Правовое моделирование создания и деятельности корпоративных объединений с системными признаками требует учета специфики подобных образований, в том числе по составу их участников. Так, их участниками часто являются не только корпоративные организации, действующие в сфере производства продукции, товаров и услуг, но и инвестиционные, логистические, природоохранные, социально-обеспечивающие и другие компании. Такой состав производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов обусловлен прежде всего их экономико-правовой природой, а именно: обеспечением технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышением эффективности производства, созданием новых рабочих мест, обеспечением необходимых условий для воспроизводства трудового потенциала с минимизацией ущерба для окружающей среды в регионах нахождения производственных мощностей.
Если организациям производственного профиля среди участников корпоративных комплексов отводятся функции по изготовлению и выпуску товарной продукции, выполнению работ либо оказанию услуг, то инвестиционные структуры при своем специфичном назначении в сравнении с другими субъектами предпринимательской деятельности производственного характера имеют ряд существенных особенностей, что проявляется как в их правовом статусе, так и в самом процессе функционирования в рыночных условиях. Поэтому, учитывая своеобразие инвестиционных структур, при создании корпоративных комплексов и моделировании организации их функционирования следует исходить из
того, что согласно действующему законодательству они наделены специальной правосубъектностью и обладают характерной только для них совокупностью прав и обязанностей.
Так, согласно ст. 1 первоначальной редакции Закона о банках банки как кредитные организации создаются в статусе юридических лиц для извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности в соответствии со специальным разрешением (лицензией) Центрального банка РФ. Банк как кредитная организация имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1 указанного Закона в действующей ред.).
Характеризуя организации в лице банков как возможных участников производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов, необходимо исходить из банковского законодательства, которое предусматривает ряд ограничений для кредитных организаций на участие в бизнесе, не связанного с основной банковской деятельностью. Таким образом, законодатель пытается ограничить распыление банковского капитала, вовлекаемого в рискованные корпоративные операции.
Наряду с отмеченными особенностями инвестиционных организаций необходимо также учитывать, что они обладают, как уже подчеркивалось, на примере банков, специальной правоспособностью, которая предполагает возможность извлечения прибыли путем совершения только операций, связанных с инвестированием и определенных, например, в Законе о банках. При этом кредитным организациям в соответствии с ч. 5 ст. 5 этого Закона запрещается самим заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, что подчеркивает их специальную правоспособность.
Возможность вхождения наряду с организациями, наличие которых в составе такой разновидности производственно-финансового комплекса, как ФПГ, обязательно, а именно действующих в сфере производства товаров, работ и услуг, в состав участников комплексов, а также инвестиционных структур обусловлена стремлением обеспечить активизацию инвестиционных процессов в этих комплексах. В качестве участников могут выступать инвестиционные институты, негосударственные пенсионные, иные фонды и организации. В целях более точного определения предпосылок для включения в состав конкретного производственно-хозяйственного (финансового) комплекса указанных структур, отнесенных к данной разновидности участников, необходимо учитывать их организационно-правовую и имущественную специфику.
К инвестиционным институтам в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»1 относятся субъекты, осуществляющие инвестиционную деятельность в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В качестве участника соответствующего комплекса могут выступать только инвестиционные структуры, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Другой разновидностью участников являются различные негосударственные фонды, например инвестиционные. Они могут создаваться в различных организационно-правовых формах, в том числе для решения задач, не связанных с производством товаров. Так, негосударственные пенсионные фонды могут создаваться согласно ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»[1] [2] в форме некоммерческой организации. Их имущественная база определяется в учредительном договоре и уставе, которые отражают особенности правовой природы данной организации, представляющей собой объединение денежных средств, имущества юридических и (или) физических лиц с установленной в ст. 28 указанного Закона системой управления.
При решении вопроса об участии в работе корпоративного комплекса негосударственного пенсионного фонда необходимо
принимать во внимание, что по своим функциям такие организации ориентированы на накапливание отчисляемых денежных средств для последующего пенсионного обеспечения конкретных физических лиц, являющихся, как правило, работниками организаций, учредивших фонд. Именно задача по аккумулированию средств корпораций как участников комплекса, предназначенных для пенсионного обеспечения своих работников, в увязке с требованиями законодательства об обязательных платежах в Федеральный пенсионный фонд, а также по согласованному распоряжению ими будет основной для данного вида взаимодействия в системе комплекса. Поэтому не следует рассматривать средства негосударственных пенсионных фондов в качестве основного инвестиционного ресурса в корпоративных комплексах.
Законодательством допускается создание в форме фондов специальных инвестиционных структур, которые могут быть включены в состав участников комплекса. В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»1 данные образования могут быть двух видов: акционерные инвестиционные фонды и паевые. Их различие заключается прежде всего в порядке создания и механизме формирования инвестиционной базы.
Согласно ст. 2 и 3 указанного Закона акционерный инвестиционный фонд представляет собой открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты. Такой фонд, обладая статусом юридического лица, осуществляет свою деятельность на основании специального разрешения (лицензии). При этом его активы должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании, в ведении которой будет находиться имущество, предназначенное для инвестирования.
Иная схема предусмотрена для создания и деятельности паевых инвестиционных фондов. В соответствии со ст. 10 вышеназванного Закона паевой инвестиционный фонд является обособленным имущественным комплексом и состоит из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с услови-
ем объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. При этом сам паевой инвестиционный фонд не может являться юридическим лицом.
Все функции по включению имущества в состав паевого инвестиционного фонда осуществляются управляющей компанией, которой оно передается. Как правило, в паевые инвестиционные фонды с учетом их видовых особенностей могут передаваться денежные средства, а в отдельных случаях — иное имущество, если это предусмотрено инвестиционной декларацией. Согласно п. 6 ст. 11 указанного Закона паевые инвестиционные фонды в зависимости от характера прав требований владельца инвестиционных паев к управляющей компании по их погашению могут именоваться соответственно открытыми, интервальными либо закрытыми.
Характеризуя фонды как возможных участников производственно-хозяйственного (финансового) комплекса, следует подчеркнуть, что эта своеобразная организационно-правовая форма в системе таких комплексов присуща прежде всего непрофильным вспомогательным организациям. Речь идет о пенсионных структурах либо организациях, занимающихся мониторингом социальных вопросов, экологических проблем, перспектив инновационного (научно-технического) развития в определенных сферах в увязке с тактикой и стратегией развития конкретного комплекса с учетом соответствующего сектора национального (регионального), а возможно, и международного рынка.
Подобные образования могут включаться в состав корпоративного комплекса из числа уже действующих либо создаваться самими его участниками для решения определенных задач под профиль своей деятельности. Практика свидетельствует, что чаще всего участники комплексов создают фонды по указанному профилю исходя из целей и перспектив своего развития. Предусмотренные законодательством различные организационно-правовые формы рассматриваемых фондов позволяют обеспечить консолидацию ресурсов участников комплекса для решения четко обозначенной задачи (освоение конкретного инвестиционного проекта, проведение инновационных (научно-технических) исследований
в заданном направлении, организация мониторинга товарного рынка и т.д.) при надлежащем контроле за использованием вложенных денежных средств и консолидированного имущества.
К числу возможных участников производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов можно отнести и страховые организации, которые, исходя из их основных функций, должны быть ориентированы на страхование рисков субъектов предпринимательской деятельности, входящих в состав корпоративного объединения и участвующих в реализации соответствующих производственно-финансовых проектов с использованием инвестиционных механизмов. По своей правовой природе страховые организации, как и банки, а также рассмотренные фонды имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»1 страхование трактуется как отношения по защите имущественных интересов лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Под страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.
Страховая деятельность осуществляется только по специальному разрешению (лицензии). Наряду с основной деятельностью страховые организации могут оценивать страховые риски, определять размер ущерба и страховых выплат, что не требует лицензирования. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[3] [4] предусмотрен специальный правовой режим разрешения на осуществление страховой деятельности уполномоченными организациями в порядке и на условиях, указанных в специальном законодательстве.
Страховая организация (страховщик) является юридическим лицом и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством РФ для осуществления страховой деятельности, заключающейся в формировании специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат страхователю, т.е. субъекту, который обращается за страхованием. Страховые организации, как показывает практика их функционирования, представляют собой коммерческие структуры, создаваемые в форме хозяйственных обществ. Процедура их создания и организация функционирования в страховой сфере как разновидности предпринимательской деятельности регулируются нормами гл. IV ГК РФ, законов об АО и об ООО.
Наряду с указанными актами деятельность страховых организаций регулируется специальными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными документами отдельных ведомств, в частности, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»1, Указом Президента РФ от 6 февраля 1998 г. № 136 «О мерах по стабилизации финансирования системы обязательного медицинского страхования»[5] [6], постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»[7]. Наличие таких правовых актов специального действия свидетельствует об особенностях как правового статуса, так и характера деятельности страховых организаций, что необходимо учитывать при их участии в проектах участников корпоративных комплексов.
В контексте изложенного применительно к возможному участию в проектах корпоративных комплексов инвестиционных институтов, негосударственных пенсионных и иных фондов, а также страховых организаций необходимо прежде всего обращать внимание на допустимость в соответствии с законодательством РФ участия перечисленных структур в проектах конкретного корпоративного комплекса с учетом их роли в обеспечении инвестицион-
ного процесса в такой системе. Такой подход ориентирует на увязку общей и специальной правоспособности участников интеграционного объединения в зависимости от их функций и задач конкретного комплекса на определенном этапе его функционирования.
Среди возможных участников корпоративных комплексов особый интерес представляют иностранные организации, выступающие, как правило, в качестве инвесторов. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ для иностранных юридических лиц применяются, как уже отмечалось, предусмотренные в России правила регулирования предпринимательской деятельности, если в федеральных законах не предусмотрено каких-либо изъятий. Так, согласно ч. 3.1, 4 ст. 4 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»1 иностранный инвестор или группа лиц, проявляя намерение приобрести 25% и более балансовой стоимости хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, должны получить предварительное согласие на совершение таких сделок со стороны уполномоченных государственных органов.
В целом на территории РФ иностранное юридическое лицо пользуется правами и выполняет обязанности наравне с российскими юридическими лицами. Вместе с тем при решении вопроса об участии иностранной организации в проектах того или иного производственно-хозяйственного (финансового) комплекса в процессе его правового моделирования следует выяснить, соблюдены ли требования, предъявляемые законодателем к этой разновидности юридических лиц.
Для осуществления своей деятельности на территории РФ иностранное юридическое лицо должно быть легализовано путем официального признания в качестве участника соответствующих правоотношений. С учетом этого необходимо обратить внимание на ряд важных для рассматриваемого вопроса специфичных черт, которые присущи такому субъекту и отличают его от других видов юридических лиц.
Так, иностранное юридическое лицо не должно проходить регистрационной процедуры, которая предусмотрена законодательством для отечественных юридических лиц в соответствии со ст. 51 ГК РФ и принятого в ее развитие Закона о регистрации юридических лиц. Как уже отмечалось, в этих актах определяется порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации или ликвидации в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ.
Как это вытекает, в частности, из ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»1, иностранное юридическое лицо является организацией, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, где она учреждена и которая вправе согласно законодательству этого государства осуществлять инвестиции на территории РФ. В международном частном праве эта совокупность условий именуется личным законом юридического лица, который в концептуальном виде нашел отражение, как уже отмечалось применительно к транснациональным производственно-финансовым комплексам, в ст. 1202 ГК РФ.
На основе личного закона юридического лица должны быть, в частности, определены:
статус организации в качестве юридического лица; организационно-правовая форма юридического лица; требования к наименованию юридического лица; вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
содержание правоспособности юридического лица; порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
При этом необходимо иметь в виду, что в п. 3 ст. 1202 ГК РФ предусмотрено условие о недопустимости ссылок юридического лица на ограничение полномочий его органа или представителя на
совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда было доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.
Наделение иностранной организации статусом юридического лица с соответствующими правами и обязанностями, составляющими его правоспособность как самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности, происходит в момент ее регистрации при учреждении в государстве по месту происхождения. Статус иностранного юридического лица подтверждается документом, свидетельствующим о соблюдении требований процедуры регистрации, предусмотренной законодательством для субъекта данного вида в конкретной стране. В качестве такого документа представляется выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иной аналогичный документ в оригинале либо его нотариально заверенная копия с отметкой о легализации иностранных официальных документов и заверенным переводом на русский язык[8].
Указанные документы необходимы для официального признания иностранного юридического лица в качестве возможного участника в проектах конкретного корпоративного комплекса. Суть данной процедуры заключается в совершении определенных регистрационных действий уполномоченным государственным органом в целях фиксирования факта возможной легальной деятельности иностранного юридического лица на территории РФ. Такая процедура, именуемая легализацией, требует учета ряда организационных аспектов, которые обусловлены определенными особенностями правосубъектности иностранного юридического лица по законодательству РФ.
Так, его участие в производственно-хозяйственном (финансовом) комплексе следует рассматривать через призму вложения иностранных инвестиций. Иными словами, необходимо, опираясь прежде всего на положения ст. 2, 4 и 21 Закона об иностранных инвестициях, констатировать, что предполагается возможность участия в осуществлении соответствующей производственно-хозяйственной деятельности. Такая деятельность может осуществляться иностранным юридическим лицом через свой филиал, зарегистрированный на территории нашей страны по законодательству РФ в установленном порядке. При этом согласно п. 3 ст. 4 данного Закона такой филиал должен выполнять часть или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица, которое несет имущественную ответственность по принятым им обязательствам в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ.
В соответствии со ст. 21 вышеназванного Закона государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ в специальном положении. Согласно этому документу процедура аккредитации филиала иностранного юридического лица похожа на порядок аккредитации представительств иностранных компаний.
Для получения права на ведение предпринимательской деятельности на территории РФ филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Минюсте России. С этой целью головная организация направляет в названную палату для утверждения Положение о филиале, содержащее необходимые сведения. В то же время следует отметить ряд специфических моментов в оформлении статуса иностранного юридического лица через его филиал на территории РФ в процессе формирования производственно-хозяйственного (финансового) комплекса. Такой филиал создается самим иностранным юридическим лицом, которое признается головной организацией, согласно законодательству страны его происхождения для деятельности, которую осуществляет головная организация за пределами Российской Федерации. В Положении о таком филиале должны быть указаны его наименование и наименование головной организации, ее организационно-правовая форма и юридический адрес, местонахождение на территории РФ, цели и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, порядок управления филиалом. В Положение о филиале иностранного юридического лица, участвующего в формировании и деятельности корпоративного комплекса, могут быть включены сведения, характеризующие производственно-финансовые особенности данной иностранной организации в такой интегрированной структуре.
Положение о филиале наряду с указанными выше учредительными документами головной организации иностранной компании согласно законодательству страны происхождения, а также с решением об открытии филиала в России и подтверждением юридического адреса филиала, согласованного с местными органами исполнительной власти его местонахождения, представляется иностранным юридическим лицом в полномочный федеральный орган исполнительной власти для получения аккредитации. Со дня аккредитации филиал иностранной коммерческой организации получает право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ, в том числе представлять интересы иностранного юридического лица в качестве участника комплекса, создаваемого по законодательству РФ. Факт получения аккредитации оформляется внесением записи в реестре филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории РФ, с выдачей соответствующего свидетельства (аккредитационной карточки), официально подтверждающего завершение этой процедуры.
С момента аккредитации иностранная организация в лице своего филиала на территории РФ получает легальную, официально признанную возможность представить необходимые документы, свидетельствующие о ее заинтересованности участвовать в деятельности производственно-финансового комплекса. По завершении всех этапов процедуры регистрации создаваемого комплекса либо внесения изменения в состав участников уже действующего комплекса с определением возможности привлечения иностранной организации к его проектам она приобретает соответствующий инвестиционный статус как возможный участник такого объединения.
Характеризуя особенности правового режима участия иностранного юридического лица в проектах комплексов, следует отметить, что такой особый субъект предпринимательства по законодательству РФ, как коммерческая организация с иностранными инвестициями, имеет ряд специфичных черт. Так, в соответствии со ст. 20 Закона об иностранных инвестициях она создается с соблюдением процедуры государственной регистрации юридического лица, предусмотренной законодательством РФ. Важной особенностью такого юридического лица является владение иностранным инвестором не менее чем 10% доли (вклада) в его уставном (складочном) капитале (ст. 2 и 4 указанного Закона).
Необходимо подчеркнуть, что для оформления юридического лица как коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательством предусмотрены фактически две стадии. Первая связана с регистрацией юридического лица согласно общим положениям ГК РФ и Закона о регистрации юридических лиц. Вторая обусловлена легитимацией конкретного юридического лица в качестве коммерческой организации с иностранными инвестициями с учетом названных критериев путем государственной регистрации в установленном порядке. Именно такая легитимация предоставляет установленные Законом об иностранных инвестициях для таких предприятий гарантий (ст. 4—15) и льгот (ст. 16 и 17).
Для полноты характеристики иностранной организации как участника проектов корпоративных комплексов следует отметить еще два важных фактора. Первый связан с механизмом формирования конкретного комплекса, а именно обстоятельством, когда в основе решения о его создании лежит межправительственный акт в форме международного договора. В таких случаях возможно установление иных процедур для вхождения иностранной организации в состав указанных комплексов. Вторым фактором является то, что по законодательству РФ для иностранного юридического лица установлен режим с некоторыми ограничениями в отношении участия в отдельных проектах по инвестированию под программы корпоративных комплексов. При этом применительно к иностранным юридическим лицам следует учитывать специфику правового режима их деятельности на территории РФ.
Оценивая состояние правоприменительной практики по участию иностранных юридических лиц, в том числе иностранных инвестиционных компаний, в инвестиционных проектах производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов на примере ФПГ и других корпоративных объединений, есть все основания для вывода о том, что на происходящие в исследуемой сфере про
цессы влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним следует отнести состояние отечественной правовой базы, которое не способствует стремлению иностранных коммерческих организаций вкладывать иностранный капитал в предпринимательскую деятельность на территории РФ путем активного участия в инвестиционных проектах российских корпораций и их объединений, к внешним — введение со стороны прежде всего США, Канады, Австралии, ряда стран Европы экономических санкций в отношении ведущих российских компаний и их объединений.
Что касается внутренних факторов, то, как представляется, необходимо принять соответствующие меры в целях активизации притока иностранных инвестиций, защиты иностранных прямых инвестиций и гарантий возврата долгосрочных вложенных в сферу производства средств с использованием эффективной системы страхования рисков, а также упорядочить систему налогообложения доходов от вложения иностранного капитала и стимулирования процесса его реинвестирования в наукоемкие, технологически сложные и длительно окупаемые производства объединяемых в системе корпоративных комплексов.
Таким образом, виды возможных участников корпоративных комплексов весьма разнообразны как по организационно-правовой форме, имущественной базе и выполняемым ими функциям в зависимости от специализации, так и по характеру правоспособности. Учредители таких комплексов имеют широкие возможности формировать их состав в зависимости от поставленных целей и решаемых инвестиционных задач в определенном секторе рыночной экономики в пределах отдельного субъекта РФ или в масштабах ряда регионов России, а в отдельных случаях — с охватом территорий нескольких государств.
[1] СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096. Далее — Закон об инвестиционной деятельности.
[2] СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.
[3] Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 56.
[4] СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716. Далее — Закон о лицензировании.
[5] СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.
[6] СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 722.
[7] СЗ РФ. 2011. № 36. Ст. 5148.
[8] Подробнее см.: Талапина Э.В. Деятельность иностранных инвесторов в Российской Федерации: правовые проблемы // Законодательство. Экономика. 2001. № 11. С. 12.
|