Изучая преступность в целом и проблемы ее предупреждения, нельзя не обратить внимания на актуализацию проблемы стабильного роста преступлений, совершаемых в состоянии опьянения. Особую тревогу вызывают преступления, совершаемые в состоянии опьянения, а также способствующие им негативные социальные явления. К их числу относятся пьянство, алкоголизация и наркотизация населения.
Преступления, совершаемые в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения, составляющие основу «пьяной» преступности, являются наиболее острой проблемой в современной России. За последние восемь лет их количество значительно возросло, а удельный вес вырос с 14,2% в 2008 г. до 39,4% в 2016 г.
Под «пьяными» правонарушениями в данной работе мы понимаем совокупность преступлений и административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в связи с чем предлагаем рассмотреть проблемы профилактики правонарушений, совершаемых не только в состоянии алкогольного, но и наркотического (и иного токсического) опьянения.
Одним из проблемных направлений в деятельности участковых уполномоченных полиции является проведение профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений в состоянии опьянения и представляющими опасность для окружающих, выявление и постановка данных лиц на профилактический учет с последующим проведением индивидуальной профилактической работы с ними.
Согласно Приказу МВД России № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»[1], рассмотрим следующие проблемные категории лиц, состоящих на профилактическом учете и склонных к совершению правонарушений в состоянии опьянения:
больные алкоголизмом или наркоманией, состоящие на учете в медицинской организации и представляющие опасность для окружающих;
совершившие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющие опасность для окружающих;
лица, которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача.
В соответствии с п. 73 Приказа МВД России № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», участковые не реже одного раза в квартал проводят индивидуальную профилактическую беседу с данными подучетными категориями лиц, поскольку именно с ними возникает большинство проблемных ситуаций в процессе предупредительной деятельности.
Основными источниками информации о таких лицах служат:
S обращения граждан и должностных лиц, поступающие в органы внутренних дел;
S приговоры судов на лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (вступившие в законную силу);
S постановления о прекращении уголовных дел или об отказе в возбуждении их по фактам правонарушений, совершенных в состоянии опьянения;
S служебная документация, находящаяся в дежурной части территориального ОВД (книга доставленных, копии постановлений мирового судьи по ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ);
S инициативные рапорта сотрудников полиции о выявлении фактов соответствующих правонарушений;
S информация, поступающая в полицию из медицинских организаций об обращении к ним лиц с различными травмами (сигнальный лист, криминальное сообщение).
Рассмотрим проблемные вопросы профилактической работы с данными подучетными лицами более подробно. Первая категория - больные алкоголизмом или наркоманией, состоящие на учете в медицинской организации и представляющие опасность для окружающих. В соответствии с п. 35 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», сотрудники полиции обязаны участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений.
В данном пункте имеется ссылка на порядок, предусмотренный законодательством РФ, точнее на ст. 30 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании», где абзац 3 закрепляет, что сотрудники полиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. Однако указанный порядок оказания содействия сотрудников полиции и, в частности, участковых уполномоченных полиции медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации по смыслу закона не относится к больным алкоголизмом или наркоманией. В данном случае речь идет о недобровольной госпитализации лиц, страдающих психическими расстройствами.
В итоге данная деятельность не регламентирована - оба закона, ссылаясь друг на друга, не объясняют порядок наблюдения за лицами, страдающими алкоголизмом или наркоманией, что осложняет предупредительную деятельность с данной категорией граждан[2].
Также согласно п. 37.17 Приказа МВД России № 1166 участковые уполномоченные полиции при несении службы на административном участке обязаны участвовать в пределах компетенции совместно с органами здравоохранения в наблюдении за лицами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом принудительной госпитализации лиц в медицинские организации[3].
Однако в статье 13 («Соблюдение врачебной тайны») Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. В итоге в некоторых регионах сложилась проблема отказов медицинских организаций по предоставлению информации на поступающие запросы сотрудников полиции о лицах, состоящих на диспансерных учетах. Как правило, медицинские работники отказывают в предоставлении запрашиваемой информации со ссылкой на соответствующее федеральное законодательство[4].
В целях решения данной проблемы в 2014 г. ГУ МВД России по Алтайскому краю обосновывалась необходимость исключения лиц, больных алкоголизмом или наркоманией и представляющих опасность для окружающих, с профилактических учетов. Также в качестве альтернативы предлагалось закрепление полномочий участковых уполномоченных полиции по ведению на административных участках списков таких лиц, но данная инициатива была отклонена[5].
В результате участковые уполномоченные полиции не всегда имеют достаточных оснований для постановки данных лиц на профилактический учет, что приводит к значительному снижению количества данной подучетной категории лиц и практическому отсутствию профилактической работы с лицами, больными алкоголизмом или наркоманией.
В практической деятельности участковый уполномоченный полиции может получить сведения о лицах, больных алкоголизмом или наркоманией и состоящих на учете в медицинской организации в ходе осуществления взаимодействия с органами дознания и следствия. В данном случае следователь (дознаватель) в ходе расследования уголовного дела при получении положительного ответа из медицинской организации о больном алкоголизмом или наркоманией и представляющем опасность для окружающих может и должен информировать начальника ОУУП и ПДН с предоставлением копии ответа. Это необходимо для последующей профилактической работы участкового уполномоченного с данной подучетной категорией[6].
В свою очередь, следует организовать работу участковых уполномоченных полиции по сбору и направлению в органы следствия либо дознания характеризующих материалов на лиц, находящихся на условно-досрочном освобождении, подписке о невыезде, отсрочке исполнения наказания, при совершении ими преступлений (в т.ч. «пьяных»), с целью решения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Аналогичные сведения можно запрашивать в территориальных органах ГИБДД, которые ведут учет водителей, задержанных за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Также согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, в следующих случаях:
в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;
при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условнодосрочно;
3.1) в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;
в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, больному наркоманией, не достигшему 16-летнего возраста, а также несовершеннолетнему, не достигшему 15-летнего возраста, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, и др.[7]
Общественная опасность данных лиц подтверждается медицинскими документами либо заключается в совершении административных правонарушений или преступлений, опасных для окружающих, особенно если они совершаются в состоянии опьянения, которое само по себе, как правило, повышает общественную опасность личности и приводит к более тяжким последствиям.
Об уровне общественной опасности подучетных категорий граждан участковый уполномоченный полиции должен судить, опираясь на следующие факты:
S отрицательная характеристика личности лица (по месту жительства, учебы, работы, службы). Данные характеризующие сведения собираются путем опроса соседей, домочадцев, сокурсников, сослуживцев, коллег по работе профилактируемого лица. Принимается во внимание состояние его психического здоровья, агрессивное поведение (например, при написании характеристики следует обратить внимание на уровень его эмоциональной возбудимости);
S наличие неоднократных жалоб, заявлений на противоправное поведение профилактируемой личности (по фактам нарушения общественного порядка, общественной безопасности, злоупотребления спиртными напитками и т.п. ).
В настоящее время во многих населенных пунктах (в основном в сельской местности) сохраняется проблема отсутствия возможности проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При проведении оперативных совещаний в ГУ МВД России по Алтайскому краю неоднократно поднимался вопрос о порядке его проведения. Так, в апреле 2016 г. на имя губернатора Алтайского края была направлена информация о проблемных вопросах медицинского освидетельствования граждан с предложением о возможности выделения помещения в Ленинском и Индустриальном районах г. Барнаула для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения граждан, задержанных за административное правонарушение. Однако данная проблема в отдаленных населенных пунктах остается актуальной.
Следующая категория - лица, совершившие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющие опасность для окружающих.
Практика борьбы с правонарушениями, совершаемыми в состоянии опьянения, показывает, что большинство из них совершается в семье, в бытовой сфере, в жилищном секторе.
Довольно часто «пьяное» преступление совершается в быту по причине виктимного (как правило, провоцирующего, противодействующего, легкомысленного, асоциального) поведения самого потерпевшего. Это поведение выражается в систематическом пьянстве, наркомании, словесной ругани, нецензурной брани, криках, высказывании претензий, нанесении ударов и ином конфликтном поведении в отношении виновного, что, как правило, приводит к преступлению.
Поэтому в целях недопущения преступных посягательств участковым уполномоченным полиции при работе с гражданами предлагается проводить разъяснительную работу по поводу недопущения конфликтного поведения и провокации насилия (ругань, ссоры) по отношению к лицам, находящимся в состоянии опьянения. Это порождает противоправное поведение с их стороны либо способствует ему[8].
В настоящее время в практической деятельности сотрудников полиции сложилась проблема доставления правонарушителей, находящихся в жилище в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если это необходимо в целях недопущения или пресечения причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу.
По нашему мнению, данное право сотрудников полиции не позволяет в полной мере осуществлять деятельность по предупреждению и пресечению семейно-бытовых преступлений и административных правонарушений. Правонарушитель, находясь в состоянии опьянения, остается общественно опасным и в силу этого склонным к совершению повторного аналогичного правонарушения. Поэтому нами предлагается п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» изложить следующим образом: «Сотрудники полиции имеют право доставлять граждан, находящихся в жилище в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью иных лиц, нанести ущерб имуществу». По данному факту сотрудником полиции пишется рапорт, на основании которого пьяного правонарушителя предлагается изолировать от общества до момента его вытрезвления либо когда он перестанет быть общественно опасным.
Данное изменение позволит предотвращать и пресекать совершение повторных семейно-бытовых преступлений со стороны виновных лиц, находящихся в состоянии опьянения и опасных для окружающих. Потерпевшие граждане, в свою очередь, имеют право подать заявление о привлечении виновного к юридической ответственности. В итоге это повысит эффективность деятельности сотрудников полиции в области предупреждения семейно-бытовых преступлений, совершаемых в состоянии опьянения.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации доставление лица, совершившего преступление в сфере семьи и быта, возможно с последующим задержанием, если это лицо подозревается в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления, а также, если лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 91 УПК РФ)[9].
Таким образом, при совершении, например, уголовно наказуемых побоев, предусмотренных ст. 116 УК РФ, применение задержания сотрудниками органов внутренних дел возможно, а при совершении побоев, предусмотренных ст. 116.1 УК РФ, задержание не применяется в силу отсутствия оснований, предусмотренных ст. 91 УПК РФ (ст. 116.1 УК РФ не предусмотрено наказание в виде лишения свободы).
При совершении административно наказуемых побоев основание для осуществления административного задержания имеется и следует его применять (ст. 27.3 КоАП РФ).
Результаты проведенного нами исследования показали, что в большинстве случаев задержание сотрудниками полиции в отношении лиц, совершивших семейно-бытовое преступление небольшой тяжести и находящихся в жилище в состоянии опьянения, не применяется. Виновному лицу всего лишь предлагается добровольно прибыть в служебное помещение территориального органа внутренних дел (либо он сопровождается), где его опрашивают, проводят профилактическую беседу, после чего он уходит.
Анализ преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, связанных с причинением вреда здоровью, показал, что одним из доказательств является акт судебно-медицинского освидетельствования (экспертизы). Однако после примирения сторон потерпевшие, как правило, отказываются проходить медицинское освидетельствование. В итоге отсутствие медицинских документов, подтверждающих факт причинения телесных повреждений, лишает сотрудников полиции возможности привлечь виновного к уголовной ответственности[10]. По настоящее время данная проблема законодательным путем не разрешена.
Последней подучетной категорией, на которую следует обращать особое внимание в предупреждении правонарушений, совершаемых в состоянии опьянения, являются лица, которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача. Эффективность профилактической работы с ними зависит от уровня взаимодействия и обмена информацией между участковыми уполномоченными и подразделениями наркоконтроля, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, судебными органами, дежурными частями ОВД, патрульно-постовой службой, дорожно-патрульной службой, вневедомственной охраной.
Сведения о привлечении лица к административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача могут быть использованы в качестве основания для применения к нему иных правовых ограничений. Например, совершение правонарушений, предусмотренных ст. 6.8, 6.9, 6.13, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ и др. может повлечь в отношении правонарушителя установление административного надзора[11] [12], возложение обязанности пройти курс лечения от нарко-
2
мании .
Согласно статье 14 Федерального закона «О полиции», полиция имеет право задерживать лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер; лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом.
Согласно статье 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование. Для направления этого лица на медицинское освидетельствование судьи, следователи, органы дознания выносят постановление.
Согласно пункту 15 ст. 13 Федерального закона «О полиции», полиция вправе доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов[13] [14].
Согласно пункту 77.3 Приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» при пресечении фактов потребления в общественных местах наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача или иных одурманивающих веществ несовершеннолетним, не достигшим к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, участковый уполномоченный полиции доставляет его в территориальный орган МВД России и докладывает рапортом на имя начальника территориального органа МВД России.
На больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании.
За уклонение от наркологической помощи, включающей в себя профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию, больной наркоманией привлекается к административной ответственности по ст. 6.9.1 КоАП РФ.
Контроль за исполнением лицом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в медицинской организации и (или) учреждении социальной реабилитации возлагается на должностных лиц органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Медицинская организация и (или) учреждение социальной реабилитации направляют в уполномоченный орган (орган внутренних дел)2 уведомление в случаях уклонения лица от исполнения обязанности либо завершения исполнения лицом обязанности.
Таким образом, сохраняется ряд проблем профилактического воздействия на подучетных граждан, склонных к совершению преступлений и административных правонарушений в состоянии опьянения.
[1] Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 // Рос. газ. 2013. 27 марта. № 65.
[2] Семенюк Р.А., Бугера М.А. Взаимодействие участковых уполномоченных полиции с органами здравоохранения в наблюдении за лицами, страдающими алкоголизмом, наркоманией либо психическими расстройствами // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. Вып. 2 (25). С. 64.
[3] Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 // Рос. газ. 2013. 27 марта. № 65.
[4] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ; О персональных данных [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.06.2016).
[5] Деятельность участкового уполномоченного полиции: курс лекций / под ред. А.Г. Гришакова. Барнаул: БЮИ МВД России, 2016. С. 48.
[6] Щеглов А.И. Актуальные проблемы индивидуальной профилактической работы полиции с отдельными категориями граждан // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: мат-лы тринадцатой междунар. научно-практ. конф-ции: в 2 ч. Барнаул: БЮИ МВД России, 2015. Ч. 1. С. 287.
[7] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ; О персональных данных [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.06.2016).
[8] Семенюк Р.А. Криминологические особенности преступлений, совершаемых в состоянии опьянения (по материалам Сибирского федерального округа): учебно- метод. пособие. Барнаул: БЮИ МВД России, 2016. С. 36.
[9] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль- тантПлюс» (дата обращения: 12.09.2016).
[10] Щеглов А.И. Криминологический анализ преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений (по материалам Алтайского края) // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: мат-лы четырнадцатой междунар. научно-практ. конф-ции: в 2 ч. Барнаул: БЮИ МВД России, 2016. Ч. 2. С. 95-96.
[11] Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [Электронный ресурс]: федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.06.2016).
[12] О наркотических средствах и психотропных веществах [Электронный ресурс]: федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.06.2016).
[13] Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.06.2016).
[14] Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 28 мая 2014 г. № 484. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.06.2016).
|