В Российской Федерации установлены следующие организационные основы противодействия коррупции.
В соответствии с частью 1 стать 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяет Президент Российской Федерации, указы которого согласно статье 90 Конституции Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории нашей страны.
Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
Целью государственной политики противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
Согласно изданному Президентом Российской Федерации 19 мая 2008 г. Указу № 815 «О мерах по противодействию коррупции», образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, а 31 июля 2008 г. утвержден Национальный план противодействия коррупции, в котором наряду с организационными и пропагандистскими мерами предусматривается разработка пакета проектов законов по правовому обеспечению антикоррупционной политики.
Президент Российской Федерации лично возглавляет Совет по противодействию коррупции, основными задачами которого являются:
а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
в) контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
В целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по реализации государственной политики в области противодействия Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 2013 года № 878 в составе Администрации Президента Российской Федерации образовано Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.
Основными задачами Управления являются:
1) участие в обеспечении реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по проведению государственной политики в области противодействия коррупции;
2) осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации), указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
3) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, а также урегулирования конфликта интересов;
4) содействие Президенту Российской Федерации в пределах своей компетенции в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по вопросам противодействия коррупции;
5) обеспечение деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и президиума этого Совета, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Администрации Президента Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, а также в пределах своей компетенции - деятельности иных совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;
6) обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с полномочными представителями Президента в федеральных округах по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
Федеральные законы в области противодействия коррупции принимаются Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение и одобрение Совету Федерации. Принятый федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Государственная Дума по предложению депутатов Государственной Думы, депутатских объединений, комитетов и комиссий Государственной Думы вправе также пригласить на свое заседание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц. Кроме того, в Государственной Думе и Совете Федерации проводятся «правительственные часы». Государственная Дума вправе пригласить на «правительственный час» федеральных министров, иных должностных лиц, в том числе и по вопросам осуществления государственной политики противодействия коррупции. Это же право есть и у Совета Федерации[1].
Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
В число основных государственных органов, осуществляющих полномочия в области противодействия коррупции, входят: Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Минюст России. Руководство данными органами осуществляет президент Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", в структуре центрального аппарата МВД России организовано специальное подразделение по борьбе с коррупцией - Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России).
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции следующие функции:
обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;
осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством;
документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.
Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с Указом Президента от 18 января 2010 г. № 80 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" занимается проведение антикоррупционной экспертизы проектов, федеральных органов и организаций, при проведении их правовой экспертизы.
В число полномочий Федеральной службы безопасности Российской Федерации в области противодействия коррупции на основании Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" входит создание в пределах своих полномочий во взаимодействии с органами исполнительной власти мер по борьбе с коррупцией. В составе ФСБ России имеются два отделения по расследованию случаев коррупции, функции которых заключаются в осуществлении борьбы с коррупцией в органах власти, руководстве и координации работы территориальных органов безопасности по данному направлению.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Аналогичные специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (СППК) созданы на уровне субъектов Российской Федерации.
Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а оперативное руководство работниками таких подразделений - лично прокуроры субъектов Российской Федерации.
В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовнопроцессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.
Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации, призванную обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивую к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.
В целях повышения гарантий независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрена не только особая процедура их назначения на должность и освобождения от должности, но и специальный порядок привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной ответственности.
Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии. Состав комиссии в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации, возглавляет ее Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. На региональном уровне такие комиссии возглавляют прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.
Все отобранные прокурорские работники как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены
к дисциплинарной ответственности только с согласия его первого за-
1
местителя .
Основными функциями специализированных подразделений органов прокуратуры по противодействию коррупции являются:
мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и выработка предложений по его совершенствованию;
выявление коррупционных проявлений в деятельности различных государственных органов и органов местного самоуправления и проведение по ним соответствующих проверок;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, в том числе в отношении юридических лиц, по фактам коррупционных правонарушений;
участие в рассмотрении дел судами, обжалование решений, приговоров, определений и постановлений судов;
оценка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц на коррупциоген- ность (антикоррупционная экспертиза);
осуществление надзора за соблюдением уголовнопроцессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;
координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;
участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными структурами других стран и международными организациями.
Приоритетными направлениями надзора в сфере противодействия коррупции являются: [2]
соблюдение федеральными государственными органами требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе об организации работы по противодействию коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами;
соблюдение лицами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы (в том числе получившими отрицательное решение комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов), ограничений при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданскоправовых договоров;
соблюдение органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
соблюдение лицами, замещающими должности категории «руководители» в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах, требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также о контроле за соответствием расходов их доходам;
соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинской техники для обеспечения государственных нужд и организации оказания медицинской помощи гражданам.
Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Роль высших органов финансового контроля в вопросах предупреждения коррупции - одна из ключевых. Федеральным законом «О противодействии коррупции» Счетная палата включена в систему государственных органов, к полномочиям которых отнесена борьба с коррупцией.
Принятый в 2013 году Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» возложил на Счетную палату ряд существенных функций по противодействию коррупции. К числу таких новых функций относится экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов. Во исполнение этой функции Счетной палатой осуществляется комплексная и системная оценка правового содержания проектов нормативных правовых актов, в том числе и на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, что является важнейшим элементом в профилактике коррупции.
При проведении аудиторами Счетной палаты контрольных мероприятий вопросы, связанные с противодействием коррупции, являются обязательным элементом программы проводимых проверок.
Особое место в повышении эффективности противодействия коррупции в работе Счетной палаты отводится сотрудничеству с правоохранительными органами. Счетная палата обязательно информирует правоохранительные органы о выявленных нарушениях, а они соответственно должны информировать её о результатах рассмотрения переданных им материалов проверок.
Одним из механизмов, способствующих повышению эффективности и результативности деятельности Счетной палаты Российской Федерации, направленных на ужесточение мер по предупреждению и пресечению нарушений, в том числе в сфере противодействия коррупции, является реализация полномочий Счетной палаты по направлению представлений и предписаний объектам проверки. Двукратное неисполнение представления объектами контроля влечет за собой наложение предписания и, в случае его неисполнения, наступает либо административная ответственность, либо дисквалификация по решению суда. Или по обращению в Государственную Думу может быть использована такая мера, как приостановление всех операций по счетам проверяемого объекта.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" при высших должностных лицах (руководителях высшего исполнительного органа государственной власти) субъектов Российской Федерации созданы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации.
Указанные Комиссии осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
Основными задачами Комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации являются:
а) обеспечение исполнения решений Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и его президиума;
б) подготовка предложений о реализации государственной политики в области противодействия коррупции высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации;
в) обеспечение координации деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
г) обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также их взаимодействия с территориальными органами федеральных государственных органов при реализации мер по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации;
д) обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с гражданами, институтами гражданского общества, средствами массовой информации, научными организациями по вопросам противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации;
е) информирование общественности о проводимой органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления работе по противодействию коррупции.
Председателем комиссии по должности является высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или лицо, временно исполняющее его обязанности. В состав комиссии могут входить руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, представители аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, руководители территориальных органов федеральных государственных органов, руководитель общественной палаты субъекта Российской Федерации, представители научных и образовательных организаций, а также представители общественных организаций, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции.
В федеральных государственных органах образованы подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, их основными задачами являются:
а) формирование у федеральных государственных гражданских служащих нетерпимости к коррупционному поведению;
б) профилактика коррупционных правонарушений в федеральном государственном органе;
в) разработка и принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
осуществление контроля:
за соблюдением федеральными государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом, а также за реализацией в них мер по профилактике коррупционных правонарушений.
В субъектах Российской Федерации образованы органы по профилактике коррупционных правонарушений, их основными задачами являются:
а) формирование у лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, муниципальных служащих и граждан нетерпимости к коррупционному поведению;
б) профилактика коррупционных правонарушений в высшем исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) осуществление контроля за соблюдением лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации и лицами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
г) обеспечение соблюдения государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации требований законодательства
Российской Федерации о контроле за расходами, а также иных антикоррупционных норм.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Национальный план противодействия коррупции и проблемы его реализации
Национальный план противодействия коррупции - системный документ программного характера, направленный на борьбу с коррупцией и ее предупреждение, утверждаемый Президентом Российской Федерации сроком на два года. Впервые был утверждён Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года. Выпускался пять раз - в 2008, 2010, 2012, 2014 и 2016 годах.
Действующий План утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы".
Предыдущий Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы".
Мероприятия Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы были направлены на решение таких основных задач, как:
- совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;
- обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с пп "б" п. 6 Национальной стратегии противодействия коррупции;
- активизация антикоррупционного просвещения граждан;
- реализация требований ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Однако в ходе реализации Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы возникли следующие проблемы.
1. Неэффективность применения к коррупционерам системы уголовной ответственности в виде кратных штрафов.
Так, по данным Генерального прокурора Российской Федерации за коррупционные преступления в 2015 году осуждено более 10 тысяч человек. Однако не все предпринимаемые меры доказывают свою эффективность. Система кратных штрафов за все время ее действия позволила компенсировать государству не более 1% от общей суммы нанесенного ущерба. В частности, в первом полугодии 2015 года в доход государства было обращено всего 3% от общей суммы по исполнительным производствам о взыскании штрафов, назначенных за коррупционные преступления (340 млн. из 13 млрд. рублей). В 2014 году этот показатель составил 7%.
2. Подавляющее большинство федеральных органов исполнительной власти вели лишь формальную борьбу с коррупцией, не выстраивая системной работы в этом направлении.
По данным Следственного комитета России, в 2015 году было возбуждено более 20 тысяч дел о коррупции. Всего в 2015 году в производстве следователей СК РФ находилось 25 255 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. В общем количестве уголовных дел, направленных в суды, преобладают дела о даче и получении взятки, мошенничестве, присвоении, растрате и злоупотреблении должностными полномочиями. Коррупция стала причиной для привлечения в 2015 году к уголовной ответственности 25 следователей органов внутренних дел, 2 следователей наркоконтроля, 7 прокуроров, 36 адвокатов, 43 членов избирательных комиссий, 161 депутата различного уровня, 131 главу муниципальных образований, 8 судей и 6 следователей самого Следственного комитета Российской Федерации[3].
Вместе с тем подавляющее большинство федеральных органов исполнительной власти ведут лишь формальную борьбу с коррупцией, не выстраивая системной работы в этом направлении, говорится в докладе рабочей группы по экспертному обеспечению развития антикоррупционных механизмов. Экспертный совет при правительстве и специально созданная рабочая группа сопровождают реализацию Национального плана противодействия коррупции - в частности, обеспечивают ежеквартальный контроль за выполнением ведомственных антикоррупционных планов, которые должны составляться с учетом отрасли и специфики работы[4].
Так, эксперты пришли к выводу, что подавляющее большинство федеральных органов исполнительной власти используют формальный подход при составлении ведомственных Антикорупционных планов:
они были подготовлены без учета специфики коррупционных практик и рисков конкретной отрасли;
некоторые из них не соответствуют заданной структуре; во многих отсутствуют конкретные мероприятия, ответственные лица и сроки исполнения;
в некоторых приведены лишь общие методические подходы; практически во всех планах отсутствует описание конкретных конечных результатов и отсутствует привязка предлагаемых мероприятий к данным результатам.
Таким образом, делается вывод, что работа по составлению планов по противодействию коррупции была проведена в федеральных органах исполнительной власти некачественно и формально[5].
В соответствии с Национальным планом руководители федеральных органов исполнительной власти должны были до 1 июля 2014 года обеспечить внесение в свои антикоррупционные планы изменений, направленных на достижение конкретных результатов, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами. Во исполнение поручений главы государства председатель правительства Российской Федерации поручил Минэкономразвития, министру Российской Федерации по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову и подконтрольным правительству министерствам совместно с Экспертным советом при правительстве ежеквартально обеспечивать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами.
Самыми удачными эксперты назвали антикоррупционные планы Росфинмониторинга, Минэкономразвития и ФАС, самыми непроработанными - дорожные карты ФМС, Минпромторга и Службы финансовобюджетного надзора.
В целом опыт подготовки и реализации федеральными органами исполнительной власти ведомственных планов в 2014-2015 годах экспертами признан недостаточно эффективным. Так, во многих планах отсутствуют конкретные мероприятия, ответственные лица и сроки исполнения, в некоторых приведены лишь общие методические подходы. При этом практически во всех планах отсутствует описание конкретных конечных результатов, нет привязки планируемых мероприятий к этим результатам. Между тем, как показал опрос граждан в рамках пилотного рейтинга открытости госорганов, запрос общества на борьбу с коррупци-
W 1
ей очень велик .
По итогам мониторинга антикоррупционной работы ведомств (его проводила рабочая группа под руководством председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова) выяснилось, что приказы об утверждении антикоррупционных планов на своих сайтах опубликовали только 39 из 63 федеральных органов власти, да и те фактически были списаны с типового антикоррупционного плана без учета специфических рисков, свойственных конкретному ведомству. Запланированные там антикоррупционные мероприятия не привязаны к конкретным датам, не определены их исполнители, не предусмотрена персональная ответственность должностных лиц за их невыполнение.
Из 57 федеральных органов исполнительной власти, сайты которых проанализировали эксперты, 10 не разместили отчёты о выполнении антикоррупционных планов за 2014-2015 годы. Поручение Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства о публикации отчётов в понятной и доступной форме также в большинстве случаев выполнено не было. Так, лишь 16 ведомств опубликовали на своих сайтах презентации отчётов, а инфографику разместили только 3 федеральных органа исполнительной власти. Остальные ограничились публикацией текста отчёта.
По результатам проверки выяснилось, что только 26 министерств и ведомств имеют необходимые информационные ресурсы на своих интернет-сайтах, и только 13 из 26 помимо информации на сайтах имеют [6] телефоны доверия, по которым можно сообщить о коррупционных проявлениях.
На сайтах 7 федеральных органов исполнительной власти найти отчёт об исполнении антикоррупционного плана оказалось достаточно сложно: для этого потребовалось 4-5 переходов с главной страницы.
Кроме того в ряде случаев отчёты об исполнении ведомственных антикоррупционных планов публиковались с задержкой. Так, доклад по итогам их размещения на сайтах ведомств был подготовлен Минтрудом на 3 месяца позже установленного срока (не 15 июня, а 18 сентября).
26 января 2016 года Президент России В. В. Путин провел заседание Совета по противодействию коррупции, на котором отметил, что за прошедшее время принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, помогающие выявить коррупционные схемы на любом уровне. Вместе с тем глава государства констатировал, что "по статистике, из 15,5 миллиардов рублей, подлежащих взысканию по делам о коррупции, в 2015 году удалось вернуть только 588 миллионов рублей. Следует возвращать активы нелегально или незаконно выведенные в другие юрисдикции", — считает глава государства1.
Среди приоритетных направлений работы по противодействию коррупции Президент Российской Федерации Владимир Путин обозначил повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере, совершенствование работы структур, контролирующих расходование бюджетных средств.
1 апреля 2016 года В. В. Путин подписал указ «О Национальном плане противодействии коррупции на 2016-2017 годы». В нем изложен перечень мероприятий, направленных на снижение потерь бюджета и развитие экономики за счет прозрачности государственных расходов.
В частности Национальный план на 2016-2017 годы предусматривает: Внесение изменений в механизмы по предотвращению конфликта интересов в деятельности государственных служащих на уровне правительства Российской Федерации и региональных правительств. Проведение региональных и международных конференций по обсуждению проблемы и поисков выхода. Привлечение граждан к антикоррупционной деятельности путем проведения социальных агитационных мероприятий. Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы рассчитан на вовлечение в борьбу всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, и дальнейшее расширение участия
2
граждан . [7] [8]
Так, планом предусмотрено, что в России появится специализированный информационно-методический ресурс по вопросам реализации требований законодательства (в том числе актов президента и правительства) о противодействии коррупции.
Для чиновников правительство совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовит ряд методических рекомендаций, в частности, по рассмотрению типовых ситуаций предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Методические рекомендации будут разработаны и по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
Предполагается унифицировать антикоррупционные стандарты для работников государственных корпораций (компаний), внебюджетных фондов, иных организаций, созданных на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач федеральных органов.
Будет усилен контроль за сведениями, которые чиновники отражают в ежегодных справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. План предусматривает создание единой базы данных декларации о доходах, расходах и имущества должностных лиц (компьютерных программ для мониторинга и автоматизированного анализа деклараций государственных служащих на базе специального программного обеспечения “Справки БК” и “Справки ГС”). Помимо этого в документе содержится поручение организовать мониторинг сообщения отдельными категориями должностных лиц о получении подарка, его сдаче, оценке и зачислении в доход соответствующего бюджета средств, вырученных от его реализации.
Власти также намерены усовершенствовать работу по изъятию в доход государства имущества, приобретение которого чиновник не смог обосновать законными доходами. В этой связи Президент Российской Федерации рекомендовал Верховному Суду Российской Федерации обобщить до 1 июля 2017 года судебную практику по таким делам.
Представителям СМИ и других профессий, которые связаны с обеспечением общественных интересов, в Плане рекомендуется разработать порядок предания гласности сведений о доходах и расходах членов этих объединений, деятельность которых вызывает общественный интерес и размещать данные сведения на веб-сайтах.
План предписывает разработку Правительством Российской Федерации совместно с Центральным Банком механизма получения в зарубежных кредитно-финансовых учреждениях информации о наличии денежных счетов и (или) иных активов у российских должностных лиц в иностранных банках.
План предусматривает усиление активности МВД по предотвращению хищений при реализации важных внутренних и международных проектов.
В этой связи Министерству внутренних дел дано поручение до 1 декабря 2017 года осуществить комплекс мероприятий, направленных на:
предотвращение попыток хищения средств, предназначенных для проведения капремонта в многоквартирных домах;
выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном или особо крупном размере либо организованными группами;
борьбу с откатами и хищениями в сфере госзакупок, а также с хищениями государственного и муниципального имущества;
выявление фактов подкупа иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, в том числе при осуществлении международных коммерческих сделок и т. д.
Предусмотрены дополнительные меры по урегулированию конфликта интересов. Данные мероприятия одни из ключевых направлений. Правительству Российской Федерации поручается принимать меры по недопущению конфликта интересов среди сотрудников и работников государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов. А полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах введено в обязанность обеспечение соблюдение государственными и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или регулировании конфликта интересов.
Дополнительные меры по антикоррупционному просвещению. План содержит широкие мероприятия по антикоррупционному просвещению населения. Так, предусматриваются проведение специализированных семинаров для преподавателей общеобразовательных учреждений и организаций, осуществляющих исполнение реализации образовательных программ по антикоррупционной политике - бакалавров по специальности “Государственное и муниципальное управление” (учебный цикл “Противодействие коррупции”).
Правительству Российской Федерации и президиуму Совета при Президенте по противодействию коррупции поручено обеспечить в централизованном порядке повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Политическим партиям и общественным организациям рекомендовано продолжение деятельности по формированию в нашем обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.
Разработка и осуществление комплекса мероприятий при осуществлении международных коммерческих сделок поручена Российскому союзу промышленников и предпринимателей, общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и «Опора России», Торговопромышленной палате Российской Федерации, а также реализация задач внедрения в данных учреждениях антикоррупционных мер и проведение обучающих занятий по теме антикоррупция с руководителями и сотрудниками.
Но и действующий Национальный план противодействия коррупции не лишён недостатков.
Так, в Национальном плане на 2014-2015 годы шла речь об обеспечении защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должностных лиц, действия которых обжаловались. Однако в новом Национальном плане на 2016-2017 годы защита заявителей о коррупции не упоминается вообще. Пропали также упоминания об Управлении Администрации Президента по вопросам противодействия коррупции. При этом, согласно нацплану, расширяются меры по контролю за конфликтом интересов на всех уровнях.
Также эксперты Transparency International отмечают, что по- прежнему в России не принят закон о лоббизме, упомянутый в предыдущем Национальном плане. Российскому руководству рекомендовано разработать и принять законы о лоббистской деятельности и о защите заявителей о коррупции, обязать правоохранительные органы реагировать на общественные и журналистские расследования, включиться в международное сотрудничество по возвращению активов и установлению бенефициарных собственников, обеспечить выборность председателей судов и случайное распределение дел между судьями в рамках их специализации, обеспечить независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти и от Администрации президента, повысить независимость избирательных комиссий, сведя к минимуму влияние на процесс их формирования со стороны органов власти[9].
Инициативы принятия закона «О лоббизме» впервые начались в Государственной Думе ещё в 1995 году, тогда инициаторы преследовали цели узаконить статус лоббистских организаций и лоббистской деятельности. Разработка Федерального закона "О лоббизме" предусматривалась и в Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы. Однако пока единственный документ, закрепляющий лоббистскую деятельность в стране, - это закон о Торгово-промышленной палате.
В этой связи Министерство юстиции Российской Федерации выдвинуло предложение президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о создании в России института лоббизма.
В Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы Правительству Российской Федерации поручено внести предложения о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы.
[1] Противодействие коррупции и модернизация государственного управления: опыт России. Аналитический доклад под ред И.Н. Барцица. - М.: РАН- ХиГС, 2011. - 62 с.
[2] http://genproc.gov.ru/anticor.
[3] http://pasmi.ru/archive/131223
[4] Корня А. Борьбу с коррупцией исполнительная власть ведет в основном на бумаге // Ведомости от 22 апреля 2015.
[5] http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/04/22/borbu-s-korruptsiei- ispolnitelnaya-vlast-vedet-v-osnovnom-na-bumage
[6] http://open.gov.ru/events/5513997
[7] http://webnovosti.info
[8] http://v-2017.com/plan-protivodejstviya-korruptsii-na-2016-2017-gody/
[9] http://www.transparency.ru
|