Четверг, 28.11.2024, 01:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Системность как ключевой принцип обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации

Изучение финансовой устойчивости находится на стыке ряда общественных наук, прежде всего экономической и юридической. Корреляция права и экономики обусловливает повышенную роль присутствия и реализации принципа системности в сфере обеспечения финансовой устойчивости, поскольку именно "в системе знание связывается с другим знанием как члены одного целого. В системе знания не просто соседятся вместе, но образуют своего рода многочленный организм, в котором одна часть предполагает другую, а все вместе предполагают целое" <1>. По мнению Ю.А. Тихомирова, долгие годы законы и иные правовые акты как бы "десантировали" на социально-экономическую почву, а там с ними поступали весьма произвольно. Правовые нормы воспринимались как не связанные между собой фрагменты надстроечного порядка, не находившие своих путей к реальному воздействию на общественное поведение и деятельность органов и организаций и в конечном счете на состояние и развитие экономической, социальной и иных сфер. Поэтому появилась потребность в определении системных механизмов правового регулирования, которые реально приводят в движение все или многие общественные явления и процессы <2>. Суть системности в контексте нашего исследования заключается в рассмотрении этого явления не просто как способа разрешения противоречий, но прежде всего как самостоятельного системного явления, составляющего подчиненную часть общей системы общественных отношений. При этом следует понимать, что системный подход сам по себе не служит решением проблемы непосредственно, а является средством постановки проблемы и ее решения.

--------------------------------

<1> Бельский К.С. Философские методы познания финансового права // Право и государство: теория и практика. 2011. N 1 (73). С. 56.

<2> См.: Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 137.

Проблема системных исследований различных явлений наиболее активно стала изучаться учеными различных направлений науки с середины XX в. За это время сформулировано большое количество разнообразных определений понятия "система". Только А.И. Уемов проанализировал их более 30 <1>. В словарях термин "система" определен как "объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе" <2>; "совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенное целостное единство" <3>. По мнению В.Н. Садовского, система - "упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целое единство" <4>. Схожей является позиция Ю.И. Дегтерева, определившего систему как "некоторое количество разнородных либо одинаковых элементов, объединенных связями таким образом, что обеспечивается целостная функция" <5>. Д.А. Керимов, говоря о системном анализе, отмечал, что "если попытаться определить наиболее общие формы понятия системного исследования, то можно сказать, что оно предполагает всесторонний анализ сложных динамических целостностей, части которых (представляющих собой подсистемы данных целостной системы) находятся между собой в органическом единстве и взаимодействии" <6>. А.Д. Селюков определяет систему через ее противопоставление относительно схожему понятию - понятию "устройство". Так, он пишет, что "система означает, в отличие от устройства, два дополнительных свойства: взаимодействие элементов, обеспечивающее динамику их связи; целостность как качественное состояние взаимодействия, как новое качество, отсутствующее у взаиморасположенных, но не взаимодействующих между собой элементов, частей чего-нибудь" <7>. Привлекает к себе позиция Д.А. Сараева, отмечающего, что сущность системности состоит не только в умении описать бесконечное множество структур, но и в том, чтобы выделить из него, конечный вариант, необходимый и достаточный для реализации заданного отношения <8>. Таким образом, несмотря на множество определений, раскрывающих понятие системы, их содержание в целом сводится к анализу совокупности взаимосвязанных элементов, образующих целостность, обладающую определенными, характерными только ей, свойствами.

--------------------------------

<1> См.: Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. С. 103 - 118.

<2> Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1958. Т. 39. С. 158.

<3> Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 584.

<4> Садовский В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. С. 98.

<5> Дегтерев Ю.И. Системный анализ и исследование операций: Учебник для вузов. М.: Высш. шк., 1996. С. 335.

<6> Керимов Д.А. Методология права. М.: Аванета, 2001. С. 242.

<7> Селюков А.Д. Принцип системности в бюджетном праве. С. 19 - 23.

<8> См.: Сараев Д.А. Системный подход и общая теория систем: генезис и обоснование // Культура народов Причерноморья. 2006. N 83. С. 99.

Именно в системности проявляется характеристика финансов, изложенная А.М. Бирманом и не теряющая актуальности и в современных реалиях. Так, он заметил, что финансы государства - это система сообщающихся сосудов, недобор или переизбыток средств в каком-либо звене финансовой системы приводит к тому, что систему начинает лихорадить в целом <1>. Соответственно, качество компонентов во многом предопределяет стабильность и качество связей и отношений в системе. И наоборот, устойчивость, экономичность связей предполагают надлежащее выполнение элементами своих функций. Это своего рода взаимообусловленный процесс <2>.

--------------------------------

<1> См.: Бирман А.М. Очерки теории советских финансов. М., 1980. С. 173.

<2> См.: Власенко Н.А. Избранное. М.: Норма, 2015. С. 22.

Изучение понятия и сущности систем как таковых в рамках нашего исследования не является самоцелью. Это необходимо для уяснения сущности финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости как явления в науке финансового права и дальнейшего применения системного подхода в целях совершенствования и развития данного механизма. При этом системность как ключевой принцип обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации не должен быть противопоставлен общелогическим системам.

На важность и необходимость использования системности (системного подхода, анализа) в различных исследованиях неоднократно обращалось внимание ученых при изучении методологических подходов в науке <1>, и особенно в науке управления <2>. Именно принцип системности "заставляет" рассматривать различные проблемы с позиции системы. В свою очередь, необходимость именно системных исследований обусловлена потребностью целостного, системного изучения природных социальных явлений. Кроме этого, теоретические и практические знания достаточно специализированны, распадаются на отдельные части, таким образом, возникает практическая необходимость в их систематизации, а также в восстановлении общей картины общественных отношений. Именно эти задачи призваны реализовывать системные исследования <3>. "Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую целостность" <4>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973; Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973; Садовский В.Н. Указ. соч.; Уемов А.И. Указ. соч.; Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980; Менделеев Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно. М.: Сов. Россия, 1991; и др.

<2> См., напр.: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., 1973; Его же. Общество: системность, познание, управление. М., 1981; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997; Оболонский А.В., Рудашевский В.Д. Методология системного исследования проблем государственного управления. М., 1978; Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. М.: Юристъ, 2005; и др.

<3> См.: Макеева Е.М. Система права Российской Федерации (вопросы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 15.

<4> Кузнецов П.У. Системные проблемы правового обеспечения информационной среды // Право и политика. 2001. N 6. С. 43 - 44.

В литературе управленческие системы и основные понятия, ее характеризующие, подразделяют на две группы: первая включает понятия, входящие в определения системы и характеризующие ее строение (элемент, компоненты, подсистема, связь, структура, цель); вторая - понятия, характеризующие функционирование и развитие системы (состояние, равновесие, устойчивость, развитие) <1>. Построение финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости на основе принципа системности также предполагает и определенный понятийный фонд, и средства обеспечения, и субъектный состав, и концепцию развития. Реализация принципа системности позволяет учесть все многофакторные проявления финансовой устойчивости Российской Федерации, находящейся в сложной структуре отношений, существующих как внутри ее самой, так и в отношениях с иными, внешними системами (например, системами правового обеспечения социальной, информационной, управленческой сферы и т.д.).

--------------------------------

<1> См.: Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ: Учебник для бакалавров. М., 2012. С. 32.

Функционирование финансово-правового механизма на основе принципа системности позволяет более точно понять природу и сущность финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости. Методы системного подхода раскрывают дополнительный потенциал для повышения качества правовых средств обеспечения финансовой устойчивости и функционирования всего механизма в целом.

Системность в обеспечении финансовой устойчивости предполагает многоуровневый, структурный, всесторонний подход, включающий взаимозависимые и взаимообусловливающие характеристики элементов, образующие единое целое. Для любой системы свойственна конкретная структура, которая определяется как совокупность замкнутых по тому или иному принципу элементов, которые объединяются в систему связями, характеризующими зависимость элементов друг от друга <1>. Одним из условий проявления принципа системности в реализации финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации выступает внутренняя согласованность данных элементов. В этой связи весьма актуальной представляется позиция Ф. Энгельса, отметившего, что "право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также должно быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий" <2>. Наличие противоречий и несогласованностей между элементами финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации является деструктивным обстоятельством и может привести к невозможности реализации правовых средств, ее обеспечивающих, и бездействию правовых норм в исследуемой сфере.

--------------------------------

<1> См.: Могилевский В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999. С. 58.

<2> Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. 2-е изд. М., 1965. Т. 37. С. 418.

Таким образом, финансово-правовой механизм обеспечения финансовой устойчивости как система представляет собой единую структуру, состоящую из совокупности элементов, функционирующих на основе взаимозависимых связей и принципов, в целях достижения конкретной цели. В настоящем исследовании системность предполагает функционирование финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости как единой целостной конструкции. Реализация принципа системности позволяет не только связать отдельные элементы в единое целое, но и понять и объяснить, как элементы системы связаны между собой и какую роль и функцию они выполняют в данном системном единстве. При этом свойство именно системности заключается в том, чтобы не разрушались межсистемные связи, чтобы каждый из элементов существовал и развивался ради других, а не изолированно от них. Итак, элементами системы, рассматриваемой в рамках нашего исследования, выступают уполномоченные органы, приводящие данную систему в действие, принципы, которые лежат в основе этого механизма и на основе которых осуществляют свою деятельность уполномоченные органы, и источники обеспечения финансовой устойчивости (бюджет, суверенные фонды, золотовалютные резервы, государственные заимствования) <1>. Описанная конструкция системы обладает достаточным потенциалом (резервами), позволяющим адекватно, своевременно и качественно не только реагировать на различные изменения внутри системы (внутренние риски и угрозы), но и иметь защиту от внешних вызовов (внешние риски и угрозы). При этом возникает дополнительное качество элементов - их комплексность, под которой понимается такое взаимосвязанное множество элементов, "в котором вследствие имманентных ограничений их способности к присоединению становится невозможным, чтобы каждый элемент в любое время был связан с любым другим элементом" <2>, при этом понятие "имманентное ограничение" указывает на внутреннюю комплексность элементов, неподвластную системе, которая одновременно обеспечивает их "способность составлять единство" <3>. Только комплексное объединение элементов в систему финансовой устойчивости дает возможность правильно оценить ее внутренние и внешние связи, способы взаимного влияния, выявить скрытые резервы, гарантирующие ее обеспечение. От этого зависит ее полноценное функционирование и развитие, поскольку без наличия "иммунитета" ко всем рискам и угрозам достижение желаемого результата не представляется возможным.

--------------------------------

<1> Характеристика данных элементов и их взаимосвязь подробно рассмотрены в параграфах, посвященных финансово-правовому механизму обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации и его отдельным элементам.

<2> Луман Н. Социальные системы: Очерк общей теории. СПб., 2007. С. 52.

<3> Там же. С. 53.

Первостепенной задачей функционирования правового механизма обеспечения финансовой устойчивости является создание такой внутренней идеальной организации системы, при которой отклонение от нормы одного из элементов системы не могло бы привести к разрушению ее всей. Организация системы "не только фиксирует свойство упорядоченности ее элементов, связей, отношений, но и специфические для каждой системы взаимоотношения между ее частями, подсистемами, уровнями т.д., а также и степень их вклада в общее функционирование системы" <1>. При этом необходимо учитывать, что финансовая устойчивость не может всегда обеспечиваться идеальным механизмом, в котором все элементы и всегда идеально выполняют свои функции. Функционирование механизма обеспечения финансовой устойчивости на основе принципа системности придает ему свойство самонастройки и способности по снижению (ликвидации) различных отклонений до возникновения критических негативных ситуаций, рисков и угроз. Принцип системности в данном случае предполагает использование совокупности взаимосвязанных логических и аналитических процедур, способствующих анализу реальных ситуаций и оптимальному выбору целей управленческой деятельности, способов ее достижения и организационных форм реализации.

--------------------------------

<1> Садовский В.Н. Указ. соч. С. 86.

В финансово-правовом механизме обеспечения финансовой устойчивости реализация принципа системности возможна лишь при условии рассмотрения механизма не только в статическом его состоянии, но и в динамике. В статическом состоянии финансово-правовой механизм обеспечения финансовой устойчивости под действием реализации принципа системности представляет собой совокупность элементов, принципов, целей и т.д. В динамичном состоянии это процесс функционирования элементов, направленный на достижение конечной (либо промежуточной) цели на основе взаимодействия, взаимовлияния, взаимозависимости. Таким образом, учитывая динамичный процесс обеспечения финансовой устойчивости, можно констатировать, что он реализуется в определенном диапазоне, балансирование в пределах которого позволяет говорить об устойчивом финансовом состоянии государства.

Финансовая устойчивость также выступает и как объект управления, где управляющим субъектом выступает система уполномоченных органов. С этой позиции необходимо будет констатировать наличие взаимообусловленных и взаимозависимых связей между системой уполномоченных органов и финансовой устойчивостью, образующих, в свою очередь, единую систему управления. Однако характер взаимосвязей между компонентами, их прочность, последовательность и степень взаимодействия могут быть различными. В случае если отношения между множествами систем прочны, оптимальны, их действия четки и согласованны, говорят о высокой степени организованности в системе либо называют ее высокоорганизованной <1>.

--------------------------------

<1> См.: Аверьянов А.Н. Категория "система" в диалектическом материализме. М., 1974. С. 19.

Отметим, что всякой системе присуща некоторая степень рассогласованности между ее назначением и тем, что она представляет собой в реальности. Факторы, нарушающие функционирование системы в заданном, так называемом идеальном состоянии, принято называть возмущениями (в нашем случае ими выступают различные риски и угрозы). По своей природе они могут быть внутренними и внешними. Под первыми понимаются возмущения, являющиеся результатом внутренней несогласованности системы, под вторыми - последствия воздействий на системные образования окружающей среды <1>. При этом ни одна система природы и общества не может функционировать в "идеальном" состоянии. Этому объективно противостоят риски и угрозы. Более того, отдельные элементы механизма не "жизнеспособны" вовне данной системы и могут полноценно функционировать лишь в единстве с иными элементами механизма. Системность также является средством постоянного развития финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости, поскольку функционирование этого механизма и элементов, в него входящих, качественно наполняет систему, способствует ее самосовершенствованию, развитию, укреплению и возникновению новых позитивных качеств.

--------------------------------

<1> См., напр.: Афанасьев В.Г. Системность и общество. С. 36 - 37; Орлов Е.И., Белов В.П., Латышев Э.Э. К теории живучести сложных систем // Системные исследования: Ежегодник. М., 1972. С. 150 - 151; и др.

Функционирование правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации на основе принципа системности позволяет обеспечить: согласованность правового регулирования финансовой устойчивости и функционирования каждого элемента данной системы; единый подход в управлении и понимании целей и условий деятельности уполномоченных органов; единый вектор движения и развития в достижении финансовой устойчивости государства; своевременность и качество принимаемых решений; развитие источников обеспечения финансовой устойчивости; достижение конечной цели функционирования финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации.

Следует отметить, что рассматриваемый финансово-правовой механизм, составляя основу национальной безопасности Российской Федерации, подчиняется общим принципам существования и функционирования этой целостности и поэтому может быть определен как подсистема более глобальной системы - "суперсистемы", т.е. системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, рассматриваемой как часть внешней среды, для которой исследуемая система является элементом <1>. При этом сам механизм обеспечения финансовой устойчивости состоит из комплекса подсистем, относительно независимых частей (компонентов), обладающих определенными свойствами системы. Подсистемы представляют собой часть системы, выделенной по определенному признаку, обладающей некоторой самостоятельностью и допускающей разложение на элементы. Такое расчленение, как правило, производится на основе определения независимой функции, выполняемой данной совокупностью элементов совместно для достижения некой частной цели, обеспечивающей достижение общей цели системы <2>. При этом все подсистемы, элементы под воздействием внутренних и внешних влияний могут меняться как количественно, так и качественно. В качестве подсистемы можно представить механизм обеспечения сбалансированности бюджета, механизм осуществления государственных заимствований и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие. М., 2002. С. 34.

<2> См.: Там же.

В заключение отметим, что принцип системности в финансово-правовом механизме обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации выполняет функцию "методологического ядра" <1>. Реализация данного принципа означает, что изучаемый нами механизм не может быть сконструирован произвольно, он должен быть обусловлен закономерностями общественной жизни. Состояние финансовой устойчивости обеспечивает возможность государства противостоять всем рискам (угрозам) и сохранять стабильность финансирования всех функций и задач в кризисных, критических ситуациях. Обеспечение правового режима финансовой устойчивости при наличии финансового потенциала, гарантирующего совершенствование и развитие государства, обусловливает появление новых качеств, признаков, благодаря которым система адаптируется и имеет возможность лучше отражать потребности государства и общества. Системность придает механизму обеспечения финансовой устойчивости новое свойство - свойство целостности. В.Г. Афанасьев отмечал, что "целостная система в качественном аспекте способна обладать такими свойствами, которые отсутствуют в обычной совокупности элементов системы. Именно появление нового качества у совокупности взаимодействующих элементов рассматривается как критерий целостности системы" <2>. Свойство единства и целостности способствует достижению поставленных перед механизмом обеспечения финансовой устойчивости как системой целей и задач.

--------------------------------

<1> См.: Афанасьев В.Г. Системность и общество.

<2> Афанасьев В.Г. Системность и общество. С. 24 - 25.

Изучение финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости, основанного именно на принципе системности, позволяет выявить внутреннее устройство данного механизма, особенности его функционирования и определить основные векторы его совершенствования. Построение и функционирование рассматриваемого механизма на основе указанного принципа дает возможность говорить о нем как о надежной, целостной, структурной, гармоничной, непротиворечивой, мобильной системе, способной своевременно и качественно противостоять различным рискам и угрозам и достигать своей цели.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (03.05.2017)
Просмотров: 201 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%