1).
Назначение на должность Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров и прокурорских работников осуществляется в соответствии с нормами, установленными ст. ст. 12, 12.1, 15.1, 16.1 ФЗ «О прокуратуре РФ».
• Г енеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;
• заместители Г енерального прокурора РФ проходят двухэтапное назначение. Первоначально Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации. Окончательное назначение на должность возложено на Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;
• Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Г енерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации;
• Иные прокуроры - военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;
• Прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Г енеральным прокурором Российской Федерации;
Кроме того, согласно ст. 40.5 ФЗ «О прокуратуре» Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности:
• в Г енеральной прокуратуре Российской Федерации - начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Г енерального прокурора Российской Федерации, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Г енерального прокурора Российской Федерации, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов и их помощников.
• заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;
• ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций прокуратуры, а также директоров филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей.
Прокурор субъекта Российской Федерации, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:
• работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;
• заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.
Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров.
Ключевое место в прохождении службы в органах и организациях прокуратуры РФ занимает аттестация прокурорских работников, которая проводится с целью определения их соответствия занимаемой должности, укрепления служебной дисциплины.
Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Порядок проведения аттестации регулируется Приказом Генпрокуратуры России от 20.06.2012 № 242 (ред. от 22.04.2015) «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации».
Аттестация прокурорских работников призвана способствовать:
• совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров;
• определению уровня профессиональной подготовки работников;
• повышению ответственности работников за результаты служебной деятельности и укреплению трудовой дисциплины;
• созданию кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности;
• решению вопросов о присвоении работникам первоначальных классных чинов;
• подготовке предложений о рассмотрении на заседании Комиссии Г ене- ральной прокуратуры Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров и продлению их полномочий.
Аттестация работника проводится не реже одного раза в пять лет. Внеочередная аттестация, например, может проводиться при наличии существенных упущений по службе.
По результатам аттестации аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
• о соответствии занимаемой должности;
• о неполном служебном соответствии занимаемой должности;
• о несоответствии занимаемой должности.
Порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам регламентируется Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации . Классные чины прокурорских работников - это личные служебные разряды, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ «О прокуратуре РФ». Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника.
Итак, в системе прокуратуры Российской Федерации устанавливаются следующие классные чины: младший юрист; юрист 3 класса; юрист 2 класса; юрист 1 класса; младший советник юстиции; советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник юстиции 3 класса; государственный советник юстиции 2 класса; государственный советник юстиции 1 класса; [4]
действительный государственный советник юстиции.
Устанавливаются следующие сроки пребывания в классном чине: младший юрист - один год или до получения высшего юридического образования;
юрист 3 класса - два года;
юрист 2 класса - два года;
юрист 1 класса - три года;
младший советник юстиции - три года;
советник юстиции - четыре года.
Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Президентом Российской Федерации.
Служба в органах и организациях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Предусмотрены, как общие основания для увольнения, в Трудовом кодексе РФ, так и специальные - ч. 1 ст. 43 ФЗ «О прокуратуре РФ». Например, нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника.
Правовой статус прокурорских работников представляет собой совокупность прав, обязанностей, а также ответственность, установленных и обеспечиваемых государством. Приобретение правового статуса работников прокуратуры связано с моментом поступления на службу в органы и организации прокуратуры.
В Федеральном законе «О прокуратуре РФ» не определены общие права и обязанности прокурорского работника. Конкретные права и обязанности работников прокуратуры определяются применительно к исполнению ими своих должностных обязанностей.
Прокурорские работники наделены широким спектром полномочий, которые обусловлены возложенными на них функциями при осуществлении надзора за исполнением законов (ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»), за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ»), за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ»), за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 33 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности
обязан[5]:
• неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, руководствоваться правилами поведения, установленными Кодексом этики прокурорского работ-
ника, Присягой прокурора, и общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма;
• руководствоваться принципом равенства граждан независимо от их пола, возраста, расы, национальности, религиозной принадлежности, имущественного положения, рода занятий и иных имеющихся между ними различий, не оказывая предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам либо общественным организациям;
• стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;
• избегать личных и финансовых связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его чести и достоинству, репутации прокуратуры Российской Федерации;
• воздерживаться от любых действий, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанности или ответственности;
• не допускать незаконного вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций;
• постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение прокурорскими работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и организаций прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:
• замечание;
• выговор;
• строгий выговор;
• понижение в классном чине;
• лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;
• лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;
• предупреждение о неполном служебном соответствии;
• увольнение из органов прокуратуры.
Кроме того, прокурорские работники могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности, но в особом порядке, так как проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры (ст. 42 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
В РФ прокурорский работник, как и любой служащий государственного органа, находится под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Под такой же защитой находится имущество указанных лиц.
Большинство мер правовой защиты и социальной поддержки прокуроров изложено в ФЗ «О прокуратуре РФ». Так, например, согласно ч. 1 ст. 44 указанного ФЗ денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы; процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, под службой в органах и организациях прокуратуры РФ следует понимать профессиональную деятельность государственных служащих органов и организаций прокуратуры РФ, направленную соблюдение прав и законных интересов граждан, общества и государства.
[1] Прокурорский надзор. В 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / Ю. Е. Винокуров, А. Ю. Винокуров ; под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. С. 87.
[2] Братановский С. Н. Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Братановский С. Н., Стрельников В. В. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2009. - 150 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1176. С. 50.
[3] Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора: приказ Генпрокуратуры РФ от
02.11.2011 № 378 // Доступ СПС «Консультант Плюс».
94
[4] О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (вместе с «Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 21.11.2012 № 1563 (ред. от 18.12.2016) // Доступ СПС «Консультант ПЛюс».
[5] Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 17.03.2010 № 114 (ред. от 22.04.2011) // Доступ СПС «Консультант Плюс»
98
|