Альтернативные способы урегулирования споров представляют собой систему взаимосвязанных действий сторон и иных лиц по рассмотрению возникшего спора, направленного на его внесудебное урегулирование или разрешение с использованием примирительных или иных процедур, осуществляемое, как правило, на основании добровольного волеизъявления сторон. Медиация - это один из способов альтернативного разрешения споров, предполагающий участие нейтральной незаинтересованной стороны - медиатора, основывающийся на проявлении уважения друг к другу, принятии друг друга, умении слушать и слышать, обязательном соблюдении конфиденциальности.
Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Историкам хорошо известно, что издревле медиация применялась при разрешении международных споров. Называлось это по-разному: "посредничество", "ходатайство", "предложение добрых услуг". Подобные методы разрешения споров все чаще использовались в тех случаях, когда переговоры заходили в тупик и для достижения успеха нужно было заставить спорящие стороны понять и принять точки зрения друг друга. Уже много веков назад люди убедились, что при разрешении серьезных разногласий жизнеспособного и взаимовыгодного решения проще добиться переговорами, нежели используя нормы или иерархический порядок.
Наделение сторон возможностью и правом контролировать не только содержание принимаемого решения, но и процесс его поиска и выработки - ключевая особенность медиации. Именно эта черта выделяет медиацию как особый институт из системы способов разрешения конфликтов.
Сила и эффективность такого понимания медиации выражается прежде всего в том, что участвующий в переговорах посредник не выносит какого-либо собственного решения. Он не стоит над сторонами как власть, он лишь своим опытом, знаниями, умением разрешать конфликты помогает сторонам выработать позицию, которая устраивала бы обе стороны и в той или иной степени соответствовала интересам спорящих сторон.
Из этого содержания вытекают и другие характерные свойства медиации, многие из которых являются существенным преимуществом данной процедуры в российских условиях.
1. Медиация сохраняет отношения. Затянувшаяся судебная тяжба может разрушить любые отношения между сторонами. Медиация же, напротив, гораздо менее конфронтационна, чем судебное разбирательство, в котором стороны перебрасываются обвинениями или даже оскорблениями и пытаются дискредитировать друг друга. Медиация не несет в себе подобного разрешения. Напротив, позволяет участникам спора действовать конструктивно и совместно, настраивая стороны на поиск позитивного решения, взаимоприемлемого для сторон и нацеленного на сохранение и укрепление сотрудничества между сторонами.
2. Высокий уровень свободы для сторон во всем, что касается организационных деталей проведения процедуры (место, время), а также формы изложения материала. Такая гибкость медиации существенно отличает ее от традиционного судебного процесса, связанного с обязательными требованиями о месте и времени судебных заседаний, порядке представления доказательств, форме выступлений и обращений к суду и т.д.
3. Медиация экономит время и деньги. Безусловно, в России участие в судебном разбирательстве не столь дорого, как в западных странах, однако сохраняющийся неизменным принцип "выигрыш-проигрыш" и риск потерять по итогам дела все неизбежно будут приводить спорящие стороны к мысли о попытке урегулировать разногласия с помощью медиации. Проблема сроков судебного рассмотрения в России, как признают и сами судьи, стоит не менее остро, чем за рубежом. Быстрота, неформализованность процедуры медиации в этом отношении выгодно отличает ее от суда.
4. Медиация снижает риск и помогает сторонам достичь цели. Обычно трудно определить, как в суде разрешится то или иное дело. Зачастую решение суда не удовлетворяет ни одну из сторон. Медиация же, напротив, обладает таким существенным преимуществом, как предоставление сторонам контроля над принятием решения по урегулированию их конфликта. Удачно проведенная медиация завершается соглашением, которое принимают сами стороны. Проблема любого судебного решения - его исполнимость. Этот вопрос в России крайне актуален, и Федеральная служба судебных приставов, занимающаяся вопросами исполнения решений судов, буквально завалена работой. Процент неисполненных судебных решений в России достаточно высок. Принцип наделения сторон правом контроля за содержанием и процессом поиска решений в медиации - это один из возможных выходов из сложной ситуации с низкими показателями исполнения судебных решений. Мировая практика свидетельствует о том, что от 90% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.
Приведенные выше характерные свойства медиации существенно отличают ее от судебного разбирательства, разбирательства в третейском суде и психологической терапии по следующим позициям.
СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО
МЕДИАЦИЯ
Процесс формальный
Процесс неофициальный
Публичный
Конфиденциальный
Контролируется государством
Основан на автономности участников
Ориентирован на повод к конфликту. Бремя доказательства (сбор фактов)
Ориентирован на личные убеждения и субъективные интересы сторон
Осуществление правовых позиций
Объединение различных интересов
Ориентирован на прошлое
Нацеленность на создание взаимоприемлемого будущего
Применение права
Использование права
Ориентация на победу одной из точек зрения
Уважение различий, интересов и точек зрения друг друга
Использование слабости позиций другой стороны в целях собственного выигрыша
Принятие собственной слабости (и слабости других) как переломной точки в споре, т.к. приходит осознание необходимости привлечения помощи со стороны
Стратегии в духе "выигрыш - проигрыш"
Решения в духе "выигрыш - выигрыш"
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
МЕДИАЦИЯ
Речь идет о внутриличностных конфликтах
Речь идет о межличностных конфликтах
Как правило, терапевт работает только с одним лицом
Вовлечены все участники конфликта
Конфликт используется как указатель пути к лежащим более глубоко проблемам
Вовлекаются скрытые причины, чтобы прийти к решению
Цель - решение более глубоких личностных проблем
Цель состоит в решении актуальной проблемы
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что медиация - это особая форма посредничества, не предполагающая вынесения третьей стороной решения по спору.
Медиация в России начала активно развиваться с 2005 г. в основном в сфере арбитражного права. Считается, что впервые об институте медиации в России на государственном уровне было заявлено на первой международной конференции "Медиация. Новый шаг на пути построения правового государства и гражданского общества" в 2005 г., которая была проведена Аппаратом полномочного представителя Президента в ЦФО совместно с межрегиональным центром управленческого и политического консультирования.
В дальнейшем освоение медиации носило локальный характер, каждый регион создавал свою собственную модель медиации, которая была бы удобна, применима и востребована.
После пяти лет напряженной законотворческой работы Россия наконец-то обрела первый в своей постсоветской истории нормативный правовой акт, посвященный примирительному посредничеству.
7 июля 2010 г. Государственная Дума приняла в третьем чтении Закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", Совет Федерации его одобрил 14 июля 2010 г., Президент РФ подписал Закон 27 июля 2010 г. Таким образом, только четвертому российскому законопроекту, посвященному медиации, удалось пройти все необходимые для такого рода актов процедуры. Закон вступил в силу с 1 января 2011 г.
Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, спорам, возникающим из трудовых, семейных правоотношений и иных правоотношений, только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
К иным правоотношениям, на наш взгляд, можно отнести сферу уголовного права, а именно дела частного обвинения. В соответствии со ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью первой ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116.1 (нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию), частью первой ст. 128.1 (клевета) Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.
Представляется, что по делам частного обвинения данная примирительная процедура наиболее полезна.
Частных обвинителей можно разделить на три категории. Первая категория - это те потерпевшие, которые понимают, что закон предусматривает по делам частного обвинения достаточно мягкое наказание, поэтому в итоге они хотят лишь материального удовлетворения. Вторая категория - это лица, уставшие от длительного конфликта, вылившегося в противоправное действие, ставшее предметом их обращения в суд. Эта категория граждан мечтает о спокойной жизни в будущем и как нельзя лучше подходит для проведения с ними процедуры медиации, так как медиация всегда направлена на то, чтобы помочь разобраться с внутренними конфликтами, приведшими к конфликту внешнему. Третья категория потерпевших - это люди, которые никогда не согласятся на процедуру медиации. Им не нужен мир с обвиняемым, они жаждут возмездия и только в нем видят торжество правосудия.
Что касается гражданских дел, при рассмотрении которых могут быть задействованы медиаторы, то это практически все категории гражданских дел. В практике выделяют следующие категории:
- семейные споры (споры, связанные с воспитанием детей, о разделе имущества между супругами, расторжении брака, о взыскании алиментов, иные, возникающие из брачно-семейных правоотношений);
- споры, связанные с взысканием сумм по договору;
- трудовые споры;
- жилищные споры;
- споры, связанные с возмещением ущерба от ДТП;
- споры о защите прав потребителей;
- споры о защите деловой и иной репутации, чести и достоинства;
- споры о защите прав потребителя.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее - ГПК РФ) внесены новые нормы, устанавливающие возможность и порядок обращения сторонами по рассматриваемому делу в целях урегулирования спора к посреднику - медиатору. Медиаторы включены в перечни лиц, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей.
Медиация базируется на основных принципах, без соблюдения которых процедуры не могут эффективно существовать. Такими принципами являются:
- добровольность.
В большинстве случаев стороны соглашаются на медиацию по собственному выбору. Сильной стороной медиации является способность сторон по любой причине в любой момент отказаться от продолжения медиации либо отказаться от заключения окончательного соглашения. Даже если медиация проходит по решению суда, медиатор не обязан в любом случае составлять окончательное соглашение или заставлять стороны разрешать спор;
- беспристрастность.
Для медиации необходима нейтральная третья сторона. Так как хороший медиатор дает возможность сторонам высказаться, сопереживает им, вполне естественно для медиатора по ходу процесса почувствовать симпатию по отношению к той или иной стороне. Медиатор должен знать о возможности возникновения таких чувств и сделать так, чтобы его слова, действия, поступки, стиль ведения медиации оставались нейтральными. К обеим сторонам необходимо проявлять равное уважение. Если медиатор не в состоянии демонстрировать одинаково справедливое отношение к обеим сторонам, он должен прекратить свои полномочия медиатора по данному делу. Если медиатор узнает о конфликте интересов, он должен отказаться проводить медиацию и попросить стороны пригласить иного медиатора. Вопросы, которые могут представлять конфликт интересов, включают в себя представление медиатором в прошлом интересов одной из сторон, а также дружеские или деловые отношения со сторонами или близкими родственниками сторон;
- самоответственность сторон.
Конечная ответственность за достижение соглашения лежит на сторонах, а не на медиаторе. Процесс медиации основывается на самостоятельном достижении сторонами взаимоприемлемого соглашения. Они определяют объем и цели соглашения, а также решают, были ли соблюдены их интересы;
- сотрудничество.
Процесс медиации проходит в сотрудничестве. Стороны вместе, с помощью посредника, проводят работу по достижению соглашения, удовлетворяющего их интересам. По ходу проведения медиации развивается доверие сторон друг к другу, медиатор старается отойти на задний план и дать сторонам возможность общаться напрямую;
- конфиденциальность.
Медиатор обязан сохранять конфиденциальность любой информации, переданной ему одной стороной в отсутствие другой стороны. Если медиатор считает, что раскрытие этой информации поможет успешному проведению медиации, он может попросить сторону раскрыть данную информацию на совместной встрече, либо попросить разрешения стороны на ее раскрытие. Стороны сами определяют уровень конфиденциальности обсуждений и предоставленной информации. Медиатор должен попытаться убедить их как минимум не раскрывать посторонним детали обсуждений и предлагаемые варианты решения проблем. Это позволит сторонам открыто общаться и не бояться того, что сказанное во время медиации может быть позднее использовано против них. Стороны также могут принять решение о полной конфиденциальности содержания достигнутого соглашения.
Существенный вклад в соблюдение принципов медиации при проведении процедуры вносит медиатор. Медиатор отвечает за то, чтобы помочь сторонам достичь добровольного соглашения. Он добивается этого путем направления развития их обсуждения в процессе медиации. Это требует создания атмосферы безопасности и поддержки, в которой обе стороны смогут рассказать о том, что их заботит и что отвечает их интересам. Медиатор часто сталкивается с вопросами, вызывающими эмоциональную реакцию сторон, и должен помочь сторонам разумно оценить альтернативы и соотнести их с желаемым результатом. В конечном итоге роль медиатора заключается в помощи сторонам продуктивно общаться друг с другом.
Действующим законодательством к медиаторам предъявляются определенные требования <13>. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
--------------------------------
<13> Статья 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (ред. от 23.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Медиатор на непрофессиональной основе - это лицо, достигшее возраста 18 лет, обладающее полной дееспособностью, не имеющее судимости.
Медиатор на профессиональной основе - лицо, достигшее возраста двадцати пяти лет, имеющее высшее образование и получившее дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.
Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором как на платной, так и на бесплатной основе.
Медиатор не вправе:
1) быть представителем какой-либо стороны;
2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
Стоит отметить, что не все конфликты готовы для медиации. Основную озабоченность вызывает возможное отсутствие желания сторон участвовать в медиации. Медиация является добровольным процессом, который требует общей работы всех сторон конфликта для достижения взаимовыгодного соглашения. Медиатор не имеет права заставить сторону участвовать в медиации, если сторона не готова к этому. Если сторона неохотно делает попытки узнать о медиации, медиатор может попытаться лучше объяснить, что собой представляет процесс медиации, а также ответить на вопросы, которые вызывают особую озабоченность стороны. В любой момент любая из сторон может отказаться от участия в медиации.
Критерии выбора медиации как способа разрешения спора:
- главными являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров по конфликту и возможность сохранения нормальных отношений в перспективе;
- речь идет о длительных, значимых отношениях (например, если при последствиях развода затронуты интересы детей);
- на ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта;
- стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность, а судебные процессы, как правило, публичны;
- необходимо выработать всеобъемлющее генеральное решение, а правовой спор охватывает (или может охватить) лишь часть проблемы;
- имеют место сложные случаи, которые не могут быть разрешены в интересах обеих сторон (либо могут быть разрешены неудовлетворительно).
Медиация как способ разрешения конфликта особенно ценна применительно к категориям дел, рассматриваемых мировыми судьями. К их подсудности отнесены дела, которые, как правило, сопряжены с межличностными правовыми конфликтами. Это в равной мере касается и гражданских, и уголовных дел. Сами конфликты не представляют большой общественной опасности и не требуют непременного применения всей силы государственного принуждения и наказания. Они могут быть решены и другими способами, но стороны конфликта или не знают о такой возможности, или не умеют выйти из конфликтного отношения и сесть за стол переговоров.
Мировая юстиция, будучи наиболее приближенной к населению, является лучшей институциональной структурой для освоения и распространения в России опыта альтернативных способов разрешения правовых конфликтов, в частности медиации.
|