Несмотря на широкое употребление словосочетания «коррупционные риски», до настоящего времени единого определения этому понятию ещё не выработано.
О. В. Казаченкова предлагает понимать под коррупционными рисками обстоятельства, факторы и явления, возникающие в процессе функционирования органов государственной власти, осуществления
служебной деятельности государственных служащих, создающие ситуа-
1
цию возможного совершения коррупционного правонарушения .
В свою очередь В. В. Астанин рассматривает коррупционные риски, как вероятность возникновения коррупционного поведения, которое может быть вызвано: несоблюдением обязанностей, запретов и ограничений, установленных для государственных служащих в связи с прохождением государственной службы; реализацией полномочий при
осуществлении профессиональной деятельности государственного слу-
2
жащего .
По мнению Левакина В. И. и Шишовой Ж. А. коррупционные риски - это заложенные в системе государственного и муниципального управления возможности для действий/бездействия должностных лиц с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выпол-
~ 3
нении своих должностных полномочий .
В докладе «Оценка коррупционных рисков в проектах законов, изменяющих действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных заказов», подготовленном Центром антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р», корруп- [1] [2] [3] ционные риски рассматриваются как «риски проявления коррупционных явлений и/или возникновения коррупционных ситуаций»1.
Наиболее удачным представляется определение, данное в Методике оценки коррупционных рисков, разработанной в Следственном комитете Российской Федерации: «коррупционные риски - условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действий (бездействия) лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении своих должностных полномочий»2.
Одним из необходимых условий эффективной борьбы с коррупцией является разработка методик выявления потенциальных коррупционных рисков в системе государственного управления.
Методическое обеспечение работы по оценке коррупционных рисков началось с принятием 13 февраля 2013 года Минтрудом России «Методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций...»3.
Механизм выявления коррупционных рисков в органе государственного (муниципального) управления содержит следующие элементы:
определение потенциально коррупциогенных сфер деятельности органа;
выделение отдельных полномочий государственного или муниципального служащего, при выполнении которых существует вероятность возникновения коррупционных проявлений или действий;
закрепление коррупциогенных должностей в органе государственного или муниципального управления; [4] [5] [6]
выявление скрытых потенциальных возможностей государственной или муниципальной системы, способствующих коррупцион-
1
ным проявлениям со стороны должностных лиц .
Коррупционные риски могут возникать в процессе исполнения следующих государственных (муниципальных) полномочий:
№
ПОЛНОМОЧИЯ
1
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
2
осуществление государственного (муниципального) надзора и контроля;
3
подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
4
организация продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
5
подготовка и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
6
подготовка и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
7
лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;
8
проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
9
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
10
проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
11
представление в судебных органах прав и законных интересов государственных (муниципальных) органов;
12
регистрация имущества и ведение баз данных имущества.
1 Левакин В. И. , Шишова Ж. А. Коррупционные риски: понятие и основные подходы к их выявлению // Гражданин и право, № 11, ноябрь 2009 г.
Информация о коррупционных факторах в деятельности государственных и муниципальных органов при реализации ими своих функций может быть выявлена:
в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
по результатам рассмотрения обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по «горячей линии», «электронной приемной» и т.д.;
по результатам рассмотрения уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного (муниципального) служащего, работника к совершению коррупционных правонарушений;
в сообщениях в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными лицами требований к служебному поведению;
в статистических данных по уголовным преступлениям и т.д.
Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для аффилированных лиц выгоды материального характера (имущество, услуги или льготы), а также иной (нематериальной) выгоды вопреки законным интересам общества и государства.
Согласно Методических рекомендаций Минтруда России по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций, в ходе проведения работы по оценке коррупционных рисков должны быть выявлены те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений, а также определена степень участия (широта дискреционных полномочий) должностных лиц в реализации коррупционно-опасных функций, учитывая, что степень такого участия является «высокой» для извлечения «коррупционной прибыли».
Критериями, характеризующими степень участия должностного лица в осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить следующие действия:
- использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;
- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на государственную службу, на работу в государственную корпорацию;
- оказание неправомерного предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, организаций;
- дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением символических знаков внимания, протокольных мероприятий и др.
Сведениями, характеризующими степень участия должностного лица в осуществлении коррупционно-опасных функций, может служить информация о:
- нарушении должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;
- искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом их служебной деятельности;
- попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
- действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к их должностным полномочиям;
- бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии с их служебными обязанностями.
Существуют следующие способы выявления коррупционных рисков:
1. Проведение социологических опросов, анкетирований, в т.ч. с использованием внутренней электронной почты, Интернета, телефона и др.);
Создание системы внутреннего информирования;
3. Распределение служебной функции на нескольких сотрудников;
4. Осуществление проверки сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
5. Осуществление контроля за выполнением государственными и муниципальными служащими требований к служебному поведению, соблюдению ограничений и запретов.
право решающей подписи
подготовка и визирование
проектов решении
участие в коллегиальных
органах, принимающих
решения
составление акта проверки,
выдача предписания
оо
устранении нарушении и
контроль за устранением
выявленных нарушении т.п.
непосредственное ведение
реестров, баз данных,
содержащих
коммерчески
значимую информацию.
Рис. 5. Должностные обязанности, относящиеся к «высокой» степени участия должностных лиц в осуществлении государственных и муниципальных функций
Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно-опасной) может быть также получена:
- от подразделений (сотрудников), занимающихся вопросами собственной безопасности;
- при рассмотрении обращений граждан, в том числе поступивших по «горячей линии», «электронной приемной» и т.д.;
- из сообщений СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными лицами требований к служебному поведению;
- от руководителей подразделений, получивших заявления от государственных служащих о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
- из материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также руководителей полити
ческих партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, представителей Общественной палаты Российской Федерации и других источников.
Осуществление контроля за выполнением государственными служащими
требований к служебному поведению, соблюдению ограничений и запретов;
Проведение социологических опросов,
Осуществление проверки сведений о
доходах, расходах, имуществе и
обязательствах имущественного
характера;
использованием внутренней
электронной почты, Интернета,
телефона и др.;
Распределение служебной функции на нескольких сотрудников;
Рис. 6. Способы выявления коррупционных рисков
Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается следующими методами:
- введением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
- перераспределением функций между структурными подразделениями внутри государственного и муниципального органа;
- использованием информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности (служебная корреспонденция);
- исключением необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями;
- совершенствованием механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп и др.
В целях недопущения совершения должностными лицами федеральных государственных органов и государственных корпораций коррупционных правонарушений или проявлений коррупционной направленности Минтруда России рекомендует постоянно осуществлять следующие мероприятия:
- внутренний контроль за исполнением должностными лицами своих обязанностей, основанный на механизме проверочных мероприятий (при этом проверочные мероприятия должны проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, так на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности должностных лиц в средствах массовой информации);
- использовать средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;
- проводить разъяснительную и иную работу для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.
Признаки, характеризующие коррупционное поведение должностного лица при осуществлении коррупционно-опасных функций:
- необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
- использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;
- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на государственную службу;
- оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных (трудовых) обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- нарушение должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными (трудовыми) обязанностями;
- искажение, сокрытие или представление заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной (трудовой) деятельности;
- попытки несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
- действия распорядительного характера, превышающие или не относящиеся к должностным (трудовым) полномочиям;
- бездействие в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными (трудовыми) обязанностями;
- получение должностным лицом, членами его семьи, близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;
- получение должностным лицом, членами его семьи, третьими лицами кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;
- совершение частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники должностных лиц;
- совершение финансово-хозяйственных операций с очевидными нарушениями действующего законодательства.
В ходе указанных действий государственный служащий:
- допускает в разговоре иносказательные выражения, намёки (жесты, мимика) на возможность получения взятки;
- предлагает обсуждение проблемных вопросов в другой обстановке (в другое время, в другом месте);
- предлагает возможность решения вопроса, через знакомых (других должностных лиц) ввиду приятельских либо иных благоприятных отношений;
- обсуждает свои бытовые (материальные) трудности;
- выстраивает отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
- составляет протекцию, оказывает поддержку субъектам предпринимательской деятельности в личных, корыстных интересах;
- обращается к следователям с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок предварительного следствия, рассмотрения жалоб и заявлений, способными оказать влияние на служебное решение.
По мнению членов Общественной палаты Российской Федерации, для полноценного мониторинга коррупционных рисков необходимы:
- принятие мер по проведению регулярных независимых социологических исследований, направленных на выявление мнения получателей государственных и муниципальных услуг об их качестве и доступности, а также на выявление необоснованных административных барьеров, препятствующих свободной конкуренции;
- периодическое анкетирование лиц, взаимодействующих с государственными и муниципальными органами при исполнении государственных (муниципальных) функций и предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
- независимый экономико-правовой анализ конкурсной документации при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, результатов исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
- независимый экономико-правовой анализ гражданско-правовых договоров, заключаемых подведомственными государственным и муниципальным органам государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями с целью выявления признаков реализации имущества, выполнения работ и оказания услуг по завышенным или заниженным ценам;
- анонимные опросы государственных и муниципальных служащих о практике организации служебной деятельности, порядке замещения должностей и продвижения по службе;
- независимый анализ обращений граждан и организаций в вышестоящие государственные и муниципальные органы, в правоохранительные органы по вопросам исполнения должностными лицами государственных (муниципальных) функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг;
- независимый мониторинг средств массовой информации на предмет выявления публикаций о фактах коррупционных проявлений в деятельности государственных и муниципальных органов и подведомственных им учреждений и предприятий1.
Выполнение вышеназванных мероприятий может способствовать выявлению коррупционных рисков при условии, что они будут осуществляться на профессиональной основе, независимыми аудиторами и со
доклад об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2012 год. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2012.
циологическими службами, специалистами в области противодействия коррупции, а не теми должностными лицами, деятельность которых непосредственно связана с этими рисками.
В 2013 году Общественная палата Российской Федерации предложила осуществлять мониторинг средств массовой информации на предмет выявления сообщений о фактах коррупционных проявлений в деятельности государственных и муниципальных органов, который должен проводиться в соответствии с четко установленным порядком. Данный вид антикоррупционного мониторинга должен предусматривать:
- определение перечня СМИ, в отношении информационных материалов которых проводится сбор, обобщение и анализ публикаций;
- периодичность проведения мониторинга;
- определение характера информационных сообщений, подлежащих отбору и систематизации;
- порядок учета отобранных информационных материалов и порядок работы с данными материалами.
Общественная палата Российской Федерации рекомендует при проведении мониторинга СМИ на предмет выявления публикаций о фактах коррупционных проявлений государственным и муниципальным органам по возможности придерживаться следующих требований:
- проводить мониторинг в отношении деятельности как центральных, так и территориальных органов, а также подведомственных государственных учреждений и предприятий;
- включать в объекты мониторинга как можно более широкий перечень СМИ, в том числе интернет-ресурсы, информационные агентства, специализированные интернет-сайты;
- систематизировать отобранные материалы в зависимости от необходимости и процедуры их последующей проверки;
- периодически информировать институты гражданского общест-
1
ва о результатах мониторинга и принятых на их основе мерах .
[1] Казаченкова О.В. Конфликтный потенциал государственной службы как фактор возникновения коррупционных рисков // Административное и муниципальное право. - 2010. №2. С. 38.
[2] Ташина К.М., Пустовалова И.Н. К вопросу о понятии коррупционных рисков // Успехи современного естествознания. 2012. № 4. С. 212
[3] Левакин В. И. , Шишова Ж. А. Коррупционные риски: понятие и основные подходы к их выявлению // Гражданин и право, № 11, ноябрь 2009 г.
[4] Доклад: Оценка коррупционных рисков в проектах законов, изменяющих действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных заказов // Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл - Р. - М., 2011.
[5] Методика оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций Следственного комитета Российской Федерации // http://kchr.sledcom.ru/anti_corruption/detail.php?ID=9470.
[6] См.: Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций, а также корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками, и внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками // (утв. Минтрудом России 13 февраля 2013 г.) // www.consultant.ru
|