Рассматривая процесс выявления «семейно-бытовых правонарушителей», предлагаем рассмотреть несколько типичных ситуаций, с которыми участковый уполномоченный полиции сталкивается на своём административном участке, в ходе своей ежедневной рутинной работы.
Под правонарушением в сфере семейно-бытовых отношений следует понимать противоправное, виновное, общественно опасное, наказуемое деяние правонарушителя, находящегося в брачных, родственных, семейных или дружеских отношениях к потерпевшему, совершенное в результате семейно-бытового конфликта, которое посягает на общественный порядок, жизнь и здоровье, личную свободу, права, честь и достоинство гражданина[1].
В настоящем параграфе мы будем рассматривать не только административные правонарушения, но и уголовные преступления в сфере семейно-бытовых отношений.
Как показывает практика, такие лица выявляются среди освобожденных из мест лишения свободы, осужденных за совершение бытовых, насильственных, корыстно-насильственных преступлений, не связанных с лишением свободы, иных правонарушителей, злоупотребляющих спиртным, потребляющих наркотические средства.
Криминогенную ситуацию в сфере семьи и быта участковый уполномоченный полиции выявляет:
А путем организации работы с гражданами на основе доверительных отношений;
А в процессе приема граждан на административном участке;
А в процессе отработки жилого сектора, т.е. мест постоянного проживания граждан - квартир, частных домов, общежитий, а также подъездов, лифтов и дворов многоквартирных домов.
В случае выявления лиц, совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, участковым уполномоченным полиции подается рапорт на имя начальника территориального ОВД с целью постановки их на профилактический учет. После согласования информация об указанных гражданах вносится в ИБД «Регион». Руководством ОУУП и ПДН принимается решение о постановке их на профилактический учет, в процессе которого собирается информация о ежеквартальном проведении профилактической работы, проверках по месту жительства, работы (учебы) подучетных, отражается образ жизни, связи, интересы и наклонности данных лиц. К проверкам указанных граждан привлекаются представители общественных организаций.
Далее мы рассмотрели следующие типовые, наиболее часто встречающиеся ситуации на примере выявления фактов побоев, совершенных в сфере семьи и быта в состоянии опьянения.
Ситуация 1. Участковый уполномоченный самостоятельно выявляет правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений, совершенное в состоянии опьянения. Например, к участковому уполномоченному полиции поступила информация о нанесении побоев или совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Алгоритм действий. Участковый уполномоченный полиции обязан:
зарегистрировать обращение гражданина в журнале обращений и приема граждан;
незамедлительно сообщить в дежурную часть ОВД для регистрации в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП);
прибыть на место происшествия, назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию служебное удостоверение;
установить личность правонарушителя и потерпевшего путем проверки соответствующих документов (соблюдая меры личной безопасности). При этом необходимо выяснить следующие события:
А в случаях нанесения побоев в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, следует разъяснить виновному, что его действия образуют состав преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ;
S если побои нанесены лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, то виновному разъясняется, что его действия образуют состав преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ.
В иных случаях данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Далее, в зависимости от установленного события, возможны следующие подситуации.
Подситуация 1. Побои нанесены в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой- либо социальной группы, а также лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, т.е. обнаружен состав преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ либо 116.1 УК РФ.
Участковый уполномоченный полиции обязан:
до приезда следственно-оперативной группы самостоятельно принять меры по охране места происшествия и по сохранению следов преступления;
самостоятельно установить очевидцев и свидетелей преступления (происшествия), данные о которых сообщить в дежурную часть.
В случае совершения побоев по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, по данному факту в целях взаимодействия предлагается сообщить в подразделение по противодействию экстремизму;
принять от потерпевшего письменное заявление о преступлении и объяснение о случившемся;
организовать прохождение потерпевшим медицинского освидетельствования по факту телесных повреждений, т.е. выписать постановление на СМО (СМЭ). При отказе потерпевшего от прохождения медицинского освидетельствования предлагается письменно зарегистрировать данный отказ и разъяснить ему невозможность предупреждения и пресечения повторных аналогичных противоправных действий и дальнейшего привлечения виновного (виновных) к юридической ответственности;
направить виновного на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» доставить виновного в служебное помещение территориального органа или подразделение полиции для дальнейшего сбора материалов по делу;
направить материалы уголовного дела по подследственности в мировой суд.
Подситуация 2. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Участковый уполномоченный полиции обязан:
принять от потерпевшего письменное заявление и объяснение о случившемся, обеспечить прохождение медицинского освидетельствования потерпевшего по факту телесных повреждений;
установить свидетелей правонарушения и записать их данные;
опросить виновного, направить его на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП.
При осуществлении ежедневного профилактического обхода административного участка участковому уполномоченному следует быть бдительным, если выявляются признаки семейного насилия. К ним можно отнести:
высокомерное обращение с членами семьи, сожителями, близкими и иными людьми; демонстрирование (проявление) своей силы над близкими, сожителями; факты психического воздействия, например, с высказываниями «Я главный», «Я хозяин» и т.п.;
частое употребление спиртных напитков, потребление наркотических и иных психотропных веществ;
следы телесных повреждений (ссадины, гематомы);
оскорбление, унижение сожителя, соседа;
отсутствие позитивной целеустремленности в жизни (нежелание продолжать учебу, продолжать самосовершенствоваться в трудовой, общественной, досуговой и иной деятельности).
При выявлении хотя бы одного из перечисленных признаков семейного насилия, в целях проверки или получения дополнительной информации (как положительного, так и отрицательного характера) участковому уполномоченному предлагается проявить инициативу и провести беседу с гражданами без присутствия предполагаемого правонарушителя (прийти, когда его не будет дома, либо пригласить под иным предлогом на участковый пункт полиции).
В связи с этим участковому следует провести поквартирный (подворный) обход соседей. В ходе проведения бесед с ними попытаться выяснить подробную информацию об интересующих жильцах следующего содержания:
S Кто проживает, кто собственник жилья?
S Как можно охарактеризовать каждого проживающего?
S Известны ли случаи конфликтов, причинения телесных повреждений, насилия? Если да, то как часто?
S Иную интересующую информацию.
Ситуация 2. Информация о семейно-бытовом правонарушении в состоянии опьянения (семейном скандале) поступает в дежурную часть ОВД.
В данном примере возможно несколько вариантов:
S граждане самостоятельно обращаются с заявлением в дежурную часть ОВД, приходят на прием к участковому уполномоченному полиции;
S обращаются посредством телефона доверия (в Алтайском крае - на номер 128);
S с помощью портала государственных услуг направляют свое обращение (заявление) о случившемся;
S соседи обращаются с просьбой принять меры пресечения и предупреждения правонарушений (привлечь к ответственности соседа- правонарушителя, провести профилактическую беседу с ним, помочь жильцам);
S из медицинской организации поступает криминальное сообщение об обращении гражданина с телесными повреждениями, полученными в ходе семейной ссоры, конфликта в быту;
S иные варианты.
Алгоритм действий. В данном случае в зависимости от сложившейся ситуации участковому уполномоченному полиции требуется провести ряд мероприятий по сбору материала и принятия следующих мер реагирования:
S детально опросить лицо, от которого поступила информация;
S выяснить, кому ещё может быть известно о случившемся (при установлении - опросить);
S произвести поквартирный (подворный) обход;
S проверить по базам данных ИБД «Регион», ОСК, УОРИ лиц, фигурирующих в семейном конфликте (всех, как дебошира, так и потерпевшего, если таковой имеется);
S собрать характеризующий материал (по месту жительства, по месту работы);
S произвести проверку по месту жительства, написать рапорт по результатам;
S в случае причинения телесных повреждений провести СМО (СМЭ), установить причиненный вред здоровью;
S провести иные необходимые мероприятия.
Ситуация 3. Заявители при обращении в органы внутренних дел о семейно-бытовом «пьяном» правонарушении предъявляют сотрудникам полиции различные проблемные требования. Например, привлечь к уголовной либо административной ответственности заявители не желают, а хотят, чтобы сотрудники полиции просто приняли меры профилактического характера к виновному; зачастую просят лишь, чтобы его «забрали» из квартиры (дома), а потом через некоторое время отпустили. При этом даже если есть основания полагать, что он может причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу, не желают писать письменное заявление о совершенном преступлении или административном правонарушении по следующим причинам:
S чаще всего семейно-бытовыми правонарушителями выступают их близкие (мужья, сожители), которые хоть как-то, но материально помогают;
S боятся дальнейшей мести со стороны правонарушителя и др.
Алгоритм действий. В данном случае (при отказе дачи письменного заявления) участковый уполномоченный полиции обязан объяснить потерпевшей стороне и другим заинтересованным лицам, что он не имеет права привлечь правонарушителя к ответственности без соответствующего заявления и в дальнейшем проводить с ним профилактическую работу.
Также следует убеждать граждан в необходимости не только обращения по всем известным им фактам правонарушений, но и подачи соответствующего письменного заявления с целью привлечения виновных к юридической ответственности. Иначе лица, совершающие «пьяные» семейно-бытовые преступления или административные правонарушения, останутся безнаказанными. А безнаказанность, в свою очередь, способствует повторному аналогичному противоправному деянию, и его последствия могут быть более тяжкими.
1. Постановка на профилактический учет и проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, совершающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих.
Профилактический учет граждан, проживающих на административном участке, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы устанавливается решением начальника территориального органа МВД России. Участковый уполномоченный полиции пишет рапорт на имя начальника территориального органа МВД России и согласует его с начальником ОУУП о необходимости постановки на профилактический учет гражданина, входящего в категорию лиц, совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющих опасность для окружающих.
Срок их нахождения на профилактическом учете устанавливается в течение одного года с момента постановки (п. 67.3 Приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»).
На данном этапе особое внимание заслуживает организация проведения профилактической беседы с подучетными лицами. Профилактическая беседа с ними проводится в целях социализации личности, содействия в трудоустройстве; убеждения в добровольном лечении больных алкоголизмом или наркоманией; разрешения сложных семейных, бытовых и иных проблем, нейтрализации тяжелой жизненной ситуации, в которой оказался профилактируемый; устранения негативного влияния; привлечения к административной или уголовной ответственности. Как показывает практика, асоциальные личности наиболее часто потребляют алкоголь или наркотики, что обусловливает необходимость тщательной подготовки к проведению первой ознакомительной беседы с этой категорией граждан со стороны участкового уполномоченного полиции. Следует помнить, что профилактические беседы с правонарушителями не могут быть однотипными по форме и содержанию. При подготовке к беседе необходимо обратить внимание на следующие факторы:
S жизненные установки профилактируемого лица, его цели на будущее;
S жилищные и бытовые условия;
S его ближайшее окружение, криминальные связи;
S основные причины алкоголизации, наркотизации личности, противоправного поведения;
S возраст, образование, жизненный опыт, наличие профессии, семейное положение правонарушителя;
S направленность преступной деятельности, наличие криминальной специальности.
Опыт работы показывает, что в ходе беседы участковый уполномоченный полиции должен продемонстрировать хладнокровие, выдержку, умение использовать имеющуюся информацию о профилактируе- мом лице. Участковый уполномоченный полиции должен внимательно прислушиваться к аргументам правонарушителя и объективно оценивать их достоверность. Важно во время профилактической беседы убедить правонарушителя отказаться от асоциального, антиобщественного образа жизни.
Исходя из особенностей личности, на беседу можно пригласить тех лиц, которые в определенной степени могут повлиять на поведение правонарушителя. Помощниками в этом могут быть родственники, друзья, представители трудового коллектива, общественных формирований.
В случаях обращения к участковым уполномоченным полиции или к инспекторам по делам несовершеннолетних ОВД членов семьи, находящихся в сложном социальном положении, следует проводить с ними профилактическую работу. Особое внимание уделить семьям, в которых родители не имеют постоянного источника дохода, направить необходимую информацию в городские, районные Центры занятости населения для их последующего трудоустройства.
Таким образом, предлагается продолжать соответствующую работу, проводить отработку жилого сектора с целью выявления и постановки на профилактические учеты органов внутренних дел лиц, допускающих бытовое насилие, злоупотребляющих спиртными напитками; незамедлительно оформлять необходимые документы, предусмотренные Приказом МВД России от 31.12.2012 1166; вносить соответствующие изменения в профилактические учеты, ИБД «Регион».
Для повышения качества проводимой профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений на бытовой почве, насилию в семье, следует проводить оперативно-профилактические операции «Рецидив», «Быт», «Участок», «Малыш» и т.п. (при необходимости).
В качестве практических рекомендаций для сотрудников полиции мы предлагаем чаще применять доставление и задержание правонарушителей, находящихся в состоянии опьянения (при наличии соответствующих оснований) в целях временной их изоляции от общества и недопущения противоправного поведения с их стороны.
Важно объяснять гражданам, что при аморальном либо противоправном поведении лиц, находящихся в состоянии опьянения, в целях недопущения правонарушения, следует незамедлительно обращаться за помощью в органы внутренних дел, иначе своим бездействием они способствуют противоправному поведению пьяного человека.
[1] Гайдуков А.А. О понятии «Правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений» // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. № 2 (29). С. 101.
|