Базируясь на положениях действующего законодательства РФ, результатах анализа правоприменительной практики с учетом трактовки корпоративного объединения как вида производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов, такие объединения корпораций можно рассматривать в качестве интеграционных образований. Для решения обозначенных научно-практических задач в зависимости от того или иного классификационного основания такие образования целесообразно подразделить на виды с учетом особенностей их организационно-правового моделирования, состава участников комплекса и характера кооперационных связей между ними, специализации, если она явно выражена. Приведенные классификационные признаки выбраны для более полного раскрытия специфики правового моделирования создания и деятельности комплекса в качестве современного системного объединения.
Исходя из приведенной выше характеристики корпоративного объединения можно выделить три основных вида интеграционных образований:
созданные по холдинговой модели;
созданные по «системе участия» на договорной основе;
созданные по смешенному принципу с использованием элементов холдинговой модели и договорных начал для регулирования отношений с различными участниками.
Каждому из этих видов присущи свои особенности. В зависимости от характера взаимодействия участников комплекса, сегмента рынка их функционирования и других факторов подобные объединения можно классифицировать, как уже отмечалось, и по другим основаниям, например, исходя из того, на чем специализируются в своей производственной деятельности участники комплекса.
Каждый конкретный комплекс в зависимости от выбранного классификационного признака может тяготеть к нескольким разновидностям. Так, он может быть отнесен, по модели организационно-правового построения, к производственно-хозяйственному (финансовому) комплексу, созданному по «системе участия», по своей основной специализации — к той или иной отрасли экономики с учетом доминирующей направленности производственной деятельности, а именно промышленного, строительного, транспортного либо иного профиля.
Для целей настоящего исследования представляет интерес классификация корпоративных комплексов по такому признаку, как организация взаимодействия их участников в процессе производства выпускаемой продукции (товара) с использованием кооперационных начал. По данному признаку можно выделить три разновидности комплексов: вертикальные, горизонтальные и диверсифицированные.
Вертикальные производственно-хозяйственные (финансовые) комплексы представляют собой совокупность корпораций, выпускающих один вид изделия, которые участвуют в производстве конечной продукции на различных стадиях. В качестве примера можно привести производственно-финансовый комплекс «Магнитогорская сталь». Он представляет собой интегрированную систему, в которой объединены производственные структуры по добыче железо-рудного сырья, его транспортировке и обогащению с последующей плавкой металла и его переработкой до необходимых кондиций для потребления в машиностроении. Следовательно, для вертикальных производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов характерно наличие разветвленных связей между их участниками, в особенности с предприятиями, выпускающими конечную продукцию.
В комплексах горизонтального типа коммерческие корпорации как их участники производят чаще всего одну и ту же продукцию либо осуществляют ее производство на одних и тех же стадиях. Например, комплекс «Промприбор» специализируется на выпуске приборов контроля и учета энергоресурсов. Для подобных комплексов не характерны тесные кооперационные связи их участников, поскольку каждое предприятие выпускает свою продукцию соответствующего ряда для ее реализации на рынке. В этих комплексах консолидирующим началом выступает выработка и реализация согласованной маркетинговой политики, организация НИОКР по фундаментальным направлениям обновления выпускаемой продукции, обслуживание реализованных приборов через сеть технических центров и т.д.
В состав так называемых диверсифицированных (или смешанных) комплексов наряду с однопрофильными либо связанными между собой корпорациями (предприятиями) входит ряд производственных структур, не взаимодействующих с другими участниками. Примером данной разновидности являются производственно-хозяйственные (финансовые) комплексы «Интеррос» и АФК «Система», включающие в свой состав разнопрофильные предприятия химической промышленности, металлургии, машиностроения, транспорта и др.
В зависимости от процедуры создания можно выделить разновидности производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов:
созданные в добровольном порядке, т.е. по инициативе самих корпораций — участников, и действующих на базе частного капитала;
созданные по инициативе и при участии федеральных органов исполнительной власти путем принятия решения Правительства РФ либо в аналогичном порядке соответствующими органами того или иного субъекта РФ.
Для правоприменительной практики существенное значение имеет такой признак классификации, как системообразующий центр, вокруг которого формируется конкретный производственно-хозяйственный (финансовый) комплекс, поскольку от этого зависит не только характер связей между его участниками, но и сама модель организационно-правового построения такого объединения, выбор формы управления и координации производственно-финансовых процессов, в том числе через создаваемую головную (центральную) компанию. По данному признаку производственно-хозяйственные (финансовые) комплексы могут быть подразделены на корпоративные объединения, в которых так называемым центром формирования выступает:
промышленное предприятие;
кредитно-инвестиционная организация;
научно-исследовательская организация либо конструкторское бюро;
торгово-сбытовое образование.
Еще одним основанием классификации, значимой для полноты оценки правовой природы корпоративного объединения как комплекса, может быть региональное представительство, местонахождение производства предприятий либо основной деятельности организаций, входящих в состав его участников. Исходя из данного признака, корпоративные комплексы можно разделить на региональные, межрегиональные и транснациональные.
Региональные комплексы включают в свой состав производственные предприятия, инвестиционные и другие логистические, маркетинговые, инновационные корпорации, которые расположены в одном административно-территориальном образовании, например, в границах субъекта РФ (ряд корпоративных комплексов, созданных и действующих в пределах г. Москвы как субъекта РФ; комплекс «Дальний Восток» (г. Владивосток), специализирующийся на судостроении и ремонте гражданских судов; комплекс «Центр-Регион» (г. Рязань), имеющий диверсифицированную направленность — производство горюче-смазочных материалов, транспортных средств, пищевой продукции и др.).
Для межрегиональных комплексов характерно вхождение в их состав участников, которые дислоцируются в различных регионах страны. В качестве примера можно привести производственно-хозяйственный комплекс «Металлоиндустрия», включающий в свой состав производственные структуры четырех соседних областей, тяготеющих к Курскому железно-рудному бассейну: Белгородской, Курской, Воронежской и Липецкой. Однако для межрегиональных комплексов не является обязательным включение в состав участников только субъектов предпринимательства, расположенных именно в соседних регионах. Например, «Объединенная горно-металлургическая компания» включает в свой состав Челябинский металлургический завод, Новолипецкий металлургический комбинат, Магнитогорский калибровочный завод, составляющие производственное ядро данного комплекса.
Что касается создания и организации деятельности транснациональных комплексов, то они имеют несколько иной правовой режим, что обусловлено рядом факторов. Их учет имеет существенное значение не только для правоприменительной практики, но и для нормотворческой деятельности в части обеспечения активизации инвестиций в экономику России.
Согласно ст. 4 Закона о ФПГ транснациональные ФПГ регистрировались в качестве таковых в случаях, когда они отвечали одному из следующих требований: 1) наличие среди участников комплекса компаний в статусе юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств — участников СНГ; 2) наличие обособленных подразделений на территории указанных государств либо осуществление на их территории капитальных вложений.
Для установления наличия предпосылок к созданию транснационального производственно-хозяйственного (финансового) комплекса необходимо установить не только соответствие указанным требованиям, но и его допустимую компетенцию в контексте российского и международного права. Понятие «транснациональные» применительно к подобным комплексным образованиям в виде производственно-хозяйственных (финансовых) систем, создаваемых путем объединения ряда корпораций, в международной практике часто используется для качественной характеристики концернов (трестов), включающих в число своих участников предпринимательские структуры, которые зарегистрированы в различных государствах. При этом по своей сути транснациональные концерны (тресты) являются национальными с точки зрения капитала и международными по сфере деятельности.
Частица «транс» только подчеркивает это качество, а именно пересечение границ государств потоками товара и капитала1. Вместе с тем следует отметить, что входящие в состав таких производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов корпорации не утрачивают своего национального характера. При их создании важно определить статус иностранных корпораций в соответствии со ст. 1202 ГК РФ по так называемому личному закону юридического лица, которым определяется их государственная принад-
2
лежность и правовая «национальность» . [1] [2]
Применительно к юридическим лицам стран — членов СНГ в законодательных доктринах наблюдается аналогичный подход, который нашел отражение в Модели Гражданского кодекса Содружества Независимых Государств. Так, в ст. 1211 этого рекомендательного документа личным законом юридического лица предлагается считать право страны, где это юридическое лицо учреждено. Учет данного фактора немаловажен, поскольку в процессе функционирования транснациональных комплексов следует принимать во внимание объем правоспособности юридического лица конкретного государства — члена СНГ как субъекта предпринимательского права.
Совокупность прав и обязанностей, которыми наделены соответствующе юридические лица в странах регистрации, необходимо рассматривать в увязке с положениями налогового, таможенного, экологического, банковского, трудового, пенсионного и других значимых для данного вопроса отраслей законодательства конкретного государства Содружества. Наряду с этим следует произвести выверенные технико-экономические расчеты по созданию транснационального интеграционного комплекса с ориентацией на определенный сектор рынка в пределах одного или нескольких государств. Как показывает практика деятельности ряда транснациональных комплексов с участием предприятий России, Белоруссии, Казахстана и ряда других стран СНГ, входящих в Евразийский экономический союз, такой подход является залогом продуктивного функционирования.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ в отношении иностранных юридических лиц в принципе применимы те же правила возможного осуществления предпринимательской деятельности, что установлены для отечественных коммерческий корпораций. Исходя из этого есть основания для допущения регистрации в качестве транснациональных производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов с участием корпораций, зарегистрированных не только в странах — членах СНГ, но и в других. Однако в этих случаях необходимо учитывать содержащуюся в указанной норме оговорку о том, что распространение национального правового режима на иностранные юридические лица в предпринимательской деятельности возможно, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Одной из главных целей создания фактически всех транснациональных корпоративных комплексов является привлечение инвестиций, в том числе из стран, которые не входят в СНГ и проявляют в лице своих компаний заинтересованность во вложении производственного, финансового, инновационного и другого интеллектуального капитала в определенные сектора отечественной экономики с соблюдением требований действующего законодательства РФ. Следовательно, при правовом моделировании объединения капитала коммерческих корпораций в случаях наличия у них интеграционного интереса представляется целесообразным в круг возможных участников транснациональных производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов включать юридические лица коммерческого профиля, зарегистрированные и действующие не только в странах — членах СНГ, но и в странах дальнего зарубежья с устоявшимися правовыми системами, ориентированных на современную рыночную экономику.
Такой подход было бы целесообразно распространить и на случаи, когда определяющим фактором в создании транснациональных производственно-финансовых комплексов является наличие их подразделений в других странах либо осуществление ими (комплексами) на территории этих стран капитальных вложений в те или иные социально-экономические проекты. Вместе с тем необходимо принимать во внимание некоторые особенности, характерные для этого и других факторов. Так, в случае наличия у производственно-хозяйственного (финансового) комплекса на территории других стран обособленных подразделений следует исходить из общей международно-правовой концепции о включении в состав таких комплексов в качестве их участников только коммерческих субъектов, обладающих статусом юридического лица. При этом под обособленным подразделением имеются в виду, как правило, дочерние общества, входящие в состав участников конкретного транснационального образования, у которых основные общества зарегистрированы в России.
Говоря об осуществлении той или иной совокупностью юридических лиц капитальных вложений на территории других стран как одной из возможных предпосылок регистрации производственно-хозяйственного (финансового) комплекса в качестве транснационального, необходимо принимать во внимание прежде всего степень увязки законодательной базы конкретного государства об иностранных инвестициях[3] с российскими законами, предусматривающими возможность вывоза капитала за пределы страны. Речь идет о капитальных вложениях с целью инвестирования в основные средства, в том числе затратах на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин и оборудования.
Оценивая в целом практическую значимость рассматриваемых транснациональных производственно-финансовых комплексов, следует принимать во внимание, что они порой имеют одностороннюю инвестиционную направленность и фактически ориентированы на отток капитала из России, а также на создание производственных мощностей, рабочих мест с формированием соответствующей налогооблагаемой базы в других странах. Однако даже учитывая такие тенденции, необходимо исходить из главного — привлекательности инвестиционной природы производственно-хозяйственного (финансового) комплекса.
Привлечение промышленного, инновационного, финансового и других форм капитала необходимо в целях развития именно экономики России через создание таких комплексов. Поэтому представляется целесообразным допускать осуществление капитальных вложений инвесторов, зарегистрированных в других странах, в проекты конкретного производственно-хозяйственного (финансового) комплекса на территории России и признавать в установленном порядке такие корпоративные объединения в качестве транснациональных.
С учетом складывающейся практики организации производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов, признаваемых, исходя из состава их участников, транснациональными, в особый вид выделяются комплексы, которые создаются на основе межправительственного соглашения. Таким транснациональным комплексам присваивается статус межгосударственных (международных). Их специфика обусловлена тем, что в отличие от транснациональных комплексов в форме, например, ФПГ, сформированных на договорной базе путем свободного волеизъявления и по инициативе их участников, комплексы данного вида создаются только на основе межправительственных соглашений.
Следовательно, правовая организация и режим деятельности производственно-хозяйственного (финансового) комплекса со статусом межгосударственного имеют ряд особенностей по сравнению с другими транснациональными корпоративными комплексами, создаваемыми по инициативе их участников. Отличия проявляется уже на стадии создания межгосударственных производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов, поскольку инициаторами формирования таких корпоративных объединений выступают уполномоченные структуры власти двух или более государств.
В межправительственном соглашении предусматриваются особенности создания, деятельности и ликвидации конкретного производственно-хозяйственного (финансового) межгосударственного комплекса. По своему назначению данный акт призван закрепить именно особенности, которые могут быть характерны для той или иной стадии функционирования начиная с формирования комплекса. Имеется в виду отражение возможной специфики как в создании такого межгосударственного комплекса, так и во взаимодействии его участников, включая построение их кооперационных связей, определение целей и сроков деятельности, по достижении которых комплекс может быть ликвидирован.
Учитывая значимость межправительственного соглашения как правообразующего акта для межгосударственных (международных) производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов, следует обратить внимание не только на порядок его принятия, но и на его регулятивные функции. Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[4] в межгосударственных отношениях Правительство РФ наделено определенными полномочиями в пределах своей компетенции. Они могут быть реализованы в том числе путем подписания межправительственных соглашений.
Данное законоположение следует рассматривать в контексте Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»1, согласно которому под международным соглашением понимается акт, заключенный Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и подпадающий под регулирование международного права, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Практика формирования межгосударственных (международных) ФПГ свидетельствует, что чаще всего они создавались в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями, определяющими сферы деятельности таких объединений, в развитие которых правительствами конкретных стран могут приниматься специальные акты, детализирующие вопросы создания отдельных групп с учетом положений национального законодательства. Например, в целях реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 28 марта 1994 г. «Об основных принципах создания российско-казахских финансово-промышленных групп» было принято постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 688 «О межгосударственной финансово-промышленной группе «Интеррос»[5] [6], в котором устанавливался механизм формирования одноименной группы с участием предприятий, банков России и Казахстана. Основными направлениями их совместной деятельности были определены: топливно-энергетический комплекс, химическая, металлургическая и атомная промышленность.
Аналогичные соглашения Правительством РФ были заключены: 6 января 1995 г. — с Правительством Республики Беларусь («Об основных принципах создания финансово-промышленных групп»); 7 сентября 1995 г. — с Правительством Республики Узбекистан («Об основных принципах создания финансово-промышленных групп»); 17 марта 1995 г. — с Правительством Республики Таджикистан («Об основных принципах создания финансовопромышленных групп»). Указанные акты способствовали активизации создания и регистрации транснациональных ФПГ, в числе которых, помимо МФПГ «Интеррос», следует отметить такие, как «ТаНаКо» (г. Красноярск), «Точность» (г. Москва), «Аэрофин» (г. Москва), «Сибагромаш» (г. Рубцовск).
Такой подход к созданию и регламентации деятельности рассматриваемых предпринимательских структур был обусловлен базовыми принципами построения и деятельности подобной разновидности ФПГ. Они нашли отражение в документах Седьмого пленарного заседания Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ 17 февраля 1996 г. в связи с принятием рекомендательного акта «О финансово-промышленных группах»[7], унифицированного с соответствующим Законом Российской Федерации. Совет Межпарламентской ассамблеи в своей резолюции, принимая во внимание насущную необходимость восстановления и развития кооперационных связей между хозяйственными субъектами, в целях облегчения условий создания перспективных форм организации и управления производством, направленных на преодоление существующего разрыва экономических связей между предприятиями государств — членов Содружества, предложил направить парламентам государств — участников Ассамблеи указанный акт для использования при разработке соответствующих элементов национального законодательства.
Стремление в 1990-е гг. состыковать законодательные акты стран — членов Содружества в определении сходной правовой базы производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов, в том числе транснациональных, было обусловлено потребностью создания взаимоприемлемых юридических конструкций по формированию и правовому регулированию деятельности таких объединений с участием предприятий и организаций, зарегистрированных в этих государствах. В противном случае при отсутствии аналогического правового режима, например, в стране потенциального участника российского комплекса со статусом транснационального, в материально-финансовую базу которого могут инвестироваться средства, возникает прямой риск утраты капитала, вложенного в развитие имущественной базы зарубежного партнера.
Данный фактор, как показывает анализ практики ранее созданных транснациональных ФПГ, будет сдерживать формирование таких международных объединений. От того, насколько близки соответствующие элементы правовых систем государств, представляющих участников транснациональных, в том числе межгосударственных ФПГ, гарантии соблюдения их экономических интересов с учетом реалий, включая риски современной рыночной экономики, в немалой степени зависят перспективы развития интеграционных образований в условиях возрастающей конкуренции.
Важную роль для участников межгосударственных производственно-финансовых комплексов играет определение национального режима, который устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности. Суть национального режима в контексте практики создания межгосударственных и деятельности корпоративных комплексов заключается в степени распространения на иностранных участников таких объединений прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности, которые предусмотрены законодательством конкретной страны. Так, согласно ст. 1186, 1189-1194, 1202, п. 1 ст. 1209, п. 4 ст. 1211, 1214, ГК РФ, предопределяющим характер национального режима деятельности иностранных юридических лиц, указанные лица осуществляют в Российской Федерации предпринимательскую и иную деятельность в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством для российских юридических лиц, если законом РФ не предусмотрено иное (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Предоставление иностранным юридическим лицам национального режима в предпринимательско-правовой сфере на основе положений ГК РФ либо актов другой страны или международных договоров (соглашений) освобождает законодателя от необходимости закреплять в специальных актах, регулирующих соответствующие правоотношения в той или иной сфере, такой режим. В случае изъятия из национального режима в федеральном законе России или международном договоре РФ специально указывается об этом и фиксируются устанавливаемые определенные, например, ограничения для иностранных юридических лиц.
Для участников межгосударственного комплекса существенным является определение национального режима межправительственным соглашением на условиях взаимности. При этом необходимо учитывать, что национальный режим для участников межгосударственного комплекса вводится межправительственным соглашением, согласно которому создается конкретный комплекс, формируемый на основе транснациональных принципов построения. Кроме того, в соответствующих межправительственных соглашениях национальный режим для иностранных участников межгосударственных корпоративных комплексов закрепляется на условиях взаимности в контексте положений ст. 1189 и 1194 ГК РФ. При этом указанные две составляющие тесно увязаны между собой.
Такой подход обусловлен самой организационно-правовой природой транснациональных производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов, участники которых зарегистрированы и функционируют в законодательных полях разных стран. Они должны действовать в производственно-финансовых рамках соответствующего комплекса, исходя из его целей в том или ином секторе межгосударственного рынка. В условиях транснационализации структур рыночной экономики не только соседних стран, но и целых континентов их деятельность непосредственно связана с такой объективностью современного миропорядка, как взаимозависимость государств на началах равноправия.
Это предполагает стремление государств к развитию связей путем взаимного признания действия их законов независимо от принадлежности государства к той или иной общественной формации. Основная цель взаимности состоит в наделении физических и юридических лиц иностранного государства определенными правами в сфере предпринимательства при условии, что в свою очередь физические и юридические лица государства, предоставляющего эти права, будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве.
Однако поскольку в законодательстве многих стран имеются различия, при закреплении принципа взаимности нередко возникают определенные сложности. Поэтому в предпринимательском, корпоративном, налоговом, банковском, антимонопольном, таможенном, приватизационном, трудовом и других отраслях законодательства требуется кропотливая проработка вопроса взаимности, в том числе в соответствующих межгосударственных договорах (соглашениях).
Необходимо также принимать во внимание сложившийся в международном частном праве обычай разделения взаимности на материальную и формальную1. Правда, такое разделение носит условный характер.
Под материальной взаимностью обычно понимается предоставление лицам (физическим или юридическим) иностранного государства того же «набора» конкретных прав или полномочий, которыми пользуются отечественные лица в данном иностранном государстве. Иначе трактуется формальная взаимность: подразумевается, что иностранным лицам предоставляются, как правило, правомочия, вытекающие из закона данного государства. Иными словами, эти лица могут быть поставлены в одинаковое правовое положение с физическими и юридическими лицами данного государства.
Анализ международной частноправовой практики России показывает, что во многих случаях в отношениях с другими государствами представление иностранным физическим и юридическим лицам прав в одинаковом объеме с российскими лицами невозможно, поскольку имеются различия в правовом регулировании соответствующих сфер предпринимательства. При таких обстоятельствах взаимность понимается как формальная, а не как материальная.
Например, учитывая, что в п. 3 ст. 4 Закона о ФПГ акцент был сделан на факте установления национального режима на основе взаимности для участников межгосударственных ФПГ, в каждом конкретном случае определения ее содержания учитывались сложившиеся в международных частноправовых отношениях обычаи, а также степень соотношения объемов прав каждого иностранного юридического лица в рамках законодательства своих стран.
Именно взаимность в предоставлении национального режима была положена в основу заключенного 24 сентября 1993 г. странами — членами СНГ Договора о создании Экономического союза[8] [9] и подписанного 15 апреля 1994 г. в соответствии с его положениями правительствами этих стран Соглашения о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений[10]. В этом документе определялись согласованные принципы восстановления и расширения высокоинтегрированных, технологических и кооперационных взаимосвязей непосредственно между предприятиями и организациями различных форм собственности в целях их интенсификации и повышения эффективности торгово-экономических отношений в рамках СНГ.
Оценивая данный акт в контексте рассматриваемых вопросов, следует отметить, что его положения актуальны и сегодня, поскольку в нем в качестве базового заложен принцип взаимности с предоставлением участникам транснациональных производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов (корпоративных объединений) национального режима. Такой подход в последующем получил свое развитие и в упоминавшемся выше рекомендательном законодательном акте «О финансово-промышленных группах», принятом Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ.
Анализ правоприменительной практики функционирования ранее созданных межгосударственных ФПГ показывает, что реализация рассматриваемых положений действующего законодательства и вышеупомянутых рекомендательных актов зависит от официального признания конкретного комплекса в качестве межгосударственного. Кроме того, важна организационная технология его построения — вертикальная или горизонтальная модели либо сочетающая в себе признаки той и другой. Так, характер организационной технологии построения производственно-хозяйственного (финансового) комплекса предопределяет прежде всего степень развитости и содержание кооперационно-интеграционных связей между его участниками.
В то же время получение производственно-хозяйственным (финансовым) комплексом статуса межгосударственного сопряжено не только с заключением соответствующего межправительственного договора (соглашения), но и с последующей государственной регистрацией данного комплекса в установленном порядке. Только при соблюдении этого условия имеются основания для рассмотрения вопроса о предоставлении конкретному производственно-хозяйственному (финансовому) комплексу, признанному в качестве межгосударственного, например, таможенных тарифных или налоговых льгот. Принимая во внимание значимость государственной регистрации комплекса как юридического события, следует признать, что оно наряду с аргументированными экономическими расчетами в увязке со спецификой правовой организации кооперационных отношений между участниками комплекса дает возможность максимально задействовать все преимущества транснациональных промышленно-хозяйственных (финансовых) комплексов.
Подводя итог изложенному выше, можно констатировать, что видовая классификация производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов, включая такую их разновидность, как транснациональные, может быть осуществлена по различным основаниям, в том числе в зависимости от организационно-правовых моделей построения, характера кооперационно-интеграционных связей между участниками комплекса (горизонтальные, вертикальные и сочетающие в себе признаки и той и другой разновидности). Немаловажное значение имеет и зависимость от специализации по профилю деятельности (промышленное производство, строительство, транспортировка, торговля, добыча и переработка сырья и др., либо с признаками диверсификации без четко выраженной специализации).
Еще одним значимым фактором является необходимость учитывать своеобразие состава участников включении в комплексе корпоративных юридических лиц, зарегистрированных по законодательству других стран либо непрофильных для комплекса по характеру деятельности. Приведенная видовая классификация обусловлена прежде всего предметом рассматриваемых в данной работе правоотношений. Однако это не исключат возможного деления производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов на виды и по другим основаниям.
[1] См.: Градобитова Л.Д., Исаченко Т.М. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях. М., 2002. С. 8—9.
[2] См.: Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. М., 2001. С. 215—219.
[3] На примере основных направлений инвестиционной политики Узбекистана в годы реформ и проблем привлечения иностранного капитала можно судить о соответствующих тенденциях в странах — членах СНГ. См.: Государственное регулирование в условиях перехода к рынку: опыт России и Узбекистана. М., 2003. С. 163—181.
[4] СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
[5] СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
[6] СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2808.
[7] Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. СПб., 1996. № 10. Ст. 84.
[8] См.: Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1998. С. 102.
[9] Бюллетень международных договоров. 1995. № 1.
[10] Бюллетень международных договоров. 1994. № 1.
|