Для российского общества проблема коррупции приобрела особую значимость, поскольку масштабы коррупции в России достигли значительного уровня. По оценкам специалистов: годовая коррупция в России достигает примерно одной трети бюджета страны. Через коррупционную деятельность преступные сообщества незаконно присваивают себе и часть легального ВВП страны, в том числе, изымая в свою пользу до 30% бюджетных средств[1] [2].
Размах коррупции и ее рост стали серьезной проблемой для России. Экономика пробуксовывает, социальная сфера недополучает соответствующих финансовых и материальных ресурсов, деградируют нравственные основы населения. Коррупция на бытовом уровне становится частью жизни человека. В этой связи противодействие коррупционным проявлениям и рискам должно стать важным элементом государ- 2
ственной политики .
Проследить место государства в международном коррупционном рейтинге можно с помощью Индекса восприятия коррупции (Corruption Perception Index).
Индекс восприятия коррупции (ИВК) - ежегодный составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Индекс составляется международной организацией Transparency International на основе данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. Для того, чтобы страна была включена в ИВК, необходимо, чтобы в ней было как минимум три источника информации. Источником информации считается независимая экспертная организация, которая занимается анализом госуправления или бизнес-климата. Эксперты Transparency International оценивают методологию каждого источника информации, чтобы убедиться, что она соответствует стандартам качества.
На основе этой информации страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль означает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - наименьший. Ранее рейтинг коррупции определялся по десятибальной шкале.
Transparency International ежегодно представляет индекс восприятия коррупции с 1995 года. Россия вошла в список в 1996 году — тогда он состоял из 54 государств, и наша страна получила 2,6 балла, встав на 46-47-е место наравне с Индией. Все это время Россия стабильно занимает нижние строчки рейтинга.
Рис. 1. Динамика антикоррупционного рейтинга России
К сожалению, Россия по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций в мировом коррупционном рейтинге.
Так, 25 января 2017 года международное движение Transparency International представило Индекс восприятия коррупции (ИВК) за 2016 год. В 2016 году в рейтинг ИВК вошли 176 стран, которые ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - наименьший.
Дания и Новая Зеландия продемонстрировали наилучший результат - 90 баллов; почти такие же показатели у Финляндии (89) и Швеции (88). Уже десятый год кряду наихудшие результаты в Индексе показывает Сомали - в 2016 году республика получила всего лишь 10 баллов. Южный Судан занял предпоследнюю позицию, набрав 11 баллов; следом за ним идут Северная Корея (12) и Сирия (13). Страны, расположившиеся в самом конце Индекса, отличает повсеместная безнаказанность коррупции, недобросовестное государственное управление и слабые институты власти.
В 2016 году в индексе восприятия коррупции Российская Федерация заняла 131 место, получив 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной. Таким образом, позиция страны в рейтинге снизилась со 119 места по данным за 2015 год.
То, что Россия прочно застряла в нижней части списка, отрицательно сказывается как на перспективах экономического роста и повышении инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общем доверии граждан к серьёзности усилий власти по противодействию коррупции.
По мнению экспертов Transparency International, складывается впечатление, что приоритетом в противодействии коррупции в современной России выбраны громкие показательные процессы, которые при этом с большим трудом доводятся до конца. Как правило, показные разоблачения превращаются в затяжные, уходящие в «никуда» расследования, зачастую, заканчивающиеся ничем. Одновременно с этим происходит потеря недавних достижений в сфере подотчетности и прозрачности органов государственной власти, государственных компаний. Фрагментарные меры не приводят и не способны привести к системному сдвигу, повсеместному распространению понятий и моделей поведения,
которые бы в первую очередь предотвращали коррупцию и не позволяли
1
разрастаться все новым и новым коррупционным практикам .
При определении места России в индексе учитывалась информация, вскрывшаяся после утечки документов панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, которая помогала оформлять офшорные компании. В обнародованных документах оказались упоминания 11 516 компаний, связанных с Россией, и 6285 российских физических и юридических лиц, являющихся их владельцами или директорами. Скандал широко освещался СМИ и не мог не повлиять на восприятие уровня коррупции среди респондентов, отмечается в пресс-релизе Transparency International[3] [4].
РОССИЯ В РЕЙТИНГЕ ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ (БАЛЛОВ) ИСТОЧНИК: TRANSPARENCY INTERNATIONAL.
ИНДЕКС ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОЦЕНКУ ОТ О (МАКСИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КОРРУПЦИИ) ДО ЮО (ОТСУТСТВИЕ КОРРУПЦИИ).
баллов
место
______ 1
cU 1 О 1 ОД
W
.............. 11Q
1 О ГОД ................................................
kjr
2014 год .................
...............................................
...... 136
ОП1 Q глп
127
4U I О I ОД ----------------------------
щw
2012 год .................
. ф...
........... 133
Рис. 2. Россия в рейтинге восприятия коррупции
Среди негативных факторов, которые могли повлиять на место страны в индексе, упоминаются и громкие дела против высокопоставленных чиновников, например задержания экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева, генерала ФСО Геннадия Лопырева и полковника МВД Дмитрия Захарченко с найденными у него миллиардами. Transparency International отмечает, что эти дела не все граждане воспринимают как свидетельства борьбы с коррупцией. Ссылаясь на опрос ВЦИОМа, организация указывает, что более 50% респондентов восприняли арест Улюкаева как «показательную акцию или сведение счетов».
Так, издание "Коммерсант" со ссылкой на последнее глобальное исследование Transparency International «Барометр мировой коррупции» (2013 г.), утверждает, что большинство россиян (56%) не верит, что простые граждане могут внести свой вклад в борьбу с коррупцией[5].
СКОЛЬКО РОССИЯН СЧИТАЮТ КОРРУМПИРОВАННЫМИ... (%)
ИСТОЧНИК: GLOBAL CORRUPTION BAROMETER 2013.
Чиновников и госслужащих
92 ______________________________________ |
Полицию
89 |____________________________________ |
Судебную систему
84
Законодательную власть
83 ___________________________________ |
Политические партии
77
Медицину
75 |_______________________________ |
Образование
72
Армию
70 |_____________________________ |
СМИ
59 _________________________ |
Бизнес
57 |
НКО
45
Религиозные учреждения
40 |
Рис. 3. Наиболее коррумпированные сферы деятельности
В январе 2017 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как россияне оценивают степень распространения коррупции в обществе[6]. Исследование показывает, что скандальные задержания последних лет по подозрению во взяточничестве, хищениях стали событиями федерального масштаба и получили поддержку среди населения.
Так, более половины россиян с одобрением относятся к арестам бывших губернаторов Гайзера (55%), Белых (60%), Хорошавина (62%), а также бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко (66%) и бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева (67%). Доли неодобрения фактов названных арестов крайне невелики: от 2 до 4%.
Размышляя о мерах наказания для людей, дающих взятки, 38% россиян, в первую очередь, назвали штраф. Другие меры считаются менее адекватными: запрет занимать руководящие должности (28%), тюремное заключение (20%), конфискация имущества (19%) и др.
Согласно исследованию ВЦИОМ около половины россиян (46%) отмечают результаты работы властей в сфере борьбы с коррупцией, однако значимыми их называют только 13%, а 33% считают скорее незначительными, иной точки зрения придерживаются 47% (в т.ч. 22% - что ситуация ухудшается)[7].
По данным ВЦИОМ степень распространения коррупции в обществе в целом, по мнению россиян, остается высокой (80%). Наиболее коррумпированной сферой россияне признают власть на местах, причем с каждым годом респонденты все чаще указывают на подверженность местной власти этой проблеме (с 28 до 39% за пять лет). Вторая группа наиболее коррумпированных, с точки зрения опрошенных, сфер - ГИБДД и федеральная власть. Далее, третья группа - сферы работы полиции (за исключением ГИБДД), медицины - их считают коррумпированными по 19% опрошенных. Следующая группа сфер - ЖКХ и образование (14 и 13% соответственно)[8].
Согласно данным статистики, в 2015 году было зарегистрировано 32 455 преступлений коррупционной направленности, что практически соответствует уровню предшествующего года (в 2014 году - 32 203). При этом органами внутренних дел выявлено 26 033 (27 071) противоправных деяния, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации (СК России) - 933 (670), органами федеральной службы безопасности - 1 834 (1 312), органами наркоконтроля - 76 (54), таможенными органами - 75 (18), органами и учреждениями уголовноисполнительной системы - 211 (197), органами федеральной службы судебных приставов - 205 (198)[9].
Согласно данным статистики, доля материального ущерба от коррупции составляет примерно 10% от общей суммы ущерба от всех видов преступлений в целом по России.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2016 году было выявлено 325 тыс. коррупционных правонарушений, для устранения которых было внесено 67 тыс. представлений, 45 тыс. протестов, а в суды направлено более 10 тыс. исковых заявлений. Примерно четверть из них (74 тыс.) связана с предоставлением госслужащими неполных или недостоверных сведений о доходах. При этом более 4,5 тыс. случаев предоставления госслужащими неполных или недостоверных сведений о доходах установлено при проведении контроля за расходами госчиновников. По итогам контроля за расходами, в 2016 году прокуроры заявили 30 исков об обращении в доход государства имущества на общую сумму свыше 2 млрд руб., в отношении которого не представлены сведения, подтверждающие его приобретение на законные доходы. В 2016 году количество юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, возросло на 18%: всего было возбуждено 479 таких дел и наложено штрафов на сумму 654 млн руб. В рамках взаимодействия с МВД, ФСБ и Следственным комитетом России было зарегистрировано почти 33 тыс. коррупционных преступлений, что оказалось больше на 1,4%, чем в 2015 году[10].
Если Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) отражает оценку уровня распространенности коррупции в государственном секторе, то в негосударственном секторе коррупцию измеряют посредством Индекса взяткодателей.
Индекс взяткодателей (Bribe Payers Index) - регулярное исследование международной неправительственной организации Transparency International, посвященное коррупционным практикам компаний стран-экспортеров при ведении бизнеса за рубежом. Первый Индекс взяткодателей был опубликован в 1999 году, с тех пор он выходит регулярно, каждые три-четыре года.
Индекс ранжирует 28 стран и 19 секторов экономики по десятибалльной шкале, где максимальный балл означает, что компании из этой страны никогда не используют коррупционные практики при ведении бизнеса; минимальный балл - компании из этой страны дают взятки представителям государственных органов других стран почти всегда.
В процессе подготовки исследования опрашиваются представители бизнеса из развитых и развивающихся стран (в 2011 году были опрошены более 3000 бизнесменов). Каждому из них задаются вопросы об опыте работы со странами-экспортерами и их компаниями.
Последний Индекс взяткодателей (ИВ) был составлен в 2011 году, тогда Россия заняла последнее, 28-е место, получив 6,1 балла. Это значит, что российские компании самые коррумпированные в мире. Первое место в ИВ-2011 делят Нидерланды и Швейцария (8.8 баллов). Список замыкают Мексика (7.0), Китай (6.5) и Россия (6.1). В 2008 году наша страна также заняла последнее место в этом рейтинге деловой коррупции с результатом 5.9 балла.
Индекс взяткодателей за 2011 год
Таблица 2.
Ранг
Страна / Территория
Балл Индекса взяткодателей
i
Нидерланды
8.8
i
Швейцария
8.8
3
Бельгия
8.7
4
Германия
8.6
4
Япония
8.6
6
Австралия
8.5
6
Канада
8.5
8
Сингапур
8.3
8
Великобритания
8.3
10
США
8.1
11
Франция
8.0
11
Испания
8.0
13
Южная Корея
7.9
14
Бразилия
7.7
15
Гонконг
7.6
15
Италия
7.6
15
Малайзия
7.6
15
Южная Африка
7.6
19
Тайвань
7.5
19
Индия
7.5
19
Турция
7.5
22
Саудовская Аравия
7.4
23
Аргентина
7.3
23
ОАЭ
7.3
25
Индонезия
7.1
26
Мексика
7.0
27
Китай
6.5
28
Россия
6.1
Таким образом, занимаемая Россией позиция бьёт по перспективам экономического, инвестиционного и инновационного развития страны. России будет крайне сложно убедить нынешних и потенциальных инвесторов в эффективности противодействия коррупции внутри страны, если российский бизнес в третьих странах будет доказывать обратное. Некоторую надежду на изменение ситуации даёт принятие нового российского законодательства, в частности, вводящего ответственность за коррупцию юридических лиц и за подкуп иностранных должностных лиц. Данные поправки в Уголовный Кодекс были приняты нашей страной в рамках подготовки к присоединению к конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития о борьбе со взяточничеством.
В пункте 16 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации констатируется, что "несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространённости этого явления продолжает оставаться высоким. Отмечаются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств. Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене"[11].
[1] См.: Хабибулин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права, 2007, № 2.
[2] См.: Власенко Н.А., Грачева С.А., Рафалюк Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права, № 11, ноябрь 2012 г.
[3] http://www.transparency.ru
[4] http://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/indeks- vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos.html.
[5] Шкуренко О. , Козичев Е. , Малаев М. Коррупция в графическом измерении // Коммерсант от 29 марта 2017 г.
[6]Пресс-выпуск ВЦИОМ №3288, 2017.
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116033.
[7] Пресс-выпуск ВЦИОМ №3251, от 25 ноября 2016 г. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115966.
[8]Пресс-выпуск ВЦИОМ №2437, 2013. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114572
[9] Аналитическая справка Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией за 2015 год»// http ://genproc.gov. ru/anticor/doks/document-1124022
[10] http://www.garant.ru/news/1097797.
[11] Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.). Текст концепции официально опубликован не был. // http://www.garant.ru.
|