Четверг, 28.11.2024, 01:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовое регулирование государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации

Идея создания следственного ведомства, независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы. В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России - «майорские» следственные канцелярии, которые были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

На современном этапе развития Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Согласно ст. 12 ФЗ от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и ст. 9 Положения о Следственном комитете Российской Федерации в систему Следственного комитета РФ входят:

центральный аппарат Следственного комитета;

главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к [1] ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета.

В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения:

главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений);

отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений);

отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).

В аппаратах главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений Следственного комитета создаются подразделения: управления, отделы и отделения.

В систему Следственного комитета также входят: научные, образовательные, санаторно-курортные и иные подразделения.

Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с ФЗ «О Следственном комитете РФ» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ.

На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными ФЗ «О Следственном комитете РФ».

Основополагающими началами для государственного служащего Следственного комитета РФ являются принципы деятельности данного государственного органа, изложенные в ст. 5 ФЗ «О следственном комитете РФ»:

• единство и централизация СК России;

• независимость;

• гласность;

• беспартийность;

• не допустимость совмещения службы с другими видами возмездной деятельности, кроме научной, творческой и преподавательской.

Правовую основу службы в СК России составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О Следственном комитете Российской Федерации», Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 (ред. от 22.12.2016) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации»), а также ряд ведомственных приказов, например, Приказ СК России от 14.01.2015 № 3 «Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации доплаты за особые условия службы и доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе».

К сотруднику Следственного комитета предъявляются особые требования. Это не только набор личных качеств, но и требования, установленные в ст. 16 ФЗ «О Следственном комитете РФ».

Сотрудниками Следственного комитета могут быть:

• граждане РФ, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;

На должности следователей (районных, городских и приравненных к ним отделов и отделений) в исключительных случаях могут назначаться студенты, обучающиеся по специальности или направлению подготовки в области юриспруденции не менее половины от установленного срока и не имеющие академической задолженности.

• способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности;

• обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами.

Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он:

• признан недееспособным или ограниченно дееспособным;

• был осужден за преступление по приговору суда, имеет или имел судимость, против него возбуждено уголовное дело либо прекращено по нереабилитирующим основаниям;

• имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу;

• состоит в близком родстве или свойстве с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности связано с непосредственной подчиненостью или подконтрольностью одного из них другому;

• вышел из гражданства РФ либо имеет гражданство другого государства;

• представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу;

• не представил или представил заведомо ложные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;

• не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

• отказался от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

На сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные также: Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Кроме того, для руководителей ГСУ и следственных управлений по субъектам РФ, следственных отделов и отделений по районам, городам предъявляются дополнительные требования к возрасту и стажу работы по юридической специальности в следственных органах федеральных органов исполнительной власти, органах прокуратуры, судебных органах.

Назначение на ключевые должности и освобождение от должности (Председатель Следственного комитета, его заместители; руководители главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам РФ, их первые заместители и заместители, приравненные к ним руководители и их заместители; а также иные должностные лица, для должностей которых перечнем предусмотрены высшие специальные звания) осуществляется Президентом РФ.

Важным этапом прохождения службы в СК России является аттестация государственного служащего, которая проводится в целях определения их соответствия замещаемой должности и уровня их квалификации. Порядок ее прохождения закреплен в Приказе СК России от 14.01.2016 № 4 «Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях Следственного комитета Российской Федерации».

Аттестация на соответствие замещаемой должности может быть первичной, очередной и внеочередной.

Первичной аттестации подлежат сотрудники, имеющие высшее профессиональное образование и стаж службы в системе Следственного комитета не менее шести месяцев.

Очередная аттестация на соответствие сотрудников замещаемой должности проводится не реже одного раза в пять лет.

Внеочередная аттестация сотрудников проводится:

а) при представлении к государственной награде Российской Федерации;

б) при ненадлежащем исполнении возложенных на них служебных обязанностей;

в) при перерыве службы в системе Следственного комитета (не менее 6 месяцев);

г) по просьбе самих сотрудников;

д) по истечении шести месяцев службы в должностях, назначение на которые осуществляется Президентом Российской Федерации;

е) при присвоении квалификационного класса заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителю Г лавного военного следственного управления, его первому заместителю и заместителям.

По результатам рассмотрения аттестаций аттестационными комиссиями принимаются основной вывод, а также дополнительные выводы и даются рекомендации.

К основным относятся выводы:

о соответствии сотрудника замещаемой должности;

о неполном соответствии замещаемой должности;

о несоответствии замещаемой должности.

В качестве дополнительных выводов и рекомендаций могут быть указаны например, о представлении сотрудника к государственной награде Российской Федерации, о назначении на вышестоящую должность.

Одним из элементов прохождения службы в Следственном комитете РФ является присвоение первого или очередного специального звания.

Специальные звания сотрудников Следственного комитета

младшие специальные звания:

а) младший лейтенант юстиции;

б) лейтенант юстиции;

старший лейтенант юстиции;

капитан юстиции;

старшие специальные звания:

а) майор юстиции;

б) подполковник юстиции;

полковник юстиции;

высшие специальные звания:

а) генерал-майор юстиции;

б) генерал-лейтенант юстиции;

генерал-полковник юстиции;

генерал юстиции РФ.

Правовой статус сотрудников Следственного комитета РФ, в том числе следователей Следственного комитета РФ, определяется спецификой выполняемых ими функций и задач. Это обусловлено тем, что сотрудники Следственного комитета РФ наделены властными полномочиями в целях осуществления уголовно-процессуальной деятельности в форме предварительного расследования.

Особое место в федеральной государственной службе в органах Следственного комитета РФ имеет институт поощрения и ответственности сотрудников Следственного комитета РФ. Так, в соответствии со ст. 27 ФЗ «О следственном комитете РФ» за добросовестное исполнение сотрудником Следственного комитета своих служебных обязанностей, безупречную и эффективную службу в Следственном комитете, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:

объявление благодарности;

награждение Почетной грамотой;

занесение на Доску почета, в Книгу почета;

выплата денежной премии;

награждение подарком;

награждение ценным подарком и т.д.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение, а также за совершение соответствующих правонарушений сотрудник Следственного комитета РФ несет соответствующие виды юридической ответственности. Наиболее распространенным видом юридической ответственности, который применяется к сотруднику Следственного комитета РФ, является применение к нему дисциплинарной ответственности.

Основанием применения дисциплинарной ответственности на сотрудника Следственного комитета РФ является неисполнение или ненадлежащее исполнение им служебных обязанностей, а также совершение проступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета.

В связи с этим к нему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

— замечание;

— выговор;

— строгий выговор;

— понижение в специальном звании:

— лишение медалей Следственного комитета:

— лишение нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»;

— предупреждение о неполном служебном соответствии:

— увольнение из Следственного комитета РФ по соответствующему основанию (ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Закона).

Другими основаниями применения дисциплинарных взысканий на сотрудника Следственного комитета РФ и применение особого вида дисциплинарного взыскания, увольнение его в связи с утратой доверия, является, например, непринятие сотрудником Следственного комитета РФ мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Общие основания увольнения со службы в Следственном комитете России предусмотрены в ст. 30 указанного ФЗ.

Кроме дисциплинарной ответственности к сотруднику Следственного комитета РФ может быть применена уголовная ответственность (ст. 29 ФЗ «О Следственном комитете РФ»).

Для обеспечения качественного исполнения сотрудником Следственного комитета РФ своих должностных обязанностей, реализации прав на него распространяются установленные федеральным законодательством гарантии его служебной деятельности.

Одной из гарантий деятельности сотрудника Следственного комитета РФ является предоставление ему ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней (без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно).

Таким образом, по правовой природе государственная служба в органах Следственного комитета РФ относится, к службе в правоохранительных органах. Однако в системе Следственного комитета РФ предусматривается государственная гражданская служба, а в системе военно-следственных органов - военная служба.

 

[1] О Следственном комитете Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017); Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 (ред. от 22.12.2016) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации») // Доступ СПС «Консультант Плюс».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (02.05.2017)
Просмотров: 180 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%