В соответствии с Конституцией РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относится к ведению РФ (п. «в» ст. 71), а защита прав и свобод человека и гражданина - к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «б» ч. 1 ст. 72). В совместном ведении РФ и ее субъектов находится также координация вопросов здравоохранения (п. «ж» ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76).
Из этого следует, что субъекты РФ вправе осуществлять правовое регулирование в сфере защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь путем закрепления соответствующих положений в своих нормативных правовых актах, как имеющим учредительный характер (конституции, уставы), так и в других правовых актах, обладающих меньшей юридической силой.
Кроме того, для конституционных (уставных) судов субъектов РФ, как и для всех остальных судов, актуальной и необходимой частью их процессуальной деятельности является применение не только положений Конституции РФ, но и правовых позиций Конституционного Суда РФ. Использование таких источников права при выработке собственных правовых позиций позволяет обеспечить соответствие федерального и регионального правового регулирования, выявить связи конституционных норм с отраслевыми и сформулировать нормотворческие рекомендации законодателю в части развития и совершенствования правовой системы российских регионов.
Конституции (уставы) субъектов РФ, будучи учредительными по своему характеру (также как учредительным характером обладает Конституция РФ), регулируют наиболее важные общественные отношения, обеспечивая их стабильность и повышенную гарантированность. По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов такие акты, наряду с федеральными законами, служат основой законодательства субъектов РФ по этим вопросам, определяют направления, границы и основное содержание региональных законов.
Именно поэтому представляется интересным исследование Конституций (Уставов) субъектов РФ на степень «проработанности» затронутых в настоящей работе вопросов, что поможет оценить уровень региональной конституционной (уставной) защиты права человека на доступную и качественную медицинскую помощь, как производного от конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Вот почему было решено исследовать конституционную (уставную) регламентацию медицинской помощи в учредительных документах субъектов РФ. Мы презумптивно рассматриваем конституционные (уставные) нормы как дополнительное средство защиты прав, включая права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Проведен анализ 22 Конституций и 63 Уставов субъектов РФ. Установлено, что такие понятия как «охрана здоровья», «здравоохранение», «медицинская помощь» встречаются не во всех, а только в 78 из 85 учредительных документов субъектов РФ, т. е. в 7 из них указанные термины и соответствующее региональное правовое регулирование вообще отсутствуют.
В каком же контексте в конституциях (уставах) субъектов РФ встречается исследуемое право? В 73 учредительных документах субъектов РФ закреплена общая норма об обеспечении «реализации прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ», т. е., как бы по умолчанию, в том числе, и части 1 статьи 41. Наиболее часто встречающимися оборотами с использованием терминов «охрана здоровья», «здравоохранение» и «медицинская помощь» в текстах учредительных документов субъектов РФ являются:
- «проведение единой государственной политики в сфере (области) здравоохранения» (56 набл.),
- «координация вопросов здравоохранения» (30 набл.),
- «осуществление государственных гарантий организации здравоохранения» (23 набл.),
- «обеспечиваются государственные гарантии прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи» (19 набл.),
- «финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения» (15 набл.).
Конкретно текстуально право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено только в 40 из 85 конституций (уставов) субъектов РФ, причем в 34 - полностью в данной формулировке, а в 5 случаях - только право на охрану здоровья и 1 случае - отдельно право на медицинскую помощь. При этом только в одном учредительном документе - Конституции Татарстана сформулировано право в формулировке «право на охрану здоровья, включая медицинскую помощь», т. е. без соединительного союза «и».
Упоминания вообще о «медицинской помощи» встретилось в текстах учредительных документов субъектов РФ только лишь в 48 случаях из 85, причем в 35 документах оно было текстуально в составе права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
И всего в одном учредительном документе - Уставе Тульской области - зафиксировано современное название, а, следовательно, и понимание «права граждан на доступную и качественную медицинскую помощь.
Каждый орган государственной власти в РФ, включая и конституционные (уставные) суды, вносит свой вклад в реализацию конституционных норм. Но при этом возникает проблема обеспечения единообразия в понимании и практике применения конституционных положений. Одним из действенных способов решения данной проблемы является установление эффективного взаимодействия между органами государственной власти, разработка и координация общих подходов в реализации Конституции РФ, исключение случаев рассогласованности и противоречий.
Одним из направлений защиты права на бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальных программ, является возможность защиты этого права в органах региональной конституционной (уставной) юстиции. Это во многом определяет уровень ДМП в конкретном регионе РФ.
Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи принимаются в ряде субъектов РФ в виде законов. Это предопределяет возможность для оспаривания этих законов субъектов РФ не только в Конституционном Суде РФ, судах общей юрисдикции в РФ, но и в конституционных (уставных) судах субъектов РФ.
Граждане вправе обращаться в органы конституционной юстиции субъектов РФ с целью проверки данных законов субъектов РФ на соответствие конституции (уставу) субъекта РФ. Следовательно, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, занимающиеся нормоконтролем, можно рассматривать в качестве дополнительного судебного механизма защиты конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Однако, к сожалению, в России в настоящее время конституционное судопроизводство на региональном уровне осуществляется не во всех субъектах РФ, в связи с отсутствием в них соответствующих конституционных (уставных) судов.
Нами проведен анализ законов о конституционных (уставных) судах в 17 субъектах РФ, в которых эти суды действовали. Это республики: Адыгея, Карелия, Ингушетия, Тыва, Северная Осе- тия-Алания, Татарстан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Соха (Якутия), Марий Эл, Башкортостан, Коми, Чечня, а также город федерального значения Санкт-Петербург, Свердловская и Калининградская область. Изучение учредительных документов (Конституций и Уставов этих субъектов РФ) показало, что в правовом смысле механизм реализации защиты права граждан на медицинскую помощь неодинаков в разных субъектах РФ.
В законах пяти из семнадцати субъектов РФ у гражданина есть право в порядке абстрактного нормоконтроля обращаться в конституционный (уставный) суд с жалобой о соответствии Конституции (Уставу) нормативно-правовых актов соответствующего субъекта РФ, в том числе и территориальных программ оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Это не исключает право граждан обращаться в эти же суды с жалобой на нарушение права на медицинскую помощь и в порядке конкретного нормоконтроля, то есть оспаривать нормативный правовой акт, примененный или подлежащий применению в конкретном деле.
В законах одиннадцати других субъектов РФ право обращаться в конституционный (уставный) суд с индивидуальной или коллективной жалобой имеется у граждан, чьи права и свободы нарушаются нормативно-правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, то есть только в порядке конкретного нормоконтроля.
Следовательно, в вышеуказанных шестнадцати субъектах РФ у граждан в содержание право-притязания включена такая конституционно-правовая возможность как обращение для защиты нарушенного права на медицинскую помощь в Конституционный (Уставный) суд субъекта РФ.
И только в одном субъекте РФ (Республика Тыва) из семнадцати, законодательно не предусмотрено право на прямое обращение граждан в Конституционный Суд Республики с жалобой о проверке конституционности нормативного акта субъекта РФ. Однако, для граждан это не исключает возможность реализации конституционного механизма защиты права на медицинскую помощь, например, через обращение к депутату Парламента республики, который в свою очередь имеет право на обращение в Конституционный Суд Республики.
На наш взгляд, конституционализация отношений, возникающих по поводу реализации права на медицинскую помощь, это объективный процесс, обусловленный характером развития российского общества и государства последних лет. Процесс этот можно только приветствовать, поскольку у граждан появляются новые правовые возможности, новые правовые механизмы обеспечения и защиты своего права на бесплатную медицинскую помощь. В этом смысле конституционные (уставные) суды субъектов РФ способны сыграть заметную роль в формировании нового правового поля в сфере защиты права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. В наилучшей ситуации, безусловно, находятся те субъекты РФ, законодательство которых предусматривает возможность обжалования гражданами в Конституционный (Уставный) суд не только законов, но и подзаконных актов. Но и у органов конституционной юстиции тех субъектов РФ, у которых такая возможность законом не закреплена, можно искать и находить другие возможности защиты исследуемого конституционного права.
В заключение следует сказать о том, что разрешение проблем здравоохранения в субъектах РФ, включая проблемы оказания медицинской помощи, может происходить через процедуру рассмотрения этих проблем не только в Конституционном Суде РФ, в судах общей юрисдикции в РФ, но и, в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, а также и внесудебными способами. Накопленная правоприменительная практика в ближайшей перспективе может стать отправной точкой дальнейшего развития законодательства и науки не только в РФ, но и на пространстве Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС ).
|