Правовые системы России и Франции принадлежат к одной правовой семье - континентальной или романо-германской. Это означает, что основным источником права является нормативный правовой акт, а правовая система каждой страны разделена на отрасли. Применение источников трудового права как в России, так и во Франции базируется на двух основных принципах: принципе иерархии источников и принципе применения нормы наиболее благоприятной по отношению к работнику. Несмотря на определенную схожесть, источники права каждой из названных стран имеют свои особенности.
Итак, наиболее распространенным источником права для обеих стран является нормативный правовой акт. К нормативным правовым актам относятся как законы, так и подзаконные акты. Высший по юридической силе акт - конституция государства обладает верховенством по отношению к остальному законодательству. Она является важнейшим источником для всех отраслей правовой системы, в том числе и для трудового права. В статье 37 Конституции РФ 1993 г. <1> года закреплены конституционные права граждан в сфере труда, а в преамбуле Конституции Франции 1946 года, являющейся составной частью действующей Конституции 1958 года <2>, гарантированы права трудящихся. В России источниками трудового права могут быть также федеральные конституционные законы, например, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" <3>, пункт "ж" статьи 11 которого предусматривает запрет на проведение забастовок в период чрезвычайного положения. Во Франции конституционными законами вносятся поправки в текст Конституции, а законы, подобные российским конституционным, именуются органическими. К примеру, во Франции действует Органический закон от 28 ноября 1958 года "О назначении на гражданские и военные государственные должности" <4>.
--------------------------------
<1> Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.
<2> La Constitution du 4 octobre 1958 ( mise jour 13 2013) // Legifrance.gouv.fr. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/Droit-francais/Constitution (дата обращения: 05.01.2016).
<3> Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. N 23. Ст. 2277.
<4> Ordonnance N 58-1136 du 28 novembre 1958 portant loi organique concernant les nominations aux emplois civils et militaires de l'Etat, version au 1 janvier 2016 // http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do; jsessionid=723CBE3F11D5ADB778CCF9747ABE5692.tpdjo03v_2?cidTexte=JORFTEXT000000339141&dateTexte=19581129&categorieLien=cid (дата обращения: 05.01.2016).
Среди законов - источников трудового права в каждой из названных стран первое место занимает трудовой кодекс как специальный нормативный правовой акт, комплексно регулирующий значительную часть отношений в сфере труда. В России действует Трудовой кодекс РФ 2001 года <5>, во Франции - Трудовой кодекс Франции (Code du travail) <6> 2007 года. Трудовой кодекс РФ включает более 400, а Трудовой кодекс Франции состоит более чем из 3000 статей и имеет не только законодательную часть (partie ), но также группы норм подзаконного уровня (partie и partie ). В обеих странах прослеживается тенденция к увеличению числа статей кодекса за счет включения новых блоков регулирования в трудовое законодательство.
--------------------------------
<5> Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. I). Ст. 3.
<6> Code du travail, version au 1 janvier 2016 // Legifrance.gouv.fr. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006072050 (дата обращения: 05.01.2016).
Источниками трудового права могут быть и иные законы, причем в России, которая в отличие от Франции является федеративным государством, к источникам трудового права относятся не только общегосударственные (федеральные) законы, но и законы отдельных субъектов РФ. К законам - источникам трудового права в России можно отнести Закон РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <7>, Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <8> и т.д.
--------------------------------
<7> Закон РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1915.
<8> Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. N 3. Ст. 148.
Во Франции в круг источников трудового права включаются Гражданский кодекс <9>, Кодекс интеллектуальной собственности <10>, Коммерческий кодекс <11>, Кодекс общественного здравоохранения <12> и т.д.
--------------------------------
<9> Code civil, version au 30 2015 // Legifrance.gouv.fr. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070721 (дата обращения: 05.01.2016).
<10> Code de la intellectuelle, version au 8 novembre 2015 // Legifrance.gouv.fr. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006069414 (дата обращения: 27.12.2015).
<11> Code de commerce, version au 23 2015 // Legifrance.gouv.fr. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000005634379 (дата обращения: 05.01.2016).
<12> Code de la publique, version au 30 2015 // Legifrance.gouv.fr. URL: http://legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006072665 (дата обращения: 05.01.2016).
Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ к нормативным правовым актам - источникам трудового права помимо Конституции РФ и законов относятся подзаконные нормативные акты:
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- акты федеральных министерств и ведомств;
- акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
- акты органов местного самоуправления;
- локальные нормативные акты.
Примерами таких актов могут быть: Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 года N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы" <13>, Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 года N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" <14>, правила внутреннего трудового распорядка любой организации.
--------------------------------
<13> Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 года N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы" // Собрание законодательства РФ. 21.02.2005. N 8. Ст. 629.
<14> Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 года N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" // Собрание законодательства РФ. 28.07.2008. N 30 (ч. II). Ст. 3640.
Во Франции подзаконными нормативными актами могут вноситься поправки непосредственно в отдельные блоки Трудового кодекса. Нормы трудового права могут содержаться в ордонансах Правительства Франции и декретах Президента Франции. Что касается локальных нормативных актов, то согласно французскому законодательству работодатель обязан принять правила внутреннего трудового распорядка , в которых должны присутствовать следующие пункты: требования по соблюдению правил безопасности и гигиены, меры профилактики рисков, правила, относящиеся к дисциплине труда и т.д. Не является обязательным издание таких правил, если численность работников у данного работодателя составляет менее 20 человек.
Помимо нормативных правовых актов источниками трудового права как в России, так и во Франции являются нормативные договоры. В первую очередь необходимо остановиться на международных договорах. Общепризнанные международные нормы и международные договоры, участницей которых является страна, входят в число источников права России или, соответственно, Франции. Они обладают приоритетом перед нормами национального законодательства, последнее предусмотрено частью 4 статьи 15 Конституции РФ и статьей 55 Конституции Франции. Такие договоры могут быть двусторонними или многосторонними, примерами последних выступают конвенции Международной организации труда (далее - МОТ).
Значение международных институтов для организации труда в различных странах постоянно растет, так к настоящему времени МОТ оказывает существенное влияние на развитие ряда общеевропейских "инструментов" регулирования труда, в частности, "кодекса поведения" европейских компаний, работающих в развивающихся странах, концепции социальной ответственности бизнеса и т.д. Используя все имеющиеся в ее распоряжении средства для обеспечения прав наемных работников, МОТ настаивает на выполнении конвенций МОТ как документов, способствующих социальной справедливости в условиях глобализации, на что непосредственно указывается в тексте Декларации МОТ "О социальной справедливости в целях справедливой глобализации" <15>. Более того, МОТ добивается, чтобы не только государства - члены МОТ, но и транснациональные корпорации, имеющие предприятия в различных странах, соблюдали ее конвенции.
--------------------------------
<15> ILO Declaration on Social Justice for a Fair Globalization adopted by the International Labour Conference at its Ninety-seventh Session, Geneva, 10 June 2008. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---cabinet/documents/genericdocument/wcms_371208.pdf (дата обращения: 05.01.2016).
Государству - члену МОТ недостаточно просто ратифицировать конвенцию, необходимо привести в соответствие с ней национальное законодательство. МОТ контролирует применение конвенций, во-первых, согласно статье 24 своего Устава по жалобам объединений работодателей или профсоюзов, во-вторых, через систематический контроль посредством изучения отчетов государств - членов МОТ, которые они должны направлять в Международное бюро труда.
Россия, являющаяся государством - членом МОТ, ратифицировала к настоящему моменту 73 конвенции МОТ <16>, 54 конвенции являются действующими. Три из них - Конвенция N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках" <17>, Конвенция N 151 "О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе" <18> и Конвенция N 144 "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм" <19> - были ратифицированы Россией в 2014 году и вступили в силу в течение 2015 года. Еще несколько законопроектов о ратификации конвенций МОТ в настоящее время разрабатываются Министерством труда и социальной защиты РФ, в качестве примера можно привести законопроект о ратификации Конвенции N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" <20>.
--------------------------------
<16> L'Organisation internationale du travail: Ratifications par pays. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/fr/f?p=1000:11200:0:NO:11200:P11200_COUNTRY_ID:102884 (дата обращения: 05.01.2016).
<17> Paid Educational Leave Convention, 1974. N 140. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312285:NO (дата обращения: 05.01.2016).
<18> Labour Relations (Public Service) Convention, 1978. N 151. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312296:NO (дата обращения: 05.01.2016).
<19> Tripartite Consultation (International Labour Standards) Convention, 1976. N 144. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312289:NO (дата обращения: 05.01.2016).
<20> Social Security (Minimum Standards) Convention, 1952. N 102. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312247:NO (дата обращения: 05.01.2016).
Из конвенций, признанных МОТ приоритетными, Россия пока не ратифицировала Конвенцию МОТ N 129 "Об инспекции труда в сельском хозяйстве" <21>, также не ратифицированы более 30 действующих конвенций, относящихся к актуальным. Это объясняется тем, что присоединение государства к международному договору подразумевает принятие на себя обязательств. Каждое государство вправе решать: какие конвенции принесут пользу его гражданам, ратификация каких конвенций будет преждевременной, поскольку национальная финансовая система не готова к выполнению соответствующих обязательств, принятие обязательств по каким конвенциям противоречит национальным интересам государства <22>.
--------------------------------
<21> Labour Inspection (Agriculture) Convention, 1969. N 129. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO::P12100_INSTRUMENT_ID:312274 (дата обращения: 05.01.2016).
<22> Лютов Н.Л. Перспективы ратификации Россией конвенций МОТ // Трудовое право. 2010. N 2. С. 89 - 96.
Теперь рассмотрим практику применения конвенций МОТ во Франции, которая традиционно пользуется большим влиянием в МОТ: дважды французы возглавляли исполнительный орган МОТ - Международное бюро труда. Франция - одна из стран, ратифицировавших наибольшее число конвенций МОТ - 127, из них 80 являются действующими, в то время как другие страны (за исключением Испании - первой по числу ратифицированных конвенций: 133 конвенции, из них 87 действуют) провели ратификацию меньшего числа конвенций МОТ.
Как известно, государства сами решают будут ли они ратифицировать конвенцию МОТ. В то же время в течение года после принятия новой конвенции государство - член МОТ обязано поставить вопрос о ратификации перед уполномоченным государственным органом. Если уполномоченный орган выскажется отрицательно, то государство обязано представить доклад Генеральному директору Международного бюро труда, объясняя причины отказа или задержки в ратификации конвенции. В таком порядке Франция отказалась ратифицировать:
- Конвенцию N 143 "О трудящихся-мигрантах" <23> (Россия в ней также не участвует), что повлекло бы обязанность выплачивать ряд пособий работникам-мигрантам;
--------------------------------
<23> Migrant Workers (Supplementary Provisions) Convention, 1975. N 143. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312288:NO (дата обращения: 05.01.2016).
- Конвенции N 151 <24> и 154 <25>, касающиеся проведения коллективных переговоров, по причине того, что статус государственной службы несовместим с некоторыми формами коллективных переговоров, предусмотренными в этих Конвенциях;
--------------------------------
<24> Labour Relations (Public Service) Convention, 1978. N 151. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312296:NO.
<25> Collective Bargaining Convention, 1981. N 154. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312299:NO (дата обращения: 05.01.2016).
- Конвенцию N 155 <26> "О безопасности и гигиене труда", предусматривающую право на отказ работника от выполнения работы, угрожающей его жизни и здоровью. Причины отказа в ратификации: невозможность признания данного права за некоторыми категориями государственных служащих и работников государственного сектора экономики, в частности, железнодорожников и работников гражданской авиации. В то же время эта Конвенция привела к некоторым изменениям в национальном законодательстве Франции, так в 2001 году право на отказ от выполнения работы, угрожающей жизни и здоровью, появилось у работников муниципальных органов.
--------------------------------
<26> Occupational Safety and Health Convention, 1981. N 155. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312300:NO (дата обращения: 05.01.2016).
Некоторые конвенции МОТ ратифицированы Францией с большой временной задержкой. К примеру, Конвенция N 90 "О ночном труде детей в промышленности" <27>, принятая в 1951 году, была ратифицирована только в 1985 году, а Конвенция N 111 "О дискриминации в области занятости" <28> 1958 года, входящая в число основополагающих, - только в 1981 году.
--------------------------------
<27> Night Work of Young Persons (Industry) Convention (Revised), 1948. N 90. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312235:NO (дата обращения: 05.01.2016).
<28> Discrimination (Employment and Occupation) Convention, 1958. N 111. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312256:NO (дата обращения: 05.01.2016).
В некоторых случаях именно конвенции МОТ повлияли на внесение существенных изменений во французское законодательство. Речь в данном случае идет о Конвенции N 148 "О производственной среде" (загрязнение воздуха, шум и вибрация) <29> 1977 года, ратифицированной в 1985 году, о Конвенции N 156 "О работниках с семейными обязанностями" <30> 1981 года, ратифицированной в 1989 году, после того как были приняты законы о профессиональном равенстве между мужчинами и женщинами и о семье, о Конвенции N 159 "О трудоустройстве людей с ограниченными возможностями" <31> 1983 года, ратифицированной в 1989 году.
--------------------------------
<29> Working Environment (Air Pollution, Noise and Vibration) Convention, 1977. N 148. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312293:NO (дата обращения: 05.01.2016).
<30> Workers with Family Responsibilities Convention, 1981. N 156. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312301:NO (дата обращения: 05.01.2016).
<31> Vocational Rehabilitation and Employment (Disabled Persons) Convention, 1983. N 159. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312304:NO (дата обращения: 05.01.2016).
Ратификация Францией такого количества конвенций МОТ не всегда означает их использование на практике. Приоритет международного права, установленный Конституцией Франции, как показывает практика прошлых лет, не гарантировал, что суд будет основывать свое решение на международных, а не национальных нормах права <32>. Некоторые конвенции фактически не применяются, национальное законодательство Франции продолжает действовать несмотря на противоречие положениям конвенций. Например, Конвенция N 22 "О контроле найма моряков" <33> в течение долгого времени не соответствовала французскому законодательству в части работы моряков-иностранцев и условий прекращения трудового договора. Изменения в Морской трудовой кодекс Франции <34> были внесены только в 1996 - 1997 годах. Другой пример - Конвенция N 94 "Об условиях труда" (в публичных контрактах) <35>. Французское законодательство о госзакупках в нарушение этой Конвенции не требовало включения в договоры с соответствующей категорий служащих условий, гарантирующих заработную плату, продолжительность рабочего времени, которые не должны быть менее благоприятными, чем общие условия, предусмотренные национальным законодательством и социально-партнерскими соглашениями. Данное противоречие, судя по ежегодным докладам специальной комиссии, не убрано до сих пор <36>.
--------------------------------
<32> , Voeffray F. L'Application du droit international dans l'ordre juridique interne // du droit international et communautaire dans l'ordre juridique national. The Hague/London/Boston: Kluwer Law International. 1996. P. 61.
<33> Seamen's Articles of Agreement Convention, 1926. N 22. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0:NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312167:NO (дата обращения: 05.01.2016).
<34> Code du travail maritime, version au 18 juillet 2013 // Legifrance.gouv.fr. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006072051 (дата обращения: 05.01.2016).
<35> Labour Clauses (Public Contracts) Convention, 1949. N 94. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312239:NO (дата обращения: 05.01.2016).
<36> Lyon-Caen P. L'application par la France des Conventions internationales du travail // Droits fondamentaux, 2010. N 8. URL: http://www.droits-fondamentaux.org/IMG/pdf/df8_OIT_Lyon_Caen.pdf (дата обращения: 05.01.2016).
Следующим примером может служить Конвенция N 118 "О равноправии в области социального обеспечения" <37>, которая не выполняется, так как действующее французское законодательство не соответствует требованию Конвенции о равенстве прав работников-иностранцев с работниками-гражданами в вопросе выплаты пособий: согласно Кодексу социального обеспечения Франции <38> иностранные работники должны подтвердить свое право на проживание во Франции, этого не требуется только для работников стран, с которыми у Франции заключены соответствующие соглашения.
--------------------------------
<37> Equality of Treatment (Social Security) Convention, 1962. N 118. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312263:NO (дата обращения: 05.01.2016).
<38> Code de la sociale, version au 31 2015 // Legifrance.gouv.fr. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006073189 (дата обращения: 05.01.2016).
Как видим, и во Франции и в России конвенции МОТ являются работающим инструментом, стимулирующим приведение норм национального законодательства в соответствие с общими требованиями МОТ. В то же время в практике обоих государств присутствует частичное невыполнение государством - членом МОТ взятых на себя обязательств по ратификации конвенций и по приведению национального законодательства в соответствие с международными трудовыми стандартами.
К источникам трудового права во Франции относятся также договоры в рамках Европейского союза (Маастрихтские соглашения <39>, Лиссабонский договор <40> и т.д.), директивы, которые государства - члены Европейского союза должны транслировать в национальное законодательство, несоблюдение этого требования может стать предметом разбирательства в Суде Европейского союза.
--------------------------------
<39> sur l'Union , version au 26 octobre 2012, Maastricht en 1992. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/?uri=CELEX%3A12012M%2FTXT (дата обращения: 05.01.2016).
<40> de Lisbonne modifiant le sur l'Union et le instituant la , le 13 2007. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/cg00014.fr07.pdf (дата обращения: 05.01.2016).
Внутригосударственные договоры признаются источниками трудового права в обеих странах. В статье 45 Трудового кодекса РФ предусмотрены следующие виды нормативных договоров: генеральное соглашение, отраслевые, межрегиональные и межотраслевые соглашения, региональные и территориальные соглашения, а также коллективный договор, заключаемый на локальном уровне. Коллективные договоры и соглашения могут быть заключены на срок не более 3 лет (статьи 43, 48 Трудового кодекса РФ).
Во Франции отраслевые и межотраслевые соглашения могут заключаться на национальном и региональном уровнях, срок их действия устанавливается самим соглашением. Некоторые соглашения заключаются на неопределенный срок и действуют к настоящему времени уже несколько десятков лет. Если соглашение заключено на определенный срок, он не может превышать 5 лет (статья L2222-4 Трудового кодекса Франции). К коллективным договорам применяются такие же правила, необходимо лишь уточнить, что работодатель обязан не реже чем раз в год (по некоторым вопросам - раз в 3 года) вступать в переговоры с представителями работников для согласования позиций (статьи L2242-1 - L2243-2 Трудового кодекса Франции).
Статья 5 Трудового кодекса РФ к источникам трудового права относит только нормативные правовые акты и нормативные договоры. В то же время в юридической литературе на протяжении многих лет дискутируется вопрос о признании в качестве источников актов судебной практики. В России огромную роль при разрешении ряда вопросов играют постановления Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ. К примеру, Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 года N 28-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева" <41> имеет значение для регулирования трудовых отношений из-за признания неконституционным положения части 4 статьи 261 Трудового кодекса РФ. Эта статья запрещала увольнение по инициативе работодателя женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет, но не давала аналогичных гарантий отцу - единственному кормильцу в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до 3 лет, если мать не работает.
--------------------------------
<41> Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 года N 28-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева" // Собрание законодательства РФ. 26.12.2011. N 52. Ст. 7639.
Пленум Верховного Суда РФ вправе давать руководящие разъяснения, обязательные как для российских судов при разрешении трудовых споров, так и для других правоприменителей, в том числе работодателей. Принимая постановления, Пленум Верховного Суда РФ не только толкует законодательство, но и восполняет пробелы в правовом регулировании, то есть фактически создает новые правила поведения.
Во Франции судебная практика признана источником права. Высшей судебной инстанцией является Кассационный суд Франции. Именно судебной практикой были созданы новые основания прекращения трудового договора, не предусмотренные изначально Трудовым кодексом Франции, о чем подробнее будет рассказано в пункте 2.3 главы 2 "Прекращение трудового договора".
К источникам трудового права во Франции относят также обычай и трудовой договор. Примером обычаев в трудовом праве могут служить так называемые профессиональные обычаи, которые определяют правила для соответствующей профессии в определенной местности. На них сделаны ссылки в трудовом законодательстве. Так, в статье L1237-1 Трудового кодекса Франции установлено, что в качестве периода предупреждения об увольнении работника по собственному желанию при отсутствии уточнения в законе, соглашении или коллективном договоре применяется период, обычно используемый в данной местности и в данной профессии.
В отличие от России, во Франции трудовой договор признается источником трудового права. Он должен соответствовать актам социального партнерства, не может включать условия менее благоприятные для работника, чем содержащиеся в актах социального партнерства, и не может быть изменен без согласия работника.
Как видим, во Франции круг источников трудового права шире, чем в России. С одной стороны, это усложняет систему источников трудового права и требует специальных знаний, а с другой - работнику предоставляются дополнительные возможности по защите своих прав и законных интересов. В частности, при обращении в суд работник может ссылаться на имеющиеся профессиональные обычаи, сложившиеся в данной местности, он также вправе настаивать на судебном прекращении трудового договора, влекущем негативные последствия финансового характера для работодателя.
|