Финансово устойчивое государство - это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную безопасность в условиях неограниченной глобальной конкуренции вне зависимости от времени и различных обстоятельств. Успешное функционирование и развитие Российской Федерации как суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Проблема обеспечения национальной безопасности представляется для России одной из ключевых, являясь, по сути, условием проведения реформирования во всех сферах государственной и общественной жизни. Преобразования должны быть подчинены укреплению суверенитета России, сохранению ее территориальной целостности <1>, что в последующем является необходимой предпосылкой реализации конституционной ценности, отраженной в ст. 2 Конституции <2>: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
--------------------------------
<1> См.: Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А., Гутников О.В., Кашепов В.П. и др. Закон. Обеспечение безопасности и реальной экономики / Под ред. Т.Я. Хабриевой; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М., 2015. С. 5.
<2> См.: СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
Национальная безопасность позволяет говорить о суверенитете государства - только в состоянии независимости и уверенности в ее защищенности мы можем достичь социальную гармонию в обществе как высшую ценность для государства. В то же время реализация мер по обеспечению национальной безопасности невозможна в условиях финансовой неустойчивости, поскольку отсутствуют условия по финансированию любых мероприятий, обеспечивающих независимость государства. Данное обеспечение может быть реально только за счет средств федерального бюджета и, соответственно, зависит от финансовой стабильности и уровня финансовой устойчивости Российской Федерации. С другой стороны, достижение финансовой стабильности невозможно в условиях зависимости государства. Прошлый век характеризуется повышением роли государственных финансов во всех развитых странах. В управлении государством его финансовые ресурсы, в частности бюджетные средства, занимают одно их ведущих мест. Правовое регулирование доходов и расходов государства - одно из условий существования государства, поскольку бюджетные средства обеспечивают реализацию всех функций государства, в том числе обеспечение национальной безопасности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Конюхова Т.В. Правовое регулирование финансирования национальной безопасности // Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. В.Г. Вишняков. М., 2005. С. 251.
Таким образом, возникает взаимозависимость, взаимопроникаемость и взаимообусловленность двух категорий - национальной безопасности и финансовой устойчивости государства. Как уже отмечалось ранее, "финансовая устойчивость и независимость страны абсолютно связаны между собой" <1> и представляют две ключевые и базовые характеристики государства.
--------------------------------
<1> Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию на 2016 год // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения: 28.04.2016).
В.А. Золотарев определяет национальную безопасность как "возможность или способность противостоять любым деструктивным воздействиям, откуда бы они не исходили" <1>. Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой национальная безопасность понимается как состояние, при котором "институционально поддерживаются факторы, сохраняющие стабильность и позитивную направленность развития социально-экономической системы" <2>. Аналогичный подход используется и другими авторами, определяющими национальную безопасность как такое состояние государственно-территориальной общности, при котором обеспечивается эффективная деятельность социально-политических институтов по поддержанию надежной защиты стратегических национальных интересов в международных и внутринациональных отношениях, реализуются возможности для устойчивого развития государства. В конечном счете она определяется как сложная система взаимосвязанных элементов, которая включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и форм, позволяющих не допускать возникновение опасности и угрозы или адекватно реагировать на них <3>.
--------------------------------
<1> Золотарев В.А. Национальная безопасность страны. М., 1998. С. 28.
<2> Проскурин С.А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. М., 1991. С. 7.
<3> Подробнее см.: Цисар Л.А. Проблемы определения понятия национальная безопасность в России и ее виды // Безопасность бизнеса. 2005. N 1.
Если говорить о безопасности как о явлении, то она есть непременное условие бытия. Потребность в безопасности - исходная социальная потребность человека, которая сформулировалась в человеческом сообществе на грани инстинктивного и сознательного <1>. Категория "безопасность" является общеисторической и общесоциальной, охватывающей всю историю и все будущее человечества, имеет определяющее значение для существования как отдельной личности, так и социальных общностей любого уровня <2>. "Установлено, что потребность в безопасности относится к числу первостепенных, основных мотивов деятельности людей и сообществ" <3>. Однако следует учитывать, что понимание, состояние и обеспечение национальной безопасности государства зависит от конкретного исторического этапа его развития и в разных условиях (прежде всего социально-экономических, политических и геополитических) выражается в различных формах проявления.
--------------------------------
<1> См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М., 2005. С. 22.
<2> См.: Там же. С. 24.
<3> Серебряков В.В. Социальная безопасность России: концептуальный подход. М., 1995. С. 6.
Успешное развитие и само существование Российской Федерации как суверенного государства, по мнению ряда авторитетных правоведов, невозможно без обеспечения ее национальной безопасности <1>. Для понятия "безопасность" существует множество разнообразных определений. Так, под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз <2>; состояние защищенности жизненно важных интересов государства, т.е. конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и территориальной целостности Российской Федерации, от внутренних и внешних угроз <3>. Как мы видим, несмотря на некоторое различие определений, их авторы используют единый подход и выделяют две ключевые составляющие безопасности - это "состояние защищенности", гарантирующее соблюдение "важных интересов". Учитывая, что реализация обеспечения национальной безопасности находится в рамках правового поля и требует нормативной формы закрепления <4>, данное обстоятельство влияет и на приоритеты развития правовой политики, под которыми понимаются "первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе" <5>. Данному научному подходу соответствует и нормативно-правовое определение национальной безопасности, закрепленное в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 <6> (далее - Стратегия национальной безопасности, Стратегия), являющейся базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Итак, под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации / Отв. ред. В.Г. Вишняков.
<2> См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. 6-е изд., доп. и перераб. М., 2008. С. 85.
<3> См.: Краткий юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 35.
<4> Система национальной безопасности базируется на Конституции, федеральных законах, правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, позволяющих определить основу, приоритеты, механизм реализации национальной безопасности, а также векторы ее обеспечения и развития.
<5> Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. N 4. С. 13.
<6> См.: СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.
В целях достижения интересов национальной безопасности весьма актуален поиск новых стратегических ориентиров устойчивого развития, выбор современной модели управления, новых источников финансовой устойчивости Российской Федерации. Л.С. Явич, определяя взаимодействие права и интересов, отмечал: "Жизнь настолько разнообразна и подвижна, что постоянно возникающие потребности и интересы в самых различных сферах деятельности людей, организаций и учреждений не могут полностью охватываться и закрепляться в законодательстве, субъективных правах и юридических обязанностях. Юридически закрепляются лишь социально значимые интересы".
Интерес как осознаваемая, целеустремленная ориентация человека, различных сообществ и организаций либо направленность, устремление, вектор, стимул деятельности давно является объектом научных исследований <1>. Традиционно в юридической науке рассматривалась дифференциация интересов на публичные и частные, в том числе и с позиций их правовой защиты <2>. Однако применительно к финансовой сфере ключевым и первостепенным выступает все же публичный интерес, понимаемый нами как "признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит непременным условием и гарантией ее существования и развития" <3>. При этом следует заметить, что с позиции обеспечения национальной безопасности государство в первую очередь заботится не обо всех интересах, а только лишь об интересах, имеющих стратегический национальный характер. В юридической науке национальные интересы являлись объектом изучения с различных позиций, в том числе с позиции их фиксации на законодательном уровне <4>. Большинство авторов при этом констатируют наличие двух неразрывных составляющих национального интереса - частного интереса граждан и публичного интереса государства <5>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Хабриева Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права. 2005. N 12.
<2> См., напр.: Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Право и интересы // Журнал российского права. 2005. N 12; Тихомиров Ю.А. Интерес в публичном и частном праве // Там же. 2003. N 1; Михайлов С.В. Интерес как общенаучная категория и ее отражение в науке гражданского права // Государство и право. 1999. N 7; Кряжков А.В. Публичный интерес: понятие, виды и защита // Там же. N 10; и др.
<3> Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2005. С. 6.
<4> См., напр.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 54, 55; Михайлов С.В. Указ. соч.; Кряжков А.В. Публичный интерес: понятие, виды и защита. С. 92; Он же. Российское государство и право на рубеже тысячелетий // Государство и право. 2000. N 7. С. 9; Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. N 5. С. 5; Он же. Интерес в публичном и частном праве. С. 139 - 145.
<5> См.: Соколов В.В. Национальные экономические интересы: выработка консенсуса // Внешняя политика и безопасность современной России: Хрестоматия: В 2 т. М., 1999. Т. 1. Кн. 2. С. 262 - 285; Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 17; Баранов В.М. Деструктивное воздействие права на национальные интересы // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 87; Белова Л.В. Правовые средства и формы защиты экономических интересов: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2006.
В данном аспекте наиболее интересна позиция Ю.А. Тихомирова, отметившего, что национальные интересы Российской Федерации выступают вовне прежде всего как интересы российского федеративного государства. При этом последнее должно представлять интерес всего общества, всего многонационального российского народа. Вместе с тем национальные интересы, как наиболее общие интересы, складываются не только на базе сотрудничества по вопросам развития общества и государства, но и на основе конфликтной составляющей, связанной с существованием частных интересов различных групп, организаций людей <1>.
--------------------------------
<1> См.: Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учеб. и науч.-практ. пособие. М., 2000.
Национальные интересы Российской Федерации также имеют нормативно-правовую основу, зафиксированную в Стратегии национальной безопасности, и рассредоточены по различным направлениям деятельности государства. Так, национальные интересы Российской Федерации представляют собой объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития <1>. Национальные интересы обусловлены стратегическими национальными приоритетами <2> Российской Федерации, под которыми понимаются важнейшие направления обеспечения национальной безопасности. В частности, Стратегия закрепляет следующий перечень стратегических национальных приоритетов, имеющий исчерпывающий характер: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. Как мы видим, данный перечень охватывает все основные направления деятельности государства и коррелирует с перечнем расходных обязательств Российской Федерации, закрепленных федеральным законом о федеральном бюджете. Именно этим обстоятельством и обусловлена неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны, закрепленная в Стратегии.
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.
<2> В научном смысле под приоритетами понимаются безусловные интересы России и ценности национального менталитета, требующие сохранения, воссоздания и формирования во всех сферах жизни общества. Важнейшие интересы общества связаны как с нормализацией условий его текущего существования, так и с необходимостью в перспективе неуклонного укрепления геополитического и геоэкономического положения страны, всех аспектов государственности, достижения социальной гармонии (см.: Экономическая безопасность России: Общий курс. С. 45).
Обеспечение национальной безопасности <1> понимается как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества по реализации политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов <2>. Таким образом, национальная безопасность обеспечивается комплексом различных средств - правовых, политических, информационных, материальных, финансовых и т.д. И только достижение правового режима финансовой устойчивости государства (гарантирование выполнения финансирования всех функций и задач государства при обеспечении национальной безопасности в полном объеме) будет выступать финансовым фундаментом национальной безопасности Российской Федерации. Именно финансовая устойчивость государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную и независимую политику в соответствии со своими национальными интересами и приоритетами. Так, например, на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности в 2016 г. Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" <3> предусмотрено 1314196114,8 тыс. руб. Более того, учитывая определяющую роль государственных программ как формы определения приоритетов в бюджетном планировании на финансирование Государственной программы РФ "Обеспечение государственной безопасности" в 2016 г. будет выделено 1958821,2 тыс. руб. Такое значительное финансовое обеспечение показывает прямую заинтересованность государства в достижении состояния финансовой устойчивости, которая, конечно, не достигается только ежегодным финансированием, а предполагает комплекс мероприятий.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Кетов Ю. Государственная власть как основа системы обеспечения национальной безопасности России // Юридический мир. 2005. N 11.
<2> Представляется уместным упомянуть понятие национального богатства России, под которым в целях защиты экономической основы суверенитета государства понимаются "земля, ее недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных и полудрагоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных цветных и черных металлов и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, расположенные на территории РСФСР, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны РСФСР, а также образующиеся в реках РСФСР запасы анадромных видов рыб за пределами морской экономической зоны, художественные и культурные ценности" (Закон РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" (см.: ВВС РСФСР. 1990. N 22. Ст. 260).
<3> См.: СЗ РФ. 2015. N 51 (ч. II). Ст. 7230; N 51 (ч. II). Ст. 7230; N 51 (ч. III). Ст. 7230.
Кроме этого, в соответствии с названным Федеральным законом у таких ведомств, как ФСБ России, ФСО России, ФМС России, ФСКН России, ФСИН России, Следственный комитет РФ, обеспечение бюджетными ресурсами национальной безопасности и правоохранительной деятельности, согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета, стоит на первой позиции.
В системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации финансовая составляющая проявляется в нескольких плоскостях, которые можно охарактеризовать как так называемый 3D-эффект. Он заключается в следующем: первая плоскость - публичные финансы, которые необходимы для реализации всех направлений в рамках обеспечения национальной безопасности; вторая плоскость - экономическая (финансовая) безопасность (одна из сфер, составляющих национальную безопасность), требующая также должного финансового обеспечения; третья плоскость проявляется во влиянии национальной безопасности в общем ее понимании и экономической (финансовой) безопасности на обеспечение финансовой устойчивости государства. При этом возникает система взаимопересекающихся плоскостей, жизнеспособность которых возможна только при условии их неразрывности и взаимозависимости.
Создание и развитие государством финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости является механизмом защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности. Реализация национальных интересов Российской Федерации возможна только в условиях финансовой устойчивости государства, поэтому интересы России в данной сфере относятся к ключевым. При этом в названной сфере проявляется особенно четко система обратных связей, характерная для финансов, заключающаяся в необходимости обеспечения национальной безопасности, которая, в свою очередь, влияет на состояние и развитие публичных финансов. Так, например, Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" <1> закрепляет положения, предусматривающие, что сведения о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (далее - Госфонд России), Банке России, т.е. части золотовалютных резервов, являющихся, в свою очередь, источником обеспечения финансовой устойчивости, составляют государственную тайну. В то же время преамбула данного Закона определяет, что отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой, осуществляются исключительно в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Кроме того, в Перечень сведений, составляющих государственную тайну, входят и сведения о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства (см. Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" <2>). Таким образом, принятие управленческих решений и создание нормативных правовых актов предполагает как оценку регулирующего воздействия на общественные отношения, так и их оценку с точки зрения соответствия национальным интересам, влияния на обеспечение национальной безопасности, включающее антикоррупционную экспертизу.
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235.
<2> См.: Рос. газ. 1995. 27 дек.
Национальная безопасность предполагает оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией и законодательством РФ, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, а также безопасность личности. Как уже было отмечено, обеспечение всех видов безопасности и национальной безопасности в целом требует финансовых ресурсов, но в то же время режим защищенности в каждой вышеназванной сфере оказывает влияние и на обеспечение финансовой устойчивости. При этом такой вид безопасности, как экономическая безопасность, имеет непосредственное отношение к финансовой устойчивости государства. Естественно, на взаимоотношение данных категорий распространяются все характеристики, которые мы указали ранее при рассмотрении соотношения национальной безопасности и финансовой устойчивости, что является очевидным вследствие видовой принадлежности экономической безопасности к национальной безопасности и обусловливает наличие определенных особенностей и специфики в соотношении финансовой устойчивости и экономической безопасности. Рассмотрим их более подробно.
Прежде всего следует отметить, что проблемы обеспечения экономической безопасности интересуют многих авторов <1>, что объясняется осознанием ее весомой роли и необходимости ее обеспечения для устойчивого развития государства. Это обусловливает существование и различных подходов к ее определению. Однако, как показывает их анализ, данные определения понятия "экономическая безопасность" не имеют принципиальных различий и отличаются детализацией элементов понятия. Так, например, ряд отдельных авторов под экономической безопасностью понимают "совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному, динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь" <2>; другие - "совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию" <3>. Первоначально экономическая безопасность рассматривалась как категория экономической теории, которая, хотя и имеет свой предмет и специфические методы исследования, тесно связана с такими традиционными экономическими понятиями, как экономический рост и устойчивость социально-экономической системы, и рассматривается как компонент антикризисного управления экономикой <4>.
--------------------------------
<1> См., например: Экономическая безопасность России: Общий курс; Баранов В.Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики (теоретико-методологический подход): Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2011; Михалина И.Е. Экономическая безопасность Российской Федерации в рамках единого экономического пространства // Таможенное дело. 2012. N 4; Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность как системообразующий фактор устойчивости сложных социально-экономических систем // Безопасность бизнеса. 2014. N 1. С. 2 - 6; Ворожихин В.В. Об определении экономической безопасности в условиях глобализации // Безопасность бизнеса. 2014. N 3; Фирсов И.В. Концептуальные аспекты формирования методики комплексной оценки экономических показателей для определения состояния экономической безопасности Российской Федерации // Миграционное право. 2014. N 2. С. 34 - 40.
<2> Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 38 - 39.
<3> Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угроза и отражение // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 4 - 5.
<4> См.: Богомолов В.А. Экономическая безопасность. М., 2006. С. 4 - 5.
В своем нормативном определении понятие "экономическая безопасность" характеризуется как устойчивое состояние защищенности национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз и влияний, прогрессивного развития личности, общества и государства (см. Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" <1>). Нормативная фиксация данного определения, по мнению В.М. Баранова, позволяет: выработать критерии для четкого отграничения его от смежных правовых понятий; унифицировать содержание и уточнить объем его использования в разных отраслях действующего российского права при сохранении специфики предмета и метода юридической регуляции; открыть возможности более конкретно ставить и решать многие проблемы обеспечения эффективного взаимодействия частного и публичного права; наметить новые ориентиры для совершенствования российского законодательства <2>.
--------------------------------
<1> См.: Российская газета. 1996. 14 мая.
<2> См.: Баранов В.М. Законодательное определение понятия "экономическая безопасность государства" и проблемы ее правового обеспечения // Экономическая безопасность: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2001. N 1. С. 14 - 28.
Следует подчеркнуть, что состояние экономической безопасности достигается только при финансовой устойчивости государства. Это подтверждается и тем обстоятельством, что в составе критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать и устойчивость финансовой системы (см. Указ Президента РФ "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)"). Иными словами, без достижения финансовой устойчивости невозможно обеспечить и экономическую безопасность. В свою очередь, состояние безопасности создает условия для нормального стабильного процесса формирования доходной части бюджета в полном объеме, что и гарантирует выполнение всех принятых расходных обязательств Российской Федерации. Данное положение можно проиллюстрировать ситуацией, когда в целях обеспечения экономической безопасности из суверенных фондов РФ выделяются бюджетные средства для государственной поддержки приоритетных и стратегически важных сфер экономики <1>.
--------------------------------
<1> См., напр.: распоряжение Правительства РФ от 18.03.2016 N 449-р "Об утверждении перечня крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния, подлежащих мониторингу" // СЗ РФ. 2016. N 13. Ст. 1863; распоряжение Правительства РФ от 05.11.2013 N 2044-р "Об утверждении перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе" // СЗ РФ. 2013. N 45. Ст. 5880; и др.
В настоящее время существует специальная система мониторинга экономической безопасности, которая создается как единая межведомственная и многоуровневая автоматизированная информационная система (АИС-Мониторинг), предназначенная для формирования регулярной систематизированной статистической и экономической информации о текущих значениях индикаторов экономической безопасности страны, а также о факторах, определяющих возникновение угроз экономической безопасности страны (см. письмо Госкомстата РФ от 12.11.1997 N ВГ-1-21/2839 "О Порядке организации мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности России" <1>). При этом в ходе развития системы, обеспечивающей безопасность экономики России, целесообразно сформировать подсистему мониторинга - автономную часть системы обеспечения экономической безопасности, обладающую относительной самостоятельностью, состоящую из сил и средств проведения мониторинга и предназначенную для сбора, накопления, обобщения информации в рамках комплексного наблюдения, проведения анализа и оценки этой информации, а также прогнозирования для принятия управленческого решения в целях обеспечения экономической безопасности России. При этом такая деятельность в современных условиях должна носить комплексный характер <2>.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
<2> См.: Фирсов И.В. Указ. соч. С. 34 - 40.
Рассматривая видовое многообразие сфер проявления национальной безопасности, нельзя не отметить и такой ее подвид, как финансовая безопасность, которая представляет собой смежное понятие с понятием "финансовая устойчивость". Согласно позиции Е.В. Черниковой и О.С. Высоцкой, "национальная безопасность и безопасность в экономической сфере, как ее элемент, непосредственно связаны с совокупностью отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств. Сказанное позволяет выделять финансовую безопасность как составляющую понятий экономической и национальной безопасности" <1>.
--------------------------------
<1> Черникова Е.В., Высоцкая О.С. Финансовая безопасность как элемент системы национальной безопасности государства // Закон. 2010. N 7. Июль. С. 39.
Проблеме обеспечения финансовой безопасности уделяется не менее пристальное внимание ученых <1>, в том числе и на самом высшем научном уровне. Так, в научном докладе, подготовленном по итогам заседания Президиума Российской академии наук, посвященного вопросам формирования системы финансовой безопасности Российской Федерации, в частности, отмечается актуальность необходимости создания действенного государственного механизма обеспечения финансовой безопасности России <2>.
--------------------------------
<1> Чиханчин Ю.А. Система финансовой безопасности Российской Федерации: концептуальные подходы и решения: Науч. доклад / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Чиханчина. М.: Наука, 2015; Кондрат Е.Н. Финансовая безопасность России в современном мире: теоретико-методологические аспекты: Монография. М.: Локус Станди, 2010; Сенчагов В.К. Финансовая безопасность страны: бюджет, курс валюты, отток капитала // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. М.: Известия, 2012. Вып. 5: К 20-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. С. 267 - 277; Лисун С.В. Налоговая безопасность: российский и зарубежный опыт // Налоговое планирование. 2015. N 1; и др.
<2> См.: Чиханчин Ю.А. Указ. соч. С. 7.
Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации можно представить как деятельность государства и всего общества (в лице уполномоченных и представительных органов), направленную на защиту стратегических национальных приоритетов, ценностей и интересов посредством обеспечения финансовой устойчивости, характеризующейся сбалансированностью публичных финансов, наличием необходимых денежных, валютных, золотых и т.д. резервов в целях достижения национальной идеи и социальной гармонии.
Подводя итоги, отметим, что финансовая устойчивость и национальная безопасность являются важнейшими характеристиками государства как единой системы. Их не следует противопоставлять друг другу, поскольку каждый элемент характеризует механизм функционирования государства со своей стороны, взаимообусловливает и дополняет друг друга и обеспечивает прочность и надежность функционирования всего государства. Значимость финансовой составляющей национальной безопасности во многом объясняется и финансовой (экономической) глобализацией России.
Финансовая устойчивость Российской Федерации, обеспечивая национальную безопасность Российской Федерации, позволяет: обеспечить выполнение всех бюджетных обязательств Российской Федерации перед соответствующими субъектами; удовлетворить все потребности общества как минимум в среднесрочной перспективе; предупредить или нейтрализовать последствия возможных угроз и рисков; обеспечить финансовые интересы государства.
Финансовая устойчивость Российской Федерации направлена на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации - защиту и развитие национальной идеи, национальных ценностей и интересов. Именно через систему обеспечения финансовой устойчивости реализуются важнейшие национальные интересы государства и стратегические национальные приоритеты.
Механизм обеспечения финансовой устойчивости и механизм обеспечения национальной безопасности функционируют в едином контексте необходимости достижения устойчивого социально-экономического развития и имеют общую конечную цель - достижение социальной гармонии в государстве, обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Этим обстоятельством и обусловлено единство состояния суверенности государства и финансовой составляющей, ее обеспечивающей. О взаимообусловленности и взаимозависимости финансовой устойчивости и национальной безопасности свидетельствует и тот факт, что концептуальные положения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации основываются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" <1>).
--------------------------------
<1> См.: Рос. газ. 2014. 3 июля.
Учитывая, что основным субъектом, обеспечивающим национальную безопасность Российской Федерации, выступает государство, в лице его уполномоченных органов, оно же и обязано предусматривать такие правовые механизмы, которые позволяли бы достичь желаемого результата. Одним из таких механизмов и выступает финансово-правовой механизм обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации, формирующий финансовую основу (бюджет, резервные фонды, золотовалютные резервы) для реализации мер, направленных на обеспечение национальной безопасности. Следует сделать оговорку, что финансово устойчивое государство не означает автоматической обеспеченности его национальной безопасности, а является лишь элементом комплексного механизма ее обеспечения.
Правовой режим финансовой устойчивости государства выполняет финансово-обеспечительную и защитную функции в механизме обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также обеспечивает состояние защищенности национальных интересов страны посредством проведения бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, долговой, валютной, инвестиционной политик, направленных на развитие государства и создание условий и факторов, способных нейтрализовать воздействие внешних и внутренних угроз и рисков.
Таким образом, правовой режим финансовой устойчивости гарантирует способность государства обеспечивать себя финансовыми средствами, достаточными для эффективного и своевременного выполнения своих внутренних и внешних функций и задач, защиты национальных интересов, несмотря на различные вызовы (риски, угрозы), а также независимость и стабильность функционирования государства и его развитие.
|