Демократия — не изолированное от других общественных процессов явление, она является составной частью многоплановых процессов, включающих экономический рост, прогресс знаний и производительных сил, формирование гражданского общества, правового государства, эволюцию культуры, индивидуальное и коллективное развитие человека и общества2.
В большинстве стран мира демократия эволюционирует и утверждается в постоянной борьбе сторонников и противников. Государство и общество вырабатывают действенные механизмы предотвращения и изживания разнообразных социальных и политических конфликтов между ветвями власти, между правящим большинством и оппозицией, социальными и этническими группами, городом и деревней и т.д.
В последние десятилетия можно отметить тенденцию интернационализации демократического процесса, которому способствовали различные обстоятельства: распад колониальных империй и окончание холодной войны, прекращение гонки вооружения и расширение экономического, культурного, информационного обмена в международном масштабе.
Как отмечается в литературе, все наиболее ценное, возникшее в масштабе страны, выходит за национальные рамки, включается в международную жизнь, и эти процессы носят объективный и необходимый характер[1]. Достижения во всех сферах жизни становятся достоянием всего человечества. Национальные ценности, созданные усилиями одного народа и органически включенные в соответствующую сферу жизни другого народа, могут стать источником его развития и прогресса. Очевидно, что интернационализация невозможна без готовности принять соответствующие ценности и демократический опыт, адаптироваться к ним или адаптировать их к своей жизни.
Однако сегодня мы видим, что интернационализация некоторых «ценностей» способствует конфликту культур, противостоянию и даже внешней экспансии. Рассматривая демократию как безусловную конституционную ценность2, тем не менее, нельзя пройти мимо примеров экспортируемой, насаждаемой демократии. США говорят об эталонной, подлинной, классической демократии, демократических стандартах и ценностях, позиционируя себя на международной арене как единственного их носителя и выразителя. При этом насильственное распространение «демократии» является основным вектором внешней политики данного государства. Эксплуатация Америкой демократических идей в качестве прикрытия военной экспансии дискредитирует саму сущность и смысл демократии1, поскольку демократический процесс исключает диктат и навязывание иных, пусть даже прогрессивных, культурных ценностей и образцов.
Интернационализация предполагает плодотворное взаимодействие национальных культур и культурных ценностей, их действительное сближение. Вместе с тем, как справедливо отмечает А.М. Осавелюк, «в условиях глобализирующегося мира создание и сохранение национальной модели демократии представляет определенную проблему не только потому, что глобализация и сохранение национальной модели представляют собой две различные тенденции, но и потому, что национальных моделей демократии много и они имеют не только разную внутреннюю структуру, но и отличающееся содержание»[2] [3].
Конституционно-правовые нормы, регламентирующие демократические институты в России, подвержены внешнему воздействию. В соответствии с предложенной Ю.А. Тихомировым классификацией[4] влияние международно-правовых норм на национальное законодательство осуществляется посредством: 1) всеобщих принципов функционирования мирового сообщества и демократического развития государства (обеспечение прав человека, власти закона и др.); 2) доктринального влияния в виде концепций социального государства, административной юстиции и т.п.; 3) модельных (типовых) международных правовых актов; 4) унифицированных (единообразных) стандартов; 5) функционально-договорных обязательств; 6) договоренностей как итогов международных переговоров; 7) прецедентного влияния решений международных судов; 8) деятельности международных институтов.
В частности, международное сообщество рассматривает местное самоуправление в качестве важного инструмента построения демократии на уровне государств и мощного средства межгосудар-
ственного интеграционного сотрудничества и объединения. Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. налагает на ее участников, в том числе и на Российскую Федерацию, обязательство гарантировать охрану и защиту института местного самоуправления на своей территории.
Как отмечает Е.-У. Е1етерсманн, «исчезновение международной системы холодной войны и появление рыночно-ориентированной глобальной интеграции открыли новые возможности для создания либерального международного порядка, основанного на принципах конституционализма и демократии»[5]. Это требует создания адекватной вызовам времени и потребностям развития международно-правовой среды, сочетания демократических процессов на национальном уровне с формированием медународных и наднациональных структур в соответствии с демократическими принципами и с использованием демократических процедур.
[1] См.: Мнацаканян М.О. Нации: психология, самосознание, национализм (интегральнаятеория). М., 1999. С. 122—128.
См.: Комарова В.В. Прямая демократия в системе конституционных ценностей // Государственный суверенитет и верховенство права: международное и национальное измерения. II Московский юридический форум (Кутафинские чтения) (2—4 апреля 2015 г., Москва). Сборник докладов. М., 2015. С. 2—7.
[2] См. подробнее: Лебедев В. А. Демократия и суверенитет //Государственный суверенитет и верховенство права: международное и националвное измерения. С. 13-18.
[3]
Осавелюк А.М. Националвная моделв демократии и международное право // Государственнвш суверенитет и верховенство права: международное и националвное измерения. С. 18—23.
' См.: Тихомиров Ю.А. Государство: преемственноств и новизна: Научное издание. М., 2011. С. 68.
[5] Petersmann E.-U. Constitutionalism and International Organizations // Northwestern Journal of International Law & Business. 1996/97. Vol. 17. No. 2/3. P. 398.
О
См.: Raunio T. National Parliaments and European Integration. What we know and what we should know // Arena Wbrking Paper. 2009. No. 2. P. 13—14.
|