Разграничивая функции государственных органов, нельзя забывать об их взаимодействии. Данный аспект деятельности органов власти, на наш взгляд, основной и весьма принципиальный, поскольку именно во взаимодействии проявляется истинная полнота реализации полномочий всех уполномоченных органов государственной власти и принцип системности финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации. Следует согласиться с В.Е. Чиркиным, утверждающим, что "государственное управление - это системное управление. Оно характеризуется единством и дифференциацией: 1) общих и частных задач, целей, принципов; 2) органов и институтов управления; 3) внутрисистемных и межсистемных связей; 4) материальных и иных условий управления" <1>. Ю.А. Тихомиров также замечает: "Вполне оправданы строгие системные характеристики компетенции с учетом единства государственной власти и всей публичной власти в стране и многообразия форм их осуществления. Между тем увлеченность идеей разделения властей нередко приводила и приводит к утрате таких обобщенных представлений о власти и управлении. В стремлении изолировать власти и детально урегулировать их компетенции кроется опасность утраты общих задач государства и искусственного противопоставления властей и разных структур" <2>. Во избежание данных рисков, не способствующих достижению целей обеспечения финансовой устойчивости как системного явления, следует обратить особое внимание на взаимодействие различных государственных органов в исследуемой сфере. Поскольку все государственные органы находятся в тесной организационно-правовой связи, именно в их взаимодействии проявляется принцип системности функционирования финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости.
--------------------------------
<1> Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. С. 14 - 15.
<2> Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. С. 103.
В целях комплексного и наиболее эффективного управления в сфере обеспечения финансовой устойчивости практика выработала множество форм взаимодействия органов между собой.
Можно выделить следующие основные формы взаимодействия уполномоченных органов в исследуемой нами сфере: 1) создание совещательных (консультативных, координационных) органов; 2) участие в деятельности другого государственного органа; 3) последовательная (совместная) реализация функций государственных органов при осуществлении их профильной деятельности; 4) информационное взаимодействие; 5) предоставление отчетов о деятельности государственного органа.
Рассмотрим их более подробно <1>.
--------------------------------
<1> В рамках данного исследования приведены отдельные примеры реализации основных, на взгляд автора, форм взаимодействия государственных органов. Приведенный перечень не является исчерпывающим.
Совещательные (консультативные, координационные) органы. Придерживаясь подхода, использованного в предыдущем параграфе, первоначально остановимся на совещательных (консультативных, координационных) органах, деятельность которых имеет общий (связанный не только с осуществлением финансовой деятельности), но не менее важный характер для функционирования финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации. Речь идет прежде всего о Государственном совете РФ (см. Указ Президента РФ от 01.09.2000 N 1602 "О Государственном совете Российской Федерации" <1>, Указ Президента РФ от 11.07.2012 N 946 "Вопросы Государственного совета Российской Федерации" <2>). Данный орган является совещательным, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, в том числе и в сфере обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации. Он состоит из представителей законодательной и исполнительной власти РФ и субъектов РФ (см. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" <3>). В частности, в него входят: Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, высшие должностные лица - руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, руководители фракций в Государственной Думе <4>.
--------------------------------
<1> См.: Рос. газ. 2000. 5 сент.
<2> См.: СЗ РФ. 2012. N 29. Ст. 4066.
<3> См.: Парламент. газ. 2011. 14 - 20 янв.
<4> См.: Состав Государственного совета // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/structure/state-council/members (дата обращения: 06.05.2016).
Основными задачами Государственного совета РФ являются: содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, включая вопросы, связанные с обеспечением финансовой устойчивости, а также обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете и информации, представленной Правительством РФ, о ходе исполнения федерального бюджета.
В процессе осуществления своей деятельности Государственный совет РФ дает поручения, в той или иной степени затрагивающие отдельные проблемы, связанные с обеспечением финансовой устойчивости Российской Федерации и являющиеся обязательными для исполнения <1>.
--------------------------------
<1> См.: Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/state-council/49214 (дата обращения: 06.05.2016).
Необходимость постоянного анализа и стратегического планирования по всему комплексу вопросов безопасности, а также подготовки проектов решений Президента РФ в соответствующих сферах обусловливает существование при Президенте РФ специального конституционного совещательного органа - Совета Безопасности РФ <1>. Коллегиальность органа обеспечивает участие в нем представителей различных государственных органов. Так, в состав Совета Безопасности РФ входят: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Министр иностранных дел РФ, Министр внутренних дел РФ, Министр обороны РФ, директор ФСБ России, полномочные представители Президента РФ по округам, Генеральный прокурор РФ и др. (см. Указ Президента РФ от 25.05.2012 N 715 "Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации" <2>).
--------------------------------
<1> См.: Заседание рабочей группы Экономического совета // Там же. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/32/20736 (дата обращения: 06.05.2016).
<2> См.: Рос. газ. 2012. 28 мая.
Как уже было отмечено в начале исследования, финансовая устойчивость государства является основой национальной безопасности Российской Федерации, позволяющей обеспечить финансовыми ресурсами все необходимые меры, направленные на достижение национальной безопасности. Непосредственно для интересующей нас сферы следует выделить следующие задачи Совета Безопасности РФ, направленные на обеспечение финансовой устойчивости: прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации (финансирование которых необходимо будет прогнозировать в составе расходов федерального бюджета, либо которые необходимо могут повлечь риски возникновения сверхрасходов федерального бюджета в случае принятия экстренных мер); подготовка Президенту РФ предложений: о применении специальных экономических (в том числе финансовых) мер в целях обеспечения национальной безопасности, об утверждении и уточнении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны (затрагивающих, в том числе вопросы финансового обеспечения реализации данных документов) и др.
Основными функциями деятельности Совета Безопасности РФ в изучаемой нами сфере являются: осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, в том числе оценка эффективности работы по реализации документов стратегического планирования, корректировка документов стратегического планирования и стратегических национальных приоритетов; организация контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов по обеспечению национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности и т.д.
Подготовка решений Президента РФ и Совета Безопасности РФ по разработке и уточнению Стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны на основе выявления внутренних и внешних стратегических рисков, влияющих на устойчивое развитие Российской Федерации, а также угроз национальной безопасности (см. Указ Президента РФ "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации") непосредственно возложена на аппарат Совета Безопасности РФ. Функции, связанные непосредственно с обеспечением безопасности в экономической (финансовой) сфере, возложены на Межведомственную комиссию Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере (далее - Комиссия). Следует обратить особое внимание на такие функции Комиссии, позволяющие обеспечивать финансовую устойчивость государства, как: анализ состояния и перспектив развития социально-экономической ситуации в стране с точки зрения обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере; выявление внутренних и внешних угроз устойчивому развитию Российской Федерации, реализации стратегических национальных приоритетов в экономической и социальной сфере, а также подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности РФ по их нейтрализации; оценка денежно-кредитной политики и финансовой системы РФ, состояния и перспектив развития отраслей экономики с точки зрения обеспечения национальной безопасности; подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности РФ по различным направлениям в области обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере.
Следующим совещательным (консультативным, координационным) органом, деятельность которого оказывает существенное влияние на обеспечение финансовой устойчивости государства, выступает Экономический совет при Президенте РФ (далее - Экономический совет, Совет). Данный Совет является консультативным органом при Президенте РФ, образованным в целях подготовки предложений по основным направлениям социально-экономической политики Российской Федерации, определению стратегии и тактики ее реализации, механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие и технологическое обновление экономики. В отличие от других коллегиальных органов, созданных при Президенте РФ, помимо представителей органов государственной власти в Совет входят и представители банковской системы, науки, образования, бизнеса (см. Указ Президента РФ от 16.07.2012 N 1001 "Об Экономическом совете при Президенте Российской Федерации" <1>). В целях эффективного осуществления своей деятельности в исследуемой сфере Экономический совет создал рабочую группу по направлению макроэкономической и финансовой политики. Первостепенная задача, непосредственно связанная с обеспечением финансовой устойчивости, - выявление системных социально-экономических рисков, прогнозирование их возникновения, подготовка предложений по созданию механизмов управления рисками, предотвращению возникновения рисков и минимизации их возможных негативных последствий. Кроме этого, Совет осуществляет экспертно-аналитическое и информационное обеспечение деятельности Президента РФ по вопросам социально-экономической политики Российской Федерации, в том числе по вопросам макроэкономической ситуации (посредством проведения экспертизы проектов различных нормативных правовых актов, прогнозирования результатов практической реализации содержащихся в них положений, мониторинга результатов наиболее значимых социально-экономических реформ, выявления проблем, препятствующих их реализации, подготовки предложений по устойчивому развитию государства и т.д.) (см. Указ Президента РФ "Об Экономическом совете при Президенте Российской Федерации").
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4254. В настоящее время членами данного органа являются Президент РФ, Министр экономического развития РФ, Председатель Счетной палаты РФ, Первый заместитель Председателя Государственной Думы, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", президент Торгово-промышленной палаты РФ, Министр финансов РФ, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", президент, председатель правления открытого акционерного общества "Сбербанк России", директор государственного автономного научного учреждения г. Москвы "Институт гуманитарного развития мегаполиса", ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", Председатель Банка России, генеральный директор автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и др.
Говоря о специальных совещательных (консультативных, координационных) органах, в первую очередь остановимся на Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (далее - Комиссия 1), поскольку одним из ключевых принципов функционирования финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации выступает принцип плановости (прогнозирования), в том числе федерального бюджета как основы финансовой устойчивости Российской Федерации. В состав Комиссии 1 входит большинство представителей различных министерств исполнительной ветви власти, что обусловлено возложенной именно на Правительство РФ обязанностью по составлению проекта федерального закона о федеральном бюджете (см. распоряжение Правительства РФ от 04.06.2012 N 887-р "О составе Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период" <1>).
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 2012. N 24. Ст. 3221.
Данный координационный орган образован в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при составлении проекта федерального бюджета (внесении изменений в федеральный бюджет) и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период. Основной задачей Комиссии 1 является обеспечение своевременной и качественной подготовки вопросов, связанных с составлением проекта федерального бюджета (внесением изменений в федеральный бюджет) и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, для их рассмотрения Правительством РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период // Правительство России. URL: http://govemment.ru/department/20/about/ (дата обращения: 06.05.2016).
Правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов (далее - Комиссия 2) была создана как координационный орган для согласования действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ при решении вопросов повышения эффективности бюджетных расходов (см. Постановление Правительства РФ от 26.08.2014 N 855 "О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов" <1>). Аналогично Комиссии 1 в состав Комиссии 2 входит большинство представителей различных министерств исполнительной ветви власти, что также обусловливается возложенной именно на Правительство РФ обязанностью по эффективному расходованию федерального бюджета <2>. Главной целью создания Комиссии 2 выступает подготовка предложений по оптимизации расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованию высвобождающихся бюджетных ассигнований для финансирования приоритетных направлений и мероприятий государственной политики, повышению качества и эффективности реализации государственных программ, а также контроль за реализацией соответствующих решений <3>. Приоритетной задачей Комиссии 2 является координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам: а) оптимизации расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; б) использования высвобождающихся бюджетных ассигнований в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики; в) повышения качества и эффективности реализации государственных программ РФ. Для реализации поставленных задач Комиссия 2 осуществляет следующие функции: а) организует подготовку и анализ предложений об оптимизации расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; б) организует подготовку и анализ предложений об использовании высвобождающихся бюджетных ассигнований для финансового обеспечения приоритетных направлений и мероприятий государственной политики; в) рассматривает проекты государственных программ РФ, в том числе предложения о внесении изменений в государственные программы РФ, а также подготавливает рекомендации по их доработке; г) рассматривает результаты реализации и оценки эффективности государственных программ РФ за отчетный период и подготавливает рекомендации по внесению изменений в государственные программы РФ; д) рассматривает иные вопросы, связанные с оптимизацией и повышением эффективности бюджетных расходов и т.д. (см. Постановление Правительства РФ "О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов"). Так, например, по итогам одного их заседаний Комиссии 2 было принято решение о поддержке предложенных Минфином России и Счетной палатой РФ мер по совершенствованию законодательства РФ в части повышения эффективности использования бюджетных ассигнований главными распорядителями средств федерального бюджета и осуществления расходов государственными корпорациями и компаниями с государственным участием (с учетом целесообразности установления разумного переходного периода в отношении действующих контрактов или реализуемых проектов) <4>.
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 2014. N 36. Ст. 4846.
<2> См.: Состав Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов // Правительство России. URL: http://govemment.ru/info/14582/ (дата обращения: 06.05.2016).
<3> См.: Об образовании Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов // Там же. URL: http://government.ru/docs/14567/ (дата обращения: 06.05.2016).
<4> См.: О решениях по итогам совещания о повышении эффективности бюджетных расходов // Правительство России. URL: http://govemment.ru/orders/21930/ (дата обращения: 06.05.2016).
Деятельность Национального совета по обеспечению финансовой стабильности (далее - Национальный совет) носит более стратегический характер в сравнении с иными совещательными органами, созданными при Правительстве РФ. Это обстоятельство обусловливает и иной состав данного органа, состоящего преимущественно из равного количества представителей профильных министерств и Банка России (см. распоряжение Правительства РФ от 25.02.2015 N 295-р "Об утверждении составов Национального совета и секретариата Национального совета по обеспечению финансовой стабильности" <1>).
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1548.
Национальный совет является постоянно действующим совещательным органом, образованным в целях рассмотрения вопросов обеспечения стабильности финансовой системы, выявления системных рисков и разработки предложений о мерах, направленных на снижение таких рисков (см. Постановление Правительства РФ "О Национальном совете по обеспечению финансовой стабильности").
Создание Национального совета направлено на обеспечение оперативного и эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Банка России, проведение анализа общего состояния мировой экономики и результатов его мониторинга, рассмотрение оценки уровня системных рисков и разработку предложений о мерах по восстановлению финансовой стабильности государства (см. указанное Постановление Правительства РФ).
На Национальный совет возложено решение таких задач, как: а) оценка общего состояния мировой экономики и рисков, связанных с ее изменением; б) осуществление анализа результатов мониторинга общего состояния финансовых и товарных рынков, оценка системных рисков, связанных с их развитием; в) оценка методики определения системно значимых финансовых институтов (кредитных организаций, банковских холдингов и групп, небанковских финансовых институтов, объектов инфраструктуры финансового рынка) и их перечня; г) рассмотрение методик выявления и оценок системных рисков и угроз финансовой стабильности; д) оценка уровня системных рисков и угроз финансовой стабильности; е) разработка предложений о мерах, направленных на восстановление финансовой стабильности (см. названное Постановление Правительства РФ).
Национальный совет уполномочен на представление рекомендаций федеральным органам исполнительной власти и Банку России по вопросам наблюдения за состоянием устойчивости финансовой системы, системных рисков и угроз финансовой стабильности, а также характера и (или) режима применения мер, направленных на снижение указанных рисков, в том числе на отдельных сегментах финансового рынка.
Участие в деятельности другого государственного органа. Наиболее отчетливо данная форма взаимодействия в финансово-правовом механизме обеспечения финансовой устойчивости проявляется в функционировании органа, созданного Банком России, - Национального финансового совета. Он является коллегиальным органом Банка России, состоит из представителей Федерального Собрания РФ (как из членов Совета Федерации, так и Государственной Думы), представителей Президента РФ и Правительства РФ, а также непосредственно самого Председателя Банка России (ст. 12 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
В компетенцию Национального финансового совета в сфере обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации входят: рассмотрение годового отчета Банка России; рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; реализация политики валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы; внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России и др.
Иным примером данной формы взаимодействия является реализация права (обязанности) членов Правительства РФ присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат (см. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" <1>). Аналогичное правомочие предоставлено и иным органам: Экономический совет имеет право направлять своих членов для участия в работе координационных и совещательных органов, образованных Правительством РФ или федеральными органами государственной власти, при рассмотрении ими вопросов, относящихся к компетенции Совета (см. Указ Президента РФ "Об Экономическом совете при Президенте Российской Федерации"); Министр финансов РФ или по его поручению один представитель от Минфина России участвует в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса (ст. 21 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"); Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ вправе приглашать федеральных министров и уполномоченных ими должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.05.2013 N 77-ФЗ "О парламентском контроле" <2>); в заседаниях Коллегии Счетной палаты РФ могут принимать участие председатели комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, члены Правительства РФ (ст. 11 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации") и др.
--------------------------------
<1> См.: Рос. газ. 2004. 8 июня.
<2> См.: Там же. 2013. 14 мая.
Последовательная (совместная) реализация функций государственных органов при осуществлении их профильной деятельности. Данную форму взаимодействия условно можно разделить на два направления: первое из них предусматривает последовательное задействование реализации отдельных полномочий государственных органов в изучаемой сфере; второе - совместное выполнение отдельных функций с учетом специфики деятельности каждого органа <1>.
--------------------------------
<1> Считаем необходимым сделать оговорку об условности такого подразделения.
Наиболее ярким примером первого направления взаимодействия является осуществление бюджетного процесса, когда деятельность одного органа, выполнившего свои полномочия, последовательно сменяется деятельностью другого органа, но лишь в единстве они могут обеспечивать системность и комплексность выполнения поставленной задачи по осуществлению бюджетного процесса РФ <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см. часть третью БК, регламентирующую бюджетный процесс РФ.
В рамках реализации данного направления взаимодействия Государственная Дума: рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, направляемые Банком России, на предстоящий год (ст. 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"); принимает решение (только по предложению Национального финансового совета), на основании которого Счетной палатой РФ будут проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его подразделений (ст. 23 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации") и др.
Осуществлению контроля за использованием Счетной палатой РФ средств федерального бюджета предшествует решение Президента РФ, постановление Совета Федерации и (или) постановление Государственной Думы (п. 3 ст. 41 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации"). В свою очередь, деятельность Счетной палаты РФ предшествует деятельности Следственного комитета РФ при решении задач по обеспечению защиты государственных и общественных интересов от преступных посягательств в финансово-бюджетной сфере и в сфере использования и сохранности государственной собственности, а также по выявлению, пресечению и расследованию преступлений (см. Положение о порядке взаимодействия между Счетной палатой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации, принятое Счетной палатой РФ, Следственным комитетом РФ 05.05.2011 <1>).
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
Обслуживание единого счета федерального бюджета, осуществляемое Банком России, происходит только после совершения Федеральным казначейством соответствующих операций, направленных на содействие открытию данного счета. При этом управление данным счетом осуществляет Минфин России.
В рамках второго направления (совместного осуществления отдельных функций) можно выделить деятельность Банка России (в лице Совета директоров) и Правительства РФ по разработке проекта основных направлений развития финансового рынка и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В дальнейшем последующие действия в большей степени осуществляются в рамках первого направления: подготовленные проекты представляются для рассмотрения в Национальный финансовый совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу. Кроме этого, Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние финансового рынка, в том числе на состояние банковской системы, и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 21 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"); совместно с Минфином России в необходимых случаях заключает соглашения о проведении операций с золотовалютными резервами по поручению Правительства РФ (ст. 23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Счетная палата РФ при ненадлежащем исполнении ее предписаний может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (п. 4 ст. 27 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации").
Отпуск ценностей золотого запаса РФ осуществляется по решению Президента РФ, принимаемому на основании мотивированного представления Председателя Правительства РФ.
Информационное взаимодействие. Данная форма взаимодействия является самой распространенной и характерна для всех государственных органов, так или иначе участвующих в функционировании финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации.
Так, например, Правительство РФ направляет в палаты Федерального Собрания РФ информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами (ст. 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). Кроме этого, Правительство РФ в соответствии с федеральным законом информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета в порядке, установленном федеральным законом.
Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства РФ и руководителям федеральных органов исполнительной власти.
Счетная палата РФ информирует органы государственной власти и общество о результатах своей деятельности. Информационная деятельность Счетной палаты РФ осуществляется посредством направления палатам Федерального Собрания РФ отчетов о результатах контрольных мероприятий, регулярного предоставления информации о своей деятельности средствам массовой информации, издания Бюллетеня Счетной палаты Российской Федерации и т.д.
При этом на контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, органы государственной безопасности, правоохранительные органы, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, Банк России, финансовые органы, налоговые органы и иные государственные органы, подразделения внутреннего аудита возложена обязанность по оказанию содействия деятельности Счетной палаты РФ, предоставлению по ее запросам информации, необходимой для выполнения ее задач и функций.
Банк России также представляет в Государственную Думу и Президенту РФ информацию о своей деятельности в порядке, установленном федеральными законами.
Информационное взаимодействие активно осуществляется и между органами, непосредственно задействованными в обеспечении финансовой устойчивости Российской Федерации. В этой сфере прежде всего следует выделить информационное взаимодействие, осуществляемое между Минфином России и Федеральным казначейством, главными распорядителями средств федерального бюджета (главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета), которые при осуществлении своих полномочий как участников процесса прогнозирования должны быть подключены к информационной системе Минфина России (см. письмо Минфина России от 24.01.2014 N 21-05-08/2563 "Об осуществлении информационного взаимодействия между Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством, главными распорядителями средств федерального бюджета" <1>).
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
В целях определения общих принципов информационного взаимодействия, дальнейшего развития информационных связей, а также исходя из того, что взаимное сотрудничество будет способствовать совершенствованию и повышению эффективности деятельности Счетной палаты РФ и Федерального казначейства, между ними было заключено Соглашение об информационном взаимодействии (см. Соглашение об информационном взаимодействии Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства, заключенное в г. Москве 16.05.2014 <1>). Данное Соглашение регулирует осуществление информационного обмена сведениями, необходимыми для решения задач, возложенных на вышеуказанные органы законодательством РФ, а также для обеспечения доступа Счетной палаты РФ к информационным системам, оператором которых является Федеральное казначейство, в целях осуществления Счетной палатой РФ функций внешнего государственного контроля (аудита) в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации". Соглашение регламентирует информационное взаимодействие при передаче в Счетную палату РФ информации об операциях со средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, а также отчетных и иных документов Федерального казначейства по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ, и при передаче в Федеральное казначейство информации о контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях в отношении Федерального казначейства и его территориальных органов.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
В целях информационного взаимодействия между Банком России и Росфиннадзором <1> также осуществлялась организация обмена информацией по вопросам валютного контроля (см. Соглашение об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по вопросам валютного контроля, заключенное в г. Москве 15.08.2007 <2>).
--------------------------------
<1> Принимая во внимание, что на основании Указа Президента РФ от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" (см.: СЗ РФ. 2016. N 6. Ст. 831) Росфиннадзор упразднен, а его полномочия как органа валютного контроля переданы ФТС России и ФНС России, очевидным представляется заключение подобного соглашения между Банком России и указанными службами.
<2> СПС "КонсультантПлюс".
Предоставление отчетов о деятельности государственного органа. Эта форма взаимодействия носит несколько условный характер и заключается в отчетности (информировании) одного органа перед другим о результатах своей деятельности. Данную форму взаимодействия наглядно иллюстрирует обязанность Правительства РФ согласно ст. 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" представлять Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности (см., например, отчет Правительства РФ о результатах работы в 2015 г. <1>) и отчеты о выполнении своих отдельных полномочий (см., например, Федеральный закон "Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году").
--------------------------------
<1> См.: отчет Правительства о результатах работы в 2015 году // Правительство России. URL: http://govemment.ru/news/22717/ (дата обращения: 06.05.2016).
Аналогичная обязанность возложена на Банк России. Так, ежегодно (не позднее 15 мая года, следующего за отчетным) он представляет в Государственную Думу свой годовой отчет <1>, включающий перечень мероприятий, так или иначе влияющих на обеспечение финансовой устойчивости Российской Федерации, в частности мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России, анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики; анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, финансового рынка РФ, валютного положения и платежного баланса РФ, национальной платежной системы; годовую финансовую отчетность Банка России и т.д.
--------------------------------
<1> См., напр.: Годовой отчет Банка России за 2015 год // Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2015.pdf (дата обращения: 15.05.2016).
Счетная палата РФ также представляет Совету Федерации и Государственной Думе ежегодный отчет о своей деятельности <1>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2014 году // Счетная палата Российской Федерации. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/#842 (дата обращения: 06.05.2016).
При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклад Министра финансов РФ об исполнении федерального бюджета (ч. 1 ст. 264.11 БК, п. 9 ст. 11 Федерального закона "О парламентском контроле").
Отчет о пополнении и расходовании ценностей Госфонда России за год представляется Гохраном России в Минфин России. В свою очередь, Минфин России представляет Президенту РФ и Правительству РФ отчет о пополнении и расходовании за финансовый год ценностей Госфонда России (п. 50 Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.2003 N 127 <1>, п. 6 ст. 6 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <2>, п. 1 Постановления Правительства РФ "О Министерстве финансов Российской Федерации" соответственно).
--------------------------------
<1> См.: Рос. газ. 2003. 6 марта.
<2> См.: Там же. 1998. 7 апр.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что государственные органы осуществляют свою деятельность в сфере обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации, несмотря на свою гарантированную правовыми актами самостоятельность, в тесном взаимодействии между собой. Более того, как показывает вышепроведенный анализ, реализация финансово-правового статуса одного органа находится в зависимости от деятельности другого органа. Такая зависимость и взаимодействие осуществляются в различных формах и степени проникновения в деятельность друг друга и отражают реализацию принципа системности и принципа гласности (открытости, прозрачности) функционирования финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации.
|