Китаю свойственно особое, национально окрашенное отношение ко многим известным другим цивилизациям институтам и понятиям, включая и права человека. Китайское общество настороженно относится к общепризнанным на Западе ценностям, не считая возможным их безоговорочное перенесение на свою национальную почву. Права человека воспринимаются в КНР в качестве части духовной западной культуры, чуждой китайской традиции. В частности, один из китайских лидеров Дэн Сяопин говорил: «А что такое права человека? Права какого числа людей? Большинства, меньшинства или всего народа? Права человека в понимании западного мира и в нашем понимании — разные вещи. У нас другие взгляды»1.
Проблема соблюдения прав человека в Китае очень политизирована. «Поскольку западные исследователи проблематики прав человека относятся к теме как к “своей”, органически выросшей на почве западных общественно-политических реалий, их подход к оценке прав человека в Китае отличается, в большинстве своем, резкой критичностью»[1] [2]. В свою очередь, в Китае эта критика воспринимается как прямое вмешательство во внутренние дела суверенного государства.
Китайская традиция ориентирована на коллективизм, иерархию, дисциплину. Интересы личности вторичны по отношению к государству и обществу, не поощряется и обращение в суд за защитой нарушенных прав. Как отмечается в российской литературе, Китаю свойственно «традиционное неприятие западных идей права и правопорядка с их строгой определенностью предписаний и абстрактностью норм и массовое неодобрение поведения людей, настаивающих на своих правах, поскольку, согласно традиции, долг каждого — стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех»[3].
Привнесение института прав человека на китайскую почву обусловлено необходимостью выстраивать диалог с международным сообществом для достижения собственных прагматичных целей. По существу, происходит заимствование внешних форм демократических институтов. Российские исследователи права Китая обращали внимание на необходимость учета расхождений между официально декларированными правовыми ценностями и реальной юридической политикой в процессе исследования китайского конституционного законодательства[4].
После трагических событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. зарубежные правозащитные организации усилили давление на китайское правительство с требованием соблюдения прав человека. В ответ на это Пекин в ноябре 1991 г. впервые в своей истории опубликовал Белую книгу «Положение с правами человека в Китае», дав свою оценку происходящим в стране процессам. Ее содержание вызвало острую критику на Западе, однако власти КНР продолжили публикации докладов о положении дел в сфере обеспечения прав человека. С 1995 г. ежегодно обнародуется и Белая книга «Прогресс Китая в сфере прав человека». С 2009 г. Государственный совет КНР публикует «Государственный план действий в сфере прав человека», в котором раскрывается содержание политики властей в этой области.
Потребность в углублении торгово-экономического соотруд- ничества с западными партнерами обусловили необходимость корректировки законодательства в сфере прав человека. В марте 2004 г. Конституция 1982 г. была дополнена положением о том, что государство уважает и охраняет права человека (ч. 3 ст. 33). Однако отношение органов публичной власти к данному институту не претерпело каких-либо существенных изменений.
Китай является участником многочисленных авторитетных международных организаций. Им подписано свыше 30 международно-правовых документов в сфере прав человека. Однако в действующей Конституции КНР отсутствуют нормы, устанавливающие приоритет норм международного права над национальным или закрепляющие общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части правовой системы Китая.
Вместе с тем такие положения предусмотрены в действующем законодательстве. Согласно Положению о разрешении некоторых вопросов, затрагивающих дела с участием иностранцев, от 20 июня 1995 г.[5] в случае противоречия между положениями национального законодательства и нормами международных договоров, участником которых является КНР, применяются нормы международного договора. Уполномоченные органы не должны использовать национальное законодательство для отказа от выполнения возложенных международными договорами обязательств (и. 3 Общей части).
Несмотря на наличие в законодательстве КНР правовых норм, закрепляющих верховенство международного права по отношению к национальному, в практической деятельности китайские государственные органы и должностные лица руководствуются интересами государства исходя из партийных решений, требующих от судебных органов учитывать интересы Китая при разрешении тех или иных дел.
Следует отметить, что Китай не ратифицировал ряд важнейших международных документов в области прав человека или же ратифицировал их с оговорками. В частности, Китай последовательно отказывается признавать право на подачу жалоб в международные инстанции. В соответствии с китайской трактовкой все, что связанно с правовым положением человека, относится к внутренней компетенции государства, и принцип невмешательства во внутренние дела государства является определяющим.
В 1988 г. Китай подписал Международный пакт о гражданских и политических правах, однако до сих пор не ратифицирован ни сам документ, ни факультативные протоколы к нему. Прежде всего Китай не готов принять на себя обязательства, связанные с запретом смертной казни. Смертная казнь широко применяется в современном Китае. До середины 1990-х гг. она приводилась в исполнение публично, в основном за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, хотя в УПК КНР и содержался запрет публичного приведения в исполнение высшей меры наказания.
Система уголовных наказаний в Китае базируется на смертной казни, отказ от нее означал бы разрушение фундаментальных основ правовой культуры китайской нации[6]. По мнению китайских исследователей, на нынешнем этапе развития Китая полная отмена смертной казни невозможна, поскольку это одно из древнейших наказаний, существовавших в стране, и ее сохранение играет определенную роль в обеспечении духовного благополучия общества2.
На протяжении многих лет Китай занимает первое место в мире по числу смертных казней, однако информация о количестве приведенных в исполнение приговоров является закрытой. Уголовный кодекс КНР в редакции 1979 г. насчитывал 27 составов преступлений, предусматривающих смертную казнь, УК КНР в редакции 1997 г. — 68 таких составов. Однако в последние годы китайское руководство проводит политику либерализации уголовных наказаний в отношении некоторых категорий преступлений в связи с непрекращающимся давлением со стороны международного сообщества. В 2011 г. была отменена смертная казнь в отношении 13 составов экономических преступлений, в 2015 г. — в отношении еще девяти составов. Вместе с тем по-прежнему сохраняется высшая мера наказания за преступления, связанные с коррупцией.
Существуют и иные различия между положениями Пакта и китайскими реалиями. Провозглашенная в стране система многопартийного сотрудничества, по сути, исходит из доминирования правящей Коммунистической партии Китая в отношениях с другими демократическими партиям. Все восемь партий[7] осуществляют свою деятельность строго по согласованию с КПК. В Китае отсутствует политическая оппозиция, у противников режима нет возможности официально зарегистрировать такую партию.
Серьезные ограничения существуют и в религиозной сфере. Законодательством и партийными инструкциями запрещено создание в стране религиозных организаций, финансируемых из-за рубежа. Согласно утвержденному Государственным советом КНР Положению о религиозной деятельности от 7 июля 2004 г. № 4262 религиозные объединения, объекты религиозной деятельности и сама эта деятельность не должны контролироваться зарубежными силами (ст. 4).
В Китае действует запрет на проведение богослужений иностранными священнослужителями и миссионерами. Религиозную деятельность на территории КНР могут осуществлять только те из них, кто прошел процедуру официального утверждения и относится к зарегистрированным в КНР религиозным объединениям. Религиозную деятельность могут осуществлять только служители культа, утвержденные религиозными объединениями и поставленные на учет в отделах по делам религий народных правительств от уровня уезда и выше (ч. 1 ст. 27 Положения о религиозной деятельности).
Существует серьезный конфликт с духовным лидером части тибетцев Далай-ламой, находящимся в изгнании. КПК настаивает на своем праве утверждать кандидатуру живого Будды. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Положения о религиозной деятельности преемственность живых Будд в тибетском буддизме осуществляется под руководством буддистского объединения на основе религиозных правил и исторически сложившихся традиций и утверждается в отделе по делам религий народного правительства уровня города и выше или народном правительстве уровня города и выше. От официально зарегистрированных в Китае религиозных объединений1 в первую очередь требуется лояльность к государству и проводимой им политике, а лишь потом — приверженность конфессиональной догматике.
Серьезные проблемы существуют и с обеспечением доступа к информации. В сети Интернет действует цензура. В 2014 г. была создана Центральная руководящая группа по безопасности сети Интернет и информатизации. В целях предотвращения распространения запрещенной информации создаются различные фильтры, наиболее известным из которых является «Зеленая дамба». С 2009 г. этот «фильтр против порнографии и другой плохой информации» устанавливается во всех общественных местах, где предусмотрен доступ в Интернет (интернет-кафе, гостиницы, образовательные и государственные учреждения и т.п.)[8] [9], передается в безвозмездное пользование средним и начальным школьным учреждениям для защиты учащихся от вредной информации1. Наряду с этим действует крупномасштабный проект «Золотой щит», представляющий систему фильтрации содержимого китайского Интернета. Специалисты, отвечающие за его работу, осуществляют непрерывный мониторинг деятельности интернет-пользователей и пресекают распространение сомнительных данных на территории страны.
В Китае заблокирован доступ к YouTube, Facebook, Twitter, Google. Неоднократно блокировались новостные сайты ВВС, «Голоса Америки», журнала «Таймс» и газеты «Нью-Йорк Таймс». Так, в декабре 2010 г. Китай заблокировал доступ к сайтам телекомпаний ВВС, CNN и норвежского вещателя NBK в связи с трансляцией церемонии вручения Нобелевской премии за 2010 г. известному китайскому диссиденту Лю Сяобо[10] [11].
Китайские власти регулярно блокируют доступ своих пользователей к интернет-ресурсам, расположенным на территории Гонконга и Тайваня. В них, как утверждают китайские правоохранительные органы, зачастую содержится запрещенная к распространению в КНР информация. По существу, речь идет об информации, не соответствующей официальной идеологии.
Ратификация Международного пакта о гражданских и политических правах потребовала бы принятия действенных мер по обеспечению прав и свобод граждан по западному образцу, что противоречит фундаментальным основам социалистической государственности с «китайской спецификой»[12].
Китай подписал в 1997 г. и ратифицировал в 2001 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с определенными оговорками: действие ч. 1 ст. 8 Пакта (право на вступление в профсоюзные объединения, право на забастовку) распространяется на страну при условии соответствия положениям Конституции, законам о профсоюзах и о труде; положения Пакта распространяются на Особые административные районы Китая — Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао) — только в отношении институтов, регулируемых их внутренним законодательством; подписание администрацией Китайской Республики на Тайване от имени Китая данного Пакта в 1967 г. признается КНР недействительным.
Следует отметить, что отношение к праву на забастовку менялось в Китае с течением времени. Свобода забастовок закреплялась в действовавшей в период «великой культурной революции» Конституции 1975 г. (ч. 1 ст. 28) и принятой после ее окончания Конституции 1978 г. (ст. 45), однако действующая Конституция не предусматривает права на забастовку. В китайской литературе признается ошибочность закрепления данного права1. Об этой форме протеста трудящихся не принято говорить, информация о забастовках всячески замалчивается.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была подписана Китаем в 1986 г. и ратифицирована в 1988 г. Следует отметить, что традиционно в Китае в уголовном процессе устные показания вызывали больше доверия, чем другие виды доказательств. Практически до XX в. признание под пыткой считалось главным доказательством в деле; пытали не только подозреваемых в преступлении, но и свидетелей. Принуждение к даче признательных показаний широко использовалось и в в период «культурной революции» (1966—1976 гг.). Практика применения пыток в отношении подозреваемых в совершении преступлений сохранялась вплоть до последнего времени[13] [14].
Международные правозащитные организации часто обвиняют Китай в массовых применениях пыток для получения признательных показаний. В докладах организации Amnesty International упоминаются такие способы пыток и бесчеловечного обращения, как железные смирительные кресла, тигриные скамьи (ноги человека крепко привязываются к скамье, а под ступни последовательно подкладываются кирпичи, из-за чего ноги начинают выгибаться в обратную сторону), лишении сна в течение длительного периода, отказ в достаточном количестве еды и воды1.
Министерство общественной безопасности КНР издало Постановление от 6 января 1992 г. № [1992] 6 «О решительном запрещении сотрудникам органов общественной безопасности использовать принуждение к даче показаний в уголовном процессе»[15] [16], положившее начало изменениям в данной области. В соответствии с внесенными в 2012 г. поправками уважение и обеспечение прав человека было впервые признано одной из задач Уголовно-процессуального кодекса.
УК[17] содержит запрет получения показаний подозреваемых и свидетелей незаконными способами (ч. 1 ст. 54), а также предусматривает возможность привлечения к ответственности сотрудников правоохранительных органов, если в их действиях есть состав преступлений (ст. 55). Предусматривается проведение проверок в отношении получения свидетельских показаний посредством применения к лицу насилия, угроз или обмана (п. 4 ст. 11 Положения от 13 июня 2010 г. № [2010]20 «О некоторых вопросах исследования и оценки доказательств по делам, связанным с высшей мерой наказания»[18]). Полученные под принуждением и другими незаконными способами показания подозреваемых, обвиняемых или свидетелей, а также объяснения потерпевших признаются незаконными доказательствами (ст. 1 Положения о некоторых вопросах устранения незаконно полученных доказательств по уголовным делам от 30 мая 2010 г.1).
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была подписана и ратифицирована Китаем в 1980 г. Во исполнение принятых обязательств был разработан Закон об обеспечении прав и интересов женщин от 3 апреля 1992 г.[19] [20], установивший, в частности, систему социальной защиты женщин. Данным актом предусматирвается особая охрана женщин в период беременности, родов, кормления ребенка (ч. 2 ст. 25), вводится запрет на расторжение трудового договора с женщиной по инициативе работодателя в связи с замужеством, беременностью, родами, кормлением грудью (ст. 26), создаются условия для поддержки пожилых, нетрудоспособных женщин (ст. 27). Согласно Закону КНР о содействии трудоустройству от 30 августа 2007 г.[21] было запрещено отказывать в приеме на работу или повышать требования к соискателю из-за принадлежности к женскому полу, расторгать трудовой договор по причине вступления женщины в брак или ее берем ености (ст. 27).
Закон о борьбе с насилием в семье от 27 декабря 2015 г.[22] также ориентирован на защиту женщин. В соответствии с данным актом насилием в семье признаются деяния членов семьи, наносящие физические и психические страдания другим членам семьи посредством побоев, связывания, причинения увечий, ограничения личной свободы, а также оскорбления, устрашения или иными способами (ст. 2). Несовершеннолетние и пожилые члены семьи, тяжелобольные и инвалиды, беременные и кормящие женщины подлежат особой защите в случаях насилия в семье (ч. 3 ст. 5).
В Китае действуют принятая Государственным советом Программа развития женщин Китая на 2011—2020 гг. от 30 июля 2011 г. №[ 2011J241, целью которой является достижение реального равенства между полами, а также принятый Канцелярией Государственного совета План действий по борьбе с торговлей людьми на 2013-2020 гг. от 2 марта 2013 г. № [2013]19[23] [24].
Несмотря на наличие в правовой системе КНР множества положений, направленных на защиту прав женщин, их реальный статус остается невысоким. Традиционно в китайских семьях женщинам отводилась второстепенная роль, а рождение девочки в семье воспринималось как несчастье. В период проведения политики «одна семья — один ребенок» в деревнях было принято топить младенцев женского пола в надежде на последующее рождение мальчика, который по восточной традиции является продолжателем рода. Беременные женщины убивали плод, если узнавали, что ожидалась девочка. Именно поэтому в КНР законодательно запрещено узнавать пол ребенка заранее. Не случайно, в соответствии с последней переписью населения 2010 г. женщин в Китае на 33 млн 980 тыс. человек меньше, чем мужчин[25].
Таким образом, регулирование прав человека в Китае и их защита отличаются определенной спецификой, что обусловлено особенностями его истории и культуры, а также политическими и идеологическими установками руководства страны.
[1] Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988. С. 144.
О
Бородин В.Ф. Правозагцитнвю аспект политики построения социалистического гармоничного общества в КНР // КНР: поиски стабилвности на пике мирового финансового кризиса. Материалв1 ежегодной конференции Центра политических исследований и прогнозов Китая ИДВ РАН. М., 2009. С. 80.
Батчаев Э.О. Правовое регулирование деятелвности политических партий на Тайване /Подред. Л.М. Гудошникова. М., 2003. С. 22—23.
[4] См.: Куманин Е.В. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики. М., 1990. С. 83—84.
[5] Принято совместно Министерством иностраннвгх дел, Верховнвгм народ- hbim судом, Верховной народной прокуратурой, Министерством общественной безопасности, Министерством государственной безопасности, Министерством юстиции. Текст акта см: URL: http://netclass.csu.edu.cn/NCourse/hepll8/law/ clswajgd95.htm (дата обращения: 27.07.2016) (на кит. яз.).
[6] Следует отметить, что принцип презумпции невиновности появился в УПК КНР только в 1996 г. Долгое время в КНР существовала практика проверки судебных решений партийным комитетом соответствующего уровня.
О
Ли Гоцяи. Краткий анализ восьмой поправки к Уголовному кодексу КНР, отменяющей смертную казнь как меру наказания за 13 составов преступлений // Российский юридический журнал. 2011. № 4. С. 65.
[7] Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация демократического национального строительства Китая, Ассоциация содействия развитию демократии Китая, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, партия Чжигундан Китая (Партия стремления к справедливости Китая), Общество Цзюсань (Общество 3 сентября) и Лига демократической автономии Тайваня.
О
Текст акта см.: URT: http://www.sara.gov.cn/ zcfg/xzfg/531.htin (дата обращения: 27.07.2016) (на кит. яз.).
[8] Китайская даосская ассоциация, Китайская буддийская ассоциация, Китайская исламская ассоциация, Комитет китайского протестантского патриотического движения за «три самостоятельности», Китайский христианский совет (Совет церквей Китая), Китайская католическая патриотическая ассоциация, Епископская конференция католической церкви Китая.
[9]
См.: URL: http://www.russia.ru/video /newschina300609/ (дата обращения:
.
[10] Подробнее см. : URL: http://www.edu.cn/zc_6539/20090507/t20090507_377 220.shtml (дата обращения: 06.06.2016) (на кит. яз.).
[11] URL: http://www.china.com.cn/policy /txt/2010-12/10/content_21513963.htm (дата обращения: 06.06.2016) (на кит. яз.).
О
Справедливости ради отметим, что в декабре 2008 г. в КНР бвша обнародована диссидентская «Хартия 08», призвгваютцая к расширению гражданских свобод, проведению радикалвнвгх политических реформ, подписанию и ратификации основополагающих международнвгх договоров в сфере прав человека. Документ представляет собой алвтернативную программу развития государства. В ней предусматривался отказ от однопартийной системвг власти, признание универсалвнвгх ценностей в области прав человека. Авторвг Хартии призвгвали власти изменитв Конституцию, реалвно обеспечите права человека, создатв действенную систему разделения властей, обеспечите независимоств суда, гарантии свободвг слова и собраний, запретите вмешателвство государства в религиозную сферу.
[13] «Свобода забастовки, предусмотренная Конституцией 1975 г., является продуктом улвтралевой идеологии, не соответствует интересам социалистического развития и конкретной ситуации в нашем государстве». См.: URL: http:// www.clb.org.hk/schi/ content/ (дата обращения: 07.06.2016) (на кит. яз.).
[14]
Чэнь Жучао. Государственное управление в сфере принуждения к даче показаний по уголовнвш делам: 1979—2013 // Юридическая наука Китая. 2014. № 5. С. 5—25 (на кит. яз.).
[15] URL: https://amnesty.org.ru/ru/2015-1 l-12-kitaj/ (дата обращения: 03.06. 2016).
[16] Текст акта см.: URL: http://www.chinalawedu.com/news/1200/ 22598/22604/ 22710/2006/3/ xu9293173012413 600216576-0.htm (дата обращения: 27.07.2016) (на кит. яз.).
о
Принят на 2-й сессии ВСНП пятого созыва 1 июля 1979 г. с изменениями от 14 марта 2012 г. Текст акта см.: URL: http://www.gov.cn/ flfg/2012-03/17/content_ 2094354.htm (дата обращения: 27.07.2016) (на кит. яз.).
[18] Данный акт принят Верховным народнвш судом. Текст акта см.: URL: http://www.spp.gov.cn/site2006/2010-06-25/0005428111.html (дата обращения: 27.07. 2016) (на кит. яз.).
[19] Данный акт принят совместно Верховным народнвш судом, Верховной народной прокуратурой, Министерством общественной безопасности, Министерством государственной безопасности и Министерством юстиции. Текст акта см.: URL: http://www.spp.gov.cn/site2006/ 2010-06-25/0005428112.html (дата обращения:
(на кит. яз.).
[20] Данный акт действует с изменениями от 28 августа 2005 г. Текст акта см.: URL: http://www.china.com.cn/chinese/PI-c/953097.htm (дата обращения: 27.07. 2016) (на кит. яз.).
Данный акт действует с изменениями от 24 апреля 2015 г. Текст акта см.: URL: http://www.china.com.cn/chinese/PI-c/953097.htm (дата обращения: 27.07. 2016) (на кит. яз.).
' Текст акта см.: URL: http://www.npc.gov.cn/npc/xinwen/2015-12/28/content _1957457.htm (дата обращения: 27.07.2016) (на кит. яз.).
[23] Текст акта см.: URL: http://www.china.com.cn/ policy/txt/2011-08/08/con- tent_23160230.htm (дата обращения: 28.07.2016) (на кит.яз.).
[24]
Текст акта см.: URL: http://www.gov.cn/zhengce/ content/2013-03/08/con- tent_6108.htm (дата обращения: 28.07.2016) (на кит. яз.).
[25] См. :URL:http://www. stats, gov. ch/tjsj/tjgb/rkpcgb/qgrkpcgb/201104/t201104 28_30327.html (дата обращения: 01.08.2016) (на кит. яз.).
|