С 1 января 2012 года вступили в законную силу изменения, внесенные в ГПК РФ, в частности, они, коснулись главы 41.1, посвященной пересмотру судебных актов, вступивших в законную силу в порядке надзора.
Производство в суде надзорной инстанции в юридической литературе традиционно рассматривается как исключительная стадия гражданского процесса.
Вывод о подобной исключительности основывался на том, что, в отличие от иных производств - в первой инстанции, апелляционной, кассационного и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, процессуальная деятельность по производству в порядке надзора осуществлялась судом на основании протестов уполномоченных на это законом должностных лиц. Стороны и третьи лица каких-либо прав на возбуждение указанной судебной деятельности не имели: их жалобы статусом процессуальных документов не обладали и никаких процессуальных последствий не влекли.
По действующему ГПК РФ рассмотрение дела в надзорном порядке - это требование публичного интереса, формирование практики применения законодательства, устранение фундаментальных нарушений норм материального и процессуального права, а также соблюдение международных принципов и норм. В связи с реформирование гражданского процессуального законодательства по действующему ГПК РФ существует только одна надзорная инстанция - Президиум Верховного суда РФ.
С заявлением об оспаривании в порядке надзора судебного акта можно обращаться в Верховный Суд РФ, если оспариваемыми актами нарушены фундаментальные права и законные интересы заявителей. Но при этом такое заявление может быть подано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления оспариваемого судебного акта в законную силу.
Сущность и значение пересмотра судебных актов в порядке надзора заключается в том, что согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, как высший судебный орган по гражданским делам осуществляет в установленной ГПК РФ процессуальной форме судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Процессуальная форма такого надзора - пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в ГПК РФ, АПК РФ лиц, а также по представлению прокурора по делам, указанным в ГПК РФ и АПК РФ.
Поскольку, как свидетельствует судебная статистика, ошибки
допускаются во всех судах всех инстанции, то основная задача надзорной инстанции - создание механизма обеспечения единообразного толкования и применения норм права арбитражными судами и судами общей юрисдикции, а также качества правосудия.
Представляется важным сделать акцент на некоторых характерных особенностях стадии пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу в порядке надзора.
Подача надзорной жалобы не влечет автоматического пересмотра оспариваемых судебных актов соответствующих инстанций, поскольку является основанием для постановки и разрешения вопроса о праве ее рассмотрения и принятия постановления об изменении или отмене незаконного или необоснованного судебного решения, постановления, вынесенного нижестоящей инстанцией.
Постановления Президиума Верховного Суда РФ не могут быть обжалованы в рамках национальной судебной системы.
Подача надзорной жалобы допускается только после исчерпания иных возможности, а именно - рассмотрения дела в апелляционной и/или кассационной инстанциях.
Судебные акты нижестоящих инстанций не обжалуются, а оспариваются, поскольку разработан механизм проверки оснований для возбуждения надзорного производства.
Надзорное производство возбуждается по жалобе, представлению лиц, указанных в ст. 391.1 ГПК РФ.
Отсутствует институт оставления жалобы (представления) о возбуждении надзорного производства без движения.
Для обращения в суд с надзорной жалобой, представлением у лица должно быть несколько предпосылок для обращения.
Наличие у субъекта права на обжалование.
Объект должен подлежать надзорному обжалованию.
Должен быть не пропущен 3 месячный срок, предусмотренный для подачи надзорной жалобы. Этот срок для обращения в арбитражный суд надзорной инстанции носит пресекательный характер, поскольку в случае его истечения делает невозможным обращение в надзорную инстанцию.
|