Термин «коррупция» происходит от латинского coruptio - портить, развращать, подкупать.
Возникновение коррупции свойственно любому государству и обществу, которое находится под влиянием власти и денег. Коррупция в системе государственного управления существует в связи с тем, что при отсутствии должного контроля чиновник может самовольно распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая решения в личных корыстных интересах.
Коррупция является следствием общих политических, социальных и экономических проблем государства. Коррупция уменьшается в здоровом в экономическом, политическом и социальном плане государстве, где эффективны производство и распределение общественных благ, где осуществляется действенный контроль в системе управления.
В то же время коррупция всегда увеличивается, когда государство находится в стадии становления или переживает период ломки политических, экономических, социальных и психологических устоев.
Следует различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество, она связана с принятием решений, имеющих высокую цену (госзакупки, изменение форм собственности и т.п.). Низовая или бытовая коррупция распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (регистрации, разрешения, штрафы, сдача экзаменов, предоставление мест в лечебных и образовательных учреждениях и т.п.).
Коррупция существует также и в негосударственных организациях. Очевидно, что сотрудник коммерческой или общественной организации также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами. Примером могут служить кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под мнимые проекты, цель которых - изъять деньги и исчезнуть.
Формы и виды коррупции весьма многообразны, на наш взгляд доктору юридических наук Н. И. Крюковой[1] наиболее наглядно удалось представить типологию коррупционных отношений (см. таблицу 1).
Типология коррупционных отношений
Таблица 1
Критерии
Виды коррупции
типологии коррупции
Кто злоупотребляет служебным положением
Государственная (коррупция госчиновников); коммерческая (коррупция менеджеров фирм); политическая (коррупция политических деятелей).
Кто является инициатором коррупционных отношений
Вымогательство взяток по инициативе руководящего лица.
Подкуп по инициативе просителя.
Кто является взяткодателем
Индивидуальная взятка (со стороны гражданина); предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);
криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей - например, наркомафии).
Форма выгоды, получаемой Взяткополучателем
Денежные взятки;
обмен услугами (патронаж, непотизм).
Цели коррупции с точки зрения взяткодателя
Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен делать по долгу службы);
тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности);
взятка "за доброе отношение" (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю).
Степень централизации коррупционных отношений
Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе);
централизованная коррупция "снизу вверх" (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими);
централизованная коррупция "сверху вниз" (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).
Уровень распространения коррупционных отношений
Низовая коррупция (в нижнем и среднем эшелонах власти);
верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков);
международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).
Степень регулярности коррупционных связей
Эпизодическая коррупция;
систематическая (институциональная) коррупция;
клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).
История коррупции. Своими корнями коррупция уходит в глубокое прошлое, она такое же древнее явление, как и само государство. С возникновением первых государств одновременно появляются и способы хищения государственных средств, проявляются злоупотребления чиновников, возникают попытки подкупа должностных лиц, то есть проявляется всё то, что сейчас принято называть коррупцией.
Ещё в древнем Египте, в Римской империи, в Древнем Китае, в античной Греции коррупция проявлялась в форме казнокрадства и мздоимства (взяточничества). Наказание за принятие взятки было предусмотрено еще в Моисеевом законодательстве. В древности наказание за подобные преступления были очень строгими. Так, Геродот писал, что когда персидский царь Камбиз обнаружил подкуп судьи по имени Си- замн, то казнил его, повелев в назидание другим казнокрадам покрыть судейское кресло снятой с взяточника кожей.
Мыслители давно пытаются найти причины коррупции и способы ее ограничения. Великий китайский философ и реформатор Ван Аньши (Ван Цзефу, Ван Баньшань) в своих трудах о причинах коррупции отмечал два её источника: «плохие законы и плохие люди». Его программа борьбы с коррупцией включала в себя концепцию легизма: опору на законы и применение жёстких мер к нарушителям ("суровые наказания за малые проступки")[2].
В России граница между взяткой и платой за труд всегда была довольно условной. Здесь ещё в IX - X веках широко распространился коррупционный институт "кормления", когда князь посылал своих представителей (воевод, наместников) в провинцию руководить без денежного вознаграждения, при этом не запрещая им самим обогащаться за счёт должностных полномочий. В дальнейшем эта порочная практика привела к широкому распространению среди русского чиновничества мздоимства. О мздоимстве в Древней Руси упоминается уже в летописях XIII -XIV веков, где говорится о коррупции в форме "посула", т.е. незаконного вознаграждения. Первым письменным упоминанием о посулах как незаконном вознаграждении княжеским наместником можно считать Псковскую судную грамоту 1397 года.
При Иване IV Грозном мздоимство бояр и чиновников приобрело повсеместный характер, в этой связи государь в 1561 году ввел «Судную грамоту», которая устанавливала санкции в виде смертной казни за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления.
В уголовном законодательстве царской России выделяли два вида взяточничества: мздоимство и лихоимство. Мздоимство означало взятку и должностному лицу за совершение действия, которое входило в его круг обязанностей. Если же взятка давалась за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности - это уже квалифицировалась как лихоимство.
Вопросы уголовной ответственности за взяточничество нашли отражение и в принятом в 1649 году «Соборном уложении», которое предусматривало уголовную ответственность за получение взятки судебными чиновниками.
Император Петр I (Великий) принимал жесткие меры по искоренению казнокрадства, взяточничества, особенно в аппаратах приказов и губерний, которые стали формироваться в России с 1709 г. Государь разрешал всем людям независимо от чина доносить лично ему о лихоимстве, а за справедливый донос определялась награда - имущество преступника, движимое и недвижимое. Указ Петра I «О воспрещении взяток и посулов» был позднее развит в законодательных актах Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, Александра III и других государей.
Так, 27 августа 1760 года Елизавета Петровна издала указ, запрещающий государственным служащим брать взятки, а император Александр I в 1801 г. подписал Указ «Об изыскании причин и искоренении лихоимства и лиходательства».
Однако усиление в России уголовно-правовых санкций за взяточничество не дало существенных изменений в деятельности госорганов. Взятки продолжали брать и давать. На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников.
Большевики, придя к власти, в мае 1918 года издали декрет «О взяточничестве», предусматривавший пятилетний срок заключения и конфискацию имущества. Одновременно с этим дела о взяточничестве были переданы в ведение революционных трибуналов, так как приравнивались к контрреволюционной деятельности. Уголовный кодекс 1922 года предусматривал за взяточничество расстрел.
В советское время взяточничество считалось буржуазным пережитком, тогда ошибочно считалось, что по мере строительства социализма это явление исчезнет. Этого не случилось.
Конечно, в эпоху сталинского тоталитарного государства, коррупции было меньше. Причиной тому повсеместный контроль и небывалые полномочия репрессивных органов. Л. Берии приписывается такая фраза: «Торгового работника уже через год после занятия им должности надо расстреливать без суда и следствия». В полном соответствии с этой фразой, в послевоенное время широкую известность получили «Винное», «Табачное», «Парфюмерное», «Ткацкое» и прочие «дела».
Как известно, не без оснований в 1948 году маршал Г.К. Жуков по так называемому "трофейному делу" был отстранён от должности главнокомандующего сухопутными войсками и заместителя министра Вооруженных Сил, выведен из состава ЦК и отправлен служить с понижением во второстепенный Одесский военный округ. Ранее, в 1946 году на Ягодинской таможне (вблизи г. Ковеля) было задержано 7 вагонов, в которых находилось 85 ящиков с трофейным имуществом, принадлежащим Г. К. Жукову, позднее это имущество было обнаружено во время обыска на даче маршала. Конечно, И. В. Сталин был озабочен не только увлечением некоторых советских военачальников трофейным имуществом, вывезенным из оккупированной Германии. Очевидно, что опасавшийся дальнейшего роста влияния Г. К. Жукова в армии, И. В. Сталин умело использовал возникший тогда коррупциогенный фактор для дистанцирования "маршала Победы" от власти.
Тем не менее в эпоху Сталина, была создана обстановка нетерпимости к любым проявлениями личной наживы и в борьбе с коррупцией в СССР к началу 50-х годов наблюдались крупные успехи. Многие исследователи считают, что И. В. Сталину удалось практически свести коррупцию в СССР на нет.
В период Хрущёвской "оттепели" и Брежневского "застоя" государственный и общественный контроль существенно ослабли, в результате чего коррупция вновь пустила крепкие корни.
Антикоррупционная борьба в СССР продолжалась, но нередко она носила "показной" характер или использовалась как способ устранения политических конкурентов.
В 1969 г. по СССР прогремело «азербайджанское дело», в ходе которого стали известны расценки на приобретение государственных должностей. Стать судьей стоило 30 тыс. рублей, 100 тыс. нужно было выложить за пост секретаря райкома. В Москве за должность директора магазина платили от 10 до 30 тыс. рублей, в зависимости от товарооборота. Средняя зарплата по стране тогда составляла чуть более 100 рублей в месяц.
В 1976-1978 годах широкую известность получило "Рыбное дело" вскрывшее коррупционную схему от чиновников сети рыбных магазинов «Океан» до министерских работников рыбной промышленности. Позднее в 1981 году по "Краснодарскому" делу за невероятный масштаб допущенной в регионе коррупции был смещен с должности 1-й секретарь Краснодарского крайкома КПСС С. Медунов, ещё 5000 чиновников были сняты со своих должностей, а 1500 человек были осуждены на различные сроки.
«Хлопковое» дело», закончившееся в 1989 году вскрыло злоупотребления и приписки в хлопковой промышленности Узбекистана. По этому делу было возбуждено более 800 уголовных дел, по которым было осуждено на различные сроки лишения свободы свыше 4 тыс. человек, обвиняемых в приписках, взятках и хищениях, причем далеко не все они были непосредственно связаны с хлопковой промышленностью.
Ю. В. Андропов, придя к управлению страной в 1982 году, сразу развернул широкомасштабную борьбу с коррупцией в СССР. Тогда были выявлены крупные хищения во Внешпосылторге и арестованы директор магазина «Березка» Авилов, а также директор Елисеевского магазина Соколов и начальник ГлавМосторга Трегубов. За короткое время в одной только Москве к ответственности были привлечены больше 15 тысяч работников торговли. Также Андропов проводил чистки среди партийных верхов. В Москве было сменено более 30% партийных руководителей, на Украине — 34, в Казахстане — 32%.
Небезосновательно по обвинению в коррупции были отстранены от высоких должностей Н. Щёлоков, Ю. Чурбанов и многие другие высокопоставленные советские чиновники. Борьба Ю. В. Андропова с коррупцией принесла несомненную пользу обществу. Тогда были остановлены самые обнаглевшие и потерявшие совесть высокие должностные лица.
После Ю. В. Андропова ни К. У. Черненко, ни М. С. Горбачёву не удалось внести существенный вклад в борьбу с коррупцией в СССР, которая с середины 80-х годов вновь начала своё распространение.
Природа коррупции в СССР коренилась в экономических основах государства. Отсутствие свободного рынка и конкуренции вели к тому, что мерилом трудового вклада человека являлась не заработная плата, выраженная в деньгах, а доступ к привилегиям, товарам и услугам. Особенностью распределения прав и обязанностей госслужащих в СССР был не регистрационный, как в большинстве стран, а разрешительный характер деятельности, когда чиновник он имел право разрешить или не разрешить то или иное действие.
В результате развала в 1991 году Советского Союза произошёл слом советского государственного строя, вместе с ним была утрачена и былая система государственного и общественного контроля.
При этом в создаваемой суверенной Российской Федерации в системе нового государственного управления антикоррупционные механизмы своевременно сформированы не были. В этих условиях коррупция в Российской Федерации приобрела небывалые масштабы.
[1] Крюкова Н. И. Сущность коррупции, ее причины и влияние на правопорядок // "Государственная власть и местное самоуправление", 2013, № 2.
[2] Иванов А.И. Ван Аньши и его реформы. XI в. СПб, 1909.
|