Четверг, 28.11.2024, 03:26
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Бизнес-проект как инструмент правового моделирования создания и деятельности корпоративных комплексов

Правовой характер бизнес-проектов по созданию и деятельности корпоративных комплексов рассматривается нами исходя из динамики развития законодательства РФ о коммерческих корпорациях как участниках интегрированных структур на примере формирования и функционирования различных видов таких объединений, в том числе ФПГ. При подготовке соответствующего бизнес-проекта требуется тщательная проработка пакета документов, в которых содержатся сведения, характеризующие будущую деятельность формируемого комплекса. Документы представляются основной (головной, холдинговой, центральной) компанией комплекса в полномочный государственный орган в установленном порядке, предусмотренном в свое время, например, ст. 5 Закона о ФПГ для проведения процедуры регистрации каждого подобного комплекса.

Суть такого проекта заключается в отражении в нем необходимых сведений о конкретном комплексе (цели и задачи создаваемого объединения корпораций, предполагаемая реализация инвестиционных и других программ, планируемые показатели, в том числе экономические, социальные и другие результаты его деятельности).

Анализ практики составления бизнес-проектов по создаваемым с 1993 г. в России ФПГ с учетом соответствующих рекомендаций федеральных органов исполнительной власти показывает, что такие проекты представляют собой совокупность материалов расчетно-экономического характера. К ним прилагаются пояснения о порядке организации работы комплекса как совокупности объединяемых коммерческих корпораций в том или ином секторе рыночной экономики на конкурентных началах при условии решения конкретных социальных, экологических и других задач в интересах населения соответствующих регионов. Поэтому процесс подготовки бизнес-проекта отдельных комплексов с организационными элементами состоит чаще всего из двух основных стадий: подготовительной и основной.

Подготовительная стадия, которую можно еще определить как стадию выработки общей концепции создаваемого комплекса, ориентирована на проработку вопросов социально-экономической целесообразности создания комплекса с привязкой к исходным принципам его формирования, а также с учетом требований процедуры юридического позиционирования таких комплексов. На данной стадии проводится предварительное определение круга возможных участников комплекса с оценкой целесообразности их включения в его состав с учетом концепции деятельности в рамках положений действующего законодательства.

Следует подчеркнуть значимость рассматриваемой стадии для качественной разработки бизнес-проекта. Так, нередко в числе предполагаемых участников комплекса рассматриваются коммерческие корпорации, не отвечающие в полной мере предъявляемым к ним требованиям. Например, инициируется включение унитарных предприятий в состав комплекса без согласования с министерством (ведомством), уполномоченным Российской Федерацией или ее субъектом представлять интересы государства в качестве собственника имущества. Другой распространенной ошибкой является допустимость создания комплекса с возможным вхождением в его состав дочерних хозяйственных обществ без должного оформления согласия их основных (головных) обществ.

В результате подобных ошибок в исходные данные бизнес-проекта закладываются показатели, которые с учетом норм действующего законодательства можно расценить как порочные, и бизнес-проект приходится дорабатывать. В конечном итоге из-за этого задерживается юридическое оформление создания комплекса. Поэтому учредителям формируемого комплекса еще до начала юридически значимых процедур оформления требуемых документов следует тщательно проработать вопрос о круге его возможных участников, учитывая соответствие каждого из них всем требованиям действующего законодательства, в том числе касающимся специальной правосубъектности.

Вторая, основная стадия заключается в подготовке на базе экономико-прогнозных данных по каждому участнику комплекса сводных материалов с показателями и программами деятельности формируемой интегрированной структуры. Для этого необходимо данные материалы увязать с общей концепцией и организационноуправленческим механизмом совместной деятельности такой структуры участников в соответствующих сегментах регионального, федерального либо транснационального рынков[1]. Именно на этой стадии формируется базовый набор документов по создаваемому комплексу. В последующем целесообразно провести независимую экспертизу в целях проверки соблюдения всех требований, предъявляемых законодательством к таким корпоративным комплексам в условиях конкурентной экономики.

Сам бизнес-проект конкретного комплекса с учетом отражения в нем разновидовой информации можно условно разграничить на два блока: пояснительная записка и техническое, экономическое и социальное обоснование целесообразности создания данного комплекса. Фактически оба блока должны содержать всю необходимую информацию о формировании комплекса и о его деятельности хотя бы в первые два-три года функционирования.

В пояснительной записке должны найти отражение концептуальные положения формирования комплекса, в которых наряду с краткой характеристикой основных участников — корпораций как производственно-хозяйственных структурных элементов создаваемого объединения детально определяются его цели и задачи, указываются предполагаемые технико-финансовые средства для их достижения и решения в том или ином сегменте рынка с учетом роли инвестиционных структур, а также расчетные показатели ожидаемой эффективности деятельности комплекса с учетом различных факторов, включая возможные результаты решения организационно-финансовых, инновационно-технологических, природоохранных и социальных проблем, которые могут возникнуть в процессе работы объединяемых корпораций, и т.д.[2] Помимо этого, в пояснительной записке целесообразно указать всех участников комплекса, включая основную (головную, холдинговую, центральную) компанию, если таковая создается в качестве специального юридического лица (наименование, почтовые реквизиты, организационно-правовая форма в соответствии с документами о государственной регистрации юридических лиц согласно действующему законодательству, источники финансирования). Необходимо также дать характеристику основной (головной, холдинговой, центральной) компании с указанием размера ее уставного капитала, его структуры по источникам, механизма финансирования текущей деятельности и ее основных направлений, организационной модели управления и системы инвестиционно-инновационных мер воздействия на участников комплекса.

Кроме того, по отдельным видам участников комплекса (дочерним и иным корпорациям) в пояснительной записке с учетом механизма формирования их уставного капитала и взаимодействия между собой должны быть приведены следующие сведения:

об участниках комплекса, имеющих пакеты акций, закрепленных в государственной собственности (с указанием сроков закрепления и размеров пакета);

об условиях вхождения в состав комплекса государственных и муниципальных унитарных предприятий;

об участниках комплекса, имеющих пакеты акций (паи) в уставном капитале других его участников, с указанием дочерних и основных обществ;

о доле участия (владения акциями) участников комплекса в уставном капитале основной (холдинговой, центральной) компании;

о других, помимо акций, используемых формах консолидации промышленного и финансового капитала участников комплекса;

об участниках комплекса, акции которых подлежат продаже на инвестиционных и коммерческих конкурсах, специализированных аукционах.

Представляется целесообразным, исходя из результатов анализа экономико-правовой практики, привести в пояснительной записке также сведения об основных видах выпускаемой продукции (выполняемых работах, оказываемых услугах) участников комплекса в натуральном и стоимостном выражении согласно требованиям бухгалтерской отчетности и статистического учета по номенклатуре видов выпускаемой продукции и расчетной доле на соответствующих товарных рынках с учетом требований антимонопольного законодательства.

Наконец, в пояснительной записке следует в развернутом виде привести сведения о кооперации предприятий (организаций), включаемых в состав участников комплекса, с указанием конкретных объемов и направлений как сложившихся, так и прогнозируемых интеграционных связей в системе данного комплекса по видам продукции, работ, услуг.

Второй блок бизнес-проекта, как правило, содержит развернутое технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности его создания. В нем приводится перечень целевых задач деятельности создаваемого комплекса, характеризуются основные пути (способы) их решения, раскрываются ключевые направления деятельности комплекса в целом и его отдельных участников в увязке с анализом состояния рынков основных видов производимой продукции, обосновывается выбор организационно-правовой модели комплекса.

Центральное место в ТЭО, как правило, занимают вопросы, связанные с экономическим, технологическим, инвестиционным, природоохранным и инновационным аспектами функционирования объединяемых корпораций. При этом исходными должны быть оценки конкурентоспособности продукции и прогнозируемой эффективности деятельности конкретной интегрируемой структуры в условиях рыночной экономики с учетом необходимости решения социальных, экологических и других задач в рамках современных требований с соблюдением общенациональных и региональных интересов и обеспечением надлежащих условий для проживания населения.

Анализ результатов правоприменительной практики в части определения предпосылок и эффективной реализации условий разработанных и принятых бизнес-проектов показывает, что сердцевину качественно подготовленных ТЭО составляют, как правило, детальные расчеты основных технико-экономических показателей деятельности каждой корпорации (организации), включаемой в состав комплекса. Такие показатели следует приводить в целом по итогам прошедшего финансового года, а также на единую дату (квартал) представления соответствующих материалов по всем корпорациям, входящим в систему комплекса, для их обработки при составлении бизнес-проекта.

В качестве требуемой информации для составления ТЭО по каждой корпорации как участника комплекса необходимы прежде всего материалы по уставному капиталу, стоимости основных и оборотных средств, среднесписочной численности работников, объемам производства, объемам продаж (реализации) продукции (работ, услуг), затратам (себестоимости) производства, балансовой прибыли, рентабельности с приложением подписанных уполномоченным руководителем форм № 1 (баланс предприятия, в том числе с отметкой о сдаче в органы налоговой инспекции на отчетную дату) и № 2 (соответствующий отчет о финансовых результатах, именуемый отчетом о прибылях и убытках).

Вместе с тем, исходя из общей концепции о технологической и экономической интеграции путем частичного или полного объединения прежде всего материальных активов участниками комплекса, в ТЭО дается прогноз степени концентрации собственности и объединения капиталов в основной (головной, холдинговой, центральной) компании комплекса. Для полноты характеристики ТЭО целесообразно отметить еще один важный аспект: разработку программы реализации продукции (работ, услуг) на предстоящий (трех-пятилетний) период с указанием основных потребителей в увязке с оценкой состояния конкурентоспособности продукции и характеристикой основных мероприятий по развитию системы маркетинга и сбыта основных видов продукции участников комплекса.

Как показывает анализ отдельных документов бизнес-проектов некоторых комплексов, все более пристальное внимание эксперты со стороны инвесторов уделяют полноте оценки экологических и социальных проблем, которые должны быть решены при создании комплекса и в процессе его деятельности. При этом данный вопрос рассматривается в привязке к каждому региону, в котором будут функционировать производства участников комплекса, а также реализовываться их продукция, выполняться работы, оказываться услуги.

Данный аспект бизнес-проекта по оценке существующих экологических проблем и их решению либо недопущению возникновения, а также по решению социальных задач путем обеспечения населения конкретных регионов дополнительными рабочими местами, как свидетельствует практика создания корпоративных объединений в странах с развитой рыночной экономикой, является одним из главных при принятии полномочными государственными органами решения о признании деятельности таких комплексов допустимой на национальных либо региональных рынках.

В ТЭО могут быть предусмотрены возможные меры государственного стимулирования деятельности конкретного комплекса. Их целесообразность в контексте положений действующего законодательства обосновывается с указанием возможных форм поддержки соответствующих инвестиционных проектов, например, со стороны региональных органов власти либо соответствующих федеральных отраслевых ведомств. Так, ст. 9, 10, 11, 12, 22 Закона о промышленной политике определены меры стимулирования и финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленной, в том числе в оборонно-промышленном комплексе.

Исходя из указанных норм, следует подчеркнуть необходимость детального обоснования целесообразности предполагаемых мер государственного стимулирования отдельных программ развития того или иного комплекса (интеграционной структуры). Как свидетельствует практика оценки бизнес-проектов таких комплексов, в отношении этих документов высказывается много критических замечаний именно из-за отсутствия в них должного социально-экономического обоснования запрашиваемой государственной поддержки в увязке с возможностями бюджетов различных уровней.

В заключительной части ТЭО приводятся сводные прогнозные показатели эффективности деятельности создаваемой интегрированной структуры в результате объединения активов ее участников с использованием холдинговой организационно-правовой модели либо «системы участия» на основе договорной формы.

При составлении бизнес-проекта комплексов, в состав участников которых входят субъекты с иностранным капиталом, т.е. в случае формирования транснациональных комплексов, в этом документе помимо указанных выше данных приводятся сведения о зарубежных головных компаниях с указанием их полного наименования, почтовых реквизитов, организационно-правовой формы и источников финансирования и с учетом межгосударственных соглашений дается краткая характеристика механизма осуществления имущественно-финансовых взаимоотношений участников такого объединения корпораций, включая распределение прибыли между ними.

Так, необходимо увязать особенности действующего налогового и таможенного законодательства в странах регистрации иностранных юридических лиц, участвующих в проектах комплекса, в том числе опираясь на условия специальных межгосударственных соглашений, если они заключены. В частности, дается обоснованная характеристика возможных способов рационального налогообложения доходов участников таких (холдингов, концернов) транснациональных образований, отражается специфика механизма осуществления таможенных сборов по соответствующим операциям при перемещении товаров, комплектующих и продукции через государственную границу конкретных стран, исходя из положений соответствующих актов национального законодательства участников.

По отдельным видам корпоративных комплексов в зависимости от их задач, характера производственно-финансовой кооперации, участников и других факторов содержание бизнес-проекта может иметь свои особенности. Именно бизнес-проект, как показывает правоприменительная практика создания комплексов, а также их деятельность позволяет, если он квалифицированно подготовлен, с высокой степенью достоверности оценить уровень эффективности функционирования таких сложных по форме, нередко многоотраслевых по специализации, транснациональных производственно-хозяйственных (финансовых) систем.

С учетом изложенного следует подчеркнуть значимость данного этапа подготовки всех материалов по бизнес-проекту. Нередко игнорирование требований, предъявляемых к нему, служит причиной невыполнения рядом перспективных по своим возможностям комплексов, если учесть состав их участников, поставленных перед ними задач. В конечном счете это приводит, как правило, к самоликвидации таких комплексов.

Сложившаяся на сегодняшний день практика создания комплексов показывает, что в их бизнес-проектах акцент делается, как правило, на определении:

соответствия документов требованиям законодательства РФ, указам Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, а для транснациональных и межгосударственных корпоративных комплексов —заключенному межгосударственному (межправительственному) соглашению;

степени ориентации деятельности комплекса на реализацию государственной промышленной политики, федеральных целевых и президентских программ, на решение актуальных социальноэкономических проблем регионов РФ, а что касается транснациональных и межгосударственных комплексов — также степени учета интересов и рисков участников с иностранным капиталом;

четкости проработки целевых задач совместной деятельности корпораций — участников комплекса;

достаточности промышленного и финансового потенциала у участников комплекса для эффективного решения задач, предусмотренных его бизнес-проектом, обоснованности запрашиваемых мер государственной поддержки;

наличия обоснованного управленческо-экономического и организационно-правового механизма совместной деятельности промышленных и инвестиционных корпораций комплекса;

степени объединения материальных и нематериальных активов участников комплекса для организации эффективной совместной деятельности, обеспечения его управляемости со стороны основной (головной, холдинговой, центральной) компании;

обоснованности расчетов ожидаемой эффективности деятельности комплекса;

степени реализации межправительственных соглашений о создании транснациональных и межгосударственных комплексов;

степени ориентации бизнес-проекта на обеспечение повышения эффективности промышленного производства в России, в том числе для транснациональных и межгосударственных комплексов — за счет восстановления интеграционных связей, расширения рынков сбыта российской продукции.

Ранее порядок закрепления требований к организационному проекту устанавливался Законам о ФПГ, но со временем Правительство РФ фактически передало на ведомственный уровень регулирование правоотношений, складывающихся на стадии создания и регистрации ФПГ. В определенной мере этим можно объяснить отсутствие в соответствующих ведомственных актах необходимой четкости и единообразия в определении рассматриваемого правового механизма.

Подтверждением данного тезиса может служить факт отказа со стороны Минюста России в регистрации ведомственных актов по созданию ФПГ, а именно приказа Минэкономики России от 20 марта 1998 г. № 971, а также приказа Минпромнауки России от 29 ноября 2000 г. № 115[3] [4] [5].

Оба приказа, которые призваны были урегулировать отношения по широкому кругу субъектов, не входящих организационно в систему этих министерств, не признаны Минюстом России в качестве нормативных правовых актов со всеми вытекающими из

3

этого последствиями .


Для упорядочения процедуры подготовки документов по созданию корпоративных комплексов в форме тех же ФПГ, а также для снятия излишних бюрократических ограничений в этой сфере необходимо утверждение Правительством РФ исчерпывающего перечня требований к бизнес-проекту производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов. Это будет способствовать более активному их внедрению в экономический механизм страны на этапе решения задач по интенсификации развития наукоемкого производства в промышленных, строительных, транспортных и других сферах предпринимательства.

 

[1] Важность подготовки экономико-прогнозных материалов обусловлена потребностью в штатной проработке бизнес-проекта комплекса в процессе деятельности корпораций, объединяемых в производственно-хозяйственный (финансовый) комплекс, путем планирования его функционирования в интеграционном режиме. Подробнее см.: Винслав Ю.Б. Планирование развития интегрированных корпоративных структур // Российский экономический журнал. 2003. № 8. С. 72—84.

[2] Если рассматривать бизнес-проект комплекса в русле современных требований и организации управления сложными производственно-хозяйственными комплексами, то оправданно говорить не о планировании, а о стратегическом моделировании в целях обеспечения логистической конкурентоспособности таких системных объединений корпоративных субъектов предпринимательства. О перспективах логистических технологий XXI в. подробнее см.: Вольский А.И. Жила бы страна родная, и нету других забот (избранные доклады и выступления). М., 2002. С. 330-336.

[3] См.: письмо Минюста России от 16 октября 1998 г. № 6943-ВЭ // Экономика и жизнь. 1998. № 44.

[4] См.: письмо Минюста России от 29 января 2001 г. № 07/986-ЮД // СПС «КонсультантПлюс»

[5] Минюст России в подобных случаях осуществляет закрепленные за ним функции государственной регистрации ведомственных актов согласно Указу Президента РФ от 25 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663), а также на основании постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (08.05.2017)
Просмотров: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%