Четверг, 28.11.2024, 01:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовое регулирование государственной службы в МВД России

Сложная кадровая ситуация, сложившаяся в органах внутренних дел в 1990-2000-е гг., и обусловленное этим снижение доверия к данному виду правоохранительных органов стали решающим фактором для начала реформирования системы МВД России. Отправной точкой считается Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт предусматривал, в частности, сокращение численности сотрудников органов внутренних дел на 20 процентов, пересмотр порядка отбора кандидатов для службы в органах внутренних дел с учетом морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел, разработку комплекса антикоррупционных мероприятий, таких как ротация руководящего состава органов внутренних дел.

В настоящий момент реформирование продолжается, так в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации включены Г лавное управление по вопросам миграции, Главное управление по контролю за оборотом наркотиков, действующие до этого как отдельные федеральные службы. На базе внутренних войск МВД России создана Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия), не входящая в состав МВД России.

Перспективной задачей также является частичная «демилитаризация» государственной службы в системе МВД России. Речь идет об увеличении числа должностей федеральной государственной гражданской службы за счет сокращения должностей сотрудников. В научной литературе отмечается, что это позволит сделать шаг в направлении трансформации системы МВД России из сугубо силовой структуры, которой она даже после реформ последних лет продолжает оставаться и, что совсем немаловажно, восприниматься гражданами и обществом в целом, в структуру хотя бы отчасти гражданскую. Как известно, в экономически развитых правовых демократических государствах современного мира та же полиция в процессе ее эволюции во многом превратилась из силовой структуры в структуру сервисную, предоставляющую пусть во многом и специфические, но государственные услуги .

На современном этапе основными задачами МВД России являются:

выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних

дел;

нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел; [1]

обеспечение федерального государственного контроля (надзора) в сфере внутренних дел;

обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;

управление органами внутренних дел Российской Федерации;

обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

29

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации определяет, что Министерство внутренних дел Российской Федерации

(МВД России) - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурноспортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Структура Центрального аппарата МВД России представлена Министром внутренних дел Российской Федерации, первым заместителем, статс- секретарем, заместителями министра; департаментами, например Следственный департамент; Главными управлениями, например, Главное управление [2] [3] уголовного розыска, Г лавное управление экономической безопасности и противодействия коррупции; Управлениями, например, Управление по организации дознания и т.д.

В свою очередь служба в органах внутренних дел - это федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Непосредственно принципами службы в органах внутренних дел являются:

единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;

обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;

взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел.

Правовую основу службы в системе МВД России (а также регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел) составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Несмотря на проводимые реформы, в любом случае, служба в системе МВД требует от сотрудника проявления самых лучших его качеств: честности, порядочности, желания и готовности прийти на помощь людям.

На службу в органы внутренних дел могут поступать граждане, достигшие возраста 18 лет. В образовательные организации высшего образования МВД России для обучения по очной форме вправе поступать граждане, не достигшие возраста 18 лет.

Предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел составляет: 35 лет - для замещения должностей в органах внутренних дел; 25 лет - для поступления в образовательные организации высшего образования МВД России для обучения по очной форме.

Прием граждан на службу осуществляется независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Кандидаты на службу должны владеть государственным языком Российской Федерации, быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Г ражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в следующих случаях:

имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства;

является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

не согласен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, если эти ограничения, запреты, обязанности и ответственность установлены для сотрудников органов внутренних дел настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Кроме того, на кандидата для прохождения службы в ОВД распространяется ряд запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 - 9 части 1 статьи 14 ФЗ «О службе в ОВД РФ».

Так, действующий сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в следующих случаях:

признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

выход из гражданства Российской Федерации;

приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел.

На сотрудника органов внутренних дел также распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 27 июля 2004 года 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности.

Порядок поступления на службу в ОВД детально регламентирован главой 4 ФЗ «О службе в ОВД РФ». Правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта. Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, обязан пройти испытательный срок от двух до шести месяцев. В этот период он обладает статусом стажера без присвоения специального звания. Назначение на отдельные должности в органах внутренних дел (речь идет о должностях в учебных и научных подразделениях образовательных организаций системы МВД России, например, доцент, главный научный сотрудник) осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности в органах внутренних дел, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности.

Назначение на должности высшего начальствующего состава и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации. Назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется на основании приказ МВД России от 30.11.2012 № 1065 «О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» .

Одним из обязательных этапов прохождения службы в ОВД является аттестация, под которой следует понимать проводимую в специальной организационно-правовой форме руководителями органов внутренних дел различных уровней периодическую оценку личных, деловых и моральных качеств сотрудников, направленную на совершенствование их деятельности, повышение эффективности работы, а также улучшения подбора, расстановки, воспитания и обучения кадров, стимулирование роста их профессиональной квалификации, инициативы, творческой активности и ответственности.

Непосредственная цель аттестации указана в ст. 33 ФЗ «О службе в ОВД» - это определения соответствия сотрудника ОВД замещаемой должности в органах внутренних дел.

Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится один раз в четыре года. В случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения.

По результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел аттестационная комиссия принимает одну из следующих рекомендаций:

сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних

дел;

сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и рекомендуется для назначения на вышестоящую должность в органах внутренних дел;

сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит включению в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел; [4]

аттестацию сотрудника следует перенести на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования с последующим переводом на иную должность в органах внутренних дел или без такового;

сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит переводу на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел.

Присвоение первого или очередного специального звания, как элемент прохождения службы в ОВД, создает необходимые предпосылки для устойчивого служебно-правового положения сотрудников. По специальным званиям устанавливаются отношения подчиненности и старшинства между сотрудника-

32

ми .

Первое специальное звание присваивается гражданину, впервые поступившему на службу в органы внутренних дел, при назначении на должность в органах внутренних дел.

К первому специальному званию относятся такие, как:

рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции - при назначении на должность рядового состава, а также при зачислении в образовательную организацию высшего образования или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя;

младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции - при назначении на должность младшего начальствующего состава;

младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции - при назначении на должность среднего начальствующего состава.

Очередные специальные звания присваиваются сотруднику органов внутренних дел последовательно по истечении срока, установленного для прохождения службы в органах внутренних дел в предыдущем специальном звании, и при условии, что сотрудник замещает должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрено специальное звание, равное специальному званию, присваиваемому сотруднику, или более высокое, чем специальное звание, присваиваемое сотруднику. Так, например, согласно ст. 42 ФЗ «О службе в ОВД» для присвоения звания майора юстиции (полиции, внутренней службы) устанавливается срок выслуги равный четырем годам.

Правовой статус сотрудника ОВД определятся в первую очередь тем, что сотрудник органов внутренних дел - это гражданин, который взял на себя [5] обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности; проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод и т.д.

Основные обязанности сотрудника ОВД детально регламентированы не только в ст. 12 ФЗ «О службе в ОВД», но и ФЗ «О полиции» (ст. 12), в том случае, если сотруднику ОВД присвоено специальное звание полиции. Так, сотрудник ОВД обязан обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника), соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел и т.д.

При осуществлении служебной деятельности сотрудник ОВД наделяется определенными правами, такими как: право на условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития; право на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в органах внутренних дел; право на отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации и ряд других.

Особенности правового положения сотрудника ОВД определяет и специфику юридической ответственности.

За совершение преступления сотрудник органов внутренних дел несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За совершение административного правонарушения сотрудник органов внутренних дел несет дисциплинарную ответственность в соответствии с ФЗ «О службе в ОВД», дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49-51 ФЗ «О службе в ОВД» налагаются дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

строгий выговор;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

увольнение со службы в органах внутренних дел.

В образовательных организациях также налагаются и другие дисциплинарные взыскания, например, лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации.

Закрепленный в законодательстве перечень социальный гарантий сотрудников ОВД представляет собой широкий спектр мер социально защиты не только самих сотрудников ОВД, но и членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении.

Этот комплекс, охватывающий практически все сферы деятельности сотрудника ОВД, включает:

• денежное довольствие;

• предоставление жилого помещения в собственность;

• медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение;

гарантии в связи с увольнением со службы в ОВД и т.д.

 

[1] Гришковец А. А. Проблемы совершенствования государственной службы в системе МВД России // Административное-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию доктора юридических наук, профессора Виктора Васильевича Денисенко. Краснодар, 2016. С. 110.

[2] Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // Доступ СПС «Консультант Плюс»

[3] Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 21.12.2016) // Доступ СПС «Консультант Плюс».

[4] О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 30.11.2012 № 1065 (ред. от 30.09.2016) (вместе с «Порядком назначения на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», «Порядком представления сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2012 № 26499) // Доступ СПС «Консультант Плюс»

[5] Организация кадровой работы в органах внутренних дел: Курс лекций / Н. П. Маюров, В. С. Бялт и др. - М., ДГСК МВД России. 2012. С. 67.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (02.05.2017)
Просмотров: 220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%