Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.
Правовая охрана труда как институт трудового права - это система норм, непосредственно направленных на создание таких условий труда, которые обеспечивают сохранение в процессе труда жизни и здоровья работников.
Развивающаяся экономика усиливает негативное воздействие производственной среды на здоровье работников. Существенную роль в этом играют профессиональные риски - травматизм и заболеваемость вследствие воздействия на организм опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса. Общемировые тенденции повышения профессиональных рисков работников, в том числе в отношении уровня стресса и объема работы, подтверждаются и результатами исследований французского Национального института исследований и безопасности (INRS) <84>.
--------------------------------
<84> Larroque D. et au travail dans les petites entreprises. Quelle ? URL: http://www.inrs.fr/header/presse/cp-enquete-sante-travail-tpe.html (дата обращения: 05.01.2016).
Инспектирование работодателей является основной формой надзорно-контрольной деятельности государственной инспекции труда в Российской Федерации. Основаниями для инспектирования являются поручения руководителей Роструда и Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, информация других государственных органов и поступающие обращения граждан. Осуществляется также работа по рассмотрению постановлений прокуратуры о возбуждении дел об административном правонарушении. Иногда проверки проводятся совместно с органами прокуратуры.
В последние годы Россия поменяла модель охраны труда, осуществив переход от компенсационной модели к системе управления профессиональными рисками. В задачи работодателей входят теперь: выявление и оценка рисков, профилактика производственного травматизма, улучшение условий работы. Для этого в Трудовой кодекс РФ добавлено понятие "профессиональный риск" как вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных или опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору.
Государственное управление охраной труда включает разработку нормативных актов и целевых программ, установление порядка проведения государственной экспертизы условий труда, порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах и иных мер, предусмотренных статьей 216 Трудового кодекса РФ.
Помимо раздела X Трудового кодекса РФ, вопросы охраны труда в России регулируются рядом нормативных правовых актов, например Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" <85>, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <86>, правилами охраны труда в различных сферах (Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок <87>, Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве <88> и т.д.), а также договорами нормативного содержания - конвенциями (в первую очередь Конвенцией МОТ N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" <89>), соглашениями и коллективными договорами.
--------------------------------
<85> Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. N 52 (ч. I). Ст. 6991.
<86> Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. N 14. Ст. 1650.
<87> Приказ Минтруда России от 24 июля 2013 года N 328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 03.02.2014. N 5.
<88> Приказ Минтруда России от 7 июля 2015 года N 439н "Об утверждении Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 13.08.2015.
<89> Promotional Framework for Occupational Safety and Health Convention, 2006. N 187. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312332:NO (дата обращения: 05.01.2016).
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ каждый российский работодатель обязан предусмотреть безопасные условия и охрану труда. В обязанности работодателя входит обеспечение:
- безопасности работников при эксплуатации зданий, оборудования, а также применяемых инструментов и материалов;
- соответствия требованиям охраны труда условий на рабочем месте;
- режима труда и отдыха работников в соответствии с законом;
- применения спецодежды, специальной обуви, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию, за счет работодателя;
- обучения безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим;
- проведения инструктажа по охране труда и т.д.
У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность с численностью работников более 50 человек, должна быть служба охраны труда или должность специалиста по охране труда, имеющего спецподготовку. При их отсутствии эти функции осуществляют руководитель, другой уполномоченный им работник либо организация, оказывающая услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору. Все работники обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране труда.
Французское законодательство включает обширный блок норм, регламентирующих вопросы здоровья и безопасности на работе. Эти нормы относятся к различным отраслям права и нацелены на минимизацию вредных последствий человеческой деятельности на самого человека и на состояние окружающей среды.
К источникам права, регулирующим вопросы охраны здоровья работников, относятся:
- Конвенции и Рекомендации МОТ о гигиене и безопасности труда, ратифицированные Францией;
- директивы и регламенты Европейского союза.
Директивы бывают двух типов: "экономические" директивы, позволяющие гармонизировать уровни безопасности и свободное перемещение товаров в странах Европейского союза, и "социальные", регулирующие условия труда. Нормативное регулирование Европейского союза лежит в основе правил охраны труда во Франции.
Основным источником права в области охраны здоровья и безопасности труда является Трудовой кодекс Франции, часть IV которого "Здоровье и безопасность труда" (" et au travail") посвящена охране труда. Причем, в отличие от норм других частей Трудового кодекса Франции, не распространяющихся на работодателей - государственные организации и на работников - государственных служащих (а во Франции к ним относятся учителя и врачи, работающие в государственных образовательных и медицинских учреждениях), нормы части IV Трудового кодекса Франции по смыслу его статьи L4111-1 распространяются и на них.
Обязанности работодателя в области охраны труда перечислены в статьях L4121-1 - L4121-5 Трудового кодекса Франции, они включают:
- обязанность принимать необходимые меры для обеспечения безопасности и защиты физического и психического здоровья работников, совершенствуя средства и меры по охране труда, в том числе через действия по предотвращению профессиональных рисков, по информированию и обучению работников;
- обязанность применять названные выше меры с учетом общих принципов (оценка рисков, избегание рисков, борьба с рисками, учет уровня развития техники, замена более опасного оборудования менее опасным, планирование работы по предотвращению рисков, приоритет мер коллективной защиты, проведение инструктажей).
Как и по российскому законодательству, любые меры по охране здоровья выполняются за счет работодателя и не могут осуществляться за счет работников (статья L4122-2 Трудового кодекса Франции), а на работы, связанные с риском для здоровья, безопасности и нравственности, не могут быть приняты лица моложе 18 лет (статья L4153-8 Трудового кодекса Франции).
Среди условий безопасного труда, которые должен обеспечить работодатель, в книге второй части IV Трудового кодекса Франции перечислены условия о вентиляции, освещении, звукоизоляции, электробезопасности и т.д. В развернутом виде требования по обеспечению этих условий содержатся в подзаконных актах.
Субъектами охраны труда по французскому законодательству являются:
- работодатель, который осуществляет организацию работы по охране труда. При несчастном случае на производстве или выявлении профессионального заболевания работодатель несет гражданско-правовую ответственность перед работником. Кроме этого, дополнительное возмещение вреда работнику может быть установлено в случае так называемой непростительной оплошности работодателя (faute inexcusable de l'employeur). В случае несоблюдения нормативных актов в области здравоохранения и безопасности на рабочем месте, повлекшем серьезную аварию или несчастный случай со смертельным исходом, работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности;
- работник, несущий ответственность за собственную безопасность и безопасность своих коллег, если это входит в его должностные обязанности; например, бригадир несет ответственность за выполнение бригадой требований по технике безопасности, предусмотренных работодателем;
- сотрудник , ответственный за охрану труда и предупреждение профессиональных рисков, который является советником работодателя и участвует в проведении мероприятий по охране труда и профилактике профессиональных рисков. Он может именоваться инженером по безопасности, специалистом по безопасности и т.д. Именно он поддерживает систему менеджмента безопасности и здоровья в организации, определяя политику по охране и гигиене труда, реализуя программы профилактики и проводя ежегодную оценку профессиональных рисков, разрабатывая инструкции по технике безопасности, обеспечивая нормативную базу и проведение анализа несчастных случаев, профессиональных заболеваний и т.д.;
- специальный представительный орган работников, отвечающий за безопасность и гигиену труда ( , de et des conditions de travail), обязательно создаваемый на предприятиях с числом работников не менее 50 человек. На данный орган (комитет) возложены задачи по содействию, охране физического, психического здоровья и безопасности работников, улучшению условий труда, в том числе по решению проблем, связанных с материнством, и по контролю за соблюдением требований законодательства в отношении различных профессий. Согласно статье L4611-4 Трудового кодекса Франции государственный инспектор труда может потребовать создать такой комитет, даже если в организации менее 50 работников, когда это необходимо в силу характера работы или из-за специфики оборудования помещений;
- врач по гигиене труда, задачей которого является консультирование работодателя, работников и их представителей в области профилактики профессиональных рисков. Врач является постоянным работником на крупном предприятии либо работает по договору с несколькими предприятиями. Главная цель деятельности врача - наблюдение за здоровьем персонала для определения пригодности к выполняемой работе. Согласно статье L4622-3 Трудового кодекса Франции врач выполняет превентивную роль, предупреждая любой вред здоровью работников в результате их труда, в том числе путем контроля за санитарно-гигиеническими условиями труда;
- медсестра, оказывающая помощь врачу в работе. Должность медсестры обязательна для промышленных предприятий с численностью работников более 200 человек;
- социальный работник, выполняющий функции слушателя и советчика, в частности для профилактики психосоциальных рисков <90>. В организации с числом работников не менее 250 согласно статье L4631-1 Трудового кодекса Франции должна быть создана социальная служба труда, в задачи которой входят содействие работникам и сотрудничество со службой охраны труда.
--------------------------------
<90> Психосоциальные риски (risques psychosociaux) - незнакомое российскому трудовому праву понятие, появившееся в области охраны труда в европейских странах за последнюю четверть века. Как правило, под психосоциальными рисками понимаются: стресс, психологическое домогательство, депрессия, burnout (профессиональное "выгорание"), связанные с работой.
За пределами организации субъектами охраны труда являются:
- службы охраны здоровья на работе (Services de au Travail interentreprises), зарегистрированные в Министерстве труда Франции;
- инспектор или контролер трудовой инспекции, миссия которых заключается в обеспечении выполнения норм в области охраны здоровья и безопасности труда. Трудовые инспекции являются региональными подразделениями Министерства труда Франции. Государственный инспектор труда или контролер труда согласно статье L4722-1 Трудового кодекса Франции вправе потребовать от работодателя проверки состояния средств защиты, измерения уровня вредности физических, химических или биологических факторов воздействия на работников, проведения анализа используемых опасных веществ;
- инженеры или контролеры учреждений социальной защиты (учреждений пенсионного и медицинского страхования), которые осуществляют контроль за расследованием несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, дают рекомендации технического или организационного характера. Они обладают правом доступа к рабочим местам, равно как и инспекторы трудовой инспекции. Некоторые из них имеют специализацию в области психологии труда, химических исследований, и т.д.
Кроме того, во Франции существуют службы профилактики, распространяющие информацию в области охраны труда (плакаты, видео, листовки, буклеты) и осуществляющие подготовку кадров в области охраны труда, а также организации технического контроля, проверяющие соответствие оборудования нормативным требованиям.
Законом от 17 августа 2015 года N 2015-994 о социальном диалоге и занятости <91> раздел 4 книги шестой части IV Трудового кодекса Франции - "Учреждения и лица, принимающие участие в организации профилактики" был дополнен статьями L4641-1 - L4641-4, предусматривающими создание Совета по условиям труда (Conseil d'orientation des conditions de travail) при министре труда. Совет участвует в разработке стратегических направлений государственной политики в сфере обеспечения условий труда, содействует определению позиции Франции на европейском и международном уровне, дает консультации по проектам законов и подзаконных нормативных актов, касающихся этой области и т.д. В Совет входят представители государства, профсоюзов, национальных объединений работодателей, органов социального обеспечения. Аналогичные советы должны быть созданы и в каждом регионе Франции.
--------------------------------
<91> Loi N 2015-994 du 17 2015 relative au dialogue social et l'emploi // Legifrance.gouv.fr. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000031046061 (дата обращения: 05.01.2016).
Работодатель, совершивший преступление в сфере охраны труда, привлекается к уголовной ответственности согласно разделу 4 книги седьмой части IV Трудового кодекса Франции - к штрафу в размере 3750 евро, а при совершении деяния повторно - к лишению свободы сроком на 1 год и штрафу в размере 9000 евро (статья L4741-1 Трудового кодекса Франции).
Согласно статье L4741-3 Трудового кодекса Франции работодатель, не выполнивший предписаний инспектора труда, если они были связаны с приостановкой работы из-за опасности жизни и здоровья работников на строительных площадках (к примеру, при неисправности средств защиты от падения с высоты), подлежит наказанию в виде лишения свободы сроком на 1 год и штрафу в размере 3750 евро.
В соответствии со статьей L4741-5 Трудового кодекса Франции в некоторых случаях суд может назначить в виде дополнительного наказания вывешивание информации о совершенном правонарушении "aux portes des " (дословно - на дверях учреждения). В случае рецидива суд может вынести в отношении физического лица - нарушителя также запрет на профессию сроком до пяти лет. Несоблюдение запрета повлечет лишение свободы на срок до двух лет и штраф в размере 9000 евро.
Попытка работодателя помешать работе комитета гигиены и безопасности труда, представителям работников в комитете может быть наказана лишением свободы сроком на 1 год и штрафом 7500 евро (статья L4742-1 Трудового кодекса Франции).
Можно отметить, что правовое регулирование охраны труда во Франции в целом схоже с российским, это объясняется использованием европейского опыта в области правовой регламентации гигиены и охраны труда при реформировании российского трудового законодательства в последние годы. В то же время специальная оценка условий труда во Франции отсутствует, зато развита система обучения по охране труда и, помимо трудовой инспекции, на работодателей оказывает серьезное воздействие деятельность комитетов по гигиене, безопасности и условиям труда, создаваемых непосредственно на предприятиях.
|