Происходящие в России в последнее тридцатилетие изменения в государственном строительстве и политико-правовой идеологии обусловили достаточно позитивное отношение к интернационализации конституционного права и права вообще. Это было вызвано преимущественно критическим отношением к принципам и механизму государственно-правового регулирования советского периода и стремлением заимствовать опыт конституционализма развитых зарубежных стран.
Еще 20 лет назад профессор Ю.А. Тихомиров в «Курсе сравнительного правоведения» писал, что если сегодня государства «национализируются», то право «интернационализируется». При этом несмотря на то, что государства могут по-разному «определять свой курс в области права», «согласование, гармонизация и сближение национальных законодательств отражают общий интегративный курс»1. Профессор Б.А. Страшун среди тенденций современного конституционного права также выделил тенденцию его интернационализации. По его мнению, интернационализация конституционного права проявляется, во-первых, в сближении национального конституционного права демократических стран с международным публичным правом как в доктринальном, так и в формально-юридическом плане; во-вторых, в региональной государственно-правовой интеграции государств и создании общих органов управления, принимающих надгосударственные правовые акты[1] [2].
Сегодня вопрос об интернационализации конституционного права и права вообще приобретает особое значение в связи с усиливающимися разнонаправленными тенденциями глобализации и политико-правовой дезинтеграции, ослаблением роли универсальных международно-правовых институтов, кризисными ситуациями в социально-экономическом и политико-правовом развитии многих стран, включая Россию. Все более очевидным становится то, что развитие конституционного права, как и права в целом, представляет собой своеобразную улицу с двусторонним движением: с одной стороны, в большинстве стран усиливается тенденция интернационализации конституционного права (права вообще), а с другой стороны, пока сохраняется государственный суверенитет, самобытность государств, сохраняется и оригинальность национальной правовой системы и конституционного права как ее неотъемлемой части. Здесь важным является вопрос: каков баланс между «интернационализацией» (и сопутствующей ей «унификацией») и «самобытностью» национального права, в том числе конституционного права? На каких условиях и с какими последствиями для населения соответствующих стран будет происходить интернационализация конституционного права? Обострение в последние годы отношений России со многими развитыми странами является дополнительным стимулом к системному анализу не только баланса «интернационализации» и «суверенной национализации» конституционного права, но и сущности, форм, основных направлений и пределов самой интернационализации.
Интернационализация конституционного права есть процесс развития конституционного права различных национальных государств, заключающийся в достижении сущностной и формальной схожести юридических конструкций, системы, содержания и форм выражения устанавливаемых государством правил поведения в сфере общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Воплощением интернационализации конституционного права могут быть: 1) доктринально обособленные конституционно-правовые общности в рамках отдельных наднациональных образований («типов», «правовых семей»), например, конституционное право романо-германской (континентальной) правовой семьи, англосаксонской правовой семьи, мусульманской правовой семьи и проч.; 2) реально формирующиеся наднациональные комплексные системы конституционного права (например, конституционное право Европейского союза); 3) позитивное наднациональное право региональных, международных организаций, включающее отдельные положения, свойственные национальному конституционному праву (например, право Совета Европы в области обеспечения прав человека); 4) международное публичное право универсальных международных организаций (общепризнанные принципы, нормы и стандарты в области прав человека, устанавливаемые ООН и ее институтами).
Родственной интернационализации конституционного права является позиционируемая в последние годы теория «глобального конституционализма». Данная теория не претендует на утверждение конституционализма как позитивно-правового явления вселенского уровня, а ограничивается лишь обоснованием общих идейных основ и принципов конституционализма национального и наднационального уровней. Вместе с тем она определяет один из векторов распространения теории и практики конституционализма как способа организации государственной власти — верховенство права, которое предлагается положить в основу современной демократической государственности[3].
Теория «глобального конституционализма» в известной мере сопряжена и с развиваемой сегодня идеей «международного конституционного права» по аналогии с международным уголовным, экологическим и иным правом. Однако следует заметить, что на пути всеобщей «универсализации» конституционного права оказывается такой предмет конституционно-правового регулирования, как общественные отношения в сфере организации и осуществления государственной власти на основе признания государственного суверенитета, суверенитета народа и верховенства конституции. Международное публичное право относится сегодня очень осторожно к этому чувствительному для многих государств предмету конституционно-правового регулирования. Одновременно следует заметить, что вполне резонно в современных геополитических условиях говорить об «интеграционном конституционном праве» или «наднациональном конституционном праве» в рамках определенных ассоциаций государств.
В контексте общего процесса интернационализации конституционного права происходит и интернационализация предмета конституционного права России: развитие конституционно-правового регулирования соответствующих общественных отношений на основе придания им содержательной схожести с общественными отношениями, которые возникают и регулируются в соответствии с общепризнанными принципами, нормами и стандартами международного права, признаваемым правом межгосударственных образований (наднациональным правом) и правом отдельных государств.
С учетом обновления российского конституционализма последних десятилетий к предмету конституционного права России сегодня могут быть отнесены следующие группы общественных отношений: 1) общественные отношения в области установления и развития основополагающих целей, общественных ценностей и принципов устройства жизни отдельного человека, общества и государства (основы конституционного строя России); 2) общественные отношения в области определения положения человека и гражданина в обществе и государстве; 3) общественные отношения в области определения основ экономической, социальной, культурной и политической систем общества; 4) общественные отношения в области установления основ государственно-территориального устройства страны; 5) общественные отношения в области организации и деятельности органов публичной власти России, включая местное самоуправление.
Каждая из названных групп общественных отношений, входящая в содержание предмета конституционного права, регулируется нормами конституционного права с учетом (в определенной степени) практики правового регулирования советского периода, соотношения интересов различных социально-политических групп общества и внутреннего состояния общества на момент принятия Конституции и в ходе последующего развития России, общепризнанных принципов и норм международного права, переосмысления опыта регулирования общественных отношений, составляющих предмет конституционного права в странах развитой демократии, экономики и культуры.
Процесс интернационализации затрагивает все группы общественных отношений, но в разной мере и с разными последствиями. Регулирование некоторых общественных отношений после принятия Конституции 1993 г. было сориентировано на новые базовые принципы в соответствии с изменившимися целями и ценностями общественного развития. Это касается, в частности, определения положения человека в обществе и государстве, основ экономической, социальной, культурной и политической систем общества, формы правления и др. В результате сформировались и продолжают укореняться новые для России доктринально-правовые положения о связанности государства правами и свободами человека и гражданина, характеристике России как суверенного, демократического, правового, федеративного, социального и светского государства с республиканской формой правления, признающего суверенитет народа, разделение властей, верховенство права, политический плюрализм, рыночную экономику. Каждое из названных положений выступает в качестве цели развития общества и государства, базового принципа для регулирования общественных отношений.
Интернационализация конституционно-правового регулирования определенных общественных отношений на основе международно-правовых стандартов и положений конституционного права развитых демократических стран дала заметный стимул к их развитию. Речь идет об отношениях в сферах организации и проведения выборов, обеспечения идеологического многообразия и политического плюрализма, федеративного территориального устройства и проч.
Конституционно-правовое регулирование некоторых общественных отношений в соответствии с общепризнанными демократическими стандартами оказалось непоследовательным или сугубо формальным (отношения в сфере ответственности государства, его органов и должностных лиц перед человеком; отношения управления и самоуправления на местном уровне; отношения, связанные реализацией принципа социального государства).
Восприятие конституционным правом России отдельных международных стандартов и положений конституционного права демократических стран не привело к формированию соответствующих отношений в силу либо неготовности общества к их восприятию, либо отсутствия надлежащего правоприменительного и финансово-экономического обеспечения конституционных норм (равенство форм собственности, решение важнейших государственных вопросов на референдуме, установление сдержек и противовесов в системе высших органов государственной власти и проч.).
Осознавая объективный характер интенсивно происходящих процессов глобализации и интернационализации правового регулирования, следует задаться вопросом о пределах этих процессов. Представляется, что пределы интернационализации предмета конституционно-правового регулирования могут быть обусловлены:
степенью укоренения, стабильности и эффективности национального конституционно-правового регулирования;
верховенством и независимостью государства во внешних отношениях и в конституционно-правовом регулировании внутренних общественных отношений (государственным суверенитетом);
степенью самобытности народа и его вовлеченностью в решение конституционно-правовых вопросов общегосударственного значения (суверенитетом народа);
несовпадением устоявшихся национальных формальноюридических подходов к пониманию предмета конституционного права и отдельных элементов предмета конституционного права других стран либо отдельных положений международно-правовых и наднациональных правовых актов, относящихся к сфере конституционно-правового регулирования;
субъективными сиюминутными или долговременными геополитическими и геоэкономическими соображениями официаль
ных государственных структур, определяющих содержание конституционно-правового регулирования в стране.
Пределы интернационализации российского конституционного права многолики, но они не являются константой. Практика интернационализации динамична и имеет тенденцию к усилению. В связи с этим отечественная наука конституционного права призвана найти эффективный баланс между суверенным конституционно-правовым регулированием и объективно происходящими процессами региональной и глобальной интернационализации конституционного права.
[1] Тихомиров ЮЛ. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. С. 12.
[2]
См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4 т. Т. 1 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1993. С. 22—23.
[3] См.: Доктрины правового государства и верховенства права в современном мире. Сборник статей / Отв. ред. В.Д. Зорвкин, П.Д. Боренбойм. М., 2013. С. 84-91.
|