Институт муниципальной службы является сравнительно новым для отечественного законодательства. Первым нормативным правовым актом федерального уровня, регулировавшим вопросы организации и прохождения муниципальной службы, стал Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (в настоящее время утратил силу) . В 2007 году был принят Федеральный закон «О муниципальной службе Российской Федерации» (далее - Закон о муниципальной службе),
34
действующий до настоящего времени .
Данный закон определяет организационно-правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации, закрепляет основные права и обязанности муниципального служащего, а также ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, регламентирует отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы.
Муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). При этом под термином «граждане» в Законе о муниципальной службе понимаются как граждане Российской Федерации, так и граждане иностранных государств- участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе. [1] [2]
В действующем законодательстве разделены два понятия: муниципальная должность и должность муниципальной службы.
К муниципальным должностям, как правило, относятся выборные должности: депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления. Однако к числу муниципальных должностей отнесены и некоторые должности, не являющиеся выборными, например, должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования или должность члена избирательной комиссии муниципального образования. Следует подчеркнуть, лица, замещающие муниципальные должности, не являются муниципальными служащими. Кроме того, лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, так же не являются муниципальными служащими.
Таким образом, законодатель относит к муниципальной службе деятельность лишь на некоторых должностях в органах местного самоуправления, а именно, в число муниципальных служащих включены только те граждане, которые замещает должности муниципальной службы. К должностям муниципальной службы относятся должности в органах местного самоуправления, в аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Например, это должности ведущего специалиста, главного специалиста, консультанта, начальника отдела или иного структурного подразделения органа местного самоуправления. Перечень должностей муниципальной службы определён в муниципальных правовых актах, которые принимаются на основе соответствующих регио-
35
нальных законов .
Должности муниципальной службы подразделяются на: замещаемые без ограничения срока полномочий - должности муниципальной службы с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования; замещаемые на определенный срок - должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, и замещаемые на срок полномочий указанного лица. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие 5 групп: высшие; главные; ведущие; старшие; младшие.
Основными принципами муниципальной службы являются:
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, ра- [3] сы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
стабильность муниципальной службы;
доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
внепартийность муниципальной службы;
принцип взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы обеспечивается посредством: единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы; единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы; единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гос. гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную и гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Правовой статус муниципальных служащих, а также вопросы, связанные с особенностями поступления, прохождения и прекращения трудовых (служебных) отношений в аппаратах органов местного самоуправления регулируется на трех уровнях: федеральном; субъектов Российской Федерации и муниципальном.
Кроме того, исходя из установленного в ст. 15 Конституции Российской Федерации принципа верховенства норм и принципов международного права по отношению к национальному законодательству, следует учитывать международные стандарты в регулировании отношений на муниципальной службе. Прежде всего, необходимо отметить Европейскую хартию местного самоуправления, которая играет важную роль в регулировании принципов муниципальной службы[4]. Часть 2 ст. 6 Европейской хартии местного самоуправления устанавливает, что статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе.
Что касается федерального законодательства, то оно включает следующие виды актов: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.
Закон о муниципальной службе определяет правовые и организационные основы системы муниципальной службы РФ, основные принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь государственной и муниципальной службы. Указанный закон закрепил общие положения о статусе муниципальных служащих в Российской Федерации (глава 3). Данный акт является базовым в сфере регулирования отношений на муниципальной службе. Как и на государственных служащих, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» можно отнести к числу нормативных правовых актов, регламентирующих муниципальную службу, поскольку указанный акт определяет понятия и условия возникновения конфликтов интересов на службе, а также предусматривает и некоторые иные обязанности муниципального служащего.
В качестве примеров подзаконных правовых актов федерального уровня, в сфере муниципальной службы можно привести Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 900 «Об утверждении Перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите» либо Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации»[5] [6] [7].
Что касается законодательства субъектов РФ, то в нашем регионе актом, регулирующим вопросы муниципальной службы, является Закон Волгоградской области от 11 февраля 2008 года № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области»[8], который, будучи единым и комплексным актом, устанавливает особенности организации муниципальной службы в Волгоградской области и определяющим правовое положение муниципальных служащих в Волгоградской области. Данный закон включает в себя 12 приложений, устанавливающих реестр должностей; типовые квалификационные требования; периоды, включаемые в стаж муниципальной службы; процедуры аттестации муниципальных служащих и присвоения им классных чинов; порядок образования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и применения взысканий за коррупционные правонарушения и т.д.
Детально вопросы организации и прохождения муниципальной службы регламентируются в муниципальных правовых актах. На муниципальном уровне определен перечень должностей в конкретном муниципальном образовании и квалификационные требования к ним, порядок оплаты труда и пенсионного обеспечения муниципального служащего, процедура проведения конкурса на вакантную должность и антикоррупционные стандарты поведения.
[1] Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 224.
[2] Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
[3] См., например, Закон Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» // Волгоградская правда. 2008. № 31; Закон Краснодарского края от 08.06.2007 N 1243-КЗ "О Реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в Краснодарском крае" // "Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края", 19.06.2007, N 54 (I)
[4] Европейская хартия местного самоуправления (ETS № 122) (принята в г. Страсбурге 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
[5] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
[6] Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 900 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 2. - Ст. 158.
[7] Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 22. - Ст. 2192.
[8] Закон Волгоградской области от 11.02.2008 № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» // Волгоградская правда. - 2008. - № 31.
|