Лесное законодательство отнесено статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Этот факт существенно повлиял на разработку норм действующего лесного права[1].
На федеральном уровне почти 10 лет действует Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ[2] (далее - ЛК РФ), несмотря на его многочисленную критику, как со стороны ученых, так и практиков. Хотя периодически в него вносится большое количество изменений, он продолжает действовать и выступает основным источником лесного права. Присутствует также и большое количество иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы лесного права.
Что же касается лесного законодательства субъектов Российской Федерации, то оно на сегодняшний день сформировано достаточно разнообразно. Необходимо отметить, что до вступления в силу ЛК РФ 1 января 2007 г. в отдельных субъектах Российской Федерации был принят либо закон «О лесах (лесе)» (например, в Республике Адыгея, Республике Бурятия, Республике Ингушетия, КабардиноБалкарской Республике, Республике Калмыкия, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Республике Северная Осетия-Алания, Республике Тыва, Республике Хакасия, Чувашской Республике, Ростовской области, Самарской области, Тверской области, Ульяновской области), закон о лесопользовании (в Архангельской области, Вологодской области, Еврейской автономной области), либо свой лесной кодекс (в Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Алтайском крае, Хабаровском крае, Иркутской области, Саратовской области, Ханты-Мансийском автономном округе). В настоящее время они утратили силу.
Теперь ни одного действующего лесного кодекса субъекта РФ не существует, несмотря на то, что это не воспрещается по Конституции РФ. В отдельных субъектах РФ существуют комплексные законы, посвященные лесам (в Московской области, Санкт-Петербурге, Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Республике Коми, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Приморском крае, Ставропольском крае, Архангельской области, Волгоградской области, Воронежской области, Курской области, Липецкой области, Магаданской области, Омской области, Орловской области, Ростовской области, Самарской области, Сахалинской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Ярославской области, Еврейской автономной области, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Крым).
В иных субъектах РФ принят целый ряд законов в сфере лесопользования (например, в Ленинградской области, Республике Бурятия, Республике Ингушетия, Республике Карелия, Республике Мордовия, Республике Тыва, Удмуртской Республике, Республике Хакасия, Чеченская Республика, Чувашской Республике, Алтайском крае, Камчатском крае, Краснодарском крае, Красноярском крае, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Ивановской области, Иркутской области, Калининградской области, Калужской области, Кемеровской области, Кировской области, Костромской области, Курганской области, Мурманской области, Нижегородской области, Новгородской области, Новосибирской области, Оренбургской области, Псковской области, Рязанской области, Саратовской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области, Томской области, Ульяновской области, Челябинской области, Чукотском автономном округе).
ЛК РФ ввел новый документ для субъектов РФ - лесной план, который представляет собой большой документ с техническими показателями о состоянии лесов в субъекте Российской Федерации[3].
В большинстве субъектов РФ первые лесные планы были приняты в конце 2008-2009 гг. (например, в Республике Адыгея, Республике Карелия, Пермском крае и в других). Большей частью они до сих пор действуют. В Ленинградской области, Архангельской области, Ненецком автономном округе, Саратовской области они утратили силу и в отдельных субъектах РФ приняты новые. В 2011 г. на федеральном уровне был разработан новый типовой лесной план[4], в связи с тем, что не было единообразия в принятых лесных планах субъектов Российской Федерации, что в итоге повлекло внесение изменений в лесные планы по поводу включения в них характеристики состояния лесов, основных направлений их использования, а также оценку экономической эффективности мероприятий, направленных на освоение лесов, подробных тематических карт территории.
На сегодняшний день в большинстве субъектов РФ приняты и действуют лесные планы. Даже в июне 2016 г. был принят лесной план города Севастополь.
Минина Е. Л. рассматривает лес как «наиболее крупную и ценную часть растительного мира»[5]. Конституция не предусматривает законодательство о растительном мире. Несмотря на это в федеральных законах есть упоминание о законодательстве о растительном мире (например, в Федеральном законе от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»[6]).
Термин «растительный мир» предусматривается законодательно наряду с лесами и другими природными объектами (например, Закон РСФСР от 31.10.1990 № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»[7], Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды»[8], статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ[9], Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особо охраняемых природных территориях»[10] и другие).
Помимо термина «растительный мир» используется дефиниция «флора» (в частности, в Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой ис- чезновения[11], Законе РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 23.07.2013) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[12]).
На уровне субъектов РФ есть Закон Республики Башкортостан от 10.03.2000 № 53-з (ред. от 03.05.2006) «О растительном мире»[13] и Закон Республики Крым от 25.12.2014 № 50-ЗРК/2014 (ред. от 02.06.2015) «О растительном мире»[14]. Ранее был аналогичный закон в Республике Татарстан.
Таким образом, Конституция РФ поспособствовала двухуровневой системе лесного законодательства в России. Можно констатировать, что для ряда субъектов РФ это пошло на пользу. В тоже время остаются пробелы в лесном законодательстве, в частности, по поводу устойчивого управления лесами, лесной сертификации и другого. Отсутствие в Конституции РФ упоминания о растительном мире и о законодательстве о растительном мире не является проблемой, поскольку Конституция РФ содержит широкие нормы про природные ресурсы, не разъясняя при этом, что под ними понимается, и к ним относится.
[1] Оленина Т. Ю. Конституционное развитие в экологическом и лесном законодательстве России понятия о лесе как природном ресурсе // Конституционное развитие России и зарубежных государств. Сборник научных трудов кафедры конституционного и муниципального права Карельского филиала РАНХиГС / отв. ред. А. А. Ларичев. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2015. С. 97-102.
[2] СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
[3] Для их разработки первоначально были приняты Постановление Правительства РФ от 24.04.2007 № 246 «Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации»1, Приказ МПР РФ от 16.07.2007 № 182 «Об утверждении типовой формы лесного плана субъекта Российской Федерации»1 (в настоящее время они утратили силу).
[4] Приказ Рослесхоза от 05.10.2011 N 423 «Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки» // Российская газета (специальный выпуск). 2014. N 167/1.
[5] Минина Е. Л. Тенденции развития законодательства о растительном мире // Журнал российского права. 2016. № 5. С. 108-117.
[6] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142.
[7] Ведомости ВС РСФСР. 1990. N 22. Ст. 260.
[8] СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
[9] СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
[10] СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
[11] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978. С. 549-562.
[12] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 20. Ст. 718.
[13] Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2000. № 7 (109). Ст. 502.
[14] Ведомости Государственного Совета Республики Крым. 2014. № 6. ч. 1.
|