Четверг, 28.11.2024, 03:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Детальный алгоритм действий участковых уполномоченных полиции по работе с лицами, больными алкоголизмом или наркоманией

В данном параграфе нами предлагается рассмотреть ситуации, с которыми сталкиваются участковые уполномоченные полиции в повседневной деятельности при осуществлении индивидуальной профилактической работы с двумя категориями граждан: 1) больные алкоголизмом или наркоманией, состоящие на учете в медицинской организации и представляющие опасность для окружающих; 2) лица, которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача.

Алгоритм предлагается рассмотреть в три этапа:

Выявление участковым уполномоченным полиции данных подучетных лиц.

Непосредственная их постановка на профилактический учёт в ОВД.

Осуществление индивидуальной профилактической работы с ними. [1]

 

S в процессе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.12.1 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Поэтому при выявлении обеспечивается проведение медицинского освидетельствования лиц, употребляющих алкогольные напитки, либо допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, представляющих опасность для окружающих, с целью их постановки на учет в медицинские организации и органы внутренних дел.

Отметим, что диспансерному учету и наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания за исключением лиц, обратившихся для анонимного лечения. Поэтому если сотрудником полиции выявлено лицо, систематически употребляющее спиртное или наркотики и представляющее опасность для окружающих, то в целях постановки его на учет в ОВД предлагается уведомлять об этих лицах заинтересованных медицинских работников с целью возможного медицинского вмешательства, обоснованно ссылаясь при этом на наличие соответствующего (с их слов) диагноза, подозрение в заболевании, представляющем общественную опасность.

Согласно Приказу МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298, сотрудники полиции при обнаружении лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, при необходимости оказывают им первую помощь, организуют незамедлительный вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи, о чем докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России, и действуют в соответствии с указаниями дежурного, а также обеспечивают сохранность имущества лиц, находящихся в состоянии опьянения1.

При работе с правонарушителями рекомендуется использование средств видеофиксации. [2]

 

При направлении правонарушителя на медицинское освидетельствование должностное лицо (в частности, участковый уполномоченный полиции) обязано принять меры к установлению его личности. Сведения об отсутствии документов у лица, подлежащего медицинскому освидетельствованию, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае должностным лицом установлена его личность, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование. В случае отказа данных лиц от прохождения медицинского освидетельствования делается соответствующая отметка в протоколе о направлении на медицинское освиде- тельствование[3].

Для проведения медицинского освидетельствования выносится соответствующий протокол. При этом следует учитывать, что лица, совершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, могут отказываться (уклоняться) от прохождения медицинского освидетельствования.

Административная ответственность за данный отказ отсутствует (за исключением лиц, управляющих воздушным судном - п. 7 ст. 11.5 КоАП РФ; судоводителем - п. 2 ст. 11.9 КоАП РФ; транспортным средством ст. 12.26 КоАП РФ; осуществляющих ношение огнестрельного оружия - п. 4.2 ст. 20.8 КоАП РФ). В данном случае факт нахождения правонарушителя в состоянии опьянения может подтверждаться показаниями свидетелей, понятых, а также рапортом сотрудника полиции.

Кроме того, в случаях отказа лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения предлагается привлекать его к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.3 КоАП РФ[4], с чем мы не согласны.

Привлечение к административной ответственности за неповиновение законным требованиям и распоряжениям представителей власти происходит в связи с совершением лицом другого правонарушения (например, невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении), проведением оперативных мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений (отказ проследовать в отдел полиции), осуществлением других профилактических мероприятий, направленных на обеспечение общественной безопасности и правопорядка (отказ от прохождения личного досмотра)[5]. В связи с этим, если данные события отсутствуют, то в случаях отказа лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения с точки зрения действующего законодательства нет оснований привлекать его к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.3 КоАП РФ.

Согласно статье 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинское вмешательство (в т.ч. медицинское освидетельствование) без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в ч. 2 настоящей статьи);

в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. К таким заболеваниям относятся туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), психические расстройства, расстройства поведения и др.[6] Все эти заболевания присущи лицам, больным наркоманией;

в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы[7].

2. Непосредственная их постановка на профилактический учёт в органы внутренних дел.

Основанием для постановки больных алкоголизмом либо наркоманией на профилактический учет в ОВД является наличие медицинских документов из медицинской организации на данное лицо, состоящее на учете в медицинской организации и представляющее опасность для окружающих (п. 65.2 Приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»), в связи с этим участковым уполномоченным требуется получить сведения о лицах, находящихся на диспансерном учете.

При прохождении соответствующего медицинского освидетельствования и выдачи врачом психиатром-наркологом письменного заключения, подтверждающего диагноз «алкоголизм», «наркомания», «токсикомания» или факт немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и если при этом больные представляют опасность для окружающих, участковый уполномоченный полиции незамедлительно ставит таких лиц на профилактический учет в органах внутренних дел.

Лица, больные наркоманией, токсикоманией либо допускающие немедицинское потребление наркотических и других средств, влекущих одурманивание и одновременно представляющих опасность для окружающих, должны состоять на учете как у врачей-психиатров, так и у врачей-наркологов.

Основанием постановки лиц, которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача, является наличие административной ответственности у данных лиц. Напомним, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

Выявление таких лиц возможно путем получения своевременной информации из дежурной части ОВД либо с помощью ИБД «Регион», проведения периодической выборки (ежеквартально) лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ.

3. Осуществление индивидуальной профилактической работы с данными подучетными категориями граждан.

Участковый уполномоченный полиции, проводя профилактическую работу с лицами, потребляющими спиртное, наркотические средства без назначения врача, преследует цель возвращения их к активной трудовой деятельности, для чего убеждает лицо в необходимости добровольного лечения, разъясняет пагубность употребления наркотиков, осуществляет индивидуальные формы воздействия с учетом рекомендаций лечащего врача-нарколога, обеспечивает наблюдение за поведением и образом жизни лиц, страдающих алкоголизмом, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в целях недопущения возобновления ими потребления спиртного или наркотиков[8].

В связи с этим рекомендуется взаимодействовать с органами следствия и дознания, ежемесячно запрашивать сведения по уголовным делам, находящимся в производстве, возбужденным по ст. 228 УК РФ. Как правило, по таким делам проводятся наркологические экспертизы задержанных лиц, следовательно, при установлении диагноза эти сведения можно использовать при постановке на профучет лиц, проживающих на административном участке в пределах зоны обслуживания наркологического диспансера. Аналогичные сведения можно запрашивать в территориальных органах ГИБДД, которые ведут учет водителей, задержанных за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Далее нами предлагается пример результата проведенного совместного совещания органов внутренних дел и прокуратуры Алтайского края, на котором было достигнуто совместное решение и разработан алгоритм действий сотрудников полиции в случаях выявления лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Например, в общественном месте выявлено лицо, находящееся в состоянии алкогольного опьянения либо распивающее спиртные напитки в запрещенных местах. По данному примеру имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 20.20 или ст. 20.21 КоАП РФ.

Ситуация 1. Правонарушитель осознает противоправность своих действий, согласен с правонарушением, ориентируется на местности, не противодействует сотрудникам полиции, даёт достаточное письменное объяснение в протоколе об административном правонарушении и, соответственно, подписывает его. Доказательства в виде рапорта сотрудника (сотрудников) полиции, выявившего административное правонарушение, объяснение свидетеля считаются достаточными. Поэтому проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения не обязательно (на усмотрение сотрудника полиции), однако рекомендуется применение средств видеофиксации.

Ситуация 2. Правонарушитель не согласен с тем, что он совершил правонарушение, поясняет, что не пьян или не употреблял спиртных напитков; отказывается от дачи объяснения либо от подписания протокола об административном правонарушении. В данном случае с целью обеспечения доказательственной базы и привлечения к административной ответственности сотруднику полиции следует в обязательном порядке обеспечить проведение медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

При выявлении следует отметить, что запах алкоголя изо рта при достойном поведении лица, не оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, не дает оснований для его привлечения к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ.

Например, согласно протоколу об административном правонарушении, гражданин Б. у дома № 40 по пер. Прудскому г. Барнаула находился в состоянии алкогольного опьянения (признаки: неопрятный внешний вид, нарушенная координация движения), чем оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность. В материалах дела отсутствует акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Гражданин Б. был задержан непосредственно после совершения административного правонарушения, доставлен мировому судье, при этом признак состояния опьянения в судебном заседании не подтвердился. Одежда гражданина Б. опрятна. Объяснениями свидетелей также не подтверждены признаки опьянения гражданина Б. В результате из-за противоречий в материалах дела производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ, в отношении гражданина Б. было прекращено[9].

При выявлении несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, находящихся в состоянии опьянения, либо потребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества, следует принимать во внимание ст. 5.35 КоАП РФ с целью привлечения к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей.

Подводя итог вышесказанному отметим, что в процессе работы с правонарушителями, находящимися в состоянии опьянения, рекомендуется использование средств видеофиксации.

 

[1] Выявление участковым уполномоченным полиции лиц, больных алкоголизмом или наркоманией, а также лиц, которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, осуществляется следующим путем:

S направление запроса в медицинскую организацию и получение соответствующих медицинских документов;

S профилактический обход административного участка;

S поступление заявлений и обращений граждан;

^ проверка по базам данных ИБД, ОСК;

S взаимодействие с дознанием и следствием;

S получение копии вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 6.8, 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

[2] Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации: приказ МВД России от 23.12.2011 № 1298 // Рос. газ. 2012. 29 февр. № 43.

17

[3] Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения: постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 37 // Рос. газ. 2015. 4 февр. № 21.

[4] Цуканов Н.Н. Лекция 9. Противодействие незаконному потреблению и обороту наркотических средств и психотропных веществ // Деятельность участкового уполномоченного полиции: курс лекций / под ред. А.Г. Гришакова. Барнаул: БЮИ МВД России, 2016. С. 102.

[5] Кодекс РФ об административных правонарушениях. Главы 19-23. Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. Б.В. Россинского. М., 2014. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.06.2016).

[6] Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.06.2016).

[7] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.06.2016).

[8] Организация деятельности участковых уполномоченных милиции: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 321.

[9] Судебный участок № 1 Центрального района г. Барнаула. Постановление о назначении административного наказания от 11 сентября 2013 г.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.05.2017)
Просмотров: 3747 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%