В соответствии со статьей 16 Закона о муниципальной службе поступление гражданина на службу осуществляется в результате назначения на должность на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных рассматриваемым законом.
Следует отметить, что условия возникновения служебных отношений в органах местного самоуправления не перечислены в одной конкретной статье Закона о муниципальной службе, а рассредоточены по всему его содержанию. Так анализ названного акта позволяет выделить следующие условия поступления на муниципальную службу: наличие вакантной должности муниципальной службы; дееспособность; наличие гражданства РФ или гражданства другого государства (с которым Россия заключила международный договор, допускающий возможность нахождения иностранных граждан на муниципальной службе в Российской Федерации); владение государственным языком РФ; необходимые квалификационные требования; соответствие возрасту, установленному для замещения должности; отсутствие ограничений, установленных ст. 13 Закона о муниципальной службе; прохождение в установленном порядке отбора для поступления на муниципальную службу.
Как уже было отмечено в предыдущей главе, заключению трудового договора может предшествовать конкурс на замещение вакантной должности муни-
ципальной службы. Конкурс осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится предварительное рассмотрение поданных документов и утверждается список кандидатов. После этого претенденты, допущенные к участию в конкурсе, не менее чем за десять дней оповещаются о начале второго этапа. На втором этапе комиссия проводит оценку профессионального уровня кандидатов, претендующих на замещение вакантной должности в органе местного самоуправления, их соответствие квалификационным требованиям к этой должности, установленным федеральным законодательством, законодательством субъекта и муниципальными правовыми актами и принимает решение по отбору кандидатов на замещение должности муниципальной службы. Решение принимается большинством голосов и оформляется протоколом.
По результатам конкурса руководителем муниципального органа заключается трудовой договор с кандидатом, признанным конкурсной комиссией победителем, и издает правовой акт о его назначении на вакантную должность муниципальной службы. Конкурсная комиссия сообщает кандидатам, участвовавшим в конкурсе, о результатах конкурса в письменной форме не позднее, чем в месячный срок со дня его завершения. В отличие от конкурса для государственных служащих, размещение информации о результатах муниципального конкурса на официальном сайте органа исполнительной власти не обязательно, хотя и может быть осуществлено. Кандидат наделяется правом на обжалование решения конкурсной комиссии.
Заметно, что в целом порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальных служащих мало чем отличается от порядка проведения конкурса для государственного гражданского служащего.
Изменение служебных правоотношений, заключающееся в изменении трудовых функций, может происходить также в результате проведение аттестации, предусмотренной ст. 18 Закона о муниципальной службе. Аттестация, будучи специальным основанием изменения служебных правоотношений в органах местного самоуправления, требует более детального рассмотрения. И на государственной, и на муниципальной службе аттестация проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия аттестуемого занимаемой должности. По результатам аттестации муниципального служащего комиссия выносит решение о его соответствии (или несоответствии) замещаемой должности. При этом по итогам аттестации представитель нанимателя (работодатель) может принять решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. В отдельных случаях результатом работы аттестационной комиссии могут быть рекомендации о направлении муниципального служащего на повышение квалификации.
Не подлежат аттестации такие категории муниципальных служащих, как беременные женщины и лица, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; граждане, замещающие должности муниципальной службы менее одного года или по срочному трудовому договору (контракту), а также достигшие возраста 60 лет. В ч. 6 ст. 18 Закона о муниципальной службе закреплено право муниципального служащего на обжалование результатов аттестации.
Статьей 9.1 Закона о муниципальной службе установлено, что законодательством субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих. При этом порядок их присвоения, а также сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности и при увольнении с муниципальной службы определяется законом субъекта РФ. Анализ законодательства Волгоградской области позволяет говорить о том, что основанием для присвоения очередного классного чина, в основном, является проведение квалификационного экзамена.
Что касается прекращения служебных отношений, то таким основанием выступает расторжение трудового договора (контракта). Статьей 77 ТК РФ установлен открытый перечень основания для расторжения трудового договора. При этом установлено, что отдельными федеральными законами могут быть предусмотрены и иные основания.
Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе муниципального служащего - наиболее распространенное основание прекращения трудовых правоотношений. Трудовым законодательством (ст. 81 ТК РФ) установлены основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Следует подчеркнуть, законодатель предоставляет работодателю право, а не обязанность расторгнуть трудовой договор в том или ином случае, используя формулировку «трудовой договор может быть расторгнут работодателем».
Сходную конструкцию содержит и ст. 19 Закона муниципальной службе. В данной статье установлены специальные случаи для расторжения трудового договора. По инициативе представителя нанимателя (работодателя) с муниципальным служащим также может быть расторгнут трудовой договор в случаях:
• достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
• прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства-участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
• несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой;
применения административного наказания в виде дисквалификации.
|